Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош»






Скачать 152.25 Kb.
НазваниеПрограмма историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош»
Дата публикации17.03.2017
Размер152.25 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > История > Программа
МОУ «Сосновицкая основная общеобразовательная школа»


Согласовано «Утверждаю»

на педагогическом директор школы

совете школы ______/Егорова Е.Н./

29.08.2013 г. пр. № 42 от 29.08.13 г.

Программа

историческому краеведению

9 класс


Программа составлена

учителем МОУ «Сосновицкая ООШ»

Егоровой Т.В. на основе программы,

разработанной под руководством

Савиновой О.В.
Программа и тематическое планирование курса краеведения, изучаемого по первой модели (от первобытной эпохи до начала XXI века)

Пояснительная записка

Данная модель предполагает изучение истории Тверского края, начиная с вопроса его заселения в первобытную эпоху и до наших дней.
Цели курса

  • Способствовать духовному становлению личности, приобщая учащихся к историко-культурному наследию родного края.

  • Развить у учащихся интерес к его истории и культуре.

  • Расширить представления учащихся об истории в целом и региональной и локальной истории в частности

  • Помочь учащимся проникнуть в мир наших предков, осознать причины, цели и значимость их деятельности.

  • Обогатить знания учащихся по различным аспектам истории края /политическому, социально-экономическому, культурологическому/.

  • Оказать влияние на развитие патриотизма учащихся: уважение к своим корням, своей малой родине.

  • Повлиять на процесс социализации личности учащихся, формируя ответственность за сохранение исторической памяти и передачу ее другим поколениям.

  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся посредством исследовательской и преобразующей деятельности.

Предполагаемые результаты изучения курса определяются поставленными в программе целями.

В области предметной компетенции на основании изучения данного курса учащиеся могут и должны:

  • Понимать сущность взаимодействия отечественной, региональной и локальной истории.

- Знать основные факты и события из истории края.

  • Уметь характеризовать вклад Тверского края в общероссийскую историю и культуру.

  • Понимать значение деятельности выдающихся исторических личностей на территории края и его уроженцев.

  • Определять тенденции экономического, политического, социального и духовного развития края в различные исторические эпохи.

В области межкультурной компетенции учащиеся развивают способность понимать духовный мир других людей через личностное культурное развитие, освоение и принятие социально-значимых ценностей

В области коммуникативной компетенции - овладение учащимися формами проблемной коммуникации /умение восстанавливать и понимать позиции участников исторического процесса/

В области социальной компетенции - формирование ответственности за сохранение исторической памяти и передачу ее потомкам; развитие у учащихся навыков социального взаимодействия через групповую деятельность при выполнении проблемных заданий.

В ообласти компетенции саморазвития данный курс стимулирует потребность и способность к самообразованию

Содержание программы

Тема 1. Тверской край в первобытную эпоху. Первоначальное заселение Тверского края. Этапы. Стоянки эпохи палеолита и мезолита. Тверской край в эпоху неолита. Великий водораздел – один из центров взаимодействия европейских и азиатских культур. Льяловская культура. Раскопки поселения у д. Языково. География неолитических раскопок в Тверском крае. Стоянки Верхнего Подвинья, их связь с Юго-Восточной Прибалтикой. Проникновение финнов на территорию Верхневолжья. Волосовская культура. Тверской край в бронзовом и раннем железном веке. Изменение природно-климатических условий. Фатьяновская культура. Культура текстильной керамики. Дьяковская и Днепро-Двинская культуры. (1 час).

Тема 2. Тверской край до н. XVI в. Понятия Тверская область, Тверской край, Тверская земля. Тверская область – великий водораздел трех морей.. Монголо-татарское нашествие на территорию края. Оборона Твери и Торжка. Опустошение края. Битва на р. Сить. Выделение Тверского княжества в самостоятельное, из состава Переяславльского. Княжение Михаила Ярославича и его преемников. Отношения с Москвой и Новгородом, мученическая смерть в Орде. Тверские земли при приемниках Михаила Ярославича. Дмитрий «Грозные Очи», Александр Михайлович. Антиордынское восстание в Твери в 1327 г. Тверское княжество во второй половине XIV в. Территория, экономическое развитие. Михаил Александрович Тверской и его борьба с Дмитрием Ивановичем Московским. Последний век самостоятельности. Тверской край в XV в. Новый расцвет Тверского княжества при Борисе Александровиче (1425-1461). Ликвидация независимости Тверского княжества (1485 г.). Историческая география Тверских земель в удельный период. Территория Тверского княжества. Города. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Культура Тверского княжества в XIII – начале XVI века. Место Тверского княжества в русской средневековой культуре. Тверское летописание. Зодчество. Тверская школа иконописи. Влияние культуры Киева, Владимира, Византии и православного Востока. Архитектура городов Тверского княжества в XV – начале XVI в. Литература. «Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче». (6 часов)

Тема 3. Тверские земли в XVIXVII веках. Тверская земля в составе Московского государства в XVII в. Территория и население. Экономическое развитие края в XVI – XVII вв. Развитие земледелия и землевладения. Размывание старинных боярских тверских родов и складывание нового тверского дворянства. Повинности крестьян. Рост ремесла. Торговля. Города Тверского края в списке русских городов XVI в. Тверь, Торжок, Старица, Ржев, Зубцов, Городецк, Торопец. Старицкий удел и его судьба. История удела и старицких князей. Трагическая судьба Владимира Андреевича Старицкого и его семьи. Ликвидация удела. Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины. Начало опричнины. Заточение митрополита Филиппа в Тверской Отрочь монастырь. Поход Ивана IV на Новгород в 1569 г. через Тверские земли. Разорение края. Убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа. Старица и Бежецкая пятина в составе опричнины. Кризис хозяйства и социальной жизни в Тверском крае. Старица в годы Ливонской войны – ставка Ивана Грозного. Тверская земля в к. XVI – н. XVII вв. «Посадское строение» на территории края. Мероприятия по укреплению дворянского землевладения /хозяйства/. Голод. Народные волнения в Тверском крае. Разорение тверских земель поляками и войсками Лжедмитрия II. Сопротивление захватчикам. Борьба Скопина -Шуйского с захватчиками на территории Тверского края. Урон, нанесенный краю смутой. Расселение карел на Верхней Волге. Причины, осуществление и значимость расселения. Помощь властей. Карелы в Верхневолжье. Экономическое развитие Тверского края в XVII в. Развитие основных видов феодального землевладения. Рост населения. Новшества в хлебопашестве и крестьянских повинностях. Развитие ремесла и товарно-денежных отношений. Участие Тверского края во всероссийской и внешней торговле. Культура Тверского края в конце XVI - XVII вв. Развитие научных знаний. П. Роговский. Л. Магницкий. Практическая направленность научных знаний. Развитие языка. Устное народное творчество. Литература. Сатирические /«Калязинская челобитная»/ и исторические /«Повесть о Тверском Отрочь монастыре»/ повести. Документы времен «смуты» / письма Скопина_- Шуйского, грамоты Ивана Болотникова/ – отражение бурных событий начала XVII в. на территории края. Мемуарная литература /«Повесть об осаде Торопца»/. Архитектура. Тверская щкола иконописи в XVI – XVII вв. Вклад культуры Тверского края в сокровищницу общерусской культуры. (7 часов).

Тема 4. Тверские земли в XVIII веке Тверской край при Петре 1. Влияние реформ Петра 1 и Северной войны на экономическое и социальное развитие края. Тверской край в составе Ингерманландской и Смоленской губерний. Образование Тверской провинции Петербургской губернии. Города Тверской губернии: численность, социальный состав, занятия населения. Экономический подъем края. Развитие ремесел, промыслов. Торговые связи Тверского края. Вышневолоцкая водная система. Причины строительства системы. Проект М. Сердюкова. Строительство и дальнейшая реконструкция системы, ее эксплуатация. Петр I в Вышнем Волочке. Развитие Тверского края в 30- 80-е годы XVIII в. Территория и население. Развитие земледелия. Положение крестьяне Тверского края: категории, занятия, повинности Развитие ремесел и промыслов. Появление мануфактур. Рост числа городов и их экономическая специализация. Место Тверского края во всероссийском рынке. Ярмарки края /Крещенская в Весьегонске, сентябрьская в Торжке/. Образование Тверского наместничества и губернии. Осуществление административной реформы Екатерины II на территории края. Образование Тверской губернии в составе Новгородского наместничества: состав, система управления, формирование губернский учреждений. Получение Тверской губернией статуса самостоятельного административного образования. Перепланировка Твери и ее образцовая застройка командой П. Никитина. Роль М. Казакова в работе «архитектурной команды». Перепланировка уездных городов. Культура Тверского края в XVIII в. Развитие образования. Вклад Тверского края в развитие просвещения, науки, военного дела. Д. Карманов, Т. Волосков, Л. Сабакин, П. Суворов, И. Третьяков, Д. Ильин. Расцвет архитектуры. Церковное и гражданское зодчество. Усадебное строительство. М. Казаков. Н. Львов. С. Чевакинский. Живопись. Живописные династии Осташкова. М. Колокольников. Е. Камеженков – академик живописи. В. Б. (4 часа)

Тема 5. Тверские земли в начале XIX века. Тверская губерния в 1812 – 1861 гг. Тверской край в начале XIX вв. Экономический и культурный подъем края. Тверь – центр наместничества в составе Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. Оживление общественной жизни Твери. «Малый двор» Г. Ольденбургского. О. Кипренский и Н. Карамзин в Твери. К. Росси- главный архитектор Тверской губернии. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 г. Формирование тверского дворянского ополчения и егерского батальона. Отряд Е. Суворова. Пожертвования населения. Поставки провианта и фуража для армии. Участие тверских частей в заграничных походах русской армии. Герои войны 1812 г. – уроженцы Тверского края: А. Сеславин, Н. Свечин, З. Олсуфьев. Тверская провинциальная культура в первой половине XIX в. Появление первого городского театра /Осташков/, библиотеки /Осташков/, газеты / «Тверские губернские ведомости»/. Дворянские усадьбы – центры культурной жизни. Усадьбы Бакуниных, Полторацких, Вульфов, Рачинских, Озеровых. Выдающиеся деятели культуры края: А. Измайлов, Ф. Глинка, И. Лажечников, А. Куницын, А. Венецианов и его школа, Н. Уткин, М. Воробьев. Губернский архитектор И. Львов. Первые русские фольклористы И. Сахаров, А. Афанасьев, П. Киреевский на Тверской земле. Хозяйство Тверского края в 20-50- е годы XIX в. Численность и состав населения. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. (3 часа).

Тема 6. Тверской край во второй половине XIX в. Проведение крестьянской реформы в Тверской губернии. Численность и положение крестьян накануне реформы. Тверской губернский комитет для составления проектов улучшения быта крестьян. А. Унковский. Радикальный проект отмены крепостного права. Протест тверских мировых посредников. Осуществление реформы в губернии и ее результат. Развитие капиталистической промышленности в губернии. Земская реформа. Проведение земской реформы в Тверской губернии. Деятельность земств в крае. Земские деятели. П. Максимович. Культура Тверского края во второй половине XIX - начале XX вв. Просвещение. Развитие образования в крае. Типы учебных заведений. Школа Рачинского. Подъем духовной жизни губернии: создание музея, деятельность ТУАК Литература. Тверской край в жизни и творчестве М. Салтыкова-Щедрина, А. Островского Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, А. Ахматовой, Н. Гумилева, В. Шишкова и др. Крестьянский поэт С. Дрожжин. Театр. Музыка. Д. Леонова, Е. Лавровская, В. Андреев, Т. Филиппов. Архитектура, Живопись. Тверской край в жизни и творчестве И. Левитана, Г. Сороки, П. Чистякова, И. Шишкина. В. Серова, Н. Богданова-Бельского. Академическая дача. Скульптура. Народная культура. (3 часа)

Тема 7. Тверская губерния с начала ХХ века по 1917 год. Экономика губернии на рубеже XIXXX веков. Население. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Рабочее движение в начале ХХ в. Положение рабочих Тверской губернии. Борьба рабочих за его улучшение: стачки, забастовки, деятельность рабочих кружков. События 1905-1907 гг. на территории края. Выступления рабочих Деятельность партий в Тверском крае: кадетов, социал-демократов, эсеров, черносотенцев. Тверская губерния между революциями. Осуществление земельной реформы в Тверском крае. Начало экономического подъема в крае. Влияние первой мировой войны на экономическое и социальное развитие края. (2 часа)

Тема 8. Наш край в 1917-1945 годах. Тверская губерния в 1917 г. Тверской край на различных этапах революции 1917 гг. События и деятели. Установление Советской власти. Тверской край в годы гражданской войны. Трагедия братоубийственной войны на территории края. Социально-экономическая жизнь Тверского края в 20-30-е гг. ХХ века. Экономический и политический кризис после окончания гражданской войны. Тверской край в годы НЭПа. Проведение индустриализации в крае. Коллективизация в Тверском крае. Наш край в годы массовых репрессий. Экономическое развитие края накануне войны. Культура Тверского края в 20-30-е годы. Развитие образования. Осуществление культурной политики советской власти в нашем крае: противоречия, достижения и потери. Калининская область в годы Великой Отечественной войны. Военные действия на территории края. Массовый героизм. Партизанское движение. Уроженцы края – герои войны. Память потомков. (4 часа).

Тема 9. Тверской край во второй половине ХХ – начале XXI века. Калининская область в послевоенный период. Урон, нанесенный войной. Восстановление разрушенного хозяйства. Калининская область в период апогея сталинизма Наш край в период хрущевской «оттепели» и реформ. Калининская область в годы «застоя». Культурная жизнь Калининской области в 1946-1985 гг. Политическая, экономическая, социальная и культурная история края в годы перестройки и в постперестроечный период. Тверская область в начале XXI века. (3 часа).

Тематическое планирование

№ урока

Тема

Параграф

Особенности

1-2

Тверской край в первобытную эпоху

1-4

Семинар или дидактическая игра, позволяющая рассмотреть «избыточный» материал учебного пособия за один урок

3


Славянское освоение Великого водораздела.

Образование Тверского княжества

5-7


Количество часов на изучение данной темы относительно числа параграфов при изучении по данной модели приходится заметно сократить, несмотря на то, что в них рассматривается материал чисто краеведческого характера

4-5

Тверские земли в XIV в.

8-10

Повторы в изложении материала в учебном пособии, а также определенное внимание к нему в систематическом курсе истории в 6 классе, позволяет изучить материал трех параграфов за два урока, развернув этот процесс как повторение и актуализацию знаний

6

Тверской край в XV веке

12




7

Историческая география тверских земель в удельный период. Путешествие Афанасия Никитина в Индию


13-15

Недостаток времени, с одной стороны и включение в региональный курс географического краеведения обусловливает целесообразность сокращение часов на изучение данной темы и рассмотрение ее вместе с темой «Путешествие Афанасия Никитина», которая учащимся отчасти известна из уроков географии.

8

Культура Тверского края в XIII— начале XVI вв.

11; 16-17.

Возможность изучения столь обширного материала за один урок обеспечивается изучением в большинстве школ Тверской области истории православной культуры. Выделение большего количества часов становится невозможным, так как данная модель рассчитана всего на 34-часовой краеведческий курс.

9-10

Тверские земли в первой половине

XVI в.

18-19; 20 /выбо

рочно/

Материал параграфа

20 /до рассмотрения судьбы Старицкого удела и его князей в годы опричнины/ логично вплетается в данную тему

11

Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины

20 /выбо

рочно/, 21

Материал о судьбе Старицкого удела и его князей интегрируется в тему

12

Тверской край на рубеже XVI – XVII вв.

22-23

Несмотря на обширность материала, его приходится сокращать. Изучение смутного времени на территории края целесообразно развернуть в ключе актуализации ранее изученного материала по отечественной истории

13

Расселение карел на Верхней Волге

24

Этот урок весьма важен для развития межкультурной коммуникации.

14

Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в.

25-26

На территории Тверского края разворачивались экономические процессы уже известные учащимся по курсу отечественной истории, что позволяет изучить краеведческий их краеведческий аспект за один урок

15

Культура Тверского края в конце

XVI – XVII вв.

27-28

Изучение курса православной культуры предоставляет возможность сократить число уроков на данную тему (относительно числа параграфов)

16

Тверские земли при Петре I . Вышневолоцкая водная система.

29 - 30

Материал уроков тесно связан с материалом систематического курса отечественной истории, что позволяет сократить количество часов на изучение темы

17-18

Развитие Тверского края в 30-80-е гг. XVIII в.

31-33

19

Культура Тверского края в XVIII в.

34-35

Материал по истории культуры этого периода учащиеся изучали сравнительно недавно (в 8 классе), он достаточно легко актуализируется и может быть изучен за один урок

20

Тверские земли в начале XIX века. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 г.

36, 37

При изучении этих тем целесообразно в максимально возможной степени актуализировать материал по истории России (8 класс), рассмотрев его затем на краеведческом материале

21

Тверская провинциальная культура в перой половине XIX в.

38

22

Хозяйство Тверского края в 20-50- е гг.XIX в.

39

23-24

Реформы 60-70-х годов XIX в. Тверской губернии

40-44

Местный материал данной проблематики содержит значительный потенциал для изучения этих тем на основе анализа исторических источников

25

Культура Тверского края во второй половине XIX – начале XX в.

45-46

Хотя культура этого периода, особенно «серебряного века» достаточно сложно усваивается учащимися на уровне ее вклада в историю отечественной культуры, по данной модели изучения курса исторического краеведения количество часов (относительно количества параграфов) приходится сокращать. Определенной компенсацией является изучение достижений этого периода в рамках других предметов (литературы, изобразительного искусства, музыки).

26

Экономика губернии на рубеже XIX-XX веков

47

Материал этих уроков, по возможности, целесообразно увязать (синхронизировать) с изучением систематического курса истории России. Если, по мнению педагога, это сделать затруднительно, то их можно развернуть в ключе повторительно-обобщающих, базирующихся на местном материале, актуализирующих знания по отечественной истории и строящихся на основе работы с историческими источниками.

27

Рабочее движение. События 1905—1907 гг. в губернии

Тверская губерния между революциями

48-49

28

Тверская губерния в 1917 г. и в годы гражданской войны

50-52

29-30

Социально-экономическая и политическая жизнь края в 20-30-е годы ХХ века

53-54

31

Калининская область в годы Великой отечественной войны

56

32-33

Калининская область в 1946- конце 90-х годов ХХ века

57-58, частично 59

Семинар, защита проектов, защита десятилетия и т.п.

34

Тверская область в начале XXI века

59

Проекты, деловые игры

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» iconРабочая программа курса "Краеведение" 7 класс (35 часов)
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г....

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» iconРабочая программа по учебному курсу «Историческому краеведению» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных...

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» icon«Россия в I половине XVIII века». Авторы составители: А. В. Антоненкова...
Диагностические материалы по истории России в форме егэ по теме: «Россия в I половине XVIII века». Авторы составители: А. В. Антоненкова...

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» iconРабочая программа по историческому краеведению 9класс Составитель: учитель истории Певцова М. В
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №51 г. Твери

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» iconРабочая программа «новейшей истории» 9 класс Составитель : учитель...
Представленная программа входит в учебно-методический комплекс по курсу «Новейшая история зарубеж­ных стран» для IX класса (35 ч),...

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» iconРабочая программа по краеведению для 9 класса Составитель
Рабочая программа по краеведению для 9-го класса составлена на основе нормативных документов

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» iconПрограмма по историческому краеведению (8-9 классы)
История родного края – основа нашего культурно исторического богатства. Из её бесчисленных животворных родников образуется полноводный...

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» iconРабочая учебная программа по истории составлена на основе нормативных...
Рабочая программа составлена учителем истории и обществознания: Гаджиевой Белой Азизбеговной

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» iconРабочая программа учебного курса «История России»
Рабочая программа составлена учителем истории и обществознания: Мищанчук Наталией Владимировной

Программа историческому краеведению 9 класс Программа составлена учителем моу «Сосновицкая оош» iconПояснительная записка
Программа составлена учителем географии мбоу сош №24 г. Костромы Хапилиной Е. Л






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную