Скачать 240.42 Kb.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФИЛЮ (НАПРАВЛЕННОСТИ) «Социология культуры» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение. Место социологии культуры в системе социальных и гуманитарных наук Социология культуры как научная дисциплина. Социология культуры (в целом) и частные социологии культуры, охватывающие ее отдельные специализированные или неспециализированные области (социальная философия, социология знания, науки и техники, личности, образования, религии, искусства, культуры повседневности и др.). Социология культуры как социологическая и культурологическая дисциплина. Отличие социологии культуры от других дисциплин культурологического и социологического циклов. Общая социология и социология культуры. Политология и социология культуры. Философия культуры и социология культуры. Социология культуры и история культурологии. Теоретическая и эмпирическая социология культуры. Общественное и культурно-историческое значение социологии культуры. Тема 1. Предмет социологии культуры Социум и культура в их диалектической взаимосвязи и взаимопереходе (мир социокультурных явлений) как предметная область социологии культуры. “Мир человека” – ценностно-смысловой мир любых – материальных и духовных – явлений, в котором живет человек, который он сам создает и который, в свою очередь, воссоздает человека. Уровневое строение “мира человека”: природа — социум — культура. Органическое единство трех уровней и их глубинная взаимосвязь между собой. Концепция уровней и диалектика высшего и низшего. Объяснение социокультурного развития через механизм “теневых систем”, соединяющий ценностно-смысловые уровни “мира человека”. Природные и социальные предпосылки культурных феноменов. Понятия “социальной тени” и “культурной тени”, отбрасываемых социальными и культурными явлениями на природном и социальном уровнях соответственно, как культурные смыслы. “Природа” и “социум” как категории культуры и их социологическая интерпретация. Понятие “социологического эквивалента культуры” (Г.Плеханов) и аналогичное ему понятие “культурологического эквивалента социума”. Их параллелизм и взаимная “зеркальность”. Задача социологии культуры – выявление социального в культуре и культурного в социуме, социологического и культурологического эквивалентов в общественной жизни, их взаимная корреляция и сравнительный анализ. Идея “энтелехии культуры”, восходящая к Аристотелю, и ее современные интерпретации (Г. Кнабе). Телеологичность “мира человека”, находящего свое смысловое завершение в культуре, а опору – в типе социальности. Противоречивые взаимоотношения социума и культуры как проблематика социологии культуры. Условность различий социума и культуры; взаимодействие социально-практической и духовной деятельности в рамках духовно-практической деятельности людей. Соотношение социальных явлений и культурных значений – их взаимное равновесие или нарушение равновесия. Представления о социокультурной полноте и неполноте. Внешние и внутренние возмущения, нарушающие социокультурное равновесие общественной системы, как факторы, разрушающие системность или радикально обновляющие ее. “Хаос” и “порядок” как категории, описывающие социокультурную неполноту и полноту, нарушение или установление социокультурного баланса в обществе. Первичное и вторичное во взаимоотношениях социума и культуры: прямая и обратная зависимости в решении проблемы социокультурного детерминизма. Методологическая дилемма социологии культуры: К.Маркс или М.Вебер? – Возможные варианты разрешения проблемы. Механизм культурной преемственности и культурного наследования: коммуникация и трансляция культуры. Традиции и инновации, интеграция и дифференциация, вычленение и генерализация, анализ и синтез, кумуляция и селекция как способы формирования социокультурного пространства. Вещи, факты, действия, процессы, события и т. п. как внешняя форма социального бытия; культурные значения и их интерпретации – его внутренний смысл. Осмысление социокультурных явлений и процессов в социологии культуры. Тема 2. Социологические концепции культуры Многообразие социальных и социологических концепций культуры как отражение многомерности и многозначности феноменов культуры в общественно-историческом контексте. Множественность критериев оценки и социального измерения явлений и процессов в культуре. Критерии “пользы”, “актуальности”, “соответствия эпохе” (или интересам определенного класса, сословия, группы) в социальной философии культуры как предпосылка научной социологии культуры. Предыстория научной социологии культуры: социокультурные идеи просветителей и представителей классической философии; социокультурные концепции европейского романтизма. Зарождение социологии (а вместе с ней и социологии культуры) как науки. Позитивизм в социологии и социологии культуры. Социология культуры О.Конта. Социокультурные идеи И.Тэна. Социологические идеи Дж.Милля. Социология Г.Спенсера и возникновение эволюционизма в социологическом изучении культуры (Л.Морган, Ф.Энгельс, Э.Тайлор, Дж.Фрезер и др.). Теория подражания Г.Тарда. Социология толпы Г.Лебона. Социологические идеи К.Маркса и Ф.Энгельса в приложении к культуре. Социокультурные идеи Р.Вагнера и Ф.Ницше, их влияние на социологические и культурологический взгляды эпохи модерна. История социологии культуры в России. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К.Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.). Консервативно-почвенническая социология культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов). Радикалистская социология культуры (В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, П.Ткачев и др.). Национальной своеобразие отечественной социологии культуры, связанное к дискурсом радикализма того или иного толка. Анархистская социология культуры (М.Бакунин, С.Нечаев, П.Кропоткин). Социологические концепции в культуре русского зарубежья (Н.Бердяев, И.Ильин, Г.Федотов, В.Ильин, П.Савицкий, Н.Трубецкой, Н.Устрялов, В.Ключников и др.). Социодинамика культуры П.Сорокина и ее значение для отечественной и западной социологии культуры. Становление функционализма в западной социологии культуры. Социология культуры в интерпретации Э.Дюркгейма. Концепция социологии культуры В.Парето. Формальная школа в социологии культуры (В.Дильтей, Г.Зиммель, Ф.Тённис, Л. фон Визе). Социокультурные идеи неокантианцев В.Виндельбанда и Г.Риккерта. Антипозитивизм в социологии культуры. Социокультурная концепция О.Шпенглера. “Понимающая социология” культуры М.Вебера и ее значение для развития социологии и культурологии в ХХ в. Вклад А.Вебера и В.Зомбарта в социологию культуры. Развитие социологии культуры первой половины ХХ в. Социокультурные идеи З.Фрейда, К.Г.Юнга и др. представителей фрейдизма. Антропологическое направление в социологии (М.Шелер, А.Гелен). Социологические концепции Франкфуртской школы в приложении к культуре (М.Хоркхаймер, Э.Фромм, Т.Адорно). Структурный функционализм (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Р.Мертон, Т.Парсонс). Символический интеракционизм (Ч.Кули, У.Томас, Дж. Мид и др.). Феноменологическая социология (А.Шюц, Г.Гарфинкель и др.). Теория обмена (Дж. Хоманс). Эволюция социологии культуры во второй половине ХХ в. Структурализм и постструктурализм в социологии культуры (К.Леви-Строс, Л.Гольдман, Р.Барт, Ц.Тодоров, Ю.Кристева, М.Фуко, Ж.Лакан и др.). Поздние социокультурные идеи Франкфуртской школы; неомарксизм (Ч.Р.Миллс, А.Лефевр, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно). Экзистенциалистские идеи в социологии культуры (А.Камю, Ж.-П. Сартр). Социология культуры “новых левых”. Леворадикальный социологический гиперкритицизм (Э.Гоулднер, М.Мерло-Понти, Ю.Хабермас). Теория постиндустриального информационного общества (Д.Белл, О.Тоффлер). Неофункционализм Н.Лумана. Неопсихологизм в социологии культуры (С.Московичи, А.Маслоу). Теория радикализированного модерна Э.Гидденса. Теория исчерпанности модерна (Ф.Ферраротти). Постмодернизм в социологии культуры. Социокультурный плюрализм герменевтики Г.Гадамера. Концепция “социального конструирования реальности” (Т.Лукман, П.Бергер). Игровая концепция социологии культуры (Э. Гоффман). Социокультурные идеи маргинализма (Ж.Батай, С.Зонтаг). Различные варианты социологической концепции постмодернизма (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Деррида, У.Эко, З.Бауман, Дж.Фридман). Тема 3. Ценности – нормы – значения в социокультурном контексте Структурные компоненты социокультурных процессов и явлений – ценности, нормы и значения. Их различия и взаимосвязь. Различная актуализация тех или иных ценностно-смысловых аспектов культурных систем в зависимости от исторических, социально-политических, экономических, технико-технологических и других условий. Типология культур в соответствии с этими критериями: культуры строго нормативные: культуры, ценностная природа которых основана на последовательном нарушении или отвержении норм (антинормативные культуры); культуры, базирующиеся на допущении безграничного плюрализма значений и смыслов (плюралистичные культуры). Различные типы социокультурной нормативности: стандарты, образцы (эталоны) и шаблоны; их сходство и различия в процессе социокультурной коммуникации и взаимодействия. Нормы и предписания (военные, правовые, политико-идеологические, моральные). Нормы социальные, политические, мировоззренческие (философские, религиозные, нравственные), художественно-эстетические, стилевые, бытовые. Архетипы, относящиеся к глубинным пластам сознания и бессознательному. Стереотипы массового сознания; стереотипизация массового сознания в реализации агитации и пропаганды. Манипулирование сознанием и поведением людей в системах массовой коммуникации и СМИ. Место норм различного образца в социокультурных системах, принадлежащих различным эпохам. Нормативизм и антинормативизм в культуре и обществе. Ценностные ориентации и поведение людей. Социокультурная проблематика. Различные типы соотношения социума и культуры; понятие социокультурной полноты / неполноты с точки зрения ценностно-ориентационной. Диапазон дифференциации общества с точки зрения разброса ценностных ориентаций. Интересы, потребности, предпочтения, ситмпатии и антипатии. Проблема ценностно-смыслового выбора. Типы ценностных ориентаций и социокультурная типология общественного поведения. Альтернативное и девиантное поведение (соответствующее различение норм, ценностей, ценностных ориентаций и пр.) в культурной семантике неофициальных или альтернативных разновидностей культуры (уголовный мир и криминальные структуры, оппозиционные политические и диссидентские движения, движения протеста, запрещенные религиозные секты, революционное, террористическое и иное подполье, молодежный, художественный, философский андеграунд и т. п. Тема 4. Социальная морфология культуры Морфология культуры с социологической точки зрения. Природа — социум — культура. Естественное и искусственное в культуре. Социокультурная картина мира. Типы социокультурной регуляции (исторические, национальные, региональные, сословно-классовые, возрастные и т. п.). Понятие морфологии и сущность морфологического подхода к изучению различных явлений. Естественнонаучные морфологии (растений, животных, человека) и их влияние на гуманитарное знание (обществоведение, языкознание, эстетику, психологию и т. п.). Морфология цвета И.В.Гёте (в полемике с оптической теорией цвета И.Ньютона) как первый опыт культурологической морфологии, учитывающей естественнонаучный и художественно-эстетический подходы при осмыслении феноменов культуры. Антропологические и лингвистические морфологии В.Гумбольдта. Культурфилософские морфологические модели Дж.Вико, Вольтера, Д.Дидро, А.-Р.-Ж.Тюрго, Ж.А.Кондорсэ, И.Г.Гердера, Ф.Шиллера и др. Морфологическое осмысление культуры у Канта, И. Г. Фихте, Шеллинга и Гегеля. Морфология культуры в романтических теориях (В.Г.Вакенродер, Ф. и А.В.Шлегели, Ж. де Сталь, Т.Карлейль, Стендаль). Проблемы национально-культурной типологии, национального своеобразия и национальной исключительности культуры. Укорененность в философской и научной традиции понимания культуры как “искусственного” в его антитетичности “естественному”, как “творческого” в сопоставлении с репродуктивным, “преобразованного” сравнительно с “рутинным” и т. п. Этимологические корни подобной концептуализации “природы и культуры” (лат. cultura – возделывание, обработка почвы; ср. также лат. cultus – почитание, преклонение, культ). Связь представлений о культуре на разных исторических этапах развития человеческого общества с просвещением, образованием, воспитанием человека, личности, гражданина, с культивированием ценностей, норм, идеалов, традиций. Причины популярности этой концепции в ХХ в., в рамках индустриального общества. “Картины культуры”, включающие “природу” в качестве основания и предпосылки “культуры”. “Картины культуры”, исключающие “природу” из картины мира и рассматривающие социум в качестве основания и предпосылки “культуры”. “Картины культуры”, исключающие “природу” и “общество” из картины мира и выстраивающие представления о культуре как имманентные самой культуре. Ландшафт, климат, фауна и флора, природные богатства, календарные ритмы, вероятность и повторяемость стихийных бедствий и природных катастроф и т. п. как природные факторы формирования и развития культуры в ее этно-национальной определенности и специфике. Природное наследие, цивилизационное наследие и культурное наследие в их онтологическом и гносеологическом единстве. Культура как “вторая” и даже “третья” “природа”. Типология культур в зависимости от проводимых ими аналогий с природой. Культуры, ориентирующиеся на прямые аналогии с природой и на воссоздание в качестве отношений общества природных отношений (культуры “традиционного” типа); культуры, строящиеся на демонстративном противопоставлении природе (культуры индустриального общества); культуры, стилизующие природные отношения как желанный, но недостижимый идеал гармонии человека с природой. Экология как культурологическое знание. Сущность экологических движений; их нравственные, политические, художественно-эстетические, религиозные требования. Экология природы и экология культуры (Д.С.Лихачев): их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимодействие. ХХ век и новые взаимоотношения между природой и культурой. Искусственные “псевдоприродные” объекты; социальная “псевдоприродность” как мнимая естественность. Натурализация социума и социальных отношений. Стихия рынка и товарный фетишизм в социокультурной сфере в раннеиндустриальном и постиндустриальном обществе. Культурологические концепции гармонии отношений между природой, социумом и культурой. Историческая морфология культуры в истории культуры. Место мифологии, религии, философии, науки, искусства в составе культурной системы. Социализированные формы культуры (хозяйственно-экономическая, правовая, политическая, нравственная). Специализированные и обыденные формы культуры. Социально-исторический и национально-этнический аспекты морфологии культуры. Тема 5. Социокультурная стратификация общества “Горизонтальный” и “вертикальный” срезы культуры. Культурные страты и социокультурная стратификация. Дифференциация систем ценностей и социокультурных стандартов, ролей, общественных поощрений и порицаний деятельности в зрелом, хорошо структурированном обществе и в обществе аморфном, аструктурном или деструктурированном. Социокультурная стратификация в традиционном, авторитарном, тоталитарном и демократическом обществах (с соответствующими историческими коррективами). Универсальные критерии социальной стратификации Т.Парсонса в приложении к изучению культуры (“качество”, “Исполнение”, “обладание”). Опыт социокультурной интеграции различных социокультурных подсистем в единую “суперсистему”. Нивелирующие, уравнительные тенденции социокультурного развития в обществе потребления, массовых коммуникаций и массовой культуры. Уникальность социокультурных явлений и ее относительность. Типы социокультурных структур: антагонистические и солидарные; организованные и неорганизованные (стихийные, спонтанные, дезорганизованные); родовые, контрактивные, принудительные, общинные и общественные, механические и органические; централизованные и децентрализованные (периферийные, региональные, маргинальные и т. п.). Иерархическое строение социокультурных систем. Типы социальной стратификации: социальная цитология, структурная морфология, анатомия и таксономия социокультурных систем и подсистем общества; межгрупповая дифференциация и интеграция. Нормативные и массовидные социокультурные системы и явления. Устойчивость и неустойчивость социокультурных систем. Факторы, влияющие на их устойчивость или неустойчивость в истории. Касты и слои общества как первичная социокультурная стратификация. Классовое, сословное и бюрократическое членение общества и его культуры. Сословно-классовые субкультуры общества; интеграция и дифференциация норм, ценностей, принципов и установок в отношениях между ними. Механизм интерклассовой селекции и конвергенции на разных стадиях исторического развития общества. Многомерность социокультурной дифференциации: по типу производства, уровню образования, социальному происхождению, социальному статусу и культурному престижу, по национально-этническим, политическим и идеологическим основаниям, по региональной принадлежности, по профессиональным и мировоззренческим признакам, по возрасту и полу. Плюрализм культур и социокультурная унификация. |
![]() | Предмет экологии. Экология, наука об окружающей среде, рациональное природопользования (определения, соотношение понятий) | ![]() | Предмет экологии. Экология, наука об окружающей среде, рациональное природопользования (определения, соотношение понятий) |
![]() | Происхождение понятия «Новая история», эволюция его трактовок. Историческое содержание и периодизация Новой истории | ![]() | Методологические основы социально-экономической географии. Отраслевой и районный подходы в экономико-географической науке. Районная... |
![]() | Методологические основы социально-экономической географии. Отраслевой и районный подходы в экономико-географической науке. Районная... | ![]() | Граница производственных возможностей. Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики... |
![]() | Граница производственных возможностей. Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики... | ![]() | Понятие «Теория государства и права» как науки и учебной дисциплины. Возникновение и развитие теории государства и права. «Теория... |
![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению 38. 06. 01 Экономика направленности (профилю)... | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению 38. 06. 01 Экономика направленности (профилю)... |