Тематический вечер для учащихся 9-х классов






Скачать 101.2 Kb.
НазваниеТематический вечер для учащихся 9-х классов
Дата публикации06.02.2015
Размер101.2 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > История > Документы
Попова Л. Ф.,

учитель истории и обществознания

Борисовского филиала

МБОУ СОШ с. Большой Хомутец

Добровского муниципального района

Липецкой области
Тематический вечер для учащихся 9-х классов

«Какие они – 90-е годы?»

Цель: развитие интереса к истории России и пробуждение чувства сопричастности к жизни страны через изучение и творческое обобщение разноплановой информации о жизни российского общества в 90-е годы ХХ века.

Задачи:

  • - закрепить и систематизировать изученный учебный материал, определить место реформ 90-х годов в современной истории России;

  • - развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия с аудиторией;

  • - учить школьников формулировать и излагать собственное мнение, убедительно отстаивать собственную позицию;

  • - развивать конструктивное и творческое мышление, умение самостоятельно добывать информацию и анализировать её;

  • - воспитывать у школьников гражданско-патриотические чувства;

  • - способствовать овладению учащимися оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, определяющими формирование компетентностей;

  • - учить понимать, что основную роль в историческом процессе играет человек, так как от его воли, озарения, ошибок зависит судьба индивида, общества, государства.

Оборудование.

  1. Интерактивная доска, мультимедийные средства.

  2. Плакаты с оценочными высказываниями общественных и политических деятелей о реформах 90-х годов.

«Россия на рубеже ХХ и ХХІ веков избрала самый искривлённый путь обновления». (А. И. Солженицын)

«Гигантская Россия – страна разнородная, разноземельная, разнокультурная. Собрать всех на одной площади и наладить реальную демократию невозможно даже в мечтах». (М. Веллер)

«Знаменитая триада, необходимая для существования каждого государства, - Вера, Власть, Народ – разрушена. Если бы мы сейчас получили зримую картину нашего общего дома, она напугала бы нас больше, чем, мы представляем». (В. Распутин)

« Эпоха Ельцина впервые после Октябрьской революции возвратила в Россию класс собственников. Но этот «класс» не стал результатом естественного и постепенного развития экономики и бизнеса. Он был «в два прихлопа» создан сверху в итоге, по сути дела, бесплатной раздачи богатств узкой группе приближенных к власти лиц». ( В. Костиков, журналист «АиФ»)

«Жить стало труднее и сложнее, зато качественно интереснее. Появилось значительно больше возможностей, в том числе брать ответственность на себя, самореализовываться, выигрывать и проигрывать». (В. Меньшов)

  1. Портретная галерея (фото политиков, деятелей культуры и т. д.) «Лица эпохи».

http://www.zamos.ru/ico/dossier/listev.jpg http://visualrian.ru/storage/previewwm/1429/60/142960.jpg?1167630180 http://www.soldati-russian.ru/dd/1992/maks1992/u50499-64989_dudayev1_blogshow.jpg http://visualrian.ru/storage/previewwm/1692/33/169233.jpg?1208167448

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ae/vladimir_putin_with_vladimir_zhirinovsky-1.jpg/300px-vladimir_putin_with_vladimir_zhirinovsky-1.jpg выступление владимира вольфовича жириновского на предвыборном митинге в ртищеве в 1999 году http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcqimckaa75x2gkeiivmsvtsnx3uu5iusuj4zrigfo9cewumcx-tjw http://adygkprf.ru/wp-content/uploads/2010/12/zu_g7.jpg

http://russia.rin.ru/pictures/4506.jpg http://elcin-up.ru/wp-content/themes/jumping-ski/jumping-ski/shadowbox/img/1.jpg http://sokovnin.ru/events/5.jpg http://teachpro.ru/source/obz10/html/der10130.files/image001.jpg http://museum.rosneft.ru/pics/1990/1991_2-a_big.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/yeltsin_and_clinton_laughing.jpg http://www.imemo.ru/imgf/primr.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/48/744/48744878_ruckoy_thumb.jpg http://oldmos.ru/upload/photos/500_98cac54d44961609a653159a90a9e660.jpg

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcrtsgcilvnaq2pb6hzqnl-og1zumfvahfugta_n0jzhuv5i9gvutq http://212.158.160.42:9090/logos/big_pers_yavlinsky.gif http://www.yavlinsky.ru/images/view_pic.php3?id=6146 http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcsxyspvrfhrp89zpks12cpdxbwdsfdxd2cyrjgkpzc4ns04joi1 http://www.odintsovo.info/img/2008/12/solzhenicyn_6.jpg

http://www.solzhenitsyn.ru/bitrix/templates/inner2/img/portrait_on_main_s.jpg http://www.media.nakanune.ru/images/pictures/275x/image_8202.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/jegor_gaidar_2008.jpg/250px-jegor_gaidar_2008.jpg http://www.russ.ru/var/russ/storage/images/pole/reformator-idealist/1084202-1-rus-ru/reformator-idealist_articleimage.jpg http://www.gazeta.lv/images/gaidar_0.jpg

http://img11.nnm.ru/5/2/b/8/0/aaeb57f472f3df430cd816422c6.jpg http://ej.ru/img/content/notes/9689/1260224533.jpg http://synews.ru/uploads/posts/2008-11/1227916139_chubais.jpg

  1. Политическая карта Российской Федерации.

  2. Подготовленный учащимися «Словарь 90-х» (акция, девальвация, дефолт, интернет, новый русский, олигарх, приватизация, толерантность, ЧИФ, «челноки», инфляция и т. п.)

  3. Стенд «История семьи в истории страны».

  4. Диск с песнями 90-х годов.

Ход.

Учитель 90-е годы ХХ века занимают особое место в истории современной России. Именно реформы того периода заложили основы политического, экономического, духовного состояния нашего государства сегодня. Нелегко быть реформатором в любой стране, а в нашей – особенно. Поэтому и сегодня не утихают споры о «правильности» решений российских правителей и их соратников на различных этапах исторического развития России. Уже сейчас можно услышать мнение о том, что конец ХХ века в Российском государстве можно назвать не просто реформаторским, а революционным периодом. Вы – дети 90-х годов. И не только потому, что родились в то время, но вы формируетесь как личности, граждане в новой экономической, социокультурной среде. Давайте же сегодня попробуем разобраться, какие они – 90-е годы? Постараемся вспомнить основные события, достижения и проблемы, политических и общественных деятелей, услышим о том, как пережили «лихие 90-е» ваши семьи и знакомые. Поразмышляем, поспорим какую дать оценку этим сложным неоднозначным временам. В ходе работы над проектом «Калейдоскоп 90-х» у вас уже сформировалось своё определённое мнение по различным аспектам жизни страны, выскажите и обоснуйте его. А на доске мы будем фиксировать выводы из ваших выступлений, что позволит нам подвести итоги сегодняшнему обсуждению. Выступающие, дающие положительную оценку событиям 90-х годов, пусть занимают места справа, а дающие отрицательную оценку – слева. Итак, какие они – 90-е годы?

Ученик. Я хотел бы обратить ваше внимание на экономиста–реформатора, автора проекта либеральных преобразований – Егора Тимуровича Гайдара (на экране демонстрируются его портреты). Его программа была поддержана правительством страны и предполагала следующие шаги: введение свободных цен с января 1992 г., финансовую стабилизацию, широкую приватизацию государственной собственности, превращение населения в собственников и формирование у людей экономических стимулов для деловой активности. В сельском хозяйстве колхозы и совхозы реорганизовывались в акционерные общества и товарищества, появлялись фермерские хозяйства, и уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. С 1993 г. каждый гражданин стал владельцем определённой доли государственного имущества, получив приватизационный чек – ваучер. Их было выпущено почти 144 млн. Эту анонимную ценную бумагу можно было продавать, покупать, вкладывать в банки, использовать для покупки акций предприятий. К июню 1994 г. более 70 % малых предприятий (магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта) перешли в частные руки. Массовой стала приватизация жилья. К сожалению, действия правительства вызвали активное сопротивление VІ Съезда народных депутатов, который открылся в апреле 1992 г. (Вывод на доске: завершено разрушение неэффективной административно-плановой экономики, создан класс собственников).

Ученик. Соглашусь с тем, что Е. Гайдар и А. Чубайс действительно сыграли ключевую роль в становлении новой экономической системы страны. Но какой ценой? Да и в чьих руках оказалась основная часть государственной собственности? Недаром 1992-1994 годы называют «шоковой терапией» и «прихватизацией». Разрушение старых экономических схем привело к тому, что в 1992 г. ВВП упал на 14,5 %, промышленное производство – на 18%. Финансовая стабилизация не состоялась: инфляция была фантастической – 2509 %, цены за 1992 г. выросли в 26,1 раза. Хранившиеся в сберкассах накопления были быстро обесценены. Работники бюджетной сферы оказались на грани выживания. Непонимание большинством граждан возможности использования ваучера привело к тому, что приватизационные чеки в массе своей были проданы за бесценок. В результате приватизация не сгладила социальные противоречия при переходе к рынку, а, наоборот, обострила их. К тому же, множество злоупотреблений привело к тому, что часть предприятий попала под контроль криминальных авторитетов. Спад производства продолжался до 1997 г.. (Вывод: доходы в обществе перераспределились в пользу узкой прослойки богатых людей, спад производства привёл к массовой безработице).

Ученик. 27 апреля 2007 г. в Москве от остановки сердца скончался Б. Н. Ельцин (на экране – фотографии). Без его напора, энергии, решительности и мужества невозможно было бы сломать старую государственную машину и построить новую Россию. Первому президенту приходилось править страной, не имеющей свода законов, применимых в условиях демократии и рыночной экономики. Если бы не его мощная воля, не исключено, что Россия на многие годы погрузилась бы во мрак военной диктатуры и гражданской войны. Демократы подталкивали его к запрету КПРФ, однако у Ельцина хватило мудрости проводить мягкую политику выдавливания коммунизма из России. И это его одно из величайших достижений как политика. Он не допустил большой крови, межнациональной вражды и распада России, укрепил отношения с Западом. А ещё первый президент связал Россию современную с Россией прежней, достойно перезахоронив останки расстрелянной большевиками царской семьи в Петропавловской крепости. Борис Николаевич велик тем, что он «вырулил» страну на новый путь. (Вывод: в России не допустили гражданскую войну, выстроен новый стиль отношений с Западом, началась переоценка исторических событий).

Ученик. Социологические опросы, проведённые сразу же вслед за похоронами

Б. Н. Ельцина, подтвердили негативное отношение большинства россиян к лидеру 90-х. Из всех правителей России за последние 100 лет, начиная с Николая ІІ, он получил самую плохую оценку. Большинство опрошенных считают, что Ельцин повел Россию из социализма в капитализм по самому неправильному маршруту. Своё укрепление во власти он продолжил антиконституционным путём, по существу совершив военный переворот. Я говорю о событиях 3 - 4 октября 1993 г., когда из танков расстреляли Белый дом, арестовали членов правительства, назначенных Х Съездом народных депутатов. Это траурные, черные дни российской истории. В столкновениях погибли 28 военнослужащих и сотрудников МВД, более 100 гражданских лиц. Да, гражданская война не разразилась на всей территории страны, но военно-политический кризис в Чечне принёс горе во многие российские семьи: похоронки, терракты. Хотя такие жёсткие боевые действия и остудили горячие головы сепаратистов в других республиках. К тому же, несмотря на массовую приватизацию и развитие бизнеса, страна жила в долг: к лету 1998 г. правительство должно было выплатить 60 млрд. долларов по внешнему и внутреннему долгу. 17 августа правительство Российской Федерации и Центральный Банк РФ объявили дефолт и провели девальвацию рубля, в очередной раз обесценив накопления граждан. (Вывод: утверждение власти демократов произошло насильственным, противозаконным путём, продолжалось ограбление населения).

Ученик. Я хочу рассказать о том, как события «черного вторника» отразились на нашей семье. Мой дядя был собственником небольшого ателье, в котором работали не только наши родственники. Он как раз закупил новое оборудование, фурнитуру, ткани, а для этого влез в долги. Но в то время расчёт происходил в долларах, а не в российских «деревянных» рублях. После 17 августа рубль подешевел сразу в пять раз, то есть за доллар уже давали 30 рублей. Пришлось дяде не только закрыть своё маленькое производство, но и продать трёхкомнатную квартиру, некоторое время скрываться от кредиторов, пока не выплатил с помощью родственников весь долг.

Ученик. А у нас сосед – инвалид той Чеченской войны. В 1994 г. юным и неопытным был призван на военную службу. Долго учиться военному делу не пришлось – его часть была переброшена в Гудермес. Вскоре он был ранен, контужен. Домой вернулся с ампутированной ногой и кистью правой руки. Конечно, родители поддерживали его как могли. Но жизнь парня сломана. (Вывод: 90-е годы - время личных трагедий).

Ученик. Моя бабушка говорит, что Господь дал нам силы пережить 90-е годы, потому что мы к Богу повернулись, стали восстанавливать храмы, монастыри, перестали смеяться над верующими. Можно свободно по святым местам поездить, по телевидению службы церковные посмотреть. Разве можно было представить себе раньше, что когда-нибудь увидишь прямой репортаж из Иерусалима о схождении святого огня на Пасху? О духовности заговорили, заповеди Божьи вспомнили. Ведь недаром Русь всегда Святой называли. Даже в школах православную культуру изучают. (Вывод: возрождение духовности и православной культуры).

Ученик. Мне хочется вспомнить высказывание А. И. Солженицына о главной национальной идее, которую он определил как «сбережение народа». Давайте посмотрим на результат «народосбережения» за 90-е годы.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/3d/lerf19902009.png http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5b/ubrf.png

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9f/russian_male_death_rate_since_1950_v2-rus.png/370px-russian_male_death_rate_since_1950_v2-rus.pnghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/bf/skrrf.png

Выводы очевидны: значительная убыль населения. И если реформы делались для людей, то этих людей, граждан России с каждым годом становится всё меньше.

Учитель. Благодарю всех выступающих. В ходе обсуждения у нас выявились две группы, одна из которых выделяет положительные стороны жизни в 90-е годы, а другая – негативные. Слушатели тоже имеют своё мнение. Предлагаю каждой из групп составить синквейн, в котором отражалась бы оценка событий конца прошлого века.

  1. Переустройство. 1. Переворот.

  2. Необходимое, неизбежное. 2. Тяжёлый, несправедливый.

  3. Создаёт, изменяет, обнадёживает. 3. Разоряет, обогащает, деморализует.

  4. Рождается новая Россия. 4. Рушится российская государственность.

  5. Надежда. 5. Обман.

Учитель. Теперь я предлагаю проверить, как наши ребята владеют терминологией, вошедшей в нашу речь в 90-е годы. Они должны найти соответствие между понятиями и данными определениями. Посмотрим, кто первым справится с этим заданием. (На листках-карточках раздаются отдельно написанные понятия и их определения: инфляция, дефолт, девальвация, «новый русский», нелегальная миграция, ГКО, ЧИФ, «челнок», «утечка мозгов», толерантность, ваучер, приватизация, олигарх, акция).

Учитель. А сейчас за 60 сек. оппоненты должны продемонстрировать знание субъектов Российской Федерации. (Записывают названия субъектов, кто быстрее и больше).

Рефлексия. Сегодня мы выслушали различные мнения и о том, какие же они – 90-е годы? Но в одном, я думаю, согласны все: это годы великих перемен, преобразовавших, изменивших наше общество, предопределивших его развитие на многие годы. Предлагаю общими усилиями составить «Книгу мнений» о событиях конца ХХ века. (Звучат песни 90-х годов, учащиеся обмениваются размышлениями, пишут своё мнение на специальных листках, из которых через 5-7 мин. складывается «книга»).

Литература.

  1. История России, ХХ – начало ХХІ века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.

  2. История России, 1945-2008 гг.: книга для учителя / А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев. – М.: Просвещение, 2008. – 528 с.

  3. Отечественная история ХХ – начала ХХІ века:11 кл.: профил. уровень, поурочные рекомендации: пособие для учителя / Н.И. Шевченко, В. \Г. Петрович; под общ. ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2006. – 238 с.

  4. Костиков В. С кем будет богатеть Россия? / В. Костиков // Аргументы и факты. -2007. - №19. – С. 11.

  5. Костиков В. Не та Россия. / В. Костиков // - АиФ. – 2007. - №17. – С. 6.

  6. Меньшов В. Америка жирует, а платим мы. –АиФ. – 2009. - №21. – С. 3

  7. Костиков В. Вот такая загогулина, понимаешь… - АиФ. – 2007. - №17 – С.3.

  8. Веллер М. С царём – в демократию. – АиФ. – 2008. - №12.- С. 11.

  9. Распутин В. В бедности жить не грех. Грех жить в нищете и разудалом богатстве. – АиФ. – 2008. - №12. – С. 3.

  10. Терехов Д. Как закалялась сталь? (Гайдар ушёл, а дело его живёт). – Липецкие известия. – 2010. - №4 (1003) – С. 6.

  11. Интернет-ресурсы: «Википедия».

  12. Энциклопедия 90-х. http://www.urokj90.ru/uroki.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconПрограмма среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11...
Программа предназначена для учащихся 10-11 классов профильного обучения средней общеобразовательной школы

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconРабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 6-х...
Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 6-х классов классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения...

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconПрограмма педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию...
Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для...

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconКонкурс проводится для учащихся 2-8 классов и педагогических работников...
Создание условий мотивации к поисково-исследовательской деятельности учащихся, мотивация учащихся к интеллектуально-познавательной...

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconУрокам по экономике для учащихся 10-11 классов по теме «Коррупция и экономика»
Воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconРабочая программа элективного курса для 10-11 классов «Основы предпринимательской деятельности»
Харенко Н. А./ Профессиоанльное будущее Якутии. Предпринимательство: учеб.: пособие для учащихся 9-11 классов –М.: Издательский центр...

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconКиреев А. П. Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразоват учережд. / А. П. Киреев
...

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconПрограмма элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland !»
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания...

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconПрограмма спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся...
Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов

Тематический вечер для учащихся 9-х классов iconЦель предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по программе «Осно­вы...
Цель предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по программе «Осно­вы экономики»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную