Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века»






Скачать 191.62 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века»
Дата публикации19.02.2015
Размер191.62 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > История > Программа


Рабочая программа

Наименование учебного предмета___Дискуссионные вопросы изучения истории_____________________________________________

Класс (уровень обучения базовый или профильный)_10-11 класс базовый_____________________ _________________________________________

Учитель ____ Шумилова Л.Г.______________________________ ______________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год___2013-2014______________________________________________________________________

Количество часов по учебному плану

Всего____35_ _ часов в год; в неделю _____1__ час

Планирование составлено на основе ______ Программа: «Дискуссионные вопросы отечественной истории» В.К.Романовский, Е.Г.Калинкина,

______________________________НИРО Н.Новгород 2009 г___________________________________

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник____________________________________________________________________________________________________________________

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а)_______________________________________________Шумилова Л.Г._____________________________________

подпись расшифровка подписи


Пояснительная записка.

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования. Таким образом, в содержании образования всё более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Настоящий элективный курс не дублирует курс отечественной истории, а дополняет, расширяет, обобщает знания учащихся о родном отечестве. 

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. В данной программе выделяется три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.) Особенность данного элективного курса заключается в том, он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов приизучении истории, альтернативные подходы к оценки проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота. содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

- обеспечить учащихся более достоверными сведениями об основных событиях тенденциях и проблемах общественно- политического, социально экономического развития России в XX веке;

- обеспечить учащихся более достоверными сведениями об основных событиях тенденциях и проблемах общественно- политического, социально экономического развития России в XX веке;

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

- повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; - повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

- выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Содержание учебного курса.

Введение.Дискуссии о месте России в мировом сообществе цивилизаций и особенностях ее исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к изучению отечественной истории. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Россия - самобытная цивилизация. Россия - «дрейфующее общество». Периферийный характер

российской цивилизация.

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI ВЕКА

Тема 1. Восточные славяне в древности. Географический фактор и его роль в истории. Прародина и расселение славян: научные версии. Природа Восточно-европейской равнины: проблема естественных границ, "открытость" Руси на Запад и Восток. Особенности ранней истории восточнославянского мира.

Тема 2. Древнерусское государство (IX-XII вв.) Дискуссии о происхождении древнерусской государственности. «Призвание варягов»:

летописные предания и их толкования. Норманнская и антинорманнская теории: причины возникновения, основатели, основные положения. Современный взгляд на проблему. Проблема сущности социально-экономического строя Древней Руси. О рабстве на Руси (М.Н.Покровский). О господстве общинного социально-экономического уклада (И Я. Фроянов). Концепция государственного феодализма (Б.Д.Греков) Принятие христианства на Руси. Проблема выбора веры. Значение принятия христианства.

Тема 3. Русь удельная (ХП - ХШ вв.) Русь между Востоком и Западом: откуда исходила главная опасность? Исторический выбор Александра Невского, оценка его государственной деятельности в летописях и отечественной историографии.' Русь и Орда: сопротивление или взаимодействие? Дискуссия об ордынском иге на Руси и его последствиях.

Тема 4. Объединение русских земель и образование русского централизованного государства (XIV-начало XVI вв.) Альтернативные центры объединения русских земель. Тверь. Литовская Русь. Москва. Этапы собирания русских земель и формирования единого централизованного государства. Особенности формирования централизованного государства в России и Западной Европе.

Тема 5. Иван Грозный и его эпоха (XVI в.) Россия при Иване Грозном: альтернативные модели централизации. Реформы "Избранной

Рады", их значение. Опричнина, ее экономические, социальные и политические последствия. Оценки личности Ивана 1У и опричнины в российской исторической науке. "Кризис верхов": пресечение династии Рюриковичей. Как погиб царевич Дмитрий? Феномен самозванства в России. Самозванцы: кто они? Альтернативы развития России в начале XVII века (Б.Годунов, Лжедмитрий 1). РАЗДЕЛ II. Россия в XVII -XVII вв.

Тема 7. Россия в XVII веке. Государство при первых Романовых: эволюция социального и политического строя. Становление абсолютизма и судьба сословно-представительных институтов. Роль и место Земских соборов в истории русской государственности: оценки и мнения. Церковный раскол: Никон и Аввакум.

Тема 8. Петр 1 и его реформы Эпоха Петра Великого и ее место в российской истории. Петровские преобразования: особенности, итоги и цена реформ. Европеизация и социокультурные расколы в обществе. Петр I и его время в отечественной и зарубежной историографии.

Тема 9. Эпоха дворцовых переворотов в истории России. Особенности первых десятилетий послепетровского развития. Отступление от петровских планов и продолжение традиций Петра I во внутренней и внешней политике. Споры вокруг бироновщины. Наследники Петра I глазами современников и потомков: споры и дискуссии.

Тема 10. Россия во второй половине XVIII века: эпоха просвещенного абсолютизма. "Просвещенный абсолютизм" в России и Западной Европе: общее и особенное. Либеральный курс Екатерины 11: экономика, государственное управление, социальная политика. Оценки

Екатерины 11 и ее эпохи в дореволюционной, советской и современной историографии.

Тема 11. Социальные движения и крестьянские войны в России: старые и новые оценки. Классовый подход в изучении социальных движений в советской историографии: цели, сущность, особенности, значение крестьянских войн в России. Новые подходы и оценки

основных аспектов истории крестьянских войн современными исследователями

РАЗДЕЛ Ш. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ

Тема 12. Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм. Реформы и проекты Александра I, их оценки в отечественной историографии. Личность и эпоха Николая I: мнения и суждения о николаевском времени. Усиление политической

реакции и административное реформаторство.

Тема 13. Реформы и контрреформы. Александр II и его эпоха. Отмена крепостного права и либерально-демократические реформы

60-70-х годов: значение и оценки. Внутриполитический курс М.Т. Лорис-Меликова: отклики современников и мнения историков. Дискуссии вокруг Александра Ш, его правления и эпохи.

Тема 14. Общественное движение в России. Освободительное движение в России: ленинская концепция и новые трактовки.

Основные направления русской общественной мысли (консерваторы, либералы, революционеры-демократы): старые и новые оценки и суждения.

РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ РОССИИ В XX- НАЧАЛЕ XXI вв.

Тема 15. Россия в начале XX века. Социально-экономическое развитие России на рубеже веков: мнения и оценки. Дискуссии о характере политических преобразований в Российской империи. Спорные мнения и оценки о реформаторской деятельности П.А.Столыпина.

Тема 16. Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития. Февральская революция и проблема исторического выбора России. Либеральная и радикальная альтернативы общественного развития страны. Октябрь 1917 года: споры, мнения, оценки.

Тема 17. Становление советской системы. Экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»: истоки, сущность,

хронологические рамки. Дискуссии о политике «военного коммунизма» в исследовательской литературе. Гражданская война в России. Советская и современная историография о причинах, характере, хронологических рамках, этапах гражданской войны. «Красный» и «белый» террор в первые послеоктябрьские годы на страницах мемуарной, публицистической и научной литературы.

Тема 18. СССР в 1920-1930 годы. Нэповская Россия. Советская и современная литература о новой экономической политике, его сущности, противоречиях и результатах. Дискуссии о причинах отказа от НЭПа. Образование СССР. Ленин и Сталин об объединении республик: тактические или стратегические разногласия? Форсированное строительство социализма: ключевые проблемы, спорные оценки и мнения.

Тема 19. Великая Отечественная война. Проблемные и дискуссионные вопросы истории Второй мировой и Великой Отечественной

войны: происхождение и причины Второй мировой и Великой Отечественной войн, сталинская стратегия начала войны, национальная политика сталинского руководства в годы войны, антигитлеровская коалиция, коллаборационизм, взаимоотношения власть и церкви,

проблема военнопленных, цена и факторы Победы и др.

Тема 20. Советский Союз в послевоенные годы. Дискуссии вокруг проблемы восстановления народного хозяйства и их отражение в учебной

и научной литературе. Власть и общество после войны. И.В.Сталин в оценках современников и историков. Новая волна репрессий: факты и документы.

Тема 21. Противоречия послесталинского десятилетия Берия, Маленков, Хрущев: варианты послесталинскоего развития СССР и их отражение в современных публикациях. Десталинизация, ее направления и оценки. Экономическая и социальная политика в хрущевский период. Н.С.Хрущев и его эпоха в современной публицистической и научной литературе.

Тема 22. «Застойный период» в истории СССР. Заговор против Хрущева и октябрьский переворот 1964 г. в мемуарной литературе и

публицистике. Реформы 1965 г. их результаты и последствия. Объективные причины и субъективные факторы кризисных тенденций в СССР. Правозащитное движение: условия и причины возникновения, цели и формы борьбы, основные течения и лидеры. Оценки правозащитного движения в литературе.

Тема 23. Советская внешняя политика в послевоенную эпоху. Проблемы послевоенного устройства в мире. Кто начал «холодную войну»? Дискуссия о причинах и виновниках противостояния СССР и США в послевоенные годы. Новые и старые тенденции во внешней политике Н. С.Хрущева. Складывание военно-стратегического паритета между СССР и США на рубеже 60-70-х годов. Период международной разрядки и его значение. Новое противостояние междуВостоком и Западом, факторы и последствия. Оценки и мнения о достижениях и неудачах советской внешней политики.

Тема 24. Перестройка и распад СССР. Дискуссии об истоках и причинах перестройки. Внутренние факторы перестройки. Внешнее

влияние на процессы в СССР. Экономические реформы М.С. Горбачева и их результаты и оценка. Общественно- политическая трансформация советского общества: сущность и последствия. Августовские события и распад СССР: оценки и мнения.

«Новое мышление» во внешней политике СССР: достижения и просчеты. Оценка реформаторской деятельности М.С. Горбачева.

Тема 25. Россия на рубеже XX-XXI вв.

Рыночный выбор. Либеральные реформыв экономике: содержание, итоги, трудности и просчеты, оценки и мнения. От «олигархического» к государственному капитализму. Общественно-политическое развитие России. Противостояние властей 1993 года: причины, последствия, оценки. Власть и общество в середине и второй половине 1990-х годов. Оценки политического курса В.В. Путина. Российская внешняя политика на рубеже веков: стратегические ориентиры, актуальные проблемы оценки и мнения.

Формы и средства контроля.

Предполагается накопительная (бонусная) система оценки деятельности

Список литературы

1. Безыменский  А.Л., Фалин  В.М. Кто развязал  «холодную войну?» Страницы истории советского общества. Люди, проблемы, факты.-М.,1989.

2. Бетлов А.Ю. Россия в начале века. –М., 1999.

3. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991.М., 1992.

4. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.-Л.,1994.

5. Историки спорят. Тринадцать бесед. – М., 1989.

6. История России 20 века. Пособие для учителя. Под ред. Чубарьяна А.О. М., «Просвещение», 2003.

7. История Отечества в современном осмыслении. 20 век. Под ред. Полнера Е.Д. С.-П., 1995.

8. Киселев А.Ф. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1939). – М.,:Издательство  «ИЛБИ», 1984.

9. Колосков А.Г. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества 20 века. – М.,: Просвещение, 1996.

10. Суворов В.  Ледокол. День. Новое время. – 1992.

11. Хрестоматия по истории СССР 1917-1945 ( под ред. Шагина Э.М. – М., 1991.

Интернет – ресурсы по темам.
1.http://slawianie.narod.ru/str/ishod/ishod02.html // Этногенез славян.
2..http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/18.php// Поликарпов В. Лекции по культурологи.
3. .http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec6-2.html// Федорчук С. В., Лекции по истории Древней Руси.
4. http://www.pereplet.ru/XPOHOC/slovo// Б.Д. Греков. Русь времен "Слова о полку Игореве".
5. .http://a-nevskiy.narod.ru/library/09.html // Сайт о А. Невском.
6.http://his.1september.ru/2004/33/4.htm //Очерк Древнерусской государственности
7. http://www.rusempire.ru/istoriya-knyazheskoy-rusi/itogi-po-razdelu-feodalnaya-razdroblennost.html // Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.
8. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/362.htm //Елена Лебедева, Идея «Москва — Третий Рим» в символике Храма Христа Спасителя.
9.http://www.ec-dejavu.net/m-2/Moskow_Third_Rome.html // Лотман Ю. М., Успенский Б. А., Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого.
10.http://www.ec-dejavu.net/m-2/Moskow_Third_Rome.html// Дм. Стремоухов. Москва - Третий Рим: источник доктрины.
11. http://www.portal-slovo.ru/history/35301.php //Кузьмин А. Г. Проблема образования единого централизованного государства и возвышения Москвы в исторической литературе..
12.http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GROZNY/GROZNY_2.HTM // Кобрин, Иван Грозный. М., 1989 г., 175 с.
13. http://historysibsuti.narod.ru/ivgroz8.htm // Бушуев С. В., Миронов Г. Е., История государства российского. М., 1991. Кн. 1. С. 261 - 267.
14http://www.sir35.ru/Sapunov/IVAN_11022.htm // Б. В. Сапунов, Иван Грозный. Феномен опричнины.
15. http://halkidon2006.narod.ru/n/081.htm // А. Л. Дворкин, Образ Ивана Грозного в советской историографии 1922-1972.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

по элективному курсу «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 1 час в неделю 10 класс

уроков

Тема урока

Кол-во часов

по плану

Кол-во часов

по факту

Таблицы

Дидактические материалы

Мультимедийные ресурсы

1

Введение

2













Раздел I . История России с древности до конца XVI века

13













2-3

Восточные славяне в древности

2













4-6

Древнерусское государство (IX-XII вв)

3













7-8

Русь удельная XII-XIII вв

2













9-10

Объединение русских земель и образование русского централизованного государства (XIV – начало XVвв))

2













11-12

Иван Грозный и его эпоха (XVIв.)

2













13-14

Смутное время в России

2













Раздел II. Россия в XVII-XVIII вв.

11













15-16

Россия в XVII в.

2













17-19

Петр I и его реформы

3













20- 21

Эпоха дворцовых переворотов в истории России

2













22-23

Россия во второй половине XVIII в: эпоха просвещенного абсолютизма

2













24-25

Социальные движения и крестьянские войны в России: старые и новые оценки

2













Раздел III. Российская империя в XIX веке

11













26-27

Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм

2













28-30

Реформы и контрреформы

3













31-32

Общественное движение в России.

2













33

Итоговое повторение и обобщение

1













34-35

Резерв

2














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

по элективному курсу «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 2 часа в неделю 11 класс

уроков

Тема урока

Кол-во часов

по плану.

Кол-во часов

по факту

Таблицы

Дидактические материалы

Мультимедийные ресурсы

1

Введение

2













Раздел I . История России с древности до конца XVI века

13













2-3

Восточные славяне в древности

2













4-6

Древнерусское государство (IX-XII вв)

3













7-8

Русь удельная XII-XIII вв

2













9-10

Объединение русских земель и образование русского централизованного государства (XIV – начало XVвв))

2













11-12

Иван Грозный и его эпоха (XVIв.)

2













13-14

Смутное время в России

2













Раздел II. Россия в XVII-XVIII вв.

11













15-16

Россия в XVII в.

2













17-19

Петр I и его реформы

3













20- 21

Эпоха дворцовых переворотов в истории России

2













22-23

Россия во второй половине XVIII в: эпоха просвещенного абсолютизма

2













24-25

Социальные движения и крестьянские войны в России: старые и новые оценки

2













Раздел III. Российская империя в XIX веке

11













26-27

Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм

2













28-30

Реформы и контрреформы

3













31-32

Общественное движение в России.

2













33

Итоговое повторение и обобщение

1













34-35

Резерв

2













Раздел IV. История Россия в XX – начале XXI вв.

35













36-38

Россия в начале XX века: кризис империи

3













39-40

Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития.

2













41-44

Становление советской системы

4













45-47

СССР в 20-30 годы.

3













48-49

Великая Отечественная война.

2













50-51

Советский Союз в послевоенные годы.

2













52-54

Противоречия послесталинского десятилетия.

3













55-57

«Застойный период» в истории СССР

3













58-60

Советская внешняя политика в послевоенную эпоху.

3













61-63

Перестройка и распад СССР.

3













64-67

Россия на рубеже XX-XXI вв.

4













68

Итоговое повторение и обобщение

1













69-70

Резерв

2
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconУрок на тему: «Развитие экономики Тверской губернии на рубеже XIX-XX веков»
Материал урока может быть использован как при изучении курса краеведения, так и изучаться в рамках курса истории России XX века....

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconПрограмма элективного курса «Карликовые государства Евразии» для...
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии» предназначена для учащихся 8 класса школы-интерната для детей с нарушением...

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconПрограмма элективного курса «Британия: вчера, сегодня, завтра»
Программа элективного курса «Британия: вчера, сегодня, завтра» разработана на основе Примерной программы основного общего образования...

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconРабочая программа элективного курса «Теоретические и практические аспекты экономической науки»
Составитель Силаева Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки». Автор составитель: Воронина...

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconПрограмма предметного элективного курса «Проценты вокруг нас» (9 класс)
Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению предмет «Математика», но также и для учащихся,...

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconКурс русской истории
Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в Изучении местной истории. Схема социально-исторического...

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconРабочая программа «Экономика и основы предпринимательства» 11 класс...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Основы предпринимательства» для 11 класса

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» iconЗагладин Н. В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран ХХ века»,9 класс
Новейшая история зарубежных стран ХХ века для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную