Скачать 438.78 Kb.
|
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краткая характеристика дисциплины, ее особенности. Курс «Основы теории журналистики» фактически открывает собой знакомство студентов с комплексом теоретического знания об избранной ими специальности. Вводятся базовые понятия: массовая информация, коммуникация, система журналистики, социальные роли и функции журналистики, массовая аудитория, эффективность журналистской деятельности, изучаются идейно-теоретические концепции свободы печати, особое внимание уделяется концепциям социально ответственной журналистики и журналистике социального участия (гражданской журналистики), парадигме социальных ценностей их эволюции на современном этапе развития человечества, явлениям социальной безответственности в современных СМИ, причинам и факторам их возникновения. Дисциплина призвана призвана дать знания о журналистике как целостной социальной системе, элементах ее структуры, проблеме типологизации средств массовой информации, типообразующих признаках, существующих в современной теории журналистики классификациях. Вводятся понятия типа издания, вида, подвида, профиля и модели конкретного СМИ. В процессе выполнения самостоятельных заданий и интерактивного общения в ходе лекций студенты приобретают навыки типологического анализа, контент-анализа, элементов дискурс-анализа, самостоятельного моделирования и прогнозирования развития модели изданий различных типов, их рубричной, тематической, жанровой структуры. В ходе изучения типов изданий студенты получают конкретные знания об организационных принципах редакционной деятельности: экономических предпосылках основания периодического издания, видах взаимодействия учредителя и редакции, методах изучения информационного поля, целевой и потенциальной аудитории, приемах формирования или коррекции модели издания, видах структуры редакции и современных тенденциях оптимизации состава и величины штата, планировании работы редакции. Понятия и идеи, которые осваиваются в курсе «Основы теории журналистики» будут затем уточняться и дополняться смыслами в процессе изучения специальных дисциплин. 1. Цели освоения дисциплины - сформировать у студентов систему знаний в области теории журналистики, познакомить с основными теоретическими концепциями относительно роли, задач и функций системы массовых коммуникаций в обществе, дать общепринципиальные характеристики журналистики как области общественной деятельности, включающей специфические формы авторской, редакторской, организаторской работы, ориентировать будущих журналистов на широкий спектр разноплановых изданий и программ, готовить к выбору собственной позиции в журналистике, профессиональных взглядов, которые определяются согласованием частносоциальных и общечеловеческих ценностей. В процессе изучения дисциплины ставятся воспитательные цели: студенты должны научиться оценивать анализируемые материалы с нравственной точки зрения, уметь определять, какие ценности пропагандирует издание, видеть общественную значимость материалов, оценивать их, учитывая концепцию социальной ответственности журналистики, отмечать, насколько соблюдены требования журналистской этики при сборе информации и подготовке материала., анализировать собственные нравственные принципы и социальную позицию по конкретным общественным вопросам. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Основы теории журналистики» входит в профессиональный цикл (базовая часть) учебного плана направления подготовки бакалавра 031300 Журналистика. Логически и методически раздел «Основы теории журналистики» взаимосвязан с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ООП, а именно с «Основами творческой деятельности журналиста», «Историей отечественной журналистики» и «Техникой и технологией СМИ». Требования к знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения дисциплины «Основы теории журналистики»: знание специфики журналисткой деятельности, основного категориального аппарата теории журналистики, концепций свободы журналистики, видов и типов систем журналистики, структуры журналистики как социального института, способность определять специфику журналистских текстов, анализировать их структуру. Знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения «Основ теории журналистики», будут востребованы при изучении прочих дисциплин профессионального цикла, таких, как «Основы творческой деятельности журналиста», «Новостная и аналитическая журналистика», «Художественная публицистика», «Актуальные проблемы журналистики», «Психология журналистики» и др. Кроме того, полученные компетенции пройдут апробацию в ходе учебных и производственных практик. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы теории журналистики». В результате изучения дисциплины «Основы теории журналистики» студент должен развить исходный уровень общекультурных и профессиональных компетенций, а также овладеть следующими знаниями и умениями
4.Структура и содержание дисциплины «Основы теории журналистики» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.
5. Образовательные технологии В процессе преподавания «Основ теории журналистики» применяются активные и интерактивные формы проведения занятий, коллоквиумы по изученной литературе, разбор конкретных журналистских текстов с точки зрения прагматики, синтактики и семантики, новостных программ, отдельных изданий. Занятия по курсу «Основы теории журналистики» предполагают решение широкого круга достаточно сложных задач. Они заключаются в том, чтобы помочь будущим журналистам: усвоить основной категориальный аппарат теории журналистики представлять информационно-коммуникативную природу журналистики как особого рода деятельности ориентироваться в видах и типах систем журналистики и знать факторы и условия их возникновения и существования знать структуру журналистики как особого социального института и особенности его функционирования в системе социальных инстиутов уточнить ранее сложившиеся у них представления об основных особенностях журналистского произведения как особого типа текста и те критерии, на основании которых ему может быть дана аргументированная профессиональная оценка; освоить на практике процедуры профессионального анализа журналистского текста с последующей оценкой его качества; 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Учебный процесс, все его формы являются основой профессиональной подготовки студентов, в которой глубокое изучение каждой дисциплины, предусмотренной учебным планом, является важным фактором не только овладения предметами сугубо профессионального значения, но и последующей практической деятельности по полученной специальности. Поэтому студенты должны в полной мере использовать все возможности каждой формы учебного процесса при изучении каждого преподаваемого им предмета. Посещая лекции, студенты должны вести их конспекты; форма и характер конспектов – личное дело каждого студента, но в них в обязательном порядке должны быть зафиксированы основные положения (выводы) лекции, логика доказательства. Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время начинается с редактирования конспектов, приведения их в вид, способствующий нормальному пользованию в последующей работе. Следующим шагом самостоятельной работы является изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, которая, с одной стороны, позволит дополнить конспекты новыми сведениями, различными точками зрения по одной и той же проблеме, а с другой стороны, является важным моментом в подготовке к семинарскому занятию. Форма работы на семинарском занятии отдельного студента может быть различной. Наиболее общим моментом такой работы является участие в обсуждении проблем, связанных с вопросами плана семинарских занятий. Кроме того, студент может подготовить фиксированное, заранее согласованное с преподавателем, выступление по какому-то из этих вопросов, письменный доклад или реферат. Последние из указанных форм подготовки и участия студента в семинаре имеют серьезное положительное значение, поскольку способствуют приобретению им навыков и умений письменного изложения полученных в результате самостоятельной работы знаний по проблемам темы. Студенты должны своевременно выполнять все задания, предложенные преподавателем. Результаты выполненных упражнений оформляются в печатном (в исключительных случаях – рукописном) виде, подшиваются в специальную папку. Поскольку обучение навыкам журналистской деятельности ведется в достаточно высоком темпе, рекомендуется все задания выполнять своевременно. В ходе семестровой работы студента учитываются его практические разработки (публикации в периодической печати), свидетельствующие об успешном освоении дисциплины. 6.1 Студенты также могут подготовить рефераты по предложенным темам. Темы рефератов: Темы рефератов: 1. СМИ и общество. (Обзор материалов соответствующей рубрики в « Журналисте»). 2. Проблематика телекритики. (Анализ содержания материалов рубрики «Телевидение» в шести номерах универсальной газеты). 3. Творческая лаборатория начинающего журналиста (Используя материалы рубрики «Клуб молодых журналистов» в «Журналисте»). 4. Тенденции развития локальных газет. 6. Методы и институты саморегулирования СМИ. 7. Концепции свободы и социальной ответственности СМИ. 8. Экономические факторы свободы СМИ. 9. Методы исследования аудитории СМИ. 10. Формы организации диалога общественности и властных структур в муниципальной газете. 11. Проблематика медиакритики в профессиональном издании 12. Манипулятивные технологии в масс-медиа. 13.Человек как объект теленовостей. 14. Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия. 15. Массовое сознание как предмет социологического исследования. 16.Социальная проблематика телепередач. 17.Социальная тереклама. 18.Песпективы саморегулирования отечественных СМИ. 6.1.1 Рекомендации студентам по оформлению рефератов Структура реферата должна включать:
Рефераты оформляются в виде печатной рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст реферата должен демонстрировать: знакомство автора с основной литературой по вопросу; умение выделить проблему и определить методы ее решения; умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов; владение соответствующим терминологическим аппаратом; приемлемый уровень владения языковой грамотностью. Титульный лист реферата должен содержать название факультета, специальность студента, название темы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, инициалы научного руководителя, год выполнения. Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается. К реферату прилагается презентация в РowerРoint. 6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену 1.Определение понятия «журналистика». Концепция журналистики как массово- информационной деятельности Е.П.Прохорова (схема функционирования журналистики, аспекты понятия «журналистика»). Определение журналистики Е.В.Ахмадулина. 2.Система основных понятий теории журналистики. Понятия «коммуникатор», «СМИ», «mass media», «СМК», «печать». 3.Информационно-коммуникативная природа журналистики. Структурная модель коммуникации Г.Ласуэлла. СМИ как особый вид массовых коммуникаций. 4.Пражурналистские явления. Социально-политические, идейные, экономические, культурно-образовательные, материально-технические предпосылки возникновения журналистики. 5. Понятие массовая информация. Виды информации, информативность. Условия прагматической адекватности текста. Категории семантической адекватности текста. Факторы синтактической адекватности текста. 6. Концепции свободы журналистики. Концепция полной свободы журналистики («Ареопагитика» Джона Мильтона), концепция государственного контроля над журналистикой («Левиафан» Томаса Гоббса), центристские идеи Джона Локка. Авторитарная концепция (идеи Жан-Жака Руссо и Георга Гегеля). Либеральная концепция (идеи Давида Юма и Джона Стюарта Милля). Социальные проблемы свободы печати (идеи Вильгельма Вейтлинга, К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. 7. Виды систем журналистики. Авторитарная система журналистики (феодально-монархический, религиозно-клерикальный, фашистский типы систем. 8. Сущность либертарианской системы журналистики. Критика либертарианской системы в ХХ веке. Идеи Гарольда Лассуэла, Уолтера Липманна, Джона Дьюи. 9. Концепция социальной ответственности журналистики. Доктрина социальной ответственности журналистики. Идеи Дэниса Макквейла. Инструменты саморегулирования журналистики (теория «объективного репортажа», концепция «журналистской элиты», кодексы, организации, омбудсмен). 10.Социалистическая система журналистики. Сущность и функции СМИП 11. Теории прессы Д.Макквейла: журналистика периода развития, журналистика демократического участия (партиципаторная теория). Гражданская журналистика. 12. Журналистика как социальная система Онтологическая модель журналистики (И (издатель) – КПО (контрольно-правовые органы и органы профессионального регулирования) – Ж (журналисты) – СМИ (носители и каналы распространения) – А (аудитория) – СД (социальные действия аудитории) – ОМ (общественное мнение) – ИОС (институты обратной связи) – И (издатель). 13. Модель системы журналистики. Подсистема управления. Государственная информационная политика в области СМИ. Концепция ГИП. Закон «О государственной тайне» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». 14. Законодательная база деятельности СМИ. Статья 29 Конституции РФ как нормативно-правовая база журналистики. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». Регистрация СМИ. Законы «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», «Об экономической поддержке районных (городских) газет», «Об участии в международном информационном обмене», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах» и другие. Регулирование деятельности СМИ на международном уровне. 15. Инструменты саморегулирования деятельности СМИ. 16. Редакционный менеджмент. Структура редакционного коллектива. Права и обязанности журналиста. 17. Подсистема производства и распространения массовой информации (источники информации – журналисты – СМИ – каналы распространения – массовая информация – аудитория – источники информации). 18. Подсистема усвоения массовой информации. Понятия «эффективность, «действенность», «обратная связь». 6.3. Контрольные вопросы по темам дисциплиныТема 1. Предмет и задачи курса. Характер взаимосвязи между теорией и практикой журналистики. Журналистика как научная категория .Определения журналистики. Понятийный аппарат курса. Содержание понятий «информация», «информативность», «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «масс-медиа», «печать», «пресса», «публицистика». Литература Корконосенко Е.В. Основы журналистики.М.,2001. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.,2000. Справочная литература Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика.М.,1995. Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой Информации. СПб.,1998. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы/Ред.-сост. Малькольм Ф. Мэллет.М., 1993. Тема 2. Информационно-коммуникативная природа журналистики. Структура и механизм межличностной и коллективной коммуникации. Исторические предпосылки возникновения журналистики: социально-политические, идейные, экономические, культурно-образовательные, материально-технические .Первые газеты. Вербальный и невербальный языки коммуникации. Роль и функции коммуникации в обществеЛитература
Тема 3. Понятие «массовая информация». Виды информации, информативность. Условия прагматической адекватности текста. Категории семантической адекватности текста. Факторы синтактической текста.
Тема 4. Свобода журналистики как базовая основа функционирования СМИ. Становление и характер концепций свободы: авторитарной, либеральной, теории социальной ответственности. Идейно-теоретические концепции свободы печати. «Ареопагитика» Дж.Мильтона. Суждения о свободе слова и печати Т.Гоббса и Дж.Локка. Ж.-Ж.Руссо и Г.Гегель о свободе печати. Либеральные концепции свобода печати ( эссе о свободе печати Д.Юма, суждения Дж.Эраскина, Дж.Ст.Милля ). В. Вейтлинг о социальной составляющей проблемы свободы печати. Теория «народной прессы» К.Маркса и Ф.Энгельса. Работа В.Ленина «Партийная организация и партийная литература». Современные подходы и решения. Литература
Тема 5. Социальные проблемы свободы печати. Юридический аспект свободы журналистики. Современное российское законодательство в сфере СМИ. Законодательно-закрепленные права и обязанности различных субъектов массово-информационной деятельности Литература
Тема 6. Экономические факторы свободы СМИ. Социально-творческие факторы свободы СМИ. Информационная безопасность и перспективы саморегулирования отечественных СМИ (внутриредакционные кодексы, кодексы отдельных видов СМИ, медиакритика, Советы по делам прессы, Большое жюри СЖ РФ, омбудсмен. Литература
Тема 7. Виды и типы систем журналистики. Авторитарная система журналистики. Феодально-монархическая печать. Религиозно-клерикальный тип журналистики. Либертарианская система журналистики. Журналистика социальной ответственности. Социалистическая система журналистики. Литература
Тема 8. Журналистика как целостная социальная система. Системно-компонентный аспект. Системно-структурный аспект. Системно-функциональный аспект. Системно-интегративный аспект.-2 часа, лекция. Литература
Тема 9.. Модели систем журналистики. Западные модели массовой коммуникации. Модель У.Шрамма. Социологическая модель Джона и Матильды Райли. Психологическая модель Г. Малецке. Социальная модель М.де Флера Литература
Тема 10. Российские модели массовой коммуникации. Социологическая модель А.Н.Алексеева. Социологическая модель М.Лауристин. Социально-психологическая модель Ю.В. Воронцова. Модель журналистики Е.П. Прохорова. Модель телевизионной коммуникации Э.Г.Багирова Литература
Тема 11. Система массовой коммуникации. Онтологическая модель журналистики. Подсистемы журналистики и их роль в процессе массовой коммуникации Литература
Тема 12. Государственная политика в области СМИ. Принцип идеологического многообразия, закрепленный в Конституции РФ. Регулирование деятельности СМИ законами «О средствах массовой информации», «О праве на информацию», «Об авторском праве и смежных правах», «Об участии в международном информационном обмене», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», нормами «Гражданского кодекса», «Уголовного кодекса», рядом законоположений, уставами журналистских организаций, международными принципами журналистской этики, решениями институтов ООН, ЮНЕСКО, международных организаций.- 2 часа, лекция. Литература
Тема 13. Подсистемы управления, производства и распространения массовой информации. Организационные принципы редакционной деятельности. Экономические предпосылки основания периодического издания. Виды взаимодействия учредителя и редакции. Изучение информационного поля и формирование или коррекция концепции издания. Позиционирование издания .Изучение конкурентных изданий. Изучение аудитории издания и массовая работа редакции. Виды структуры редакции. Моделирование и планирование работы редакции. Централизация и децентрализация выпуска издания. Издательско-производственные объединения. Стратегии распространения периодического издания. Коммерческая деятельность редакции Литература
6.4 Контрольные вопросы промежуточной аттестации (модульные контрольные работы) формулируются исходя из изученных в модуле тем. 6.5 Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Учебники
Справочники
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Для освоения дисциплины прежде всего необходимы программы MS Office (Word, PowerPoint, Exel). Интернет-ресурсы: Библиотеки: http://www.rsl.ru (Российская государственная библиотека) http://www. nlr.ru (Российская национальная библиотека) http://lib.volsu.ru/bibl/lib.php (Научная библиотека ВолГУ) Образовательная и специализированная информация по журналистике www.poynter.ru (Институт Пойнтера) www.ruj.ru (Союз журналистов России) www.cjes.ru (Центр экстремальной журналистики России) www.gdf.ru (Фонд защиты гласности) www.evartist.narod.ru (библиотека работ по журналистике) www.gipp.ru (Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) www.journalist-virt.ru (журнал "Журналист") www.mediareview.by.ru (Интернет-журнал медиакритики и медиаобразования) www.mediasprut.ru (проект "МедиаСпрут") www.pdi.ru (Институт развития прессы (ИРП) http://Witrina.ru (портал печатных СМИ России) http://edu.of.ru/mediaeducation/ (Российский общеобразовательный портал) http://www.mediascope.ru/ (МЕДИАСКОП (Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ). http://lib.walla.ru (Публичная Электронная Библиотека) http://www.iqlib.ru (Электронная библиотека IQlib) http://www.gumer.info (Библиотека ГУМЕР - гуманитарные науки) 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины В процессе преподавания возможно использование современного мультимедийного оборудования (ноутбуки – 2 шт. и компьютеры – 3 шт., все имеют выход в Интернет) с лицензионным программным обеспечением (MS Office, InDesign, Photoshop, CorelDraw), 2 сканера, копировальная техника, цветной и черно-белый принтеры (в том числе принтер-копир формата А3). Также имеются диктофоны и цифровая фотокамера. Коме того, институт располагает несколькими мультимедийными аудиториями (проектор + компьютерный комплекс, а также мультимедийные доски). Волгоградский государственный университет Институт филологии и межкультурной коммуникации Кафедра литературы и журналистики
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине «Основы теории журналистики» Направление подготовки 031300 Журналистика Составитель ФОС по дисциплине Назарова Т.В., доцент кафедры литературы и журналистики Фонд оценочных средств рекомендован на заседании кафедры «____»________2013 г. протокол № _____ Зав. кафедрой О.А.Прохватилова Волгоград 2013 г. РАЗДЕЛ I. ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Технологии формирования: лекция, самостоятельная работа. Форма оценочного средства: индивидуальные задания Идз; контрольная работа К/р; тестирование письменное ТСп, реферат Реф; зачет Зч; экзамен Экз. РАЗДЕЛ II. 3.2. Самостоятельная работа 3.2.1. Критерии формирования оценок. |
![]() | Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического... | ![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения |
![]() | Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс экономики | ![]() | Краткая характеристика мировой общехозяйственной конъюнктуры и ситуации на отдельных рынках1 |
![]() | При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ![]() | Объектами профессиональной деятельности специалиста являются материалы для печатных изданий, радио- и телепередач, информационных... |
![]() | Требования к студентам: курс предназначен для студентов, прослушавших курсы основ экономической теории, макроэкономической теории,... | ![]() | Курс предназначен для изучения в 11 классе. Курс рассчитан на 17,5 ч. Курс является практико-ориентированным |
![]() | Конспекты лекций дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности... | ![]() | Основные периоды истории стран Западной Европы в IV-XVII вв. Краткая характеристика периодов |