РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв.)»(7 класс)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по :. авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2006 года на основе обязательного минимума содержания исторического образования. Колендарно-тематический план для 7 классов по истории России ориентирован на использование учебника: -«История России конца XVI-XVIII век» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2008; дополнительных пособий для учителя: История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -
Русской слово, 1997; В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2000;
Станов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся Ваасса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
Шестаков, А. В. История России в художественно-исторических образах с древнейших
времён до конца XVIII в.: хрестоматия / А. В. Шестаков, 1989; Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М.: Просвещение, 1989;
Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Медиа-группа, ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007;
• Для учащихся: Антонов . А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: ст учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
Хрестоматия по истории России. - М.: Просвещение, 1988;
Данилов А. А. История России: конца XVI - XVIII век: рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Косулина. - М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа по всеобщей истории разработана на основе Государственного обра-юго стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история», 2006 г. Преподавание все-тории ориентировано на использование учебников: Данилов, А. А. История России: конца XVI-XVIII век: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 7-е изд. - М.: Просвещение,
Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 гг.: учебник общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М. Ва-13-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
•Дополнительные пособия для учителя: Энциклопедия «Новая и новейшая история»;
Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Медиа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007;
«От средних веков до 1914 года».
• Для учащихся: Юдовская, А. Я. Новая история 1500-1800 гг.: рабочая тетрадь / А. Я. Юдовская;
Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1999.
Рабочая программа предусматривает на изучение истории России в 7 классах 40 учебных часов, на изучение всеобщей истории 28 часов. Всего 68 часов. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологи-ческого обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «История Нового времени. 7 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы. Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 7 классе. Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников. Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать. Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту. Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории. Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах. Владеть компетенциями: коммуникативной компетенцией;
смыслопоисковой компетенцией;
компетенцией личностного саморазвития;
информационно-поисковой;
рефлексивной компетенцией;
учебно-познавательной компетенцией.
Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. ТЕМАТИЧЕСКРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
| №
| Тема уроков
| Содержание темы
| Педагогические
средства
| Вид деятельности учащихся
| Планируемый результат
| День
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
| 1
| Вводный урок.
| Основные понятия: тради-
| Вводная лекция
| Информационно-
| Репродуктивный:
|
|
|
|
| От Средневековья
| ционное общество, индуст-
| с элементами
| коммуникативная
| называть хронологические
|
|
|
|
| к Новому времени
| риальное, общество; предпринимательский дух.
Основные вопросы: хронологические рамки периода Нового времени, основные черты индустриального общества
| беседы
| деятельность
| рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.
Продуктивный: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком
|
|
|
|
| Раздел
| I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
|
|
|
|
| ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. РЕФОРМАЦИЯ (13 ч)
|
|
|
| 2
| Технические от-
| Основные вопросы: техни-
| Урок изучения
| Индивидуальные
| Репродуктивный уровень:
|
|
|
|
| крытия и выход
| ческие достижения и от-
| и первичного за-
| формы работы
| описывать технические от-
|
|
|
|
| к Мировому
| крытия, этапы Великих
| крепления новых
|
| крытия и изобретения;
|
|
|
|
| океану
| географических открытий, причины Великих геогра-
| знаний
|
| определять этапы Великих географических открытий.
|
|
|
|
|
| фических открытий.
Основные понятия: Великие географические открытия, каравелла, конкистадоры
|
|
| Продуктивный уровень: характеризовать технические достижения европейцев в XVI в., раскрывать причинно-следственные связи межу техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
|
|
| Творческий уровень: подобрать адреса Интернет-ресурса по данной теме
|
|
| 3
| Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
| Основные понятия: колонизация, колония, метрополия, конкиста, мировой рынок.
Основные вопросы: открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, западноевропейская колонизация новых земель, последствия Великих географических открытий
| Комбинированный урок с постановкой проблемного задания
| Групповые формы работы.
Работа с фрагментами исторического документа
| Репродуктивный уровень: называть даты великих географических открытий; показывать на карте направления географических открытий.
Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; характеризовать сущность и значение географических открытий.
Творческий уровень: излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира в целом
|
|
| 4
| Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
| Основные понятия: абсолютизм, капитализм, сословное представительство.
Основные вопросы: основные черты абсолютизма, разнообразные формы абсолютизма
| Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся
| Групповые формы работы
| Репродуктивный уровень: называть основные черты абсолютизма.
Продуктивный уровень: характеризовать разнообразные формы европейского абсолютизма; сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и во Франции; систематизировать исторический материал в таблице
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 5
| Дух предпринимательства преобразует экономику
| Основные понятия: капитал, капиталист, наемный рабочий, торговая компания, монополия, биржа, мануфактура.
Основные вопросы: развитие торговли, рынков, возникновение бирж и банков, отличительные признаки мануфактуры
| Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся
| Групповые формы работы
| Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий данной темы; показывать тенденции развития экономики Европы.
Продуктивный уровень: раскрывать связь между последствиями эпохи Великих географических открытий и формированием признаков капитализма; характеризовать новые явления в экономической жизни Европы
|
| 6
| Новые ценности
преобразуют
общество
| Основные понятия: дворяне, буржуазия, расслоение крестьянства.
Основные вопросы: изменение социальной структуры европейского общества, привычки и быт европейского общества
| Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста
| Групповые формы работы
| Репродуктивный уровень: называть новые социальные слои общества; называть новые духовные ценности, характерные для разных общественных слоев.
Продуктивный уровень: характеризовать изменения социальной структуры европейского общества в Раннее Новое время; сравнивать особенности жизни и быта разных общественных слоев в эпоху Средневековья и в период Нового времени
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
|
| Творческий уровень: излагать суждения о последствиях и разнообразных формах социального взаимодействия в Европе XVI-XVm вв.
|
| 7
| Высокое Возрождение
| Основные понятия: Возрождение, культура, обмирщение сознания, искусство.
Основные вопросы: философия гуманизма, основные идеи литературы, музыки, архитектуры эпохи Возрождения
| Учебная лекция с элементами эвристической беседы
| Индивидуальные формы работы
| Репродуктивный уровень: называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения.
Продуктивный уровень: характеризовать особенности духовной жизни Европы в XVI-XVni в.; определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени.
Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Возрождения
|
| 8
| Рождение европейской науки
| Основные понятия: бесконечность Вселенной, новая картина мира, естественные права человека. Основные вопросы: взгляды и открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Ньютона. Философы: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк
| Комбинированный урок с элементами лабораторной работы
| Групповые формы работы
| Репродуктивный уровень: называть имена представителей европейской науки и их открытия.
Продуктивный уровень: определять основные направления и тенденции развития европейской науки;
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
|
| характеризовать научные достижения и их последствия; систематизировать исторический материал в таблице.
Творческий уровень: на основе дополнительных исторических и литературных источников подготовить сообщение деятельности представителей европейской науки
|
| 9
| Повторение
|
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
|
|
|
| 10
| Начало Реформации в Европе
| Основные понятия: Реформация, революция, протестантизм, лютеранство.
Основные вопросы: причины и распространение Реформации в Европе, учение Мартина Лютера
| Учебная лекция
| Индивидуальные формы работы
| Репродуктивный уровень: называть даты основных событий Реформации; называть имена идеологов и представителей реформа-ционного движения.
Продуктивный уровень: определять основные причины реформации; выявлять основные цели участия в Реформации разных социальных слоев общества; охарактеризовать особенности лютеранского учения
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
|
| Творческий уровень: высказывать суждение о значении распространения лютеранского учения для европейцев
|
| 11
| Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации
| Основные понятия: кальвинизм, религиозные войны, контрреформация.
Основные вопросы: учение Ж. Кальвина, кальвинистская церковь, орден иезуитов
| Изложение нового материала с постановкой проблемного задания
| Коллективные формы работы
| Репродуктивный уровень: знать основные события Реформации в Европе; объяснять значение понятий.
Продуктивный уровень: характеризовать основные положения учения Кальвина.
Творческий уровень: на основе дополнительной художественной и исторической литературы подготовить сообщение об ордене иезуитов
|
| 12
| Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
| Основные понятия: англиканская церковь, пуританизм, корсары.
Основные вопросы: содержание и методы королевской Реформации, Мария Кровавая и контрреформация, укрепление англиканской церкви, борьба с Испанией за морское господство
| Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся
| Групповые формы работы
| Репродуктивный уровень: называть основные этапы религиозной истории королевства в XVI веке; объяснять устройство англиканской церкви.
Продуктивный уровень: сравнивать устройство Католической церкви и англиканской церкви; характеризовать основные направления политики Англии в данный период
|
| |