История Отечества как наука. Исочники. Периодизация






НазваниеИстория Отечества как наука. Исочники. Периодизация
страница1/5
Дата публикации01.07.2016
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5

История Отечества как наука. Исочники.Периодизация

В переводе с греч.яз. «история» - рассказ о прошлом. Отеч.ист., или ист. России, - наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917г., а в состав СССР – до декобря 1991г.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников — это письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.).

3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.

5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т. д.

6. Кинофотодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

Древнерусское государство

Вторая половина Х - первая треть ХII в.

Период возникновения, складывания и развития единого государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии

Русские земли в период политической раздробленности и монголо-татарского нашествия

Вторая половина ХII в.- середина XIII в.

Период существования самостоятельных уделов на Руси с разнообразными формами политического устройства от феодальной монархии до феодальной республики.

Установление ига Золотой Орды над северо-восточными и северо-западными русскими землями; вхождение юго-западных земель в состав Великого княжества Литовского и Русского.

Образование и развитие Московского государства

XIV - XV II вв.


Период образования Московского централизованного государства и сословно-представительной монархии.

Российская империя

XVIII - начало ХХ вв.

Период существования абсолютной монархии.

Российская империя периода перехода к ограниченной монархии

1906-1917 гг.


Оформление в России ограниченной (Думской) монархии

Россия в период буржуазно-демократической республики

Февраль-октябрь 1917 г.


Свержение самодержавия, установление республиканской формы правления

Формирование и существование советского государства.

1918-1991 гг.

1) 1918–до конца 20-х гг.

1) Создание новой государственной системы (государство диктатуры пролетариата). Оформление федеративного союзного государства.

2) 1930- сер. 50-х гг.

2) Установление тоталитарного государства, сращивание государственного и партийного аппаратов.

3) сер. 50-х – сер. 80-х гг.

3) Ослабление контроля над обществом. Сохранение главенствующей роли КПСС в государстве.

4) 1985-1991 гг.

4) Попытка реформирования советской системы в рамках социалистического строя. Формирование многопартийного парламента.

Формирование

Российской Федерации

1991-2005 гг.


Оформление президентской республики, основанной на принципе разделения властей.


Становление древнерусской государственности

Зарождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций. Согласно летописи, в 862 г. некий варяг Рюрик, со своими братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т.е. договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций военного и управленческого характера. Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого российского историографа Г.З.Байера, легло в основу так называемой «норманской теории». Суть ее состоит в том, что генезис и становление древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с деятельностью норманских (скандинавских) пришельцев. Между тем следует отметить, что обычай приглашать третейскую силу «из-за моря» являлся вовсе не уникальным в истории, а прослеживается в истории становления государств у других народов. Наконец, приглашение правителя со стороны, с целью преодоления острого социального конфликта, свидетельствует вовсе не об отсутствии способности к государственному строительству, а, наоборот, - о мудрости и способности к компромиссу – качествам, которыми еще и сегодня обладают далеко не все политические деятели. Государство, в большинстве случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела), которые вставали перед обществом на определенном этапе развития. Не исключено, что и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в Черное море («из варяг в греки»), и что этот путь был тогда под контролем Хазарского каганата. Ликвидировать это препятствие и должно было вновь созданная общественная сила. Такое объяснение не противоречит известным фактам, которыми располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик прибыл в район Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в «призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с ними «ряда». Поэтому есть основания считать природу зарождавшегося государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских племен) и договорной. Эти особенности сыграли важную роль в дальнейшей эволюции российской государственности. Важной характеристикой начального развития русской истории можно считать процесс интеграции славян и русов (германский этнос). Славяно-русская общность прослеживается вплоть до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция (поглощение) русов - растворение их в славянском мире. Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе Киева) и русов. Название «русь» стало этнонимом нарождавшейся новой народности. Русские – это те, кто относятся к русам, связаны с русами. Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения, играл важную структурообразующую роль в процессе зарождения и становления молодого восточнославянского государства.
Древняя Русь 9-11 века

Социально-экономический строй древней Руси.К концу 10 века на территории восточных славян образовалось раннее или протогосударство во главе с династией Рюриковичей. Постепенно начинается феодолизация этого государства, которая идет с двух сторон. Во-первых община выделяют князю часть своих помещечьих угодий, как плату за покровительство. Во-вторых князь предоставляет своим боярам право сбора дани с некоторых завоеванных территорий. Те могли раздать своим дружинникам, а они в свою очередь могли обосноваться на этой земле. Если бояре строили дом, то владения становилось вотчиной и лично принадлежала боярам, а также могла передаваться по наследству. Часть земель отходила земельным владельцам, как плата за покровительство. Таким образом складывалась феодальная иерархия. Верховным владельцем земли был князь, дальше шли вотчинники, дальше бояре, которые получили право полного наследования своих земель. Мелкие держатели земли находились в конце феодальной лестнице, их держание земли подкреплялось договором о службе.

Политический строй древней Руси.Русь в конце 10 начале 12 века представляла собой ранне-феодальную монархию. Во главе стоял киевский князь, ему в управлении помогали совет бояр и дружинников. Города-государства управлялись княжескими посадниками. В сельской местности управляли бояре-вотчинники. Дружина подразделялась на старинную и младшую. В старшую входили бояре и мужи. Они осуществляли суд, сбор дани управление земельными делами. В младшей дружине состояли люди менее знатные и более молодые. В услужении князя была и так называемая «личная дружина», где служили так называемые «отроки» и «детские».

Первый общерусский судебник «Русская правда»Ярослав Мудрый в начале своего правления ввел в действие первый общегосударственный судебник — «Русская правда». Его также называли «Древней правдой». Она строго наказывала за убийство, допуская кровную месть, то есть за убийство человека родственники могли мстить убийце. Первый свод законов касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, драк. После смерти Ярослава Мудрого трое его сыновей издали вторую версию «Русской правды», которая также называлась пространой редакцией. Они ограничили родоплеменные традиции. За убийство теперь назначаль вира, то есть штраф. Сумма штрафа была различной в зависимости от статуса убитого. Вводился новый порядок судопроизводства. Появился институт свидетелей и свидетельских показаний. Суд осуществлял князь и его полномочные представители. В «Русской Правде» также помещалась информация о категориях населения.
Принятие христианства и крещение Руси

Правления Владимира красное солнышко. Крещение Руси. Владимир Святославович пришел к власти после первой распри между братьями. Он правил в Новгороде. Окончательно пришел к власти в 980 году, убив брата Олега, таким образом Русь на протяжении 8 лет (972-980) находилась без правителя. Свою внутреннюю политику Владимир направил на оформление единства русский земель. Он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения своих сыновей, которые являлись его наместниками. В время правления Владимира была проведена первая религиозная реформа, по которой были объединены почти все восточно-славянские боги. В главе общественного пантеона встал киевский военный бог Перун. Цель этой реформы оформление религиозного единства всех русских земель. Рост русского государства, попытки оформить договоры с соседними странами натыкались на проблемы язычества древней Руси. По летописной легенде перед Владимиром открылась возможность принять несколько религий: мусульманство, иудаизм, а также христианство в его западном (католическом) варианте.

Однако важнейшим государством того времени была Византия, к тому же у Руси были с ней давние торговые связи. Русь хотела использовать крещение для возвышения государства и укрепления авторитета династии на внешней арене. Византия же в будущем видела возможность политического влияния на Русь как на весьма неспокойных соседей.

Владимир согласился принять христианство, но потребовал себе в жены, сестру императора Византии Василия 2 Анну. Это могло сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Византия, нуждавшаяся в русской помощи против мятежников, согласилась с требованием Владимира. Русский отряд был отправлен на преодоления мятежа в Византии. Мятеж был подавлен, но греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Я думаю одной из причин было то, что Владимир был язычником, несмотря на то, что он обещал креститься в христианство, а другой причиной было то, что в Византийским домом, стремились породниться многие монархи Европы и Азии, и Русь была не лучшим кандидатом на эту должность. И когда Владимир увидел, что Анна не едет он в 988 году двинулся на центр Византии в крым в город Корсунь и осадил его. В конце концов Владимир добился того, что Анна вышла за него замуж и он принял крещение.

С крещением Владимира на Русь прошла мощная волна христианизации. Вначале крещение приняло население Киева. Горожан крестили коллективно и часть насильно. Особенно трудно крещение Руси проходило в деревнях и на севере. Крещение Руси укрепило престиж Руси на мировой арене. Не было теперь сложности с заключением договоров и княжеских браков. Укрепился авторитет княжеской власти. Русь принимает у Византии культурные достижения: возводятся храмы, появляется иконописание, развивается литература. Своеобразный итог был в том, что принятие именно православного христианства, способствовало отделению Руси от западных стран.
Причины и политические последствия феодальной раздробленности Руси

Начиная с 30-х годов 12 века Русь уже необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности. Русь распадается на несколько княжеств, которые получили название земли, внутри них формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. Начало феодальной раздробленности положил съезд в Любиче. Потому что, когда сильное и мощное государство Киевская Русь было разделено между внуками Ярослава Мудрого, следовательно разбито на мелкие княжества, то есть феодально раздроблено и ослаблено. Однако окончательно она оформилась к 12 веку.

Причины раздробленности можно разделить на экономические и политические. Во-первых, формируется и развивается вотчинная собственность на землю, княжеский домен, то есть в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы, в которых существовало натуральное хозяйство, выросли новые города, зарождались и развивались крупные вотчинные хозяйства, строились монастыри и церкви. Во-вторых, в каждой из земель за спиной у князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы — боярство, со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковная иерархия. Также Киев, как центр, потерял свою прежнюю роль. Русь укрепила свое влияние на международной арене, завоевательных походов становилось все меньше и меньше, князья могли сами обороняться от остатков качевников. Вследствии этого небыло необходимости быть единой в военном плане. Запутанный порядок престолонаследия порождал междуусобные войны.

Однако распад Руси не был полный. Существовала единая русская церковь и метрополичья кафедра. Во время крупных внешних набегов русские князья объединялись, также сохранилось несколько крупных центров, претендентов на роль объединителя.

С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси лишь закономерный этап в развитии, на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету. Уже на новой цивилизационной основе слабые земли заглохли, а жизнеспособные развивались. Произведение «Слово о полку Игореве» — призыв к единству Руси.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация iconРабочая программа учебного предмета «История»
ХХ! века. М., Русское слово, 2010. Умк н. В. Загладин Всеобщая история конец Х!Х – начала хх! в. История Отечества ХХ – начала хх!...

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация iconВопросы к семинарам по истории отечества: Периодизация истории России....
Индоевропейцы, арии. Их расселение. Великое переселение народов. Появление славян. Три ветви славянских племен

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация iconРабочая программа Программа разработана на основе программы История Отечества
Программа разработана на основе программы История Отечества XX начало XXI века, авторы: С. И козленко, Н. В. Загладин, М.: Тид

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация iconПрограмма утверждена на Совете Исторического факультета
Запад и Восток – понятия исторического познания. Роль и место России в мировом историческом процессе. Формационный и цивилизационный...

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация icon1,2: история экономической мысли как наука. Экономические представления...
Хрематистика в представлении Аристотеля – это наука: а анализирующая всю совокупность материальных благ; б о приобретении денежного...

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация iconВопросы к экзамену кандидатского минимума «История и философия науки»
Понятие науки. Наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация iconВопрос №45. Наука как вид деятельности Наука
Наука – социально-когнитивная деятельность по производству нового знания. Последнее должно обладать такими свойствами, как объектность...

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация iconТематическое содержание раздел № «микроэкономика»
Наука как теоретическое осмысление практики. Экономическая теория как общественная наука

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация iconПредмет и метод экономической теории
Наука как теоретическое осмысление практики. Экономическая теория как общественная наука

История Отечества как наука. Исочники. Периодизация iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Периодизация истории как методологическая проблема. Основные подходы и схемы периодизации истории Нового и Новейшего времени. Разные...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную