Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История»






НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История»
страница1/6
Дата публикации10.07.2015
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ «Пензенский государственный университет»)

Педагогический институт имени Б.Г. Белинского


Принято

на заседании Ученого совета

_______________________ факультета

Протокол заседания № ____

от «_____» ________________201_ г.
Декан

факультета ______________




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


__________________ И.И. Артёмов
«_____» ___________________ 2013г.


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ


по научной специальности 07.00.03 – Всеобщая история

(средние века)

Пенза–2013


Введение
Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История», а также современную историографическую и методологическую ситуацию в исторической науке.
Поступающие в аспирантуру по специальности 07.00.03 – Всеобщая история должны обладать соответствующим уровнем знаний по следующим направлениям:

- знать:

  • исторические факты, события, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса в зарубежных странах;

  • основные закономерности развития социума в зарубежных странах и взаимосвязь всеобщей истории с историей России;

  • глобальные методологические концепции социальной эволюции в зарубежных странах;

  • историческую обусловленность формирования и развития социальных институтов, норм человеческого общежития, социальной психологии народов мира;

  • возможности использования междисциплинарного синтеза как способа взаимообогащения содержания научных дисциплин;

  • концептуально-понятийный и методологический инструментарий современной исторической науки;

  • основные принципы и критерии научной периодизации исторического процесса в зарубежных странах;

  • историческую логику основных геополитических, социально-экономических, культурных процессов в жизни зарубежных стран;

  • важнейшие теоретические концепции, научные труды и комплексы источников по указанным направлениям исторической науки.

- уметь:

  • использовать знание вектора исторического развития данного периода;

  • ориентироваться в историческом пространстве;

  • ориентироваться в историческом времени;

  • осуществлять поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • применять навыки причинно-следственного, системно-функционального, сравнительного анализа для изучения полученной информации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки и отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода, экстраполяции данных из одной системы кодировки в другую;

  • воспроизводить алгоритм решения познавательной задачи и аргументировать полученные результаты.

  • пользоваться научной, справочно-библиографической, методической литературой на родном и иностранных языках;

  • анализировать данные исторических источников, пользуясь системой современных методов исторической науки;

  • соотносить отдельные исторические события с общей ситуацией в мире, стране и регионе на изучаемый период;

  • сопоставлять различные исторические концепции, оценивать их обоснованность и эвристический потенциал.

- владеть:

  • современными методами и приемами обработки информации;

  • методикой источниковедческого и историографического анализа;

  • умением применять теоретические знания при анализе конкретных проблем;

  • методами и приемами ведения дискуссии;

  • навыками использования содержания представлений исторического сознания как фактора, способствующего формированию целостной научной «картины мира»;

  • навыками организации научно-исследовательской работы по исторической проблематике в соответствии с общепринятыми научными стандартами и нормативами.


Представленный в программе список источников и литературы включает наиболее важные учебные пособия по специальности «История», ключевые исторические сочинения как отечественных, так и зарубежных авторов.

Раздел 1. ''Раннее средневековье V- середина XI в.''

Тема 1. 1. Введение в историю средних веков.

Содержание курса истории Средних веков. Генезис феодализма, его расцвет и разложение в странах Западной Европы. Хронологические рамки.

Происхождение термина "Средние века". Итальянские гуманисты XV в. (Ф. Бьонда, Л. Валла). Понимание истории Средних веков в отечественной и зарубежной историографии. Цивилизационный и формационный подходы.

Характерные черты феодализма: феодальная собственностъ, её особенность. Феодальная рента: натуральная, отработочная, денежная. Феодализм как образ жизни. Сословный строй, трехчленное сословное деление общества. Появление сословия горожан в XI-XII вв. Менталитет средневековых сословий.

Мелкое и крупное землевладение. Внеэкономического принуждения крестьян. Эволюция феодальной монархии: раннефеодальная монархия, сеньёриальная монархия, монархии с сословным представительством в XIII-XV вв. и абсолютные монархии в XVI-XVII вв. Феодальное право. Обычное право, корпоративное право, каноническое право, рецепция римского права.

Роль христианской религии и церкви в феодальном обществе.

Специфика социально-экономических и политических отношений в стра­нах Востока. Преобладание государственной собственности на землю.

Основные этапы развития феодализма в европейских странах. Место средневековья и феодализма во всемирно-историческом развитии человечества.

Источники по истории Средних веков: документальные, юридические, нарративные, литературные. Совре­менная историография истории Средних веков: работы отечественных авторов (C.Д. Сказкина, Е.В. Гутновой, Е.В. Косминского, А.Н. Неусыхина,В.Ф. Семёнова, А.Д. Люблинской, М.А. Барга, С.М. Смирина, В.В. Штокмар, А. Я. Гуревича, Н.А. Хачатурян, Е.В. Майера,А.Н. Немилова, В.И. Уколовой, С.П. Карпова, И.М. Осиновского, А.А Сванидзе, Л.М. Брагиной, П.Ю. Уварова, Л.П. Репиной, О.В. Дмитриевой, С.Е. Федорова, М.А. Бойцова, М.В. Винокуровой, Е.В. Кузнецова и др.). Работы зарубежных авторов: Дж.Грина, Дж. Тревельяна, Ф. Броделя, Ж. Ле Гоффа, М. Блока, Й. Хейзинга, К. Хилла, К. Райтсона и др.

Тема 1. 2. Переход от античности к средневековью

Западная Римская империя в последние столетия своего существования (IV-Vвв.). Кризис рабовладельческого способа производства и рабовладельческих отношений. Появление протофеодальных элементов в социально-экономической структуре Западной Римской империи (колонат, патронат, эмфитевзис и др.). Аграризация и натурализация экономики в провинциях империи. Усиление власти местных магнатов.

Две тенденции в политическом строе Западной Римской империи: централизация и децентрализация. Процесс оформление христианской церкви и превращение христианства в государственную религию (начало IV в). Распространение еретические движения, народные восстания.

Общественный и хозяйственный строй германских и кельтских племен . Зарождение имущественного и социального неравенства, выделением племенной знати. Хозяйственные, политические и этнические изменения у германцев в III–IV вв. Переход к оседлости, развитие производящих форм хозяйствования.

Хозяйственная жизнь и общественный строй славянских племен в первые века н.э. Переход к оседлости, развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Религия древних славян.

Причины вторжения германских племен в VI–V вв.: природно-климатические, демографические, социальные. Готы в Причерноморье в IV в. – образование государства. Нашествие гуннов. Вестготы на Балканском полуострове и их дальнейшее продвижение на Аппенинский полуостров. Взятие Рима в 410 Аларихом. Образование вестготского Тулузского королевства в начале V в. Вторжение гуннов в Западную Европу в V в. Гуннский племенной союз. Походы Атиллы и их роль в ослаблении Римской империи. Битва на Каталунских полях в 451 г. и разгром гуннов римско-германскими войсками. Вторжение гуннов в 452 г. на Аппенинский полуостров. Государство вандалов в северной Африке. Гейзедерих. Вандалы в 455 г. в Риме. Падение Западной Римской империи в 476 г. Государство Одоакра в Италии. Остготы в Италии. Политика Теодориха остготского. Завоевание остготского королевства Византией в середине VI в. и рабовладельческая реакция.

Образование Лангобардского королевства в Италии в VII в. Особенности общественного строя лангобардов. Отношения папства с лангобардским королевством.

Социально-экономические, политические и этнические изменения в Западной Европе в V–VI вв. Последствия варварских завоеваний, их роль в переходе от античности к средневековью.

Историография проблемы перехода от античности к средневековью (цивилизационный и формационный подходы к проблеме). Современная концепция перехода от античности к средневековью.
Тема 1. 3. Государство франков в VI-IX вв.

Образование франкского государства в конце V- начале VI в. Хлодвик, его правление и завоевания Галлии. Династия Меровингов. Принятие Хлодвигом христианства. Церковь и королевская власть у франков.

Хозяйственная жизнь и общественное устройство франков по "Саличе­ской правде'' и "Рипуарской правде"(система земледелие, скотоводство, промыслы, ремесла, обмен, торговля). Эволюция общины в VI–VII вв. Распад родовых связей, рост имущественного неравенства и установления соседских связей. Выделение аллода и переход к общины-марке. Имущественное и социальное расслоение после эдикта Хильперика. Рост крупной земельной собственности. Ослабление центральной власти при преемниках Хлодвига. Возвышение майордомов Австразии. Объединение франкских земель при Пипине Геристальском. Феодализация государства. Христианская церковь в государстве франков, рост церковного землевладения.

Монархия Каролингов. Карл Мартелл и его борьба с арабами. Битва при Пуатье (732 г.). Бенефециальная реформа - переворот в поземельных отношениях и его значение в становлении феодализма.

Захват власти Пипином Коротким. Союз с папством. Образование пап­ского государства в 856 г. Рост франкского государства при Карле Великом. Развитие системы управления на местах, изменения в судебной власти. Провозглашение империи в 800 г., её международное и внутреннее положение. Организация центрального управления при Карле Великом. Попытки централизации и их неудача.

Развитие феодальных отношений в каролингском государстве. Заверше­ние аграрного переворота. Рост светского и церковного землевладения. Прекарные отношения и их роль в процессе феодализации. Развитие личной и судебно-административной зависимости общинников от крупных землевладельцев. Коммендация. Иммунитет. Система вассалитета. Структура крупной феодальной вотчины и её аппарат управления. Различные категории крестьян и формирование сословия феодально-зависимых крестьян. Натуральное хозяйство в феодальной вотчине.

Упадок императорской власти после смерти Карла Великого. Распад Франкской империи при его преемни­ках. Верденский раздел 843 г. Лотарь, Карл Лысый, Людовик Немецкий. Историография проблемы становления феодализма во франкском государстве.

Тема 1. 4. Византия в IV–XII вв.

Образование Восточной Римской (Византийской) империи после раздела Римской империи в 395 г. Особенности ее исторического развития. Аграрные отношения, ремесло, торговля, государство, церковь и ереси. Империя при Юстиниане. Положение народных масс, народные движения. Восстание "Ника" в 532 г. и его подавление Юстинианом. Законодательство Юстиниана и его классовая направленность. Внешняя политика Юстиниана в Восточном и Западном Средиземноморье.

Начало массовых вторжений славян на Балканский полуостров . Непрочность завоеваний Византии на Западе. Обострение внутреннего и внешнего положения в конце VI–начала VII в. Народные движения в Восточных провинциях. Борьба с Ираном и арабами. Сокращение территорий империи.

Кризис Византии в VII в. Славянская колонизация. Возрождение общин­ных форм землевладения. Роль славян в процессе феодализации Византии.

Особенности процесса феодализации. Введение фемной системы. Cтратиги и стратиоты. Аграрный строй славянской общины на территории Византии. "Земледельческий закон". Византийская община VII–VIII вв. и начало её разложения. Складывание феодальных отношений в VIII–IX вв. Правление Исаврийской династии. Иконоборчество VII-VIII вв. и его итоги. Обострение социальной борьбы. Ересь павликиан. Восстание Фомы Славянина в 820-е годы и его подавление.

Византия во второй половине IX–XI вв. Социально-экономические процессы. Развитие феодализма при Македонской династии. Борьба центральной власти с крупными феодалами. Рост влияния динатов. Основные категории крестьянства. Аграрное законодательство македонской династии. Развитие международной торговли, рост значения Константинополя.

Внешняя политика Византии в X–XI вв. Византийско-русские отношения в IX–XI вв.: торговля, войны, договоры. Дальнейшее развитие феодализма при династии Комнинов. пронии, прониары, парики. Обострение внутренних противоречий. Социальная борьба в X–XI вв. Борьба за власть внутри господствующего класса. Усиление политического влияния крупных феодалов. Ослабление центральной власти в конце XI в. Отечественная и зарубежная историография Византии.

Тема 1. 5. Южные и Западные славяне в период раннего средневековья.

Территориальное расселение протославян в Центральной и Восточной Европе. Разделение славян на восточную, западную и южную ветви в середине I тысячелетия. Хозяйство западных славян (земледелие, скотоводство, промыслы, ремесла). Разложение родовых отношений. Соседская община и дальнейший рост имущественного неравенства и социального неравенства. Распространение христианства. Дружина и военачальники. Борьба славян с аварами и франками. Княжество Само в первой половине VII в. Великоморавская держава в IX в. Первые князья. Византийское и немецкое влияние на Моравию. Завоевание Восточной Моравии венграми.

Возникновение раннефеодального государства в Чехии в X в. Династия Пржемысловичей и ее борьба с родовой знатью. Отношения чешского государства с Германской империей. Христианизация чешских земель. Междоусобицы в XI в. и подчинение Чехии Германией.

Образование Польского государства в X в. Объединение польских племен при Мешко и Болеславе Храбром. Внутренняя и внешняя политика Болеслава Храброго. Христианизация Польши в X в.

Полабские и поморские славяне, их хозяйственный и общественный строй (земледелие, скотоводство, промыслы, ремесла). Города и торговля. Борьба с немецкой агрессией в X–XI вв. Попытки создания государства у ободритов. Beндское королевство.

Расселение южных славян на Балканах. Их общественный строй по данным византийских авторов. Первые территориально-политические образования у славян на Балканах. Хан Аспарух и переселение протоболгар на Балканский полуостров, их отношения со славянами. Переход к оседлости и развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства.

Образование первого Болгарского царства (конец VII в.). Формирование феодальных отношения. Принятие христианства Симеоном I в IX в. и его войны с Византией. Обострение внутренних противоречий. Положение крестьянства.

Богомильство и его социальная сущность. Завоевание Болгарии Византией в начале XI в. (Василий I болгаробойца) и конец первого Болгарского царства.

Хорваты, словенцы и сербы в VII–XI вв. Процесс классообразования. Города Далмацинского побережья, этнический состав их населения и политическое устройство. Историография истории западных и южных славян.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа предназначена для подготовки соискателей к вступительному экзамену в аспирантуру кафедры «Экономическая история» по специальности...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению «История»
«История» (программы «Средние века», «Новая и новейшая история стран Европы и Америки») 2010 г

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру нгу по специальности «всеобщая история»
Китай в период ранней и средней древности (эпохи Шан-Инь и Зап. Чжоу: XIII-VIII вв до н э. – эпоха Восточного Чжоу: VII-III вв до...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46....
Вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46. 06. 01 Исторические науки и археология, программа «всеобщая история новейшего...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
Настоящая программа отражает современное состояние данной отрасли и включает ее важнейшие разделы, знание которых необходимо высококвалифицированному...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история»
Вступительный экзамен по истории России основывается на профессионально-педагогической подготовке студентов по специальности «История»...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру нгу по специализации «всеобщая история»
Источники по истории Древней Греции и Древнего Рима: типы, классификация, характеристика

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (средние века) Пенза-2013 Введение Программа отражает концептуальные позиции современного образовательного стандарта по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру нгу по специализации «всеобщая история»
Источники по истории Древней Греции и Древнего Рима: типы, классификация, характеристика






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную