Скачать 0.91 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплексдисциплины ДПП. ДС.03 Геополитика Факультет: Исторический Специальность 050401 «История» Кафедра ______зарубежной истории____ Разработчики: д.и.н., проф. В.И. Овсянников к.и.н., доц. Н.Н. Лисицына Москва-2013 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _Зарубежной истории_______ _____И.Г. Жиряков_____ (ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_30_» _августа_2013_г Рабочая учебная программа дисциплины «Геополитика» Специальность 050401 «История» Составители: д.и.н., проф. В.И. Овсянников к.и.н., доц. Н.Н. Лисицына Москва-2013 I. Пояснительная записка «Геополитика» как учебная дисциплина изучает комплекс проблем, связанных с влиянием географического пространства на внешнюю и внутреннюю политику субъектов международных отношений. Ее изучение необходимо для понимания исторических событий и специфики складывания будущих систем международных отношений. Сегодняшний повсеместный интерес к геополитике в России, на наш взгляд, вызван рядом обстоятельств. Важнейшее из них – стремление осмыслить причины и последствия своеобразного сжатия страны, перспективы эволюции геопространства бывшего СССР. Интерес к геополитике порождается и обеспокоенностью граждан нынешним нестабильным геополитическим положением страны, вызванным прежде всего усилением сепаратизма в ряде субъектов Федерации. Все это вопросы напрямую корреспондируются с профессиональными интересами историка, что и порождает необходимость изучения данной дисциплины в ходе подготовки учащихся по специальности 050401 «История» Цель изучения дисциплины:
В соответствии с поставленными целями, ставятся и задачи курса «Геополитика»:
В результате освоения курса студенты должны усвоить: – основные понятия и категории, используемые в геополитике; – историю развития геополитической науки; – значение геополитического фактора в международных отношениях; – перспективы геополитики как доминанты современных международных отношений;
по очной форме обучения
по очно-заочной форме обучения
по заочной форме обучения
Форма итогового контроля по всем формам обучения – зачет III. Содержание дисциплины 1. Разделы дисциплины и виды учебной работы Тематическое планирование (исходя из расчета часов на очное отделение)
Тематическое планирование (исходя из расчета часов на очно-заочное отделение)
Тематическое планирование (исходя из расчета часов на заочное отделение)
2. Содержание разделов дисциплины. Тематический план лекций для очной формы обучения Тема 1. Введение Предпосылки возникновения новой дисциплины. Междисциплинарные связи. Понятие о дисциплине, категории и функции геополитики. Источники геополитики. Значение дисциплины при формировании современных международных отношений. Тема 2. Дефиниции геополитики. Основные понятия геополитики. Море и суша. Теллурократия и Талласократия. Цивилизационный подход к геополитике. Исторические примеры противостояния морских и континентальных цивилизаций. Тема 3. Возникновение географического детерминизма как метода. Первые геополитические идеи. Первые философские концепции, освещающие идеи зависимости политики от географии. Классики военной стратегии. Влияние детерминизма на развитие политической и философской мысли XIX в. Социал-дарвинизм и геополитика. Тема 4. Классики геополитики конца XIX – начала ХХ в. Отцы-основатели геополитики. Макиндер, Челлен, Ратцель, Науманн, Снесарев. Геополитика и войны XIX – начала ХХ века. Тема 5. Геополитика в межвоенный период. Версальско-вашингтонская система. Геополитика и II мировая война. Геополитика и Первая мировая война. Международные отношения как система. Международные организации в мировой политике. Геополитика и Версальско-вашингтонская система международных отношений. Немецкая геополитика в межвоенный период. Карл Хаусхофер и его школа. Влияние школы Хаусхофера на внешнюю политику Германии в 1933-1945 гг. Японские геополитические устремления. Американская, английская и французская геополитические школы. Евразийство и его роль в развитии геополитики. Геополитика СССР: Снесарев, Семенов-Тянь-Шанский, Свечин. Тема 6. Создание биполярного мира. Геополитика в эпоху «Холодной войны» Американская геополитика в эпоху Холодной войны. Последователи Макиндера: Спайкмен, Кирк, Грей, Коэн, Киссинджер. Европейская геополитика: ортодоксальные и гетеродоксальные теории. Геополитика в СССР. Тема 7. Формирование геополитических предпосылок многополярности мира. Движение «неприсоединения». Формирование геополитических стратегий постколониальных стран Азии и Африки. Иосиф Броз Тито и «движение неприсоединившихся стран». Тема 8. Современные геополитические школы. Общий обзор. Современный атлинтизм. Бжезинский, Хантингтон. Мондиализм. Фукуяма vs Хантингтон. Прикладная геополитика. Геополитика европейских «новых правых». Геополитика и традиционализм. Геополитика в странах ЕС. Тема 9. Геополитика в современной России. Неоевразийство. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева. Сырьевая геополитика. Геополитика и современные политические движения в России. Геополитика и внешняя политика РФ в 1990-2008 гг. Тема 10. Основные Большие пространства современности. Общий обзор. Современная геополитическая карта мира. Рассмотрение отдельных регионов с точки зрения геополитики: Северная Америка, Латинская Америка, Европа, Азия, Африка, Австралия и Океания. Роль океанов в современной геополитике. Тема 11. Россия и пространство. Россия и Евразия. Россия и Хартленд. Проблема окраинных территорий. Империя или национальное государство? Геополитические союзники и противники России. Основные геополитические оси: Берлин – Москва – Токио, Москва – Тегеран, Москва – Дели, Москва – Пекин. Внутренняя политика как геополитика России. Геополитическая проблема столиц. Тема 12. Глобализация с точки зрения геополитики. Причины и последствия глобализации. Глобализация и геополитика: причинно-следственная связь. Перспективы глобализации с точки зрения основных современных геополитических теорий. Конфессиональный фактор развития геополитики. История развития религий с точки зрения пространства. Цивилизационный подход, религия и геополитика (на основе работ С.Хантингтона, Т.Фукуямы, А.Дугина, А.Назаретян и др.). Тематический план практических занятий
Вводные методические рекомендации ППС по проведению практических занятий по курсу Данные ниже методические рекомендации по проведению практических, семинарских занятий следует рассматривать как примерный план работы. Поскольку все предусмотренные планом занятия можно преобразовать в круглые столы, то и методика их проведения будет совершенно иной. Основной целью практических занятий является овладение студентами комплексом умений и навыков при оперировании терминологией, работой с источниками политического и геополитического характера, знание основных геополитических теорий. Умение аргументировано построить свою геополитическую теорию, или подтвердить приверженность к уже существующим концепциям, так же считается одной из форм овладения лекционного материала. Последняя форма работы будет уместна на заключительных занятиях. Планы семинарских (практических) занятий ТЕМА 1. Географическая ось истории План занятия
Методические рекомендации Целью при изучении указанных в плане вопросов является выявление взаимосвязи географических и политических представлений философов, политических и военных деятелей начиная с Древнего мира и до представителей политики и науке в Новое время. Особое внимание стоит обратить на типологию людей занимающихся этой проблемой (кто и с какой целью рассматривает интересующие нас вопросы). Рассматривая работы Н. Макиавелли и Э. Роттердамского, следует провести сравнительный анализ их взглядов, как на систему управления самого государства, так и на пропагандируемые ими внешнеполитические концепции. В разделе, рассматривающем «географический детерминизм», как парадигму внешнеполитической концепции государства, следует остановиться на работах Монтескье Ш.Л., Ф. Листа, Л. Ранке, К. Риттера, Ф. Ратцеля. В завершении же занятия рассмотреть теорию Х. Макиндера о «географической оси истории». Особое внимание стоить обратить на планетарную масштабность теории, однако стоит указать, что на протяжении многих веков у каждого философа, светского или духовного владыки была своя «географическая ось истории». ТЕМА 2. Геополитика держав в XIX веке. Эволюция Восточного вопроса как отражение геополитических притязаний ведущих европейских держав. План занятия
Методические рекомендации Поскольку данная тема органически сочетается с прослушанными курсами «Новая история стран Европы и Америки» и «Новая история стран Азии и Африки», следует особое внимание уделить внешнеполитическим притязаниям ведущих европейских держав, России и Османской империи. Указать на своеобразие «оси истории» как в начале XIX в. так и по его завершении. Основным выводом по первой части практического занятия должен стать постулат о приоритетности Восточного вопроса в международных отношениях на всем протяжении XIX столетия. Анализируя внешнеполитические концепции Великобритании, Франции, Германии, Российской, Османской и Австро-Венгерской империй, следует обратить внимание на вошедшие в употребление установки и принципы географического детерминизма. Для этого студенты заранее должны были подобрать выдержки из выступлений ведущих политических деятелей Европы и России. ТЕМА 3. Классики геополитики конца XIX – начала ХХ века План занятия
Методические рекомендации Сама тема подразумевает работу с источниками. Безусловно, выборочная работа по текстам должна была быть проведена дома. Основная задача семинарского занятия проследить эволюцию становления геополитики как научной дисциплины: формирование понятийного аппарата, принципов и теорий. Наряду с этим необходимо обратить внимание на развитие нескольких направлений в геополитике, что в свою очередь предопределило основание национальных геополитических школ. Итогом проведенного анализа станет картина внешнеполитических концепций политической элиты ведущих европейских стран, России и США в первой четверти ХХ в., сложившейся под влиянием классиков геополитики. ТЕМА 4. Геополитика в межвоенный период. Версальско-вашингтонская система. Геополитика и II мировая война. План занятия
Методические рекомендации Основная задача данного занятия заключается в ретроспективном анализе внешнеполитических концепций ведущих европейских держав и США, как в отношении своего собственного развития, так и при прогнозировании развития «окружающих территорий». Вместе с тем необходимо раскрыть причины формирования агрессивной геополитической концепции в Германии и проанализировать теорию К. Хаусхофера. Итогом анализа указанной концепции и положения послевоенной Германии и «экономического возрождения» ее западной части должен стать тезис о серьезном ударе по основному принципу геополитики - географическому детерминизму. Рассматривая итоги Тегеранской и Ялтинской конференций необходимо обратить особое внимание на ожидания правящих элит стран-участниц и конечный результат переговоров. ТЕМА 5. Создание биполярного мира. Геополитика в эпоху «Холодной войны» План занятия
Методические рекомендации При рассмотрении обоих вопросов плана необходимо обратить внимание на различный уровень геополитической грамотности обоих полюсов силы. В том числе необходимо указать принципиальные расхождения на только в идеологических установка, но и изначальной роли обеих держав. Однако не стоит забывать об общности интересов в определенных аспектах геополитики. Выяснение последних и есть одна из основных задач практического занятия. ТЕМА 6. Геополитические перспективы после распада СССР План занятия
Методические рекомендации Основной задачей данного практического занятия является выявление причин, последствий и «виновников» распада СССР. Проанализировав концепции американской внешнеполитической доктрины мы должны дать ответ на вечный вопрос «Кто выиграл «холодную войну», а кто приобрел дивиденды нового геополитического расклада сил»? По итогам занятия студенты должны раскрыть суть понятий «неоевразийство» и сущность геополитического развития России на переходном этапе. ТЕМА 7. Геостратегия и проблемы мультиполярного мира ХХI века План занятия
Методические рекомендации Основное внимание в работе над темой следует уделить не только анализу новых геополитических концепций, но и современным международным отношениях и геостратегическим устремлениям т.н. активно развивающихся стран (таких как Китай, Индия, страны мусульманского Востока). Насколько последнее, соответствует «мировому движению» к глобализации. Не следует забывать и европейские страны (ЕС). По итогам анализа европейской ситуации возможна попытка прогнозирования роли ЕС в не столь отдаленном будущем. IV. Содержание итогового контроля: темы рефератов, вопросы к зачету. Темы рефератов по курсу «Геополитика» для студентов очной и очно-заочной и заочной форм обучения
Осуществляя итоговый контроль знаний по прочитанной дисциплине преподаватель может предложить учащимся право выбора: либо сдавать зачет в традиционной форме (по вопросам), либо проявить инициативу и написать работу по выбранной теме. Поэтому одной из форм итогового контроля по курсу «Геополитика» может являться защита выполненного студентами реферата. В связи с этим ниже приводим примерный перечень тем для рефератов по геополитике (однако заметим, что данная тематика сформулирована без раскрытия теорий и концепций изучаемых в курсе лекций. Темы таких рефератов учащиеся формулируют самостоятельно). |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | С12 История России XX в.: учебно-методический комплекс / И. Т. Сабиров. – Елабуга: Изд-во егпу, 2009. – 89 с |
![]() | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (номер государственной регистрации... |
![]() | Рецензент: кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-экономических дисциплин Набережночелнинского государственного... | ![]() | Направление 050401. 65 «история» с дополнительной специальностью «социальная педагогика» |