Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) образования по истории МО РФ 2008 г., авторских программ курса новой истории XIX- начала XX в. Юдовской А.Я., Ванюшкиной Л.М. Всеобщая история. Новая история XIX- начала XX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008 г., и курса истории России Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России. XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008 г. Данная рабочая программа представляет собой программу для интегрированного курса всеобщей истории и истории России и предполагает 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;
Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;
СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014г. № 385 «О базисных учебных планах общеобразовательных учреждений Липецкой области в 2015-2016 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;
Данная параграмма изучается на основе следующего учебно-методического комплекса (УМК):
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. Новая история XIX- начала XX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.,
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;
усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; проявления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а так же их места в истории мировой цивилизации;
формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей
Задачи изучения курса истории в 8 классе:
формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации. Определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;
воспитание толерантности, уважения интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время.
овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в.,воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. и гордости за героические свершения предков;
развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории ;
формирование у школьников умения применять .знания по истории XIX в. для осмысления сущности современных общественных явлений.
Рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 8 класса: 1 полугодие – Всеобщая история, 2 полугодие- История России. На курс Всеобщей истории нового времени выделяется 28 часов учебного времени, на курс История России – 42 часа.
Общие умения, навыки и способы деятельности, формируемые в результате реализации рабочей программы В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получат возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности через овладение:
учебно-познавательной компетенции (сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них);
информационно-коммуникативной компетенции (умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний, владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания);
рефлексивной компетенцией (владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности).
Формы и методы, используемые при реализации программы:
Комбинированный урок;
Лабораторная работа по документальным источникам, учебнику;
Групповая и парная работа;
индивидуальное изучение отдельных исторических проблем с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания);
Проектная деятельность;
Исследовательская деятельность;
Ролевые игры.
Формы контроля за реализацией учебной программы
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков предполагает:
фронтальный и индивидуальный опрос;
индивидуальные карточки – задания;
тесты;
проблемные вопросы;
практическая работа в контурной карте и с настенной учебной картой,
практические работы и лабораторные работы с различными видами источников,
зачеты.
Рубежными формами контроля являются тематические контрольные работы (в том числе и диагностические).
Итоговой формой контроля выступают входящие, полугодовые и годовые диагностические контрольные работы. Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями (знать/ уметь):
Знать:
даты основных событий;
термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников;
результаты и итоги событий XIX в.;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XIX в.;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
сравниватьисторические явления и события;
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
уметь дискутировать;
анализировать исторический источник;
самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
читать историческую карту;
группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
называть характерные и существенные признаки исторических явлений и процессов;
излагать суждения о причинах следствиях исторических событий;
извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
Владеть компетенциями:
учебно-познавательной;
рефлексивной;
информационно-коммуникативной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематический план
№
п/п
| Тематический блок
| Количество
часов (в год)
| Часть 1. Новая история 1800 – 1913 гг.
| 1
| Введение. Индустриальная революция
| 1
| 2
| Становление индустриального общества
| 7
| 3
| Строительство новой Европы
| 9
| 4
| Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества
| 5
| 5
| Две Америки
| 2
| 6
| Традиционные общества XIX в.: новый этап колониализма
| 3
| 7
| Повторение
| 1
| Часть 2. История России XIX в.
| 1
| Введение. Россия на рубеже XVIII-XIX вв.
| 1
| 2
| Россия в первой половине XIX в. Александр I
| 8
| 3
| Россия в первой половине XIX в. Николай I
| 8
| 4
| Россия во второй половине XIX в. Александр II
| 10
| 5
| Россия во второй половине XIX в. Александр III
| 8
| 6
| «Золотой век» русской культуры. Вторая половина XIX в.
| 5
| 7
| Повторение
| 2
|
| Всего часов
| 70
| |