Скачать 259.44 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ» 11 класс (99ч) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы по истории. Программа учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 11 классе интегрированного курса «История России» и «Всеобщая история». В связи с выбором учащимися истории в рамках профильного обучения и введением универсального профиля в 11 классе введен дополнительный час. Интегрирование учебного материала по отечественной истории и всеобщей истории достигается путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей стране в частности, о многообразии форм экономической, политической, социальной, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории. Курс позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется спорным вопросам исторической науки. Настоящая программа предоставляет учащимся получить необходимый минимум исторических знаний. Вводится ознакомление с источниками и историографией. Первостепенное значение предается человеку и его духовному развитию в историческом процессе. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. При изучении предмета в 10-11 классах решаются следующие задачи: – углубление социализации молодого человека, осознание им своей причастности к общественному развитию своего края, страны; формирование гражданской ответственности и социальной культуры, адекватной условиям современного мира; – развитие на основе знаний об истории своей страны и всемирной истории целостных представлений о многообразии мира в прошлом и настоящем, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; формирование начальных знаний о методологических основах исторического познания; – развитие навыков работы с источниками социальной информации, умений анализировать события и явления прошлого и настоящего в соответствии с принципом историзма; – расширение представлений о многообразии версий и оценок прошлого, развитие умений формулировать и аргументировать свои суждения; – углубление опыта применения исторических знаний в социальной среде, общественной деятельности, межкультурном общении. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Изучение истории на старшей ступени общеобразовательной школы является важным этапом в системе исторического образования молодого поколения. Данному этапу присущи, прежде всего, черты системности и преемственности по отношению к основной школе. К нему в полной мере применимы общие положения о месте и роли истории в образовании молодого человека. Речь идет о познавательных и мировоззренческих свойствах истории, вкладе в духовно-нравственное становление личности. Старшая ступень предполагает поступательность в решении ключевых образовательных задач, продвижение в реализации общественных требований к подготовке старшеклассников и их личных запросов. Современный мир характеризуется динамизмом социальных процессов, широкими информационными контактами, глобализацией в различных сферах жизни. Всё это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. На старшей ступени школы познавательные и социально-коммуникативные задачи расширяются. Речь идёт о способностях учащихся систематизировать и самостоятельно осмысливать информацию о прошлом, раскрывать её значение для современности; активно применять полученные знания и умения в учебной и общественной практике. В программе реализуются следующие принципиальные установки: – компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (навыки самоорганизации); –системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; – многофакторный подход к изучению причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами рассматриваются демографический, этнонациональный, религиозный, личностно-деятельный, природно-климатический, географический и прочие факторы; – деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения задач, формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений; – государственнический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитывается патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям. Главная содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве. В программе рассмотрены следующие ключевые аспекты: – экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений; – социальная история России: формирование, структура и эволюция социальных общностей, динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов; – политическая история России: зарождение и эволюция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы смены власти; взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории; – история внешней политики: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов; – социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования; творческое развитие традиционных религий народов России; вклад народов России в мировую культуру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоёв российского общества. Курс даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества и всемирной истории, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Курс раскрывает своеобразие и неповторимость российской истории. При изучении всех разделов предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории. МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ Предмет «История» изучается в 11 классе в объёме 99 часов, по 3 часа в неделю. Курс «История России XX- начало XXI века»» изучается синхронно-параллельно с курсом «Всеобщая история». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 11 класс В результате изучения ученик должен знать\понимать: - основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; - периодизацию всемирной и отечественной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов. Уметь: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации; - анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам; - представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта, исследовательской работы; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебник А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко История России XX- начало XXI века. 11 класс. М.,Просвещение, 2011 УЧЕБНО-МЕТАДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир. Методические рекомендации 11 класс. М., Просвещение, 2006 2. Дидактические материалы. История России XX век. 11 класс. М., Дрофа, 2000 3. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России. Поурочные методические разработки. 10 класс. М., ЭКСМО, 2006 4. Кочергина Л.Л., Внеклассные мероприятия. История. Обществознание. 5-11 классы. Волгоград, 2009 5. Кудрявцева Т.Ю., Развивающие образовательные технологии. История 10-11 классы. Технология педагогического мастерства. Волгоград, 2012 6. Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания». №1,2,3,6 – 2010; №2,3,4,5,7 – 2011; №2,3,4,5 – 2015. 7. Рогозин А.В. Трагические страницы истории. Внеклассные мероприятия 9-11 классы. Волгоград, 2009 8. Гукова В.В. история 5-11 классы. Технология современного урока. Волгоград, 2009 9. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Поурочные разработки к учебнику «История России XX- начало XXI века» 11 класс. М., Просвещение, 2002 10. Интерактивные дидактические материалы. История России. Повторение и контроль знаний. 10-11 классы. М., Планета, 2011 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Настенные карты по истории 2. Таблицы, иллюстрации и изобразительные материалы по истории России и Истории Нового времени 3. CD-проект «Мировая историческая энциклопедия СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ» 11 класс (99ч) Раздел I. Россия и мир в начале XX века (10 ч.) Введение. Россия и мир к началу XX века. Новейшая история: понятие, периодизация. Российская империя в начале XX века. Экономическое развитие России. Задачи и особенности модернизации страны. Роль государства в экономике. Политическое развитие России. Император Николай II, его политические воззрения. Необходимость преобразований. Реформаторские проекты С. Ю. Витте. Самодержавие и общество. Русско-японская война 1904-1905 годов. Планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную жизнь страны. Первая российская революция 1905-1907 годов: причины, характер, участники, основные события. Изменения политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование многопартийности. Деятельность Государственной Думы. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Культура России. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия. Критический реализм и модернизм в литературе. Поэзия «серебряного века». Живопись. Архитектура. Музыка и исполнительское искусство. Достижения мировой культуры. Мир в 1900-1914 годы. Страны Европы и США: технический прогресс, экономическое развитие Политическое развитие стран. Положение основных групп населения. Раздел II. Первая мировая война и ее последствия (10ч.) Первая мировая война 1914-1918 годов. Причины, участники, театры боевых действий и ключевые события. Западный и Восточный фронт. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Россия в войне. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе. Итоги и последствия войны. Послевоенное устройство мира. Парижская конференция. Создание Лиги Наций. Версальско-Вашингтонская система. Революционные события 1918-1920-х годов. Революции в Германии, Австро-Венгрии, ее итоги. Приход фашистов к власти в Италии. Реформы в Великобритании, Франции. РазделIII. Россия в 1917-1921 годах (12 ч.) Революционные события 1917 года. Февральская революция: причины, участники, основные события, итоги. Двоевластие. Падение самодержавия. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков. Октябрьские события 1917 года. Приход к власти большевиков. Становление Советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного Собрания. Экономическая политика Советской власти. Политика «военного коммунизма». Гражданская война в России. Предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, организация борьбы. Белый и красный террор. Зеленые. «малая гражданская война». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков. Советское государство в начале 1920-х годов. Экономический и политический кризис. Массовые выступления против советской власти. Переход к новой экономической политике. Сущность и значение нэпа. Образование СССР. Предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика Советской власти. Раздел IV. СССР и мир в 1922-1941 годах (12 ч.) Политическая жизнь в 1920-е годы. Обострение внутрипартийных разногласий и борьба за лидерство в партии. Достижения и противоречия нэпа. Причины его свертывания. Индустриализация. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные следствия. Складывание тоталитарного государства. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание государственного и партийного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Культура и духовная жизнь. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности. Развитие советской науки. Власть и интеллигенция. Власть и церковь. Русская культура в эмиграции. Конституция СССР 1936 года. Страна в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Внешняя политика Советского государства. Основные направления внешней политики. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в Лиги Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 года, их характер и последствия. Война с Финляндией, ее итоги. Страны Европы и США. Экономическое и политическое развитие. Приход нацистов к власти в Германии. А. Гитлер. Международные отношения в 20-30-е годы. Обострение международных отношений. Дипломатические договоры 1939 года. Раздел V. Вторая мировая война 1939-1945. Великая Отечественная война 1941-1945 (12 ч.) Вторая мировая война. Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, участники. Установление «нового порядка» на оккупированной территории; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Конференции руководителей СССР, США, Великобритании. Капитуляция Германии. Итоги и уроки войны. Великая Отечественная война 1941-1945. Начало, этапы, крупнейшие сражения войны. Советский тыл в годы войны. Оккупационный режим. Партизанское движение. Наука и культура в годы войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Капитуляция Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, разгром Японии. Итоги Великой войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы. Война в памяти народа. Раздел VI. СССР и мир в первое послевоенное десятилетие (10ч.) Послевоенное общество. Восстановление и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства. Идеология и культура в послевоенный период. Идеологические кампании. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления «социалистического лагеря» и его союзников. Советское общество в середине 1950-х – первой половине 1960-х годов. Смерть Сталина и борьба за власть. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Социальная политика; жилищное строительство. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике: концепция мирного сосуществования. Карибский кризис. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира». Советская культура. Научно-техническая революция. Открытия в науке и технике. Успехи советской космонавтики. Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Причины отставки Н. С. Хрущева. Страны Европы и США. Экономическое и политическое развитие стран. Внешняя политика. Социальные движения. Раздел VII. СССР и мир в середине 1960-1980-х годов (10 ч.) СССР в середине 1960-1980-х годов. Альтернативы развития СССР в середине 1960-х годов. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 года: сущность, результаты. Нарастание негативных явлений в экономике. Усиление позиций партийно-хозяйственной номенклатуры. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 года. Культура в 1960-е – середине 1980-х годов. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах жизни. Инакомыслие. Диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей. Внешняя политика. СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток – Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Война в Афганистане. Завершение периода разрядки. Страны Европы и США. Политическое и экономическое развитие. Внешняя политика. Раздел VIII. СССР в годы перестройки 1985-1991. Изменение ситуации в мире в конце 1980-х – нач. 1990-х годов (11 ч.) СССР в годы перестройки. Предпосылки изменения государственного курса. М. С. Горбачев. Реформа политической системы. Возрождение российской многопартийности. Демократизация и гласность. Национальная политика и межнациональные отношения. Экономические реформы, их результаты. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и деревне. Внешняя политика. Внешнеполитический курс страны в годы перестройки. Политика нового мышления. Снижение угрозы мировой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политических режимов в странах Восточной Европы. Роспуск СЭВ и ОВД. Окончание «холодной войны». Итоги и последствия политики нового мышления. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 года. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. Раздел IX. Российская Федерация в 90-е годы XX века – начале XXI века. Мировое сообщество в XXI веке (12 ч.) Формирование российской государственности. Вступление России в новый этап истории. Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис 1993 года. Принятие Конституции 1993 года. Экономические реформы. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Нарастание противоречий между центром и регионами. Внешняя политика. Геополитическое положение России и внешняя политика. Военно-политический кризис в Чеченской республике. Россия и Запад. Балканский кризис. Отношения со странами СНГ и Балтии. Русское зарубежье. Российская Федерация в 2000-2008 годах. Отставка Б. Н. Ельцина. Президентские выборы 2000 года. Деятельность президента В. В. Путина. Курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности. Политические партии и общественные деятели России. Новые государственные символы. Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Президентские выборы 2008 года. Президент Д. А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях экономического кризиса. Культура и духовная жизнь общества. Распространение информационных технологий в различных сферах общества. Многообразие стилей художественной культуры. Государство и церковь. Новая внешнеполитическая стратегия России. Укрепление международного престижа и авторитета России. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Россия и глобальные процессы современности. Мировое сообщество в начале XXI века. Обобщение. Основные этапы отечественной и всеобщей истории в новейшее время. |
![]() | Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе авторской программы А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.... | ![]() | Просвещение, 2008 г., и курса истории России Данилова А. А., Косулиной Л. Г. История России. XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008... |
![]() | Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | ![]() | Рабочая программа по всеобщей истории составлена на основании программы «Программа курса и тематическое планирование к учебнику «История.... |
![]() | Рабочая программа курса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской... | ![]() | Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Нормативной базой... |
![]() | Рабочая программа предназначена для изучения курса Всеобщей истории (являющегося составной частью предмета история) в основной школе... | ![]() | Рабочая программа разработана на основе программ: Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира, к учебнику... |
![]() | Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н. В. Загладина, С. И. Козленко, С. Т. Минакова, Ю. А. Петрова «История России.... | ![]() | Новейшая история зарубежных стран ХХ века для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории,... |