Скачать 261.13 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой Жиряков И.Г. Решение заседания кафедры Протокол №__1__ «30» __августа_2012__г. Аннотированная программа дисциплины по выбору «Проблема глобализации и Восток в постколониальном мире». Составитель: В.И.Овсянников – д. ист. н., профессор Должность: профессор кафедры зарубежной истории. Москва – 2012 Цели. Развить профессиональные и социокультурные компетенции студентов в процессе изучения основных тенденций и ключевых проблем исторического развития Востока в 20-30-е гг. XX в. Помочь студентам изучить процесс формирования принципиально нового явления в общественно-политической жизни Африки - идеологии освободительного движения, пришедшему в 20-30 гг. XX в. на смену неорганизованным бунтам народных масс, которые со всей очевидностью показали в начале XX в. неспособность достигнуть положительных результатом в условиях зависимости их стран от колонизаторов. Задачи. • Раскрыть содержание трансформации исторического развития • стран Африки; • показать региональные особенности этого процесса и его связь с общими тенденциями всемирной истории; • сформировать знания о моделях экономической, социальной, политико-правовой трансформации африканских обществ, исторической эволюции мировоззренческих установок и картины мира; • познакомить с основными методологическими подходами к изучению традиционного общества в условиях колониальной зависимости характерным для них понятийным аппаратом; • обеспечить с помощью продуктивных методов обучения возможность для активного развития исследовательской, информационной, коммуникативной культуры студентов, их критического мышления, функциональной грамотности; • способствовать формированию гражданской и мировоззренческой позиции студентов, их ценностного отношения к наследию всемирно-исторического процесса; • сформировать умения, необходимые для выполнения научно-методической работы и повышения профессиональной квалификации. • Рассмотреть политическую карту Тропической и Южной Африки после Парижской мирной конференции 1919 г. • Установить взаимосвязь антинародного пути развития европейского сектора с рождением идеологии освободительного движения, как протеста против господства в Африке европейцев. • Выявить основные черты трансформации африканских обществ. • Проанализировать основные направления идеологии освободительного движения: Ранняя форма идеологического обоснования необходимости поиска новых форм общественного протеста: религиозно-политическая. Рассмотреть лозунг «Назад в Африку!» и развитие идей от паннегритянского движения к панафриканизму. Оценить концепцию «Негритюда» в контексте исторического развития. Особенности проникновения идей коммунизма в Африку. • Ознакомиться с политическими портретами основателей идеологии освободительного движения в Африке и выявить «постулаты» их концепций. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: знаний, умений, навыков. Студент, изучивший дисциплину должен: Знать: Основные явления и факты, характеризующие историческое развитие стран Африки; Историческую природу моделей и ценностных ориентаций, сложившихся в обществах стран Азии на протяжении их исторического развития; Особенности современных методов научного познания, специфику их использования при изучении стран Африки, в том числе для периодизации исторических процессов, определения их характера, направленности и значимости; Причины противоречий развития стран и обществ в Африке в колониальный период; Основные мотивы держав в применении к африканскому миру, аргументы «за» и «против». Уметь: применять полученные знания в комплексном анализе важнейших процессов, явлений и событий истории стран Африки; сравнивать динамику и институционные особенности социокультурного, экономического и политико-правового развития ведущих регионов и стран Африки; различать и классифицировать основные идейно-политические доктрины и течения общественной мысли, основываясь на знании их исторической эволюции; определять ключевые явления и факторы, основные этапы развития международных отношений в странах Африки; объяснять (интерпретировать) политические, экономические, социальные, правовые и духовные явления и процессы в контексте исторического развития общественных отношений в странах Африки; анализировать и классифицировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую, использовать для хранения и обработки информации современные компьютерные технологии; аргументировано выразить свою позицию (знания, уровень подготовки) в устной и письменной формах, в том числе в ходе собеседования, дискуссии, ролевой игры, научного доклада, при выполнении проблемных и творческих заданий, при прохождении тестирования, подготовки эссе, аннотации, рецензии, презентации. Владеть (иметь навыки): современным понятийно-категориальным аппаратом исторической науки, навыками и приемами историографической и источниковедческой критики на уровне достаточном для творческого системного освоения основного содержания дисциплины, а также дальнейшего повышения профессиональной квалифицированности; умениями комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам истории стран Африки, использовать для получения информации исторические источники, учебную, научную и справочную литературу, материалы периодической печати и сети Интернет; умениями проектировать свою деятельность при решении учебно-познавательных и практических профессиональных задач (применять основные алгоритмы учебной и учебно-исследовательской деятельности, формировать и обновлять информационно-ресурсную базу, необходимую для изучения дисциплины); культурой публичного выступления, конструктивно участвовать в дискуссиях и групповой учебно-исследовательской работе по проблематике дисциплины. Взаимосвязь с другими модулями: • Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Социально-экономическое развитие стран Тропической и Южной Африки. Традиционные африканские общества и колониализм. Рождение идеологии освободительного движения и ее отражение в отдельных странах. Роль Коминтерна в международном коммунистическом движении. Послевоенное устройство мира в 1919-1921 гг. • Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Кризис колониальной системы империализма. Характерные черты «вторичного» капитализма. Проблема «отставания» афро-азиатского мира от европейской цивилизации. «Антифоринизм» африканцев и истоки «африканского социализма». Крах колониальной системы империализма. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ. Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий. Модуль направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (не более трех): • идеологические основы общественно-политической жизни; • движущие силы исторического развития народов и социумов; • характерные черты и особенности развития народов и стран в условиях зависимости; Умения: модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: сравнительный анализ источников и историографии; подготовка письменных работ; работа с политическими картами; поиск источников в архивах, библиотеках, интернете; их практических анализ; ораторское мастерство; и др. Формы освоения ОМ (в соответствии с группой и кластерной принадлежностью модуля): • лекционный курс; • самостоятельная работа студентов, в т.ч. их творческий поиск и детализированный анализ источников и других материалов; составление личного «портфолио» по теме; • презентация достигнутых результатов на п/з и семинарах, в электронном виде. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Основные разделы и их краткое описание. Раздел I. Страны Тропической Африки в 1960-х начале 1990-х гг. (Стремление освободившихся стран к единству и эволюции движения неприсоединения). Крушение надежд африканцев на быстрое улучшение жизни после провозглашения независимости. Экономические трудности (монокультуры, "ножницы" цен и пр.). Политическая нестабильность, многочисленные военные перевороты, внутренние и внешние войны. Особая роль армий в странах Африки. Коррупция и непотизм во властных структурах. Этнические проблемы и конфликты и различные попытки их разрешения. Идея "строительства наций" Развитие африканских государств в условиях противостояния двух мировых систем. СССР, "социалистический лагерь" и страны Тропической и Южной Африки. Проблема "выбора пути" и варианты ее решения африканскими лидерами. Социалистические идеи в Африке судьбы их воплощения. Страны "социалистической ориентации" в Африке. Культура и образование в независимой Африке. Новые поколения африканской интеллигенции. Идеи афроцентризма. Регионализм и региональные объединения в Африке. Создание Организации Африканского единства (1963 г.) и ее роль. Нигерия в 60-х - 90-х годах. Биафра и ее судьба. Военные перевороты. Роль нефтедобычи. Гана после Кваме Нкрумы. Крах социалистических преобразований в Мали и Гвинее. Тоталитарный режим Секу Туре в Гвинее. Сенегал в годы правления Л.С. Сенгора и Берег Слоновой Кости - "витрина капитализма" в Африке. Эфиопия в последние годы правления Хайле Селассие . Нарастание кризисных явлений. Революция 1974 г. Режим Менгисту Хайле Мариама и его крах. Сомали в период правления Мохаммеда Сиада Барре. Крах режима. Кения при Джомо Кениате. Проблемы африканизации. Приход к власти Д. арапа Мои и эволюция режима. Уганда при Оботе. Хартия простого человека. Режим Иди Амина и его крах. Национальное Движение Сопротивления и Йовери Мусевени в Уганде. Занзибарская революция и образование Объединенной Республики Танзании. Теория и практика "уджамаа"- танзанийского социализма. Создание единой партии - Чама Ча Мапиндузи (1977). Переход к многопартийной системе после отставки Дж. Ньерере. Правительство Патриса Лумумбы в Заире и его падение. Сепаратизм, Чомбе. Режим Мобуту Ссесе Секо. Крах Федерации Родезии и Ньясаленда. Провозглашение Республики Малави и Замбии. Режим К. Каунды в Замбии. Создание Республики Зимбабве и режим Р. Мугабе. Вооруженная борьба в Анголе и Мозамбике. Португальская революция и независимость африканских колоний. Курс на построение социализма в Анголе и Мозамбике и развал в этих странах. Гражданские войны ФРЕЛИМО-РЕНАМО и МПЛА-УНИТА. ЮАР до начала 90-х годов. Расстрелы в Шарпевиле и Ланге (1960). Восстание в Соуэто (1976). Конституция 1983 г. Реформы президента П. Боты. Ангольско-намибийский узел. Борьба СВАПО в Намибии и провозглашение независимости Намибии (1990). Президент Де Клерк и начало "Претория-стройки". Нерешенность социально-экономических проблем и тенденция стран Африки к единству, региональные объединения африканских стран. Движение неприсоединения в Африке. Генезис движения: Конференция 29 стран Азии и Африки в Бандуге (апрель 1955 г., Индонезия). Идея неприсоединения к военным блокам. 10 принципов дружеского сотрудничества. Поддержка освободительной борьбы. Антиколониализм. Невмешательство в дела друг друга. 1956 г. - Юридический консультативный комитет в Дели. «Народный Бандунг» в Египте, 1960 — экономический форум в Каире. Сентябрь 1961, Белград. Официальное организационное начало Движения неприсоединения. Создание в 1962 г. «группы 77ми» (экономическая). «Неприсоединение» от октября 1964 г. по сентябрь 1989 г. Концепция «Север-Юг», «Юг-Юг». Движение неприсоединения после распада СССР — сентябрь 1992 г., Джакарта, Индонезия — 108 государств. Разброд, недоумение. На высшем уровне Движение не собиралось. 1995, Картахена, Колумбия — предложение перехода к активной борьбе за уравнение экономических прав. Противостояние север-юг; противостояние западному обществу. Концепция «альтернативных прав человека» ген. Сухарто (общность, коллективизм и независимость, авторитаризм, насилие); борьба за экологию. Постепенный отход стран от Движения. 1997 г. (Нью-Дели) — трансформация «неприсоединения2 в антизападное движение. Раздел II. Социальное наследство колониализма Африки. Основные наследственные сферы: экономика, политика, культура, образование, здравоохранение. Деформированный характер социальных структур; нечеткость, размытость политических границ и связанные с этим, сложные межнациональные отношения. Проблема природно-климотических катаклизмов. Отношения между различными этносами в пределах одной вновь образованной страны и отношения между странами. Отсутствие в рамках бывших колоний этнически, лингвистически и конфессионально однородного населения. В результате колониального раздела Черной Африки формально создаваемые границы бывших колоний и естественные , исторические границы обитания африканского населения. Возникновение межэтнических конфликтов и войн. Нарушение традиционной внутриафриканской меновой торговли скотом, солью, орехами кола, сушеной и вяленой рыбой, зерном, золотом, тканями. Привязанность моно рынка , метрополии и ее валютной зоне. Моно экспорт, как препятствие возрождению этих связей и после обретения ими независимости. Сохранение односторонней ориентации внешней торговли на свою бывшую метрополию. Проблема колоний удаленных от побережью. Разделение Африки на «выгодные» районы, которые старались развивать, и «невыгодные» осваивать которые считалось нецелесообразным. Ее отражение на процесс становления независимых государств. Проблема выбора пути социально-экономического развития и политической ориентации. Пятый панафриканский конгресс и концепция так называемого «третьего пути» развития. Концепция начала 60-х гг. «африканского социализма». Религия — источник моральных норм и духовных ценностей африканца; негритюд как форма светского мировоззрения членов общества. Приоритет во внешнеполитической деятельности — идея панафриканизма и афроазиатской солидарности. Социально-политические «портреты» лидеров освободившихся государств первого поколения. Экономическое положение освободившихся государств, неприкрытое давление, прямое вмешательство западных держав, зачатки капиталистических отношений, не получивших полного развития и не исчерпавших свой социально-экономический потенциал - как причина глубоких кризисов в странах Африки. Роль армии в политической жизни Африки. Политическая трансформация свободных государств Африки и образование авторитарных, диктаторских, зачастую одиозных, режимов (Бокасса в Центрально-Африканской Республике, Иди Амина Дада в Уганде); национально-демократические революции (Конго (Браззавиль, 1968 г.), Сомали (1969 г.), Бенин (1972 г.), Эфиопия (1974 г.); на путь построения революционно-демократических государств после свержения португальского колониализма встали Ангола (1975 г.), Мозамбик (1975 г.), Гвинея-Бисау (1973 г.). Зимбабве — после свержения в 1980 г. расистского режима. Отношения с Советским Союзом и другими странами социалистического содружества; идеи построения у себя социализма на базе принципов марксизма-ленинизма. Создание промарксистских правящих политических организаций, типологически объединявшиеся под общим названием - авангардские партии трудящихся. Материальная помощь СССР и др. соцстран. Неоколониализм — форма угнетения бывших колоний в постколониальных условиях, фактор сдерживания социально-экономического развития освободившихся стран. Сохранения за ними роли аграрно-сырьевых придатков мирового рынка. Характер, предоставляемой западными державами «помощи» освободившимся государствам. Накапливание внешнего долга Черной Африки основы реализации многих социально-экономических программ. До 150 млрд долл., к середине 90-х гг. - 313 млрд долл., а в 2000 г. она достигла астрономической цифры в 370 млрд долл., что составило более половины задолженности. Углубление разрыва между Западом и бывшими колониями. |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | Цель: формирование у студентов гражданской позиции, основанной на объективном научном знании и понимании роли и места России в современном... |
![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |