Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины






Скачать 466.44 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
страница1/2
Дата публикации15.03.2017
Размер466.44 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2
титул.jpg

  1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование знаний по отечественной истории и представление ее роли в мировой истории. К задачам относятся: развитие способности студентов осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа; умение творчески применять исторические знания; формирование ценностных ориентаций и убеждений студентов на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, патриотизма, уважения прав человека и демократических ценностей.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

История относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Курс базируется на знаниях, умениях и навыках, ранее приобретенных обучающимся в процессе изучения школьных курсов истории, обществознания. Студент должен иметь представление об историческом процессе. Знание истории необходимо для изучения других дисциплин, таких как: основы права, экономическая теория, политология.

    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- понимать движущие силы закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

В результате освоения дисциплины студент должен уметь использовать гуманитарные и социально-экономические знания для решения практических задач.

Объектами проверки усвоения студентами курса отечественной истории являются: знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов, хронологических рамок значительных событий и процессов; умение отыскать необходимую информацию в одном или нескольких источниках, сравнить данные разных источников, выявить их сходство и различия, описать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи; усвоение общих исторических представлений, понятий и идей; владение элементами исторического анализа и объяснения; умение оценивать исторические явления, действия людей в истории.


Код компетенции

Формулировка компетенции

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

Оценочные средства

минималь

ный

базовый

повышен

ный

ОК-3

Способность понимать движущие силы закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире.


Знает: движущие силы закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории.

Основные закономерности взаимодействия человека и общества.

Движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе.


Факторы исторического процесса (природные, экономические, социальные, политические, духовные) и их содержание.

лекции, семинары

контрольные работы, доклады, теоретические ответы

Умеет: распознавать движущие силы закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире.


Уважительно относиться к историческому наследию прошлого.

Ориентироваться и оперировать общими знаниями экономической истории.

Ориентироваться и оперировать развернутыми знаниями экономической истории, делать выводы об ее влиянии на развитие общества.

семинары

теоретические ответы, доклады, контрольные работы

Владеет: навыками для понимания движущие силы закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире.

Навыками использования некоторых ценностей мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии

Базовыми навыками использования основных ценностей мировой экономической культуры в своем личностном и общекультурном развитии

Способностью оценивать значимость экономических процессов для развития личности.

самостоятельная работа, семинары

тестирование, доклады, теоретические ответы

ОК-4

Способность анализировать социально- значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.

Знает: социально- значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и

Основные социально- значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

Социально- значимые проблемы и процессы, развернутые сведения об основных законах развития природы, общества и мышления.

Глубокие познания об основных законах развития природы, общества и мышления в профессиональной деятельности

лекции, семинары самостоятельная работа

контрольные работы, доклады, теоретические ответы

Умеет: анализирован социально- значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.

Использовать знания об основных законах развития общества и мышления

в профессиональной деятельности

использовать развернутые сведения

об основных законах развития общества и мышления в профессиональной деятельности

Прогнозировать возможное их развитие в будущем.

самостоятельная работа, семинары

контрольные работы, тестирование

доклады, теоретические ответы

Владеет: навыками использования знаний о социально- значимых проблем и процессах, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.

Навыками использования знаний об основных законах развития общества и мышления

в профессиональной деятельности

Навыками использования развернутых сведений

об основных законах развития общества и мышления в профессиональной деятельности

Навыками использования глубоких познаний об основных законах развития общества и мышления в профессиональной деятельности

семинары

рефераты, теоретические ответы, коллоквиумы



  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 1. Форма аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.


  1. Тематический план

Таблица 1. Тематический план изучения дисциплины




Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Подготовка к экзамену

Итого часов по темам

Из них в интерактивной форме

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

3

4

5

6

7

8




Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

Подготовка к экзамену

Итого часов по темам

Из них в интерактивной форме

1

2

3

4

6

7

8

1. Древняя Русь IX-XIII веков

2




10

1

10




2. Образование и развитиеединого Российского государства в XIV-XVI веках

1




10

1

11

2

3. Россия в начале Нового времени

1




9

1

10




4. Российская империя в XVIII- первой половине XIX вв.

1




10

1

11

2

5. Россия в эпоху буржуазной модернизации

1




9

1

11




6. Россия в начале XX века. Нарастание общенационального кризиса

1




10

1

10

2

7. Революция и гражданская война (1917-1922 гг.)

1




9

1

11




8. СССР в 1920-х – первой половине 1940х гг.

1




10

1

11

2

9. Советский Союз в 1945-1991 гг.




2

10

1

12

2

10. Современная Россия




2

9




11




ИТОГО:

8

4

96

9

108

10

Из них в интерактивной форме
















10



Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов


Модули и темы

Виды СРС

Объем часов




обязательные

дополни

тельные




1

2

3

4

1. Древняя Русь IX-XIII веков

работа с источниками

доклад




10


2. Образование и развитие единого Российского государства в XIV-XVI веках

работа с источниками




10

3. Россия в начале Нового времени

работа с источниками




9

4. Российская империя в XVIII – первой половине XIX вв.

работа с источниками; доклад




10

5. Россия в эпоху буржуазной модернизации

работа с источниками; доклад




9

6. Россия в начале XX века. Нарастание общенационального кризиса

работа с источниками; доклад




10

7. Революция и гражданская война (1917-1922 гг.)

работа с источниками




9

8. СССР в 1920-х – первой половине 1940х гг.

доклад; работа с источниками




10

9. Советский Союз в 1945-1991 гг.

доклад; работа с источниками




10

10. Современная Россия

работа с источниками; проверочный тест по модулю




9

ИТОГО:







96




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин


Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2-3

4-5

6

7

8

9-10

11-12

13-14

1.

Правоведение




+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Экономическая теория

+
















+

+

+

3.

Социология



















+

+

+



  1. Содержание дисциплины.


1.Введение к курсу «Отечественная история».

Объект, предмет, задачи курса. Основные понятия. Историческое значение. Методы исторического исследования. Главные исторические источники по курсу. Историография отечественной истории, вопросы периодизации исторического процесса.

2. Древняя Русь IХ-ХIII вв.

Становление государственности Древней Руси. Сведения о возникновении Древнерусского государства. Норманнская теория. Социально-экономический и политический строй. Развитие феодальных отношений. «Русская правда». Категории зависимого населения. Основные элементы политической системы. Главные политические и хозяйственные центры периода раздробленности. Русь и сопредельные народы. Монголо-татарская угроза. Походы хана Батыя на Русь и поражение крупнейших русских княжеств. Агрессия с Запада. Александр Невский. Культура Киевской Руси. Принятие христианства как фактор генезиса культурной жизни.

3. Образование и развитие единого Российского государства

в ХIVVI вв.

Причины объединения русских земель и возвышения Москвы. Московские князья, их политика по укреплению княжества, использование ордынского фактора. Куликовская битва. Этапы складывания Российского централизованного государства. Освобождение от ордынской зависимости. Судебник 1947 г. Формирование системы управления в центре и на местах. Россия эпохи Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. Опричнина, ее ход и смысл. Восточное направление внешней политики: завоевание Казани и Астрахани, начало присоединения Сибири. Ливонская война.

4. Россия в начале Нового времени.

Кризисы Смуты, ее участники, периодизация и последствия. Участия иностранных государств в событиях Смутного времени. Укрепление самодержавной власти при Романовых. Прекращение созыва Земских соборов. Церковный собор. Соборное уложения 1649г. и юридическое оформление положения сословий. Утверждение крепостного права. «Бунташный век». Симптомы становления буржуазного экономического уклада. Культура России в XVII в.: освобождение от церковного влияния, начало «обмирщения».

5. Российская империя в XVIII в.

Реформы Петра Великого и их исторический смысл. Оформление абсолютизма. Административные преобразования. Бюрократия. Подчинение церкви светской власти. Причины эпохи дворцовых переворотов. Фаворитизм. Правления Екатерины II и реформы. Сущность «просвещенного абсолютизма». Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева и внутренняя политика. Губернская реформа 1775 г. Жалованные грамоты городам и дворянству. Внешняя политика России в XVIII в. Северная война. Семилетняя война. Русско-турецкие отношения. Участие в разделах Польши. Борьба с революционной Францией. Место России на международной арене. Особенности развития культуры в XVIII в. Общественно-политическая мысль.

6. Россия в первой половине XIX в.

Поиск новых путей социально-политической организации общества. Преобразования Александра I. Совершенствование политической системы. Меры по решению крестьянского вопроса. Указ «о вольных хлебопашцах». Реформирование в области просвещения Александр I. Эпоха Николая I: «апогей самодержавия». Начало промышленного переворота. Вытеснение подневольного труда. Внешняя политика в эпоху Александра I и Николая I. Отечественная война 1812 г. Роль в европейской политике. Крымская война. Общественное движение в первой половине XIX в. Возникновение, деятельность, программы организаций декабристов. Течения общественной мысли в 30-40-х гг. XIX в. Славянофилы и западники. Появление революционно-демократических идеалов, идея утопического социализма в России.

7. Россия в эпоху буржуазной модернизации.

Реформы 1860-1870-х гг. и их судьба в правление Александра III. Предпосылки преобразований. Либерально-буржуазные реформы: отмена крепостного права, земская, городская, судебная, военная, в области просвещения. Контрреформы Александра III. Консервативно-охранительная идеология. Реформы 1860-1870-х гг.: импульс для развития капитализма. Особенности модернизации России. «Догоняющая» модель развития страны. Завершение промышленного переворота. Многоукладность экономики. Социальная стратификация. Культура России во второй половине XIX в.: складывание нового исторического типа культуры.

Общественное движение в пореформенной России. Консервативное, либеральное, радикальное течения в общественной мысли и их представители в 60-80-х гг. XIX в. Особенности российского либерализма. Идеология народничества и его организации в 70-х – начале 80-х гг. «Хождение в народ», бунтарство, пропаганда, терроризм. Проникновение марксизма в Россию.

Противоречия в развитии страны на рубеже XIX-XX веков. Экономический подъем конца XIX в. Программа С.Ю. Витте. Экономический кризис начала ХХ в. Рост концентрации производства. Монополистические объединения. Социальное развитие. Нерешенность рабочего вопроса. Фабричные законы 1880-1890-х гг. и недовольство пролетариата. Помещичье и крестьянское землевладение: аграрный вопрос к началу ХХ в. Становление капиталистического хозяйства. Основные противоречия политического развития России на рубеже ХIХ-ХХ вв. и их исторические корни. Кризис монархической государственности и правящая элита в поисках выхода из него. «Полицейский социализм». Внешнеполитический курс. Русско-японская война. Портсмутский мир.
8. Россия в начале ХХ века.

Нарастание общенационального кризиса.

Самодержавие, конституциализм и парламентаризм: вопрос о модернизации политического режима. Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, периодизация, характер, движущие силы. Проекты законов о Государственной Думе и политическая борьба. Формирование политических партий и многопартийности. Парламентаризм в дореволюционной России. Избирательные законы и социальный состав российского парламента. Третьеиюньская монархия. Внутренние противоречия российского общества и их обострение накануне февраля 1917 г. Внешние факторы нарастания общенационального кризиса. Политическая изоляция верховной власти, утрата ее легитимности. Российская внешняя политика накануне падения самодержавия. Сближение России, Франции и Англии. Антанта и Тройственный союз: обострение конфронтации. Первая мировая война. Культура в начале ХХ в. Развитие естественных и общественных наук. Стили и течения в искусстве. Серебряный век русской поэзии. Российский авангард.

9. Революция и гражданская война (1917-1922 гг.).

1917 г. в истории России. Революционные события в Петрограде в феврале 1917 г. Свержение самодержавия. Создание Временного правительства. Проблема двоевластия. Социально-экономическая политика Временного правительства и кризиса власти. Политические партии, их позиции и эволюция в феврале-октябре 1917г. Предпосылки Октябрьской революции. Противоречия в большевистском руководстве по вопросу о восстании. Вооруженное восстание в столицах. Свержение Временного правительства. II съезд советов и приход советской власти.

Формирование советского режима (1917 – начало 1920-х гг.). Политика большевиков: идеология и практика. Тактика РСДРП(б) по отношению к другим партиям после захвата власти. Борьба с оппозицией, запрещение политических партий. Разгон Учредительного собрания. Идея мировой революции и вопрос о выходе из войны. Брестский мир. Социально-экономическая политика. Национализация промышленности и ликвидация помещичьего землевладения. Продовольственная диктатура и рост социальной напряженности в деревне. Трансформация социально-классовой структуры общества. Становление советской государственности: теоретические и практические аспекты. Советская власть как форма народовластия. III съезд Советов. ВЦИК. Конституция РСФСР 1918 г.: закрепление основ советского политического строя. Гражданская война как политический конфликт, ее предпосылки, этапы. Социально-политический раскол общества. Основные очаги гражданской войны. Белое движение. Советская власть в условиях гражданской войны и иностранной интервенции: социальная база, формы и методы мобилизации. Причины победы большевиков. Политика военного коммунизма: истоки, сущность, хронология, последствия.

10. СССР в 1920-х – первой половине 1940-х гг.

Советское государство в 1920-е – 1930-е гг. Политический процесс в годы нэпа. Установление однопартийности. Развитие советского государственного аппарата. Создание новых ведомств отраслевого управления. Образование СССР. Сущность и методы политики большевиков в области национальных отношений. Союзная конституция 1924 г. Режим личной власти И.В. Сталина в 1930-е гг. Реорганизация исполнительных структур и карательно-репрессивного аппарата. ГУЛАГ. Конституция 1936 г. Изменения в государственном устройстве. РКП(б)-ВКП(б): политика, идеология и политические конфликты. Борьба за единство партии. Ленин и Сталин: преемственность и различия политических и идеологических позиций. Дискуссии в ВКП(б) по вопросам социалистического строительства. Нэп: политическая и экономическая сущность. «Великий перелом». Сталинская модель модернизации экономики: форсированная индустриализация и массовая коллективизация. Первые пятилетки. Трансформация социально-классовой структуры общества. Внешняя политика. Советская Россия/СССР на международной арене. Советская дипломатия: успехи и неудачи. Пакт о ненападении с фашистской Германией. Советская культура. Развитие массовой культуры. Борьба с неграмотностью. Установление всеобщего обязательного начального образования, начало введения обязательного семилетнего образования, увеличение числа вузов. Идеологический контроль над искусством.

СССР в годы II мировой войны. СССР в системе международных отношений во второй половине 1930-х годов. Советско-германское сближение: секретные протоколы, договор «О дружбе и границах». Война с Финляндией. Периодизация второй мировой и Великой Отечественной войн. Начало германской агрессии против СССР и причины неудач Красной Армии. Крах германской стратегии «молниеносной войны». Военные неудачи Красной Армии весной-летом 1942 г. Коренной перелом в войне: Сталинградская битва, сражение на Курской дуге. Формирование антигитлеровской коалиции. Международные конференции союзных держав: Тегеран, Ялта, Потсдам. Открытие второго фронта. Освобождение Красной Армией стран Европы. Победоносное окончание и итоги второй мировой войны. Источники и цена победы советского народа в войне.

11. Советский Союз в 1945-1991 гг.

Апогей сталинского режима (1945-1953 гг.). Итоги и последствия войны. Восстановление народного хозяйства. Милитаризация экономики, применение принудительного труда. Послевоенная деревня и ее проблемы. Усиление нажима на крестьянство. Сельское хозяйство – донор промышленности. Социальная политика государства. Материальное положение и быт трудящихся. Общественно-политическая жизнь страны. Апогей личной власти Сталина. Борьба внутри сталинского руководства. Усиление репрессивной роли государства. Партия и номенклатура в середине 40-х – начале 50-х. ХIХ съезд ВКП(б). СССР в послевоенном мире. Отношение с Западом и начало «холодной войны».

Модернизация системы: СССР в 1953-1964 гг. Альтернативы развития советского общества, поиск путей его обновления. Борьба за власть после смерти Сталина. «Коллективное руководство» и первые попытки либерализации. Достижение единоличного лидерства Н.С. Хрущевым. ХХ съезд КПСС и противоречия десталинизации. Программа «построения коммунизма». Отстранение Хрущева от руководства. Социально-экономическое развитие. Экономическая либерализация 1953-1955 гг. Попытки реформирования сельского хозяйства. Создание совнархозов. Особенности промышленного развития в условиях НТР. ВПК. Экономические трудности в начале 60-х гг. Хрущевская «оттепель» и ее влияние на развитие науки, культуры, духовную атмосферу общества. Противоречия культурной политики. Развитие инакомыслия в хрущевское десятилетие. Внешняя политика СССР. «Мирное сосуществование» с капиталистическими странами. Гонка вооружений и борьба за ядерное разоружение. Отношения со странами соцлагеря, странами третьего мира.

Советское общество: нарастание кризиса системы (1965-1985 гг.). Общественно-политическая жизнь страны. Смещение Хрущева и новое «коллективное руководство». Неосталинизм. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Роль КПСС и номенклатура в политической жизни. Противоречия общественной жизни и культуры. Диссидентское и правозащитное движение. Проблемы социально-экономического развития. Поиски новых форм и методов управления. Косыгинская реформа: сущность, цели, итоги, причины свертывания. Тенденции экономики 1970-х: нарастание диспропорций, кризисных явлений, продовольственный дефицит. Экономическое отставание СССР от развитых стран. Невосприимчивость системы к НТР. Теневая экономика. Особенности социальной политики. Внешняя политика. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка международной напряженности и диалог со странами Запада. СССР в системе социалистических стран. Политика СССР в странах третьего мира. Война в Афганистане.

СССР в 1985-1991 гг.: от внутрисистемной реформации к распаду. Ситуация в экономике и попытки ее перестройки. Апрельский пленум 1985 г. Курс на «ускорение». Экономические преобразования 1987-1988 гг. Программы перехода к рынку. Трудности рыночных реформ. Экономический кризис и начало падения производства. Усиление социальной напряженности. Эволюция взглядов на концепцию перестройки. Реформа политической системы (1988-1989 гг.). Развитие гласности. Формирование различных общественно-политических групп и движений. Возникновение оппозиции. Раскол в КПСС. Межнациональные конфликты. «Парад суверенитетов» и поиски путей обновления Союза. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР. Возникновение независимых государств. Образование СНГ. Внешнеполитический курс М.С. Горбачева. «Новое мышление». «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Окончание «холодной войны».

12. Современная Россия.

Социально-экономические преобразования (1992-1999 гг.). Российский вариант рыночных реформ. «Шокотерапия». Либерализация. Приватизация. Олигархический капитализм. Социальная поляризация общества. Реформирование государственного устройства в 1992-1993 гг. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Октябрьские события 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Ослабление основ российской государственности. Чеченская война 1994-1996 гг. Политическое и социально-экономическое развитие России в начале ХХI в. Парламентские и президентские выборы. Трансформация политической системы: поиски путей стабилизации государственности. Экономические реформы. Усиление мер по борьбе с терроризмом. Вторая чеченская война. Внешняя политика Российской Федерации. Изменение внешнеполитического курса страны и места России в мире. Поиски новых союзников и потеря старых.

  1. Планы семинарских занятий.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Цель курса – изучение основных методов документоведческого исследования и методик рационализации документационного обеспечения управления...

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цели изучения курса «Аутсорсинг»
Ковальчук А. И. Аутсорсинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» профиля...

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономика общественного сектора»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Английский язык»

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
«Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономика...
Цели и задачи освоения дисциплины «Экономика и управление организациями малого бизнеса» 3

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
«Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную