Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология»






Скачать 242.35 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология»
страница1/2
Дата публикации04.06.2015
Размер242.35 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
e.120-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"
Факультет философии, отделение культурологии

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»
для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра
Автор программы:

Куренной Виталий Анатольевич, кандидат наук, профессор, vkurennoj@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «22» ноября 2012 г

Зав. кафедрой Куренной Виталий Анатольевич
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Введение в специальность: история наук о культуре».

Программа разработана в соответствии с:

  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2010 г.




  1. Цели освоения дисциплины

Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» предназначен для студентов 1 курса философского факультета и является кратким введением в историю научной тематизации культуры. Курс сочетает исторический подход и систематический анализ в виде отдельных кейсов, демонстрирующих эпистемические возможности различных наук о культуре для анализа отдельных феноменов современной культуры. Целью курса — сформировать понимание основных парадигм исследований культуры в контексте становления и трансформаций современного гуманитарного знания.

Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» должен сформировать конкретное представление о том, что исследования культуры не являются «наукой всего», но — несмотря на разнообразие методов — представляют собой ансамбль методологических подходов с четкими границами предметной области исследований. Формирование этой предметной области осуществляется на протяжении последних 250 лет в ответ на усложнение социокультурного процесса как такового. Основные методологические парадигмы исследований культуры является имманентным ответом на те вопросы, которые возникали в процессе этого усложнения.

В то же время история наук о культуре включена в контекст основных трансформаций гуманитарного знания как такового, включена в контекст дисциплинарных дискуссий, проходящих между сторонниками натуралистических и гуманитарных методологических программ.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные периоды развития истории наук о культуре, специфику предметного понимания культуры в рамках основных исследовательских парадигм.

  • Овладеть начальными навыками анализа феноменов современной культуры


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Социально-личностные и общекультурные (СЛК)

СЛК-5

способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога


-написание письменных работ

-чтение текстов

-обсуждение текстов на семинаре

-конспектирование текстов

Универсальные общенаучные (ОНК)

ОНК-2

обладание навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией, знание способов ее получения и базовой обработки для решения научно-исследовательских, профессиональных и социальных задач


-выполнение письменных заданий

-подготовка к семинарским занятиям

Универсальные профессиональные (ПК)

ПК-1

понимает основные процессы и тенденции, протекающие в современной культуре, умеет проанализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте

-выполнение письменных заданий

-обсуждение текстов на семинаре




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра.

Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

СК- Б1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б3 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

СК-Б6 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б9 Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б10 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СЛК–Б6 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК–Б9 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

ИК – М2 умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных;
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «История и методы исследования культуры»

  • «Современное искусство»

  • «Социология культуры»

  • НИС «Исследования культуры»

  • «Современные проблемы культурологии»




  1. Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары

Практические занятия




1

«Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства.

20

4

4




12

2

Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология.

20

4

4




12

3

Модерн как основная категория описания социокультурного процесса современных обществ и его генезис. Инвариантная структура различных теорий модернизации. Основные характеристики модерна по сравнению с «традиционным» обществом: экономика и организация трудовой деятельности, социальная и политическая структура, сфера культуры. Компенсаторные реакции на процесс модернизации.

12


2


2





8


4

Культурно-религиозная теория формирования капитализма Макса Вебера. Индустриальное общество и его культурные аспекты. Массовое производство и массовое потребление. 

Роскошь и рождение капитализма. Престижное потребление и его социальная роль.

Процесс становления обществ модерна как процесс цивилизации и индивидуализации. Личность в цивилизации модерна: от предопределенности к бремени выбора. Появление буржуа как новой общественной группы. Жизнь в мире практических абстракций. Профессиональный долг. Концепция призвания Макса Вебера: божественная легитимация мирской профессиональной деятельности. Развитие буржуазной рациональности. Типы самоконтроля в буржуазной среде.

28

6

6




16


5

Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.

20

4

4




12


6

Миф как способ представления реальности. Миф в XX в. Миф как часть современный культуры. Устройство мифа: миф как форма. Мифологичность как характеристика формальный структуры. Миф как структурное содержание культуры. Семиотическая природа мифа. Культура как знаково-символическая система. Демифологизация. Критика буржуазного общества и массового сознания. Тавтология как прием массовой культуры. Многозначность эстетического произведения.

20


4

4




12

7

Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура.

20

4

4




12

8

Культурная функция исторических исследований. Проблема исторической памяти. Исторический опыт. Различные формы исторической памяти и их социальная и культурная функция. Институционализированные формы сохранения культурной памяти – музеификация культуры.

12

2

2




8

ИТОГО:

152

30

30




92


Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **







1

2

3

4




Текущий

(неделя)

Контрольная работа




X







Письменная работа, состоящая из двух частей на 70 минут.

























Эссе



















Реферат



















Коллоквиум



















Домашнее задание
















Промежуточный

Зачет
















Итоговый

Экзамен










X

Письменный экзамен на 120 минут.


* - Для текущего контроля указывается неделя модуля/ семестра, на которой проводится контроль, для промежуточного и итогового - отметка, в каком модуле/ семестре проводится.

** В графе Параметры указывается регламент (cвод постоянных или временных правил



    1. Критерии оценки знаний и порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Орезультрующая Итог = 0.2·Оэкзамен + 0.4·Отекущий + 0.4·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический.

Накопленная оценка формируется следующим образом.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по их активности в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.

Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента следующим образом:

Отекущий = 0.3· Оэссе + 0.3·Ореферат + 0.4·Отест

Накопленная оценка за 2-3 модуль может быть максимум 8 баллов:

4 балла – текущий контроль;

4 балла - аудиторная работа.


  1. Содержание дисциплины

Раздел 1 Название раздела:

«Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства.

Кейс: Инфантилизм и взрослость в современной культуре

Семинар: Жизнь Георга Зиммеля, контекст его научной деятельности. "Большие города и духовная жизнь": главные тезисы и структура.
Литература по разделу:
Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № ¾
Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445-474.

Куренной В. Философия ценностей южно-немецкой школы неокантианства. Фрагмент статьи: Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник. Сб. материалов. М.: Территория будущего, 2006. С. 21-24.

Литература к кейсу:

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

Марквард О. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6. [http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=711]
Раздел 2 Название раздела:

Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация и демократизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология.

Кейс: Современное кладбище как культурный феномен

Семинар: Герман Люббе. "В ногу со временем.  О сокращении нашего пребывания в настоящем": главные тезисы и структура.
Литература по разделу:
Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113.

Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

Литература к кейсу:

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992.

Раздел 3 Название раздела:

Модерн как основная категория описания социокультурного процесса современных обществ и его генезис. Инвариантная структура различных теорий модернизации. Основные характеристики модерна по сравнению с «традиционным» обществом: экономика и организация трудовой деятельности, социальная и политическая структура, сфера культуры. Компенсаторные реакции на процесс модернизации.

Семинар: Карл Маркс, Фридрих Энгельс. "Манифест коммунистической партии": главные тезисы и структура.
Литература по разделу:
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии [http://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm]

Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект? // Хабермас Ю. Политические работы. М.: Праксис, 2005.
Раздел 4 Название раздела:

Культурно-религиозная теория формирования капитализма Макса Вебера. Индустриальное общество и его культурные аспекты. Массовое производство и массовое потребление. 

Роскошь и рождение капитализма. Престижное потребление и его социальная роль.

Процесс становления обществ модерна как процесс цивилизации и индивидуализации. Личность в цивилизации модерна: от предопределенности к бремени выбора. Появление буржуа как новой общественной группы. Жизнь в мире практических абстракций. Профессиональный долг. Концепция призвания Макса Вебера: божественная легитимация мирской профессиональной деятельности. Развитие буржуазной рациональности. Типы самоконтроля в буржуазной среде.
Кейс: Буржуа как новый антропологический тип.

Семинар: Макс Вебер. "Протестантская этика и дух капитализма": главные тезисы и структура.

Литература по разделу:
Бергер П. Понимание современности // Социологические исследования. 1990, № 7.
Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Зомбарт В. Роскошь и капитализм // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 3. Исследования по истории развития современного капитализма. СПб.: Владимир Даль, 2005.
Козлова Н.Н. От традиционного общества к модерну: человек и люди // Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ, 1999. С. 99-131.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с польского. М.: Прогресс, 1987.
Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М., Спб.: Университетская книга, 2001.

Литература к кейсу:

Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.
Козлова Н.Н. Буржуа: жизнь в мире практических абстракций // Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ, 1999. С. 80-98.

Раздел 5 Название раздела:

Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.

Кейс: Реклама как знаковая система

Семинар: Жизнь Вальтера Беньямина, контекст его деятельности. "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости": время написания, главные тезисы и логическая структура. 
Литература по разделу:
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.
Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОСПЭН, 2004.

Литература к кейсу:

Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-318.
Раздел 6 Название раздела:

Миф как способ представления реальности. Миф в XX в. Миф как часть современный культуры. Устройство мифа: миф как форма. Мифологичность как характеристика формальный структуры. Миф как структурное содержание культуры. Семиотическая природа мифа. Культура как знаково-символическая система. Демифологизация. Критика буржуазного общества и массового сознания. Тавтология как прием массовой культуры. Многозначность эстетического произведения.
Кейс: Р. Барт как «мифологизатор»

Семинар: «Практические мифологии» Ролана Барта.
Литература по разделу:
Барт Р. Предисловие ко второму изданию // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 71-73.
Барт Р. Буржуазный вокал // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 240-243.
Барт Р. Дама с камелиями // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 252-255.
Барт Р. Расин есть Расин // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 161-164.
Литература к кейсу:

Барт Р. Предисловие к первому изданию // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 70.
Фотографии Р. Барта

[https://www.google.ru/search?q=%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD+%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82&newwindow=1&es_sm=122&biw=1366&bih=667&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=lUEYVOLILMq6ygOEj4LIBA&ved=0CAYQ_AUoAQ#newwindow=1&tbm=isch&q=Roland+Barthes].
Раздел 7 Название раздела:

Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура.

Кейс: Масс-медиа и война

Семинар: Жизнь Теодора Адорно, контекст его деятельности, основные работы. "Диалектика Просвещения": время написания, совместное авторство с Марком Хоркхаймером. "Культуриндустрия. Просвещение как обман масс". Франкфуртская школа: деятели, факты, этапы развития и характер деятельности.
Литература по разделу:
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. - СПб.: Медиум - Ювента, 1997.
Литература к кейсу:

Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3.

Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312. (§ «Медиа и война — краткая история отношений»)

Родс Э. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М.: Эксмо, 2008.

Раздел 8 Название раздела:

Культурная функция исторических исследований. Проблема исторической памяти. Исторический опыт. Различные формы исторической памяти и их социальная и культурная функция. Институционализированные формы сохранения культурной памяти – музеификация культуры.
Семинар: Механизмы культурной памяти.
Литература по разделу:
Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М.: Европа, 2007.
Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. — Таллинн, 1992. С. 200-202.
Люббе Г. Охрана памятников или парадоксы стремления старое вновь сделать старым // Прогнозис, 1 2005. С. 248-266.
Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Креативное письмо» для направления 031400. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Современный литературный процесс» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Креативная экономика» для направления 033000. 68 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 68 "Культурология"...

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для...
Основные понятия и категории, разработанные в литературоведении на протяжении XX века, синхронная история литературного процесса...

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Введение в специальность» для направления 031600....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама...

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 46. 03. 01 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную