Скачать 0.66 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав. кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1 «_29» __августа_2013 г. Программа модуля «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» Направление: Музыкознание, вокальное искусство Квалификация: бакалавриат Составитель: доц., к. культ. Смирнов А.Г. Москва – 2013 1.Пояснительная записка Представленный учебно-методический комплекс разработан для студентов факультета культуры и музыкального искусства и является важной частью общеобразовательных дисциплин. Он заключает в себе важнейшие разделы дисциплины: теоретическую базу теории культуры и теории цивилизаций, рассмотрение признаков, которые свидетельствуют о созревании какой-либо культуры в сердцевинную культуру-цивилизацию; анализ исторически исчезнувших цивилизаций и цивилизаций, продолжающих существовать до наших дней. Важное внимание уделено рассмотрению высших достижений художественной культуры культурных разных народов, а также механизмам цивилизационного взаимодействия как в прошлом, так и в условиях современных глобальных отношений между разными культурами и странами. Все это позволяет нацелить учебный материал на то, чтобы подготовить студентов к осознанию тех глобальных процессов, которые связаны в наши дни с интенсивными межкультурными и межцивилизационными связями разных народов и стран. Курс разработан на достижениях мировой научной мысли о культурах и цивилизациях, акцентирует внимание студентов на динамических процессах взаимодействия разных цивилизационных ареалов, а также на тех результатах, которые порождаются на основе этого взаимодействия. Также важной темой является рассмотрение сферы художественного творчества, раскрытие на примерах произведений искусства специфики развития, ценностно-мировоззренческих особенностей ведущих цивилизаций. Немало внимания уделено в учебном курсе проблемам сохранения национальных особенностей народов разных стран, что является одной из приоритетных проблем современного развития мировых культур и цивилизаций. Основные цели и задачи курса Цель настоящего курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с теоретическими и практическими особенностями исторического развития культурно-цивилизационных систем, а также с представленностью этих систем в современном глобальном мире. Эта цель достигается через решение следующих задач: 1. анализ развития научных представлений о культурных и цивилизационных системах, об этапах становления цивилизационной теории и взглядов на взаимодействие цивилизаций; 2. исследование исторической динамики первобытной культуры, а также важнейших цивилизаций Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времён; 3. проанализировать религиозные идеи, культурные достижения (изобретения, открытия, технологии и пр.), а также наиболее выдающиеся феномены мирового искусства как с точки зрения духовно-нравственной ценности образов, так и исходя из доминировавших в рассматриваемых цивилизациях аксиологических приоритетов; 4. рассмотрение механизмов взаимодействия и проблемы сохранения своеобразия современных цивилизаций в условиях расширения глобальных процессов и интенсивных межкультурных связей; 5. выработка у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности; развитие у студентов способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с научных позиций. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны: Знать: - важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы данной дисциплины; - культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, характерные для представителей разных цивилизаций; - место и роль истории культур и цивилизаций в контексте профильных дисциплин культурологического цикла Уметь: - различать в истории и в современном мире важнейшие цивилизационные системы; - видеть в свете культурологического подхода проблематику современной культуры, своей этно-национальной культуры, а также межкультурных и межконфессиональных взаимодействий в условиях глобального мира. - использовать основные приемы культурологического анализа в исследовании культур в синхронном и диахронном аспектах; - анализировать художественные произведения в контексте определённого исторического этапа развития рассматриваемой национальной культуры; Владеть: - методами самостоятельной работы с литературой по специальности; - навыками раскрытия духовно-нравственного смысла произведений мирового искусства, его связи с традиционной культурой определённого региона; - приёмами культурологического анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая практику массовой культуры и информационно-коммуникативного взаимодействия. Объем в ЗЕ: 3 кредита Время изучения: курс 1 семестр 2 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: История, История мировых религий Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Российская культура и искусство Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): К.1. Знание основных этапов развития мировой культуры и их важнейших характеристик, взаимосвязей культур в синхронном и диахронном аспектах. К.2. Понимание специфики ведущих мировых культур («мёртвых» и «живых») в социально-политической, экономической, семейной, художественно-эстетической сферах деятельности. К.3. Понимание смысловых и ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики ведущих мировых культур и цивилизаций. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Понимание специфики своей профессии в контексте современного мирового развития. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание: - традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.); - активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол); - формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации); - самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности). 2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование. 3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе, обучающие упражнения (имитация поведения в конкретных ситуациях межцивилизационных взаимодействий). Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер 2. Объем модуля и виды учебной работы Очная форма обучения
3. Содержание модуля / дисциплины 3.1. Разделы модуля / дисциплины и виды занятий Очная форма обучения
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
3.2.1. Тематический план лекций для очной формы обучения Тема 1. Теория цивилизаций Лекция 1. Основные идеи и понятия теории культуры и теории цивилизаций Историческая типология культур. Культуры разных исторических периодов – первобытная, древняя, средневековая, культура Нового и Новейшего времён. Культуры разных континентов. Культуры крупных цивилизационных систем. Мировая культура. Культуры разных сообществ: племен, народностей, этносов, наций, стран, регионов. Переход от первобытной культуры к культуре исторической, от традиционной культуры к цивилизации. Понятие «локальная цивилизация» в настоящее время. Цивилизация как масштабная исторически устойчивая суперсистема культурного плана. Признаки цивилизации. Общие и различные признаки у цивилизации и культуры. Общая схема культурно-цивилизационного развития человечества. Критерии и классификации цивилизационного развития; виды цивилизаций в прошлом и настоящем. Первобытная культура и формирование древних цивилизаций. Роль осевого времени в рождении цивилизаций современного типа. Проблема «Восток-Запад». Характеристика культурно-исторических эпох (согласно основным концепциям). Развитие представлений о цивилизациях: Данилевский Н.Я. (культурно-исторические типы); Шпенглер О. (характер межцивилизационных взаимодействий, упадок цивилизации Запада); Тойнби (жизненные циклы цивилизаций); Ясперс К. (осевое время); С. Хантингтон (столкновений цивилизаций) и др. Эволюционная концепция культурного развития. Концепция культурной диффузии. Принципы и методы изучения личности в истории культуры. Воззрения на культуру представителей школы «Анналов». Современные представления об исчезнувших и живущих цивилизациях. Тема 2. Культура первобытного общества и Древнего мира Лекция 2. Культура Древнего мира Период первобытности в человеческой истории. Проблемы генезиса культуры; проблемы хронологии и периодизации истории культуры. Типологические характеристики культуры первобытности. Отсутствие письменности, материального и сословного разделения, государства, городов, гражданственности. Синкретизм. Художественное наследие первобытного человека. Наскальная живопись. Культ плодородия и «палеолитические Венеры». Мегалитическая архитектура. Мифологическая картина мира. Мифологический код и культурная память. Генезис культуры и его проблематика. Первобытная культура и культура народов-изолятов современности: сходства и различия. Традиционные культуры Востока. Особенности развития древней культуры Египта. География, климат. Периодизация. История открытия Древнего Египта. Социальная и государственная структуры. Ирригационная система и развитие сельского хозяйства. Письменность. Менталитет древних египтян. Научная мысль (медицина, астрономия, математика и др.). Искусство, высокая степень его сакрализации. Архитектура храмов и гробниц. Скульптура. Изобразительное искусство. Канон в искусстве. Литература. Особенности и выдающиеся достижения художественной культуры. Роль Древнего Египта в мировом цивилизационном пространстве. Особенности развития древней культуры Ближнего Востока. Месопотамия: география, климат, периодизация. Исследование Месопотамии. Образы Междуречья и Древнего Египта в Библии, античной историографии. Города-государства. Феномен восточной деспотии. Письменность и специфика письменных источников. Эпос о Гильгамеше. Библиотека Ашшурбанипала. Специфика архитектуры (зиккураты, ансамбль Вавилона и др.). Скульптура, мелкая пластика. Законы Хамураппи. Война в Шумере, Аккаде, Ассирии. Торговля и межкультурные коммуникации. Первые универсальные империи: Ассирия и Иран. Научные знания. Месопотамия и Египет: сравнительная характеристика. Месопотамия в мировом культурном наследии. Индуистская/индо-буддийская цивилизация. География, климат, периодизация. Хараппская культура. Взаимодействие доарийских и арийской культур. «Веды» и «Упанишады» как памятники литературно-философской мысли. Хозяйственные занятия и материальная культура. Социальная структура (4 варны). Повседневная жизнь в прошлом и настоящем. Письменность, литература, театр, изобразительное искусство, танец, музыка, архитектура, скульптура. Научные достижения. Влияние Индии на культуры других народов. Индия в период колониального господства англичан. Феномены и духовные ценности индуистской цивилизации в современном мире. Культура Китая. География, климат, периодизация. Китай как центральная культура дальневосточной цивилизации. Специфика китайской философии и её роль в формировании менталитета китайского общества. Культ мудрости. Традиции, ритуалы, церемонии. Социальная и государственная структуры. Роль традиций в древнем и современном Китае. Научные достижения. Памятники искусства в контексте ценностно-мировоззренческой системы традиционного китайского общества. Влияние культуры Китая на формирование дальневосточной цивилизации. Мировое значение и прикладной эффект достижений китайской культуры на культуру и практику других цивилизаций. Европейцы в Китае в XIX в. Современные образы Дальневосточной цивилизации. Тема 3. Античный мир и цивилизации Средних веков Лекция 3. Культура Античности Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры. Античность как тип культуры. Определение, периодизация, география, климат. Культура Древней Греции. Крито-микенская культура. Периодизация древнегреческой культуры. Специфика государственного устройства. Социальные слои. Дихотомия «эллин-варвар». Политическая система. Демократия. Система образования и воспитания. Афины и Спарта – два полюса культуры. Хозяйственные занятия. Торговля, мореходство. Колонии. Архитектура (ордерная система, важнейшие памятники). Эволюция скульптурных образов. Вазопись. Театр. Литература. Наука. Философская и историческая мысль. Спорт и состязательность в культуре Греции. Специфика культуры эллинистических государств, идея синтеза Востока и Запада. Культура Древнего Рима, её своеобразие по сравнению с древнегреческой. Этногеографическое пространство Древнего Рима. Синтетический характер древнеримской культуры. Древнеримское государство: политический строй, право, государственные деятели. Военная культура, роль армии в Древнем Риме. Социальные слои. Рабовладение. Народы империи. Повседневный быт римского гражданина. Римская философия, история. Своеобразие римского искусства: архитектура, скульптура, скульптурный портрет, фреска. Литература. Театр. Зрелища, гладиаторские бои. Рим и его соседи: межкультурные взаимодействия. Достижения античности в мировом культурном наследии. Лекция 4. Цивилизации Средних веков Понятие «Средние века». Типология средневековых культур. Проблема хронологии. История и своеобразие мусульманской цивилизации. Домусульманский период. Кочевники и горожане. Проповедь Мухаммеда и её роль в формировании цивилизации. Особенности мусульманской культуры. Государственный строй и военно-теоретическая власть в исламском мире. Арабские завоевания. Багдадский халифат. Преодоление родового и регионального партикуляризма. Расцвет арабо-мусульманской культуры (IX-XVI вв.). Философия, арабская грамматика и филология. Научная мысль. Художественная культура её выдающиеся достижения. Роль арабского языка в культуре. Исламская цивилизация в мировом пространстве, её роль в современном мире. Культура Византии как наследницы античных традиций. Религиозный фактор в развитии цивилизации. Соседи Византии и взаимоотношения с ними. Форма государственного устройства. Идея симфонии властей. Специфика византийской культуры-цивилизации. Система образования. Храмовая архитектура, иконопись, философско-религиозная мысль, духовный опыт в культуре Византии. Роль Византии в истории русской культуры и развитии культур стран Восточной Европы. Культуры средневековой Европы. Место развития, периодизация. Античный, германский, христианский факторы в формировании культуры Западной Европы. Варварские королевства. Этика германцев. Каролингское Возрождение. Культура и образ жизни средневековой Европы в Х - XV вв. Менталитет. Социальная и политическая структура. «Молящиеся», «воюющие», «трудящиеся». Церковь и общество. Раскол христианской цивилизации на западную и восточную (Х1 в.). Система образования. Университеты. Феномены художественной культуры и их специфика в контексте аксиологических приоритетов эпохи. Романский и готический стили, их особенности и символика. Межкультурные и межцивилизационные контакты. Трансформация цивилизационного развития Западной Европы на рубеже Средних веков и Нового времени (XIV-ХVII вв.). Перемены в хозяйственной жизни. Культура европейского Возрождения. Феномен итальянского гуманизма. Религиозное и светское начала в культуре эпохи. Изменение представлений о мире и человеке. Философия гуманизма. Культ творческой личности. Искусство итальянского Возрождения. Особенности Северного Возрождения. Книгопечатание. Формирование национального самосознания. Великие географические открытия и рождение колониальной системы. Протестантизм как социокультурный феномен. Причины возникновения протестантизма. Идеи М. Лютера, Ж. Кальвина и др. деятелей Реформации; умеренный и радикальный протестантизм. Труд и личная вера как базовые понятия в протестантском типе культуры. Промышленное производство и торговля. Религиозные войны. Влияние протестантизма на развитие европейской и североамериканской цивилизаций. Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Тема 4. Культура Нового времени Лекция 5. Культура Западной Европы в Новое время Нововременная культура. Роль научного знания в культуре эпохи, эксперимент и опыт как основа познания. Проект Просвещения. Специфика развития регионов Европы. Промышленный переворот в странах Северной Европы. Снятие запретов на творческое преобразование природы, инновации и технические разработки. Появление классов современного типа. Урбанизация. Национальные государства и национальные культуры. Формирование национально-демократических процессов в общественной жизни западных стран. Значение идей французской революции. Секуляризация культуры. Углубление нового (сравнительно с народным и религиозным) понимания сущности человека, смысла его жизни, индивидуального существования. Идеи евроцентризма, человекоцентризма, индивидуализма. Рождение представлений о западноевропейской цивилизации как эталонной модели развития других культур и цивилизаций. Система образования. Утопические и теоретические проекты коренного преобразования государственного и политического устройства Западной Европы (социализм, коммунизм, анархизм). Взаимовлияние культур в ХVIII - ХIХ веках. Западная Европа и мировая динамика культуры. Северная Америка в Новое время. Протестантизм в формировании мировоззрения американцев. Взаимоотношения Европы и Сев. Америки. Колониальные войны. Специфика межнациональных отношений. Рабовладение. Война за независимость. Декларация прав человека. Конституция США. Война «Севера и Юга». Освоение Дикого Запада. Искусство Нового времени: основные стили эпохи. Эстетика барокко. Классицизм и идеи абсолютизма. Рококо в контексте культуры XVIII в. Идеи Просвещения в живописи XVIII в. Эстетика романтизма. Реализм. Импрессионизм. Символизм. Рождение массового общества и массовой культуры. Роль Европы в истории русской культуры. Тема 5. Взаимодействие культур и цивилизаций в ХХ – ХХI вв. Лекция 6. Культура стран Запада в XX – нач. XXI вв. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций. Проблемы культуры ХХ века; особенности культурных коммуникаций. Сущность и особенности межкультурного общения в ХХ веке. Культура стран Западной Европы. Проблемы европейской культуры ХХ века. Научно-технические достижения, рост промышленного производства. Урбанизация. Претензии западных стран на мировое лидерство и господство. Политические системы. Мировые войны: причины и последствия. Тоталитаризм (30-40 гг.) и его неприятия в любых формах в послевоенный период. Разрушение колониальной системы. Развитие средств массовой коммуникации. Визуализация культуры ХХ в. Глобализация культуры. Плюрализм, политкорректность и проблема социализации мигрантов, сохранения европейской самоидентичности. «Золотой миллиард» и «общество потребления». Тенденции развития художественной культуры: виды, стили, направления. От индивидуализации творческих поисков к плюрализму и постмодернизму. Модернизм и постмодернизм. Североамериканская цивилизация (США, Канада). Протестантская идеология и формирование менталитета. Взаимоотношения англичан с аборигенами. Расовая сегрегация. Идея «плавильного котла» и субкультуры в США. Плюрализм. Наука. Образование. Искусство (литература, живопись, кино, музыка и др.). Развитие массовой культуры и трансляция американских стандартов в мире. США как ведущая мировая держава: плюсы и минусы. Латиноамериканская цивилизация. Специфика, проблема европейского влияния. Великие географические открытия и испанская колонизация. Тактика аккультурации индейцев. Метисный характер современных культур стран Южной Америки. Искусство. Интерес к индейской культуре. Вклад латиноамериканской цивилизации в современное развитие мира. Лекция 7. Интеграция в современную мировую динамику дальневосточной и индийской цивилизаций Культура стран Дальнего Востока. Межцивилизационные взаимодействия Западной Европы и индуистской, дальневосточной цивилизаций в ХХ в., донорские функции цивилизации Западной Европы в начале века. Распад колониальной системы. Исторические этапы развития Японии, её интеграция в современную культурную динамику. Успехи в бизнесе, производстве. Синтез традиций и инноваций. Китай: от средневековой империи к марксистской социально-экономической модели. Элементы традиционализма, марксизма и капитализма в современном Китае. Роль традиций в обществе. Экономический рост, современные технологии, лидерство в производстве товаров и услуг массового потребления. Традиционное и современное искусство Китая. Демографическая ситуация. Китайцы за рубежом. Культурный и цивилизационный статус Китая в современном мире. Независимое развитие Индии в ХХ в. Колониальное наследие в современной Индии: плюсы и минусы. Демографический взрыв. Успехи Индии в освоении индустриальной и постиндустриальной культуры без отказа от собственных традиционных духовных ценностей в конце ХХ в. Достижения индийской экономики. Современная массовая культура в Индии. Стремительное экономическое, общественное, культурно-информационное развитие новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и др.). Лекция 8. Участие в глобальных взаимодействиях народов мусульманского мира и стран Африки Особенности мусульманской культуры XX – нач. XXI вв. Сохранение исторических противоречий между западноевропейской и арабо-мусульманской цивилизациями в ХХ в. Освобождение ряда стран от колониальной зависимости. Противостояние и взаимодействия с культурой Запада. Освоение западноевропейских достижений в экономике, науке, технике, городской жизни и одновременное сохранение традиций в быту, искусстве, религиозной жизни. Ресурсно-энергетические формы освоения современной культурной динамики и образа жизни (страны Ближнего Востока). Модернизация экономики и социальной структуры стран Юго-Восточной Азии. Интеграция этих стран в современные глобальные взаимодействия при сохранении своей цивилизационно-религиозной идентичности. Страны с частичной модернизаций современного типа (Иран и др.) или не приступавшие к модернизации («страны глубокого юга» - Афганистан и др.). Фундаментализм. Религиозный и этнический экстремизм. Противоречия между устной (малой) и письменной (большой) традицией. Неоднозначные последствия проникновения европейской культуры в арабо-мусульманский мир. Роль мусульманской цивилизации в современном мире. Культуры с архаическими основами жизнедеятельности и общественного развития в современном мире. Падение колониальной системы в сер. ХХ в. Отсутствие модернизации или её позитивных результатов. Усиление внутренних противоречий в культуре при неудачном проведении модернизации. Сохранение в основном традиционного уклада населения основной части стран Африканского материка. Интеграция в глобальные связи через вывоз ресурсов, экологический туризм, распространение товаров ремесленно-архаического характера. Влияние на развитие массовой культуры США и Западной Европы. 3.2.2. Тематический план практических и семинарских занятий для очной формы обучения Занятие 1. Идеи теории цивилизаций
Занятие 2. Культурное наследие Древнего мира
Занятие 3. Культуры Востока и Запада в Древнем мире и Средневековье
Занятие 4. Понимание человека в культуре Запада, в арабо-мусульманском мире, в культурах Дальнего Востока: общее и особенное
Занятие 5. Искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Занятие 6. Новые формы культуры в странах Западной Европы в Новое и Новейшее время
Занятие 7. Художественные стили Западной Европы, Востока, Азии в Новое и Новейшее время
Занятие 8. Процессы модернизации культур неевропейских народов в ХХ - нач. XXI вв.
Занятие 9. Межцивилизационные и межкультурные связи в условиях глобального мира
|
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |