Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов






Скачать 295.74 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов
страница1/3
Дата публикации04.07.2015
Размер295.74 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3

Рассмотрено на заседании МО учителей истории и обществознания

Председатель МО:

________________________

(Сенькова Л.П.)

протокол №_____

От «________»2013

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР:
________________________

(Воронова М.Н.)

«__________»2013


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ лицей № 470
(Винокурова О.Л.)
«__________»2013



Рабочая программа

по истории и культуре

Санкт-Петербурга

для 7 классов

Программа рассчитана на 1 час в неделю,

35 часов в год

Вид программы - региональная

Уровень базовый
Программа составлена на основе программы Ермолаевой Л.К.


Учитель: Багерман А.Я.

2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 7 класса разработана на основе авторской программы по краеведению для учащихся средней школы Л.К. Ермолаевой.

Курс «Истории и культуры Санкт-Петербурга» является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму историко-краеведческих знаний, имеющие определенный опыт знакомства с историей и культурой Санкт-Петербурга из прошлых классов, готовы к восприятию новой порции знаний и информации о истории города, во всем ее многообразии, сложности и противоречивости.

Рабочая программа адресована учащимся 7 классов ГБОУ лицей № 470, которые в 5 классе начали изучение истории и культуры Санкт-Петербурга по программе Л.К. Ермолаевой и выполнили ее в полном объёме.
Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;

• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

Задачи программы

1. Сформировать систему знаний об истории наших земель в X веке в контексте российской истории.

2. Сформировать знание о невских землях и знания с момента основания Санкт-Петербурга в XVIII веке и до его конца.

3.Познакомить учащихся с историей СПб и округи начиная с X по XVIII вв. включительно.

4. Способствовать формированию у учащихся умений необходимых им в учебной и повседневной жизни:

- ориентироваться по карте города

- ориентироваться в реальном городском пространстве

- работать с источниками информации о городе

- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.
Основное содержание курса Истории и культуры Санкт-Петербурга 7 класс ( 35 часов)

Содержание программы учебного курса истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: 7 класс – 35 часа




Тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Раздел I. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА

(с древнейших времен до 1703 года)

10

3

Раздел II. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1703-1801 гг.) – 22 часа




Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725гг.)

7

Тема 2. Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.)

14

4

Итоговое обобщение

1

5. Резервный урок

1

Итого 35 ч. Всего.
Введение

Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».

Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.

Процесс формирования природного ландшафта нашего края.

Освоение Человеком территории нашего края в древности.
РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(с древнейших времен до 1703 года) - 12 часов

Введение

Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.
Тема 1. Из глубины веков…

Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.

Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.
Тема 2. В составе Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)

Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.

Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.
Тема 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)

Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.

Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).

Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.

События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор.
Тема 4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)

Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.

Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.

Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.
Тема 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)

Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.

Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.

Село Спасское и жизнь его обитателей.

Переселенцы на невские берега из Финляндии.
Повторение и обобщение темы
РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (XVIII– начало ХХ вв.)
Тема 6. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) - 7 часов

История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра А. Ростовцева).

Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. (* Отбор материала по усмотрению учителя).

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы
Тема 7. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПЕТРА I (1725-1801 гг. – 14 часов

Введение. Характеристика исторического периода. Источники

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).

Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны, топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).

Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).

Карта и облик города. Карты города конца ХУIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.

Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев.

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».

Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатерины 11). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов, или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.
Повторение и обобщение темы
Тема 8. Наш край в ХVIII в.

Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб). Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.
Повторение и обобщение
Основные технологии

В ходе реализации рабочей программы будут использованы следующие технологии.

Технологии личностно-ориентированного обучения:

  • разноуровневое обучение

  • технология сотрудничества (обучение в малых группах)

  1. Инновационные технологии:

  • перспективно-опережающее обучение

  • проблемное обучение

  1. Информационно-коммуникационные технологии, в частности, мультимедиа технологии

  2. Технологии проектного обучения

Обучение носит деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Ожидаемые результаты

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается: слежении за жизнью города, участию в различных конференциях, проектах связанных с историей и культурой города;

Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), рекомендованным учителем:

— находят на карте нужные объекты;

— прокладывают оптимальные маршруты;

— читают карты как источник информации.

Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве

(по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам)

Умеют:

извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);

— узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города;

— самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

— «добывать» информацию от родственников, горожан как от источников краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью).

Умеют:

сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом;

работать с наглядным материалом;

обосновывать, аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);

— извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы
в их оценках и суждениях о конкретных объектах, традициях, деятельности горожан, культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;

— в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»);

— в их повседневной жизни;

— в участии их в городских акциях

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании 7 класса учащиеся должны научиться почтительно и бережно относится к истории и культуре Санкт-Петербурга, знать ее основные этапы и ключевых деятелей, а так же применять изученные материалы курса по истории и культуре Санкт-Петербурга в повседневной жизни.

Ученик должен научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга

- нравственной оценки конкретных поступков людей и властей города;

- конспектирования текстовой информации и выделения главного;

- использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов,

Интернет сети);

- презентации собственных суждений, сообщений, проектов.

Учебно-методическая литература
Для учащихся:

    1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХVIII в.) – СПб.СМИО Пресс. 2011. Учебник.

    2. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».

    3. Узнай и полюби Санкт-Петербург: пособие по истории и краеведению. Сост. В.Ф. Помарнацкий, СПБ 1997 г.


Для учителя:

      1. Л.К. Ермолаева система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программа учебных курсов. СПБ, СМИО Пресс 2010 г.

      2. Кепсу Сауло. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра. СПБ 2000 г.

      3. Сост. А.Б. Ковак. Сборник статей. Шведы на берегах Невы. СПБ 1998 г.

      4. Островский О.Б. История художественной культуры Санкт-Петербурга 1703-1796 гг. СПБ изд-во РГПУ им. Герцена, 2000 г.

      5. Интернет – ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга.

      6. Серия пособий по истории и культуре Санкт-Петербурга .авт. В.К. Дмитриеева.

      7. Авторская презентация
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconРабочая программа основного общего образования по истории и культуре...
Планирование составлено на основе программы по истории и культуре Башкортостана для обучающихся I – IX классов. Составители : Под...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconПостановление от 6 марта 2013 г. N 150 о совете по вопросам градостроительной...
Правительства Санкт-Петербурга, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественностью Санкт-Петербурга...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconО мерах по разработке прогноза социально-экономического развития санкт-петербурга
Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 04. 07. 2007 n 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге"...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconРабочая программа по истории для 5-9 классов (фгос ооо)
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconПризнание культуры приоритетной и социально значимой отраслью, определяющей...
Санкт-Петербурга в законодательном порядке (Закон Санкт-Петербурга от 11. 01. 2011 №739-2 «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге»),...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconПостановление от 23 июня 2014 года n 495 о государственной программе...
О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25. 12. 2013 n 1039 "О порядке принятия...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconПостановление от 4 апреля 2014 г. №233 о программе подготовки санкт-петербурга...
Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconПеречни информационных систем
В соответствии с законом Санкт-Петербурга от 07. 07. 2009 №371-70 "О государственных информационных системах Санкт-Петербурга" администрация...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconПроект Семинар «Развитие партнерства в креативных индустриях»
...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 классов iconОтчет о социально-экономическом развитии Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Федерального Собрания рф, ежегодного отчета Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную