Скачать 208.18 Kb.
|
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» Учебный отдел УТВЕРЖДАЮ: Директор МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» ______________ Н.А. Мухаметьянова «__»________________ 2010 г. Школа молодого обществоведа рабочая программа дополнительного профессионального образования Автор-составитель программы: Федулова М.А., руководитель Городской Ассоциации учителей истории, обществознания и права, учитель истории, обществознания и права МОУ СОШ № 67 Екатеринбург 2010 Пояснительная запискаАктуальность: Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. В свете нормативного обновления содержания образования (ФГОС второго поколения и как их составляющей Фундаментального ядра содержания образования) обостряется основное противоречие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного учителя, его личностного профессионального потенциала и требованиями, предъявляемыми к нему в педагогической деятельности. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника школы как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Поэтому возникла необходимость в оказании теоретической и методической помощи молодым педагогам в овладении современными подходами, формами организации учебной деятельности, ориентированными на использование интерактивных методов обучения на предметах социально – гуманитарного цикла. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Школа молодого обществоведа» направлена для краткосрочного повышения квалификации учителей истории, обществознания и права. Курс предназначен для педагогических работников системы образования города Екатеринбурга, работающих с детьми в должности учителя с 5 по 11 класс образовательных учреждений разного типа и вида. Цель: создание условий, направленных на оказание методической помощи учителям истории, обществознания и права по применению современных подходов, форм организации учебной деятельности, ориентированных на использование интерактивных методов обучения на предметах социально – гуманитарного цикла. Учебные задачи: 1.обсудить и проанализировать актуальные проблемы преподавания школьных курсов истории и обществознания в формате стандартов второго поколения; 2. освоить интерактивные методы и образовательные технологии, способствующие развитию у педагогов профессиональной компетентности (ценностно - смысловой, гносеологический и методический компоненты). 3. Развитие дискуссионного пространства среди молодых педагогов, реализация их творческого потенциала Курсовая подготовка должна способствовать проявлению следующих компонентов профессиональной компетентности: 1.Ценностно – смысловой компонент: - готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. 2.Гносеологический компонент -знание теоретических и методологических основ школьных курсов истории и обществознания; -знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов); - знание требований, предъявляемых к современному учителю; - широта и глубина дополнительных знаний. 3.Методический компонент - способность применять в педагогической практике профессиональные знания, умения и навыки, использовать современные средства и методы обучения; - способность к овладению передовыми технологиями и их использованию в работе; - способность методически грамотно разрабатывать и преподносить учебный материал, делать его доступным, информативным; - способность ставить и решать нестандартные задачи; - способность к обучению детей способам и методам самостоятельной работы, к формированию у учащихся потребности добывания знаний и существования в режиме саморазвития; Курс рассчитан на 24 часа, занятия проводятся 1 раз в месяц по 3 академических часа; в том числе на разделы «Теоретические и методологические основы школьных курсов истории и обществознания» – 9 часов; « Интерактивные методы и образовательные технологии. Творческие лаборатории учителей истории, обществознания и права» – 15 часов. Достижение поставленных целей, успешное овладение содержанием данной программы предполагает использование разнообразных средств и методов обучения: лекции, мастер – классы, круглые столы, консультирование / собеседования. Контрольно-измерительные процедуры (КИП) преследуют следующие задачи: А) входная диагностика - получение информации, позволяющей дифференцировать слушателей курсов по уровню владения профессионально значимыми качествами; получение информации, позволяющей скорректировать методику проведения занятий с учетом интересов и потребностей слушателей; получение информации, позволяющей слушателям провести самодиагностику уровня профессиональной компетентности. Б) текущая диагностика – отслеживание промежуточных результатов и эффективности процесса курсовой подготовки, выявление проблем, затруднений слушателей, на этой основе – корректировка содержания и форм обучения. В) итоговый контроль - оценка успешности прохождения слушателями программ курсовой подготовки. Защита/презентация реферативной работы, презентация методической разработки, в том числе с использованием ИКТ (урок, ЭОР, буклет, газета, видеофильм, сайт и т.п.). Новизна данной программы заключается в практико – ориентированной направленности содержания. 80% содержания составляют творческие лаборатории учителей – стажистов, представленные в форме мастер – классов. В соответствии со степенью новизны программа является авторской, так как соответствует современным тенденциям развития образования (переходу от просветительской и репродуктивной к компетентностной парадигме образования). Учебно-тематический план Школа молодого обществоведа Цель обучения: создание условий, направленных на оказание методической помощи учителям истории, обществознания и права по применению современных подходов, форм организации учебной деятельности, ориентированных на использование интерактивных методов обучения на предметах социально – гуманитарного цикла. Задачи обучения 1.обсудить и проанализировать актуальные проблемы преподавания школьных курсов истории и обществознания в формате стандартов второго поколения; 2. освоить интерактивные методы и образовательные технологии, способствующие развитию у педагогов профессиональной компетентности (ценностно - смысловой, гносеологический и методический компоненты). 3. Развитие дискуссионного пространства среди молодых педагогов, реализация их творческого потенциала Форма обучения: очная с частичным отрывом от производства. Сроки обучения – с 23.09.10 по 20. 04.11. Режим занятий: 1 раз в месяц по 3 академических часа, 4 - й четверг с 15:00 до 17:00. Кол-во групп в год – 1 группа Наполняемость группы – 15 – 20 чел. Формы занятий - лекции, мастер – классы, круглые столы, консультирование/ собеседование Требования к результатам освоения программы – 1.Ценностно – смысловой компонент профессиональной компетентности: - готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. 2.Гносеологический компонент -знание теоретических и методологических основ школьных курсов истории и обществознания; -знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов); - знание требований, предъявляемых к современному учителю; - широта и глубина дополнительных знаний. 3.Методический компонент - способность применять в педагогической практике профессиональные знания, умения и навыки, использовать современные средства и методы обучения; - способность к овладению передовыми технологиями и их использованию в работе; - способность методически грамотно разрабатывать и преподносить учебный материал, делать его доступным, информативным; - способность ставить и решать нестандартные задачи; - способность к обучению детей способам и методам самостоятельной работы, к формированию у учащихся потребности добывания знаний и существования в режиме саморазвития; Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Список литературы приводится в содержании программыМатериально-техническое обеспечение: актовый зал Дома Учителя, ПК, мультимедиа проектор, электронные презентации, образцы текстовых дидактических материалов, видеоматериалы. Учебная программа курса «Школа молодого обществоведа» 1. Теоретические и методологические основы школьных курсов истории и обществознания 1.1 Введение - 3 ч. Открытие (презентация программы) «Школы молодого обществоведа». Обучение как открытие. Предпосылки организации обучения как открытия. Тенденции развития современного образовательного пространства: глобализация образования, унификация, информатизация, открытость образования. Стандартизация качества образования. Современные дидактические технологии. 1.2 Стандарты второго поколения. Методологические основы формирования гражданской идентичности на уроках истории, обществознание и права – 3ч. Государственный образовательный стандарт как основной механизм реализации Миссии образования. Понятие «идентичность».Социальная идентичность. Гражданская идентичность. Этническая идентичность Соотношение толерантности и идентичности. Соотношение общечеловеческой (общекультурной) и этнической идентичности. Модель структуры гражданской идентичности личности: когнитивный (познавательны), эмоционально – оценочный, ценностно – ориентировочный и деятельностный компоненты. Содержание системы воспитания гражданской идентичности учащихся. Требования к результатам формирования гражданской идентичности. Портрет будущего выпускника – гражданина России. 1.3 Стандарты второго поколения. Преподавание раздела «Экономика» в школьном курсе обществознания -3ч Формы и технологии обучения для создания позитивной ориентации учащихся на получение качественного экономического образования. Способы, формы и методы обучения в ходе проведения уроков экономики. Школьная компания – как способ деятельности по достижению реальных результатов в реализации произведенной продукции на рынке товаров и услуг. Компетентностный подход в преподавании экономики в школе. Формирование основных компетенций. Роль элективных курсов в развитии компетенций учащихся. Реализация индивидуальных образовательных запросов ученика. Формирование экономического мышления. Использование современных информационных технологий. Методические рекомендации учителям обществознания, преподающим экономику. Подходы к составлению сценария урока экономики. Объяснение материала урока с выделением наиболее сложных моментов. Использование литературного и кинематографического материала. Работа над экономическими понятиями и законами на примере текущих событий и экономических явлений. Сценарий учебного занятия по теме «Главные экономические проблемы». Обзор методической литературы. Подходы к формированию банка дидактических материалов для использования в преподавании экономики в школе» Дидактические материалы, выполненные с использованием различных средств: текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных сред. Электронные дидактические материалы, программные модули, тестовые задания. 2.Интерактивные методы и образовательные технологии. Творческие лаборатории учителей истории, обществознания и права 2.1 Современные школьные технологии. Модульная технология обучения. Определение понятия технология. Предмет педагогической технологии. Соотношение понятий методика – технология. Их инверсионная взаимообусловленность. Специфика педагогической технологии (авторский алгоритм, отсутствие жестких предписаний). Характеристика модульной технологии обучения. 2.2.История с интеграцией как способ социализации школьников. Технология использования дидактического материала интегрированного характера. Интеграция как понятие в широком смысле с точки зрения содержания преподавания и методов обучения. Направления интеграции: по вертикали и по горизонтали (методический подход). Интеграционный подход обучения общеучебным навыкам: культуре чтения, составления плана от простого к сложному, написание эссе по обществознанию. Практическая часть ( методические рекомендации): обучение учащихся культуре чтения, подходы к написанию эссе (идея – тезис – аргумент – обобщение). Понятие « Дидактический интегрированный материал» (ДИМ). Карточки ДИМ как универсальный механизм интрепретации исторического текста. Структура карточек ДИМ. Виды карточек. Формы обучения при реализации данной технологии. Оценивание. Результаты и возможности использования данной технологии. 2.3 Технология интерактивного обучения. Технология проведения учебных дискуссий. Понятие технологии интерактивного обучения. Алгоритм технологии интерактивного обучения: ориентация, этап подготовки участников игры и экспертов, подготовка к проведению, проведение и обсуждение игры. Формы, методы и приемы работы с классом (работа в парах, в малых группах; карусель; аквариум; незаконченное предложение; мозговой штурм; броуновское движение; дерево решений; суд от своего имени; гражданские слушания; ролевая (деловая) игра; метод пресс; займи позицию; дискуссия; дебаты). Проблема формирования интеллектуальных умений в психолого – педагогической и методической литературе. Учебная дискуссия как метод реализации принципов проблемного обучения: проблема организации учебных дискуссий в методической литературе; основные модели учебных дискуссий и технология их организации. Опытно – экспериментальная работа по теме. 2.4 Технология проектного обучения. Технология оценивания процесса обучения. Тестовая технология Теоретические основы проектного обучения. Основные положения проектного обучения. Классификация проектов (типы и виды проектов). Содержание и организация обучения школьников технологии на основе метода проектов. Этапы проектной деятельности учащихся. Оценка проектной деятельности учащихся Технология планирования учителем работы по руководству и организации выполнения учащимися проектов. Структура процесса разработки технологии обучения. Методы и формы проектного обучения. Понятие тестовой технологии. Классификация тестов. Определение психологических характеристик, возможностей тестируемых. Применение тестов в учебном процессе. Определение типов заданий, причин ошибок. Подготовка учащихся к ЕГЭ в учебное и во внеучебное время (факультативы). 2.5 Итоговое занятие. Круглый стол «Проблемы преподавания истории и обществознания на путях становления молодого педагога». Презентации курсантами «продукта» по итогам проведения курсовой переподготовки. Выдача сертификатов. Список литературы по темам занятий 1. Современный урок. Урок как открытие. Статьи 1. Александрова, Е. Современный урок: каким видится учителям и каким - ученикам? / Е. Александрова // Директор школы. - 2002. - N 8. - С. 34-41. - ISSN 1562- 1308. 2. Говор, Т. Оценка психологического качества урока / Т. Говор // Школьный психолог : газ. издательского дома "Первое сентября". - 2010. - N 1. - С. 19-30. 3.. Ибрагимов, Г. И. Концепция современного урока / Г. И. Ибрагимов // Школьные технологии. - 2008. - N 2 - С. 48-52. 4. Ивонина, А. И. Структура современного урока права /А. И. Ивонина // Преподавание истории в школе. - 2009. - N 3. - С. 60-63. - ISSN 0132-0696. 5. Стрелова, О. Ю. Современный урок истории / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - N 1. - С. 48-53. Книги 1. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. -М.:Про-Пресс,2009. - 56 с. - (Библиотечка журнала "Вестник образования России"; N 3). 2. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х т. / Г.К.Селевко. - М. : НИИ школьных технологии. - (Народное образование). Т. 1. - 2006. - 816 с. 3. Татарченкова, С. С. Организация методической работы в современной школе : учебно-методическое пособие для руководителей ОУ и учителей / С. С. Татарченкова . - СПб. : Каро,2007. - 128 с. - (Администратору ОУ). 4. Вяземский, Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2009. – N 8. - С. 4-13. Схемы: Пример. программы: назначение и особенности; Требования к структуре основ. образовательных программ: система нормативов. 5. Вяземский, Е. От основ профессионального мастерства к основам профессиональной компетентности : практические занятия для учителей истории / Е. Вяземский, О. Стрелова // История : газ. издательского дома "Первое сентября". - 2010. - N 10. - С. 36-41. УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ - КОМПЕТЕНТНОСТЬ - КОМПЕТЕНЦИЯ - ПРОФЕССИОНА ЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ - ЗАДАНИЯ 6.Вяземский, Е. Е. Школьное историческое образование в России в начале XXI века: основные тенденции и проблемы / Е. Е. Вяземский // История : газ. издательского дома "Первое сентября". - 2010. - N 6. - С. 33-38. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - МНЕНИЯ 7.Стандарты второго поколения. Примерная программа основного общего образования по истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. –N 4. – С. 15-28.Продолж. Начало: 2010. N 1-3. Программа подготовлена в рамках проекта "Разработка, апробация и внедрение государственных стандартов общего образования второго поколения", реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию / Курс на 194 ч. 8.Фундаментальное ядро содержания истории и обществознания : (проект) / А.М. Кондаков // Преподавание истории в школе. - 2009. - N8. - С. 14-20. 9.Историческое образование: тенденции и перспективы: Итоги международной конференции // Преподавание истории в школе. - 1999. - № 2. - С.41. 10.Мясникова Е.Ю. О новых подходах в преподавании истории // Преподавание истории в школе. - 2000. - |
![]() | Материалы школ и имц базовых площадок по отработке фгос ООО. – Спб.: Спб аппо, Вып. 1(4). – 2014. – 156 с | ![]() | В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная... |
![]() | Бригадная форма организации стимулирования труда на предприятии (в цехе) и повышение ее эффективности | ![]() | Гиа и егэ, помогает учителю понять типологию заданий и подходы к их изучению в классе и оцениванию. Работа с Методической библиотекой... |
![]() | Районный семинар учителей технологии «Использование инноваций на уроках технологии» | ![]() | Программа курса «Полезные навыки» составлена на основе авторских программ «Приусадебное хозяйство» Алехановой С. В.,учителя биологии,... |
![]() | Эта профессия вечная. Как бы ни менялось общество, как бы далеко ни уходило оно в своем развитии, без учителя оно никогда не обойдется.... | ![]() | На сегодняшний день существует проблема объективной и полной оценки профессиональных достижений учителя, учета его вклада в общие... |
![]() | Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции... | ![]() | Авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, В. П.... |