Министерство образования и науки Калужской области
Калужский государственный институт модернизации образования
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания «Технологии реализации требований ФГОС на уроках истории и обществознания»
Составитель: Королева М.В.,
Калуга
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Глобальные перемены в системе и содержании российского образования, продиктованные настойчивыми вызовами современности, предъявляют новые требования к квалификации учителя.
В условиях демократизации и гуманизации образовательной среды учителю необходимо стремится к личностному творческому росту, иметь развитые навыки критического мышления для участия в принятии решений, касающихся стратегических направлений функционирования и развития школы, при этом он должен быть способен адекватно обеспечивать достижение целей, стоящих перед школой как социальным институтом.
Содержание данной программы курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания строится по междисциплинарному принципу на основе интеграции философского, социально – гуманитарного, социально – психологического, теоретико – педагогического и предметно – методического модулей.
В ее основе лежит стремление сочетать достоинства следующих теоретических подходов:
поведенческого - изменение профессионального поведения учителя на основе освоения им доказавших свою эффективность обучающих технологий (Д. Дэвидсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.);
персонологического – личностное развитие учителя, раскрытие его индивидуальности в педагогической профессии (А. Чикеринг, Л. Колберг, Р. Болам и др.);
когнитивного – развитие профессионально – педагогического интеллекта учителя, обогащение системы его предметно – методических знаний современными подходами к целостному учебно – воспитательному процессу (Дж. Сноумэн, Р. Билер, Дж. Грино и др.);
социально – психологического – совершенствование профессионально – коммуникативной культуры учителя, повышение эффективности его личностно – делового взаимодействия в системе «учитель – ученик»;
андрогогического – учет специфики «взрослого обучающегося» при организации профессионально – образовательного процесса повышения квалификации учителей (М. Кервин, М. Ноулз, Д. Стюарт и др.)
проблемно ориентированного - организация таких видов деятельности, которые увлекли бы учителей не в качестве самоцели, а приводили к усвоению общественно полезного опыта, побуждая пытливость ума и творческую рефлексивную активность, создающую предпосылки для дальнейшего развития. Акцент не на интернализации (усвоении) внешних по отношению к обучаемому целей или ценностей и не на раскрытии спонтанных импульсов и эмоций, а на активное взаимодействие обучаемого с реальной социальной ситуацией, требующей своего решения.
Программа разработана для повышения квалификации методистов методических служб муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений.
Основная цель программы – содействие повышению квалификации, адаптация к нуждам и требованиям, предъявляемым к работникам образования школой и государством, формирование мотивации к профессиональному росту и развитию.
Теоретические подходы и цель программы определили задачи курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания:
обогащение инструментария личностного творческого роста, включающего в себя профессиональные компетенции;
повышение мотивации к самоактуализации;
обогащение личного и профессионального опыта учителя как динамично развивающегося мыслящего индивида, становление которого «прогрессирует» от одной интеллектуальной стадии к другой;
повышение уровня интеллектуального развития учителя;
активизация критического мышления учителей;
гармонизация индивидуальных и общественных интересов посредством организации групповой формы деятельности для принятия решений, когда все участники ощущают себя полноправными агентами совершенствования образовательной среды в школе;
формирование «функционального» учителя, адаптированного к нуждам и требованиям, предъявляемым к нему школой и государством.
В основу построения программы положен модульный принцип структурирования содержания. Учебный материал сформирован в виде блоков – модулей, каждый из которых содержит комплекс относительно независимых учебных элементов. Это позволяет слушателям осуществлять свой выбор в зависимости от категории и индивидуальных потребностей.
Представленные учебные элементы можно осваивать в различной последовательности. Допустимо рассматривать их независимо друг от друга и использовать как самостоятельно в комплексных курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания, так и в качестве спецкурсов.
Изучение каждого модуля предполагается в том временном объеме, который представлен в учебно-тематическом плане. При этом по заявкам слушателей возможны варианты: выбор из каждого модуля учебных элементов и формирование учебно – тематического плана на 36 или 72 часа.
Тематика занятий на курсах повышения квалификации может быть частично изменена при следующих условиях: заявка слушателей, состав группы обучающихся, учет региональных особенностей.
Программа состоит из двух разделов:
Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика;
Специально – профессиональная подготовка
Планируемый результат обучения:
раскрытие внутренних личностных ресурсов учителя;
адаптация учителя к требованиям социума;
совершенствование профессионально – педагогической компетентности учителя.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
| Наименование тем и разделов
| Всего часов
| Лекции
| Практические занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| I
| Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика
| 36
| 18
| 18
| 1
| Концепция государственных образовательных стандартов и государственная политика в области школьного исторического и обществоведческого образования в контексте ведущих тенденций и актуальных задач современного образования в России и мире
| 12
| 6
| 6
| 2
| Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения: цель, задачи, условия реализации
| 12
| 6
| 6
| 3
| Содержание контролирующей и оценивающей деятельности педагога в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения
| 12
| 6
| 6
| II.
| Специально – профессиональная подготовка
| 72
| 36
| 36
| 4
| Концепция исторического образования и просвещения граждан России, система исторического и обществоведческого образования в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения и ее учебно – методическое обеспечение
| 12
| 6
| 6
| 5
| Обучение истории в основной и средней (полной) школе: содержательные аспекты ключевых тем и технологии решения проблемы достижения предполагаемых федеральными государственными образовательными стандартами первого и второго поколений результатов.
| 12
| 6
| 6
| 6
| Изменения в содержании и необходимые технологии в курсе «Обществознание» основной и средней (полной) школы в стандартах первого и второго поколений
| 12
| 6
| 6
| 7
| Обучение основам экономической теории в общеобразовательной школе: теоретико – методическое решение проблемы
| 12
| 6
| 6
| 8
| Технологическое решение проблемы обучения основам правовых знаний в общеобразовательной школе
| 12
| 6
| 6
| 9
| Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на основе изучения проблем национальных отношений и этноконфессиональных конфликтов в современном мире на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
| 12
| 6
| 6
|
Требования к выпускной квалификационной работе
К защите выпускной квалификационной работы по курсу обучения допускаются слушатели, завершившие в полном объеме освоение программы курсов повышения квалификации.
Выпускная работа должна быть теоретическим и практико-ориентированным проектом исследования научно-методического характера, выполненным слушателем курсов самостоятельно, на основе содержания программы, рекомендованных источников и собственного педагогического опыта.
Она должна быть направлена на решение проблемы, имеющей значение для научно-методического обеспечения учебного курса истории или обществознания.
Работа должна свидетельствовать:
об осознанном владении автором теоретико-методологическими положениями, определяющими концепцию учебного курса, образовательной программы и школьного учебника по курсу истории (обществознания), методику его изучения;
об умениях автора применять исторические знания и способы работы с источниками в анализе учебного исторического материала, в поиске, обработке и представлении школьникам дополнительной информации по проблематике курса;
о способности автора осознанно применять знания и умения в области предметной методики для подготовки тематических планов, документально-методических комплексов, оригинальных сценариев учебных занятий, диагностических заданий;
об умении автора творчески обобщать педагогический опыт (свой и других коллег), обновлять его в связи с современными подходами к целям и содержанию общего исторического образования, к стандартам общего образования второго поколения;
о готовности автора представить и обосновать результаты своей научно – исследовательской и практической работы в профессиональной аудитории (методический семинар, мастер – класс, открытый урок и т.п.).
В этой связи работа слушателя должна содержать:
теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как методологическое основание для решения выбранной автором научно-методической проблемы или прикладной задачи в преподавании курса;
методические разработки тематических планов, форм обучения, способов познавательной деятельности старшеклассников, диагностических и познавательных заданий с критериями оценки результатов образовательной деятельности учащихся и т. д. - с научным обоснованием своих рекомендаций и анализом полученных результатов.
Тему работы учителя выбирают самостоятельно.
Работа должна содержать следующие разделы:
оглавление: автор (ФИО, должность и место работы), тема, год и место подготовки работы.
введение: обоснование выбора темы, актуальность, цель и задачи, его научно-педагогическая и практическая значимость, аналитический обзор литературы по теме.
Основное содержание:
анализ нормативно-правовой базы и учебно-методического комплекта по соответствующей теме;
методическая разработка темы, описание ее внедрения в школьную практику и анализ полученных результатов с опорой на разработанные с этой целью критерии, актуализация новых проблем и направлений в разработке данной темы;
основные выводы, характеризующие результаты разработки темы на практике, рефлексия и оценка собственных достижений в работе над темой;
список литературы;
приложения: авторские методические разработки занятий, тематических блоков, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, познавательные задания с ответами, образцы ученических работ, отзывы учащихся, ксерокопии публикаций по теме.
Рекомендуемый объем основного текста: 1-1,5 печатных листа. Шрифт – Times New Roman 14, интервал одинарный, печатается на одной стороне листа, параметры страницы: правое поле – 3 см, левое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее поля – 2 см.
Желательно вместе с печатным текстом в электронном формате представить мультимедийную презентацию с изложением тезисов.
Раздел I Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика
Модуль 1. Концепция государственных образовательных стандартов и государственная политика в области школьного исторического и обществоведческого образования в контексте ведущих тенденций и актуальных задач современного образования в России и мире
Пояснительная записка
Развитие образования в каждой отдельной стране может происходить только через взаимообмен и использование мирового педагогического опыта. В данном модуле предпринята попытка рассмотреть процессы, происходящие в современном российском образовании в контексте ведущих тенденций глобального образования о которых учитель должен быть не просто информирован, но компетентен и готов принятию требований, предъявляемым к нему школой и государством. Осознание актуальных задач российского и мирового образования, участие в интерактивных формах обсуждений, предусмотренных в данном модуле, призваны содействовать формированию мотивации к профессиональному росту и развитию. Замкнутость, отсутствие понимания сути происходящих изменений и отказ от активного участия в принятии решений опасны профессиональной деградацией учителя.
Цель: понимание сути реформ российского образования, профессиональное развитие посредством организации участия в обсуждениях, стимулирование мотивации к профессиональному росту,
|