Скачать 159.18 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины История зарубежной журналистики Направление подготовки ВПО 031300 ЖУРНАЛИСТИКА Профиль подготовки ЖУРНАЛИСТИКА Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР Форма обучения очная Саратов, 2010 1. Цели освоения дисциплины
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031300 – «Журналистика». Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате освоения курсов: История зарубежной литературы, История, Правоведения, Политология, Иностранный язык, Философия, Культурология, Современные информационные технологии, Интернет в СМИ. Данная дисциплина предшествует дисциплинам Новейшая зарубежная литература и журналистика стран Европы/США, История литературной критики, Правовые основы журналистики, Профессиональная этика журналиста, Профессиональная этика журналиста, Социология журналистики, Экономика и менеджмент СМИ. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): Общекультурные: дисциплина способствует уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий (ОК-1); пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2); формированию культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-4); способность расширять кругозор, обновлять знания, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8); пониманию социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9). Профессиональные: понимание социальной роли и общественной миссии журналиста и журналистики в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК -1); понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2); формируется понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, социальных ролей журналиста (ПК-4); знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для современных СМИ (ПК-6). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: основные этапы и факты (названия СМИ, имена основных издателей и журналистов, даты выхода) истории журналистики Западной Европы и США. •Уметь: применять полученные знания для анализа научных и журналистских текстов, для обеспечения качества процессов коммуникации, а также в процессе создания собственного продукта для размещения в СМИ. •Владеть: навыками логически связанного изложения и осмысления исторических и современных процессов. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Содержание дисциплины Раздел 1 Лекция 1. Формы коммуникации в древнем мире. Коммуникация в Средние века. Дописьменные формы коммуникации. Возникновение письма. Праформы массовой коммуникации в древнем мире. Пути передачи информации. «Acta diurna». «Acta senatus». Риторика. Исторические предпосылки и формы функционирования коммуникации в Средние века. Гомилетика. Развитие техники, культуры, экономики, политики в эпоху Возрождения как фактор оживление коммуникации. Появление и развитие института цензуры. Изобретение книгопечатания и его влияние на развитие коммуникации. Лекция 2. Пресса Священной римской империи Германской нации XVI-XVII веков Рукописные «газеты». «Газеты» семейства Фуггеров. Листовки и памфлеты. Развитие почты. Ярмарочные реляции. Появление первых газет („Relation“, „Aviso“). Характерные особенности газет XVII века. Народный календарь как форма распространения информации в XVII веке. Первые журналы. Лекция 3. Пресса Великобритании XVI-XVII веков Первые книжные издания конца XV-начала XVI веков. Взаимоотношения государства и печати в XVI веке («Звездная палата»). Рукописные и печатные предшественники газет «newsletters», «news books». Другие формы распространения информации рубежа XVI-XVII веков: баллады, памфлеты. Создание Королевской почтовой службы. Усовершенствование технической базы. Развитие печати в первой трети века. Пресса периода буржуазной революции и протектората Кромвеля. Печать периода реставрации и Славной революции. Колебания законодательной базы. Цензура: деятельность Роберта Л’Эстранжа. «Билль о правах» (1689), законодательное закрепление свободы прессы. Отмена цензуры. Первые журналы. Лекция 4. Пресса Франции XVII века Особенности исторической и законодательной ситуации: абсолютизм, строгая цензура, обязательное лицензирование. «La Gazette» – единственная официальная газета Франции. Деятельность Теофраста Ренодо. Первые журналы. Лекция 5. Пресса германских государств в XVIII веке Особенности исторической ситуации. Журнал – главное СМИ немецкого Просвещения, воспитательно-развлекательная функция журналов. Научные журналы. Политические журналы. Моральные еженедельники. Литературные журналы. Театральные журналы. Женские журналы. Общая характеристика газетной продукции. Расцвет газет объявлений. Лекция 6. Пресса Великобритании XVIII века Общая характеристика XVIII века. Общая характеристика прессы: законодательная база, дальнейшая дифференциация рынка прессы, изменение её общественных функций, появление ежедневной прессы, появление воскресной прессы, расширение тематики, увеличение роли рекламы, увеличение числа изданий и тиражей. Взаимоотношения власти и журналистики, борьба за свободу прессы. Противостояние парламента и прессы. Журналистика и литература. Рождение современной прессы. Лекция 7. Пресса Франции XVIII века Политические условия развития прессы в предреволюционный период. Цензура. Идейное содержание эпохи (просветительская философия). «La Gаzette» / «Gazette de France» - главная газеты страны. Появление провинциальных газет. Расцвет листков объявлений. Увеличение числа журналов и их дальнейшая дифференциация. Зарубежные газеты на французском языке. Предреволюционная публицистика. Пресса периода буржуазной революции 1789-1793 гг. Пресса Первой республики. Пресса периода Директории. Лекция 8. Пресса США XVII-XVIII вв. Историко-политические и культурные условия развития прессы. Печатная продукция в XVII веке и надзор за ней. Пресса колониального периода. Американские газеты первой половины XVIII века. Журналистская деятельность Бенджамина Франклина. Борьба за свободу прессы. Пресса подготовки и войны за независимость. Деятельность Томаса Джеферсона. Публицистика Томаса Пейна. Партийная пресса конца XVIII века. Лекция 9. Условия развития средств массовой коммуникации в XIX веке Общая характеристика «большого XIX века». Ключевые даты европейской политической истории. Поличитеское, экономическое, социальное развитие стран Западной Европы и США. Технологический прогресс. Развитие визуальных форм коммуникации. Лекция 10. Информационные агентства История создания и развития на протяжении XIX-XXI веков крупнейших информационных агентств: Agence Havas / Agens Frans Press, Reuters Ltd, AP, UPI, Wolffs Presseagentur / dpa. Лекция 11-12. Развитие прессы в США в XIX веке Общая характеристика политико-экономической ситуации. Правовое положение прессы. Первая треть века: период партийной прессы. Penny press. Аболиционистская пресса.Открытие женской аудитории. Yellow press. Деятельность Джозефа Пулицера. Деятельность Уильяма Рандольфа Хёрста. Концентрация капитала. Взаимовлияние журналистики и власти. Становление университетского образования журналистов. Лекция 13-14. Развитие прессы во Франции в XIX веке Общая характеристика политико-экономической ситуации: век революций и переворотов. Пресса периода правления Наполеона. Политика Наполеона в области свободы слова и прессы.Пресса эпохи Реставрации. Развитие оппозиционной прессы. Пресса периода Июльской монархии. Роль прессы в революции. Партийная пресса. Массовая пресса. Деятельность Эмиля де Жирардена. Пресса периода Второй республики и Второй империи. Пресса периода Третьей республики. Расцвет массовой прессы. Концентрация капитала. Лекция 15-16. Пресса Великобритании в XIX веке Особенности «Викторианской эпохи», особенности законодательства в области прессы. История «The Times», другие ведущие газеты. Массовая пресса: предпосылки возникновения, первые образцы, издания второй половины века. Деятельность Альфреда Хармсворта. Концентрация капитала. Развитие вечерней и воскресной прессы. Развитие экономической прессы. Лекция 17-18. Развитие журналистики в Германии в XIX веке Особенности политико-экономического развития. Пресса Наполеоновской эпохи. Журналистика предреволюционного периода (19819-1848). Карлсбадские протоколы. Борьба за свободу прессы. Крупнейшие политические газеты эпохи. Эмигрантская немецкоязычная пресса. Массовые развлекательные издания. Пресса революции 1848 года. Пресса Второй империи. Создание новой законодательства в области прессы. Партийная пресса как одна из основных форма газетной периодики. Окончательное формирование массовой беспартийной прессы. Образование концернов. Раздел 2 Лекции 1 - 3. Становление и развитие радиовещания. Современное радиовещание Становление технической базы радиожурналистики. Экспериментальная фаза вещания и становление регулярного вещания в странах Западной Европы и США. Вещание в период Второй мировой войны. История радиовещания с конца 1940х гг. Современное радиовещание. Становление и развитие международного радиовещания. Нормативные акты, регулирующие иновещание. Международные организации радио- и телевещания. Лекции 4 - 9. Становление и развитие телевидения. Современное телевидение Становление технической базы телевещания. Экспериментальная фаза вещания. Начало регулярного вещания. Техническая модернизация телевещания в 1950-1990х гг. Модели организации телевидения: государственное, общественное, коммерческое телевидение. Крупнейшие телекомпании США, Великобритании, Германии, Франции (BBC, NBC, ABC, CBS, ARD, ZDF, France Télévisions, RTL, ITV, SAT-1): история и современность. Развитие кабельного и спутникового телевидения. Спутниковые (круглосуточные) каналы новостей: CNN, Fox News, MSNBS, Euronews, BBC World, INT News Channal, Deutsche Welle. Современные тенденции развития телевидения: дерегулирование вещания, коммерциализация общественного вещания, формирование двухполюстных систем национального телевидения. Особенности современной программной политики. Лекции 10-14. Современные печатные СМИ Основные проблемы и тенденции современных печатных СМИ: снижение интереса читателей, уменьшение тиражей, сближение качественной и массовой прессы, пресса и Интернет. Пресса США, Великобритании, Германии и Франции. Законодательная база, особенности развития и основные печатные издания. Лекция 15. Современные медиаконцерны История становления и современные характеристики крупнейших медиаконцернов мира. Лекция 16. Журналистика в современном обществе СМИ и информационное общество. Новые информационные технологии. Интернет и журналистика. Журналисты и блоггеры. Глобализация, мультимедиатизация и демассификация. Журналистика и мобильные цифровые устройства. 5. Образовательные технологии Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, самостоятельная работа студентов, рефераты, также рекомендуется использование интерактивной формы лекции-беседы. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. По разделу 1 Темы рефератов и эссе 1. Изобретение книгопечатания. 2. Первые газеты Европы. 3. Журналистская деятельность Теофраста Ренодо. 4. Английская периодическая печать эпохи буржуазной революции. 5. Журналистская деятельность Бенджамина Франклина. 6. Печать Французской буржуазной революции. 7. «Периодические эссе» Д. Аддисона и Р. Стила. 8. Д. Дефо – журналист. 9. Публицистика Д. Свифта. 10. Генри Филдинг – издатель и журналист. 11. Журналистская и издательская деятельность И.К. Готшеда. 12. Литературные журналы Германии XVIII века. 13. «Моральные еженедельники» и их роль в формировании самосознания третьего сословия в Германии. 14. Журналистская деятельность Эмиля де Жирардена. 15. «Таймс»-«громовержец». 16. Журналистская деятельность Джозефа Пулицера. 17. Агентство Рейтерс. 18. Журналистика XIX века в художественной литературе («Утраченные иллюзии» О. де Бальзака и «Милый друг» Г. де Мопассана). 19. Penny press. Издания Бенджамина Генри Дея и Джеймса Гордона Беннета. 20. История рекламы в XVIII-XIX вв. 21. История иллюстрированных изданий в XIX веке. 22. Периодика для женщин XVIII-XIX вв. 23. Развитие военного репортажа в конце XIX – начале ХХ вв. 24. Издательская империя Альфреда Хармсфорта. 25. Массовая журналистика в произведениях Ивлина Во «Мерзкая плоть» и «Сенсация». 26. Публицистика американской войны за независимость. Вопросы к зачету
По разделу 2 Темы рефератов и эссе 1. Фоторепортаж периода Первой мировой войны. 2. История «Таймс» в ХХ веке. 3. Эволюция информационных агентств в ХХ веке. «Рейтерс». 4. Медийная империя С. Берлускони. 5. История «мыльных опер». 6. Новостные программы современного западного телевидения. 7. Блоггеры как журналисты. 8. Законодательные основы организации современного телевидения. 9. Телевидение Франции сегодня. 10. Телевидение Германии сегодня. 11. Телевидение Великобритании сегодня. 12. Телевидение США сегодня. 13. Образ России в современной западной прессе. 14. Телевидение России и Западной Европы: точки соприкосновения. Вопросы к экзамену
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) А) Основная литература Учебники и хрестоматии 1. Козонкова О.В. История зарубежной журналистики (XIX-XXI вв.). Саратов, 2011. Электронно-образовательный ресурс на сайте ЗНБ СГУ. 2. ракитина Е.Б. История зарубежной журналистики (Часть 1). Саратов, 2010. Электронно-образовательный ресурс на сайте ЗНБ СГУ. б) Дополнительная литература По разделу 1
По разделу 2
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Содержание дисциплины представлено в сети Интернет на сайте кафедры. Кроме того, рекомендуются следующие электронные ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс и оргтехника для самостоятельной работы, интерактивная доска для использования в ходе лекций. При освоении курса Истории зарубежной литературы используются ресурсы Зональной научной библиотеки СГУ, электронных библиотек. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению ВПО 031300 – «Журналистика». Автор______________________ доц. кафедры зарубежной литературы и журналистики О.В.Козонкова Программа одобрена на заседании кафедры зарубежной литературы и журналистики от 15.11.2010 года, протокол № 4. Зав. кафедрой__________________________________________И.В.Кабанова Директор Института филологии и журналистики Л.С.Борисова Директор Института филологии и журналистики Л.С.Борисова |
![]() | Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»,... | ![]() | Положение о государственных наградах Российской Федерации, статуты орденов Российской Федерации, описание ордена Дружбы, описание... |
![]() | Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом регулировании", а правила применения национальных... | ![]() | Заслушав информацию Министерства иностранных дел Российской Федерации об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации,... |
![]() | Заслушав информацию Министра обороны Российской Федерации о состоянии и перспективах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации,... | ![]() | Федеральным конституционным законом "о правительстве Российской Федерации", направлены на реализацию положений указов Президента... |
![]() | Рассмотрев в рамках Дней Республики Тыва в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 25–26 марта 2014... | ![]() | Государственная миграционная политика Российской Федерации направлена на содействие устойчивому росту экономики, социальному и демографическому... |
![]() | Нституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации согласно ч. 1... | ![]() | Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов,... |