Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова» Утверждаю. Зав.кафедрой
зарубежной истории_
_И.Г._Жиряков__ Решение заседания кафедры
Протокол № _1_
«_30_» ____августа__2013__г.
Программа дисциплины Б3.КВ13 «Восточный вопрос как одна из критически значимых проблем международных отношений Нового времени» Направление:
Направление: 050100 - Педагогическое образование Профиль: «Историческое образование»
Составитель: _д.и.н.,_проф.__В.И._Шеремет__
Москва-2013
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.
в тесном взаимодействии с другими предметами гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов содействовать подготовке высококвалифицированного специалиста – бакалавра педагогического образования по профилю «Историческое образование»;
изучить появление на международной арене, становление, развитие и исчезновение феномена международных отношений, имеющего наименование «Восточный вопрос».
обогатить слушателей современными научными представлениями и конкретными знаниями по истории стран Европы и Ближнего Востока, основных закономерностей и тенденций развития международных отношений в регионе в новое время;
совершенствовать навыки работы с историческими документами;
обучить навыкам сравнительного анализа исторического развития различных, часто крайне отличающихся регионов и стран;
содействовать вырабатыванию и закреплению навыков и умению, необходимых будущему бакалавру педагогического образования в современной школе.
Задачи: Показать возникновение Восточного вопроса в последней четверти XVIII века как следствие активизации восточной политики России и появления такого феномена, как покровительство православным подданным Османской империи, формально закрепленное в международном трактате. Рассмотреть, как изменялась структура и наполнение Восточного вопроса по мере появления на международной арене новых субъектов международного права – новых балканских государств. Продемонстрировать роль Российской империи в освобождении балканских народов (в большинстве своем – православных: греки, сербы, румыны, болгары) от османского ига и основании ими своих национальных государств. Прояснить суть Крымской войны как попытки России обеспечить статус Святых мест Палестины и православных христиан на Востоке в целом. Проанализировать смену курса восточной политики Российской империи после окончания Кавказской войны. Показать роль русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в разрешении крупнейшего из Восточных кризисов. Рассказать о возникновении паломнического движения в России и создании Императорского православного палестинского общества. Продемонстрировать изменение внешнеполитического курса Александра III по сравнению с внешнеполитическим курсом Александра II. Рассмотреть деятельность Союза трех императоров. Показать втягивание новых балканских государств в общеевропейскую политику и в новые кризисы – болгарский и боснийский. Рассмотреть ситуацию, которая привела к возникновению Балканских войн и Первой мировой войны. Рассказать, как распад Османской империи после Первой мировой войны, создание национального турецкого государства и установление английского протектората над Палестиной привели к исчезновению Восточного вопроса с международной арены.
Студент должен знать:
- принципы междисциплинарного проблемного подхода к изучению темы;
- основные хронологические позиции преимущественно в сопоставлении с процессами в России, Европе и Османской империи;
- обязательную литературу и иметь навык поиска информации на всех видах носителей.
Студент должен уметь:
- письменно корректно изложить существо проблем, вынесенных в темы лекционных и самостоятельных работ (контрольные, рефераты и т.д.);
- применять методику поиска и анализа документов, включая архивные, а также источников для выполнения оригинальной и завершенной работы бакалавра;
- работать с серией документов и материалов в ходе практических занятий в университете и на уроках в школе;
- подготовиться и – это главное – проводить уроки, лекции, беседы и иные виды работы в школьном курсе. Объем в ЗЕ: _2 зачетные единицы__
Время изучения:
Очное отделение: курс_3__семестр_6_
Заочное отделение: курс_4_семестр__7_
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: __ История стран Востока в средние века, История стран Востока в Новое время, История государств Запада в новое время, Отечественная история, Основы источниковедения_
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
История государств Запада в новейшее время, История стран Востока в новейшее время, Проблема глобализации и Восток в постколониальном мире Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Анализ сущности исторической эволюции (Ф03ПО (И)Б-03/001)
Установление причинно-следственных связей между историческими событиями (Ф03ПО (И)Б-03/002)
Развитие самостоятельности критического мышления учащихся (Ф03ПО (И)Б-03/003)
Формирование научного стиля речи (Ф03ПО (И)Б-03/004)
Формы освоения ОМ: Инновационные формы учебной работы:
Метод анализа ситуаций (кейс-метод).
Технология с применением метода проектов.
Рефлексивная технология.
Активные методы обучения:
Решение ситуационных задач.
Деловая игра.
Электронная викторина.
Формы контекстного обучения:
Лекция как форма контекстного обучения.
Историческая (деловая) игра как форма контекстного обучения.
Формы контрольных и учебных заданий: 1 уровень сложности: __ Тесты с закрытой формой задания;
Тесты, содержащие задания на соответствие
Тесты с заданиями, устанавливающие последовательность;
Письменный опрос.
2 уровень сложности: __ Аннотирование;
Имитационное упражнение;
Конспектирование;
Реферирование;
Планирование;
Синектикс (Сравнительный анализ);
Тезирование.
3 уровень сложности: __ Контрольная работа;
Курсовая работа;
Проект.
Эссе; Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, работа по подгруппам)
| Практические занятия (групповая, работа по подгруппам)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Компетенция 1
Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
| Тема 1
| Конспекты, презентации
| Тесты (различные виды);
Письменный опрос
| Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная работа
| Рабочая тетрадь
| Зачет на межсессионной аттестации. экзамен
| Компетенция 2
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы
|
| Тесты (различные виды);
Письменный опрос
| Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; синектикс; эссе; контрольная работа
| Рабочая тетрадь
| Зачет на межсессионной аттестации. экзамен
| Компетенция 3
Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач
| Конспекты, презентации
|
| Планирование;
Тезирование;
Имитационные упражнения;
Эссе.
| Рабочая тетрадь
| Зачет на межсессионной аттестации. экзамен
| Компетенция 1
Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
| Тема 2
| Конспекты, презентации
| Тесты (различные виды);
Письменный опрос
| Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная, курсовая работы
| Рабочая тетрадь, презентации
| Зачет на межсессионной аттестации. экзамен
| Компетенция 2
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы
| Конспекты, презентации
| Тесты (различные виды);
Письменный опрос
| Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; синектикс, эссе; контрольная, курсовая работы, проект.
| Рабочая тетрадь, презентации
| Зачет на межсессионной аттестации. экзамен
| Компетенция 3
Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач
|
| Конспекты, презентации
|
| Планирование;
Тезирование;
Имитационные упражнения;
Эссе; Контрольная, курсовая работы; Проект.
| Рабочая тетрадь, презентации
| Зачет на межсессионной аттестации. экзамен
| Компетенция 1
Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
| Тема 3
| Конспекты, презентации
| Тесты (различные виды);
Письменный опрос
| Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная, курсовая работы
| Рабочая тетрадь, презентации
| Экзамен
| Компетенция 2
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы
|
|
| Тесты (различные виды);
Письменный опрос
| Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; синектикс, эссе; контрольная, курсовая работы, проект.
| Рабочая тетрадь, презентации
| Экзамен
| Компетенция 3
Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач
|
| Конспекты, презентации
|
| Планирование;
Тезирование;
Имитационные упражнения;
Эссе; Контрольная, курсовая работы; Проект.
| Рабочая тетрадь, презентации
| Экзамен
| Компетенция 1
Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
| Тема 4
| Конспекты, презентации
| Тесты (различные виды);
Письменный опрос
| Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная работа
| Рабочая тетрадь, презентации
| Экзамен
| Компетенция 2
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы
|
|
| Тесты (различные виды);
Письменный опрос
|
| Рабочая тетрадь, презентации
| Экзамен
| Компетенция 3
Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач
|
| Конспекты, презентации
|
| Планирование;
Тезирование;
Имитационные упражнения;
Эссе; Контрольная, курсовая работы; Проект.
| Рабочая тетрадь, презентации
| Экзамен
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по очной форме обучения)
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Исторический \
Педагогическое образование
| Восточный вопрос как одна из критически значимых проблем международных отношений Нового времени
| Лекции
| 20
|
| 6
| Практические/семинарские
| 25
| 10
| 6
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
| 6
| Курсовые/рефераты
|
| 17
| 6
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
| 6
| Общий объем часов по дисциплине
| 45
| 27
| 6
|
(по заочной форме обучения)
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Исторический \
Педагогическое образование
| Восточный вопрос как одна из критически значимых проблем международных отношений Нового времени
| Лекции
| 4
| 30
| 7
| Практические/семинарские
| 8
| 30
| 7
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
| 7
| Курсовые/рефераты
|
|
| 7
| Контрольные работы
|
|
| 7
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
| 7
| Общий объем часов по дисциплине
| 12
| 60
|
| |