

Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
Программы курса «История России. XX век для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина, С. В. Агафонова. – М.: ООО «Русское слов – учебник», 2012;
Загладин Н. В. Программы курса и тематического планирования к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
Курс предмета «История» 9 класс состоит из двух частей:
«История России. XX – начало XIX в. »;
«Всеобщая история. Новейшая история XX – начало XIX в.».
Курс «История России. XX – начало XIX в. » предназначен для школьников, изучающих историю в ходе первого концентра обучения. Основная его цель – ознакомить учащихся 9 класса с отечественной историей Новейшего времени. Внимание школьников концентрируется на базовых фактах, причинно-следственных связях, основных событиях отечественной истории, знание которых определяется требованиями обязательного минимума содержания образования.
Курс направлен на осуществление гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе, на формирование у школьников ценностных ориентаций и личностного осмысления опыта истории и современной жизни России.
Одна из важнейших задач курса – показать роль России как активного участника мирового исторического процесса, преодолеть изолированность в изучении истории Отечества и зарубежной истории.
Курс «Всеобщая история. Новейшая история» для основной школы разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утверждённого министерством образования и науки Российской Федерации.
Этот курс является органической частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся – детей старшего подросткового возраста – целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях её развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.
Изучение Новейшей истории зарубежных стран позволяет:
показать, как реализовывались стремление людей к свободе, равенству, справедливости, как идеи и теоретические представления об экономической эффективности, о рациональной системе управления, модернизации общества воплощались в социально ориентированной экономике, то есть вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта решения проблем, актуальных для современной России;
подготовить подростков к пониманию сложности, противоречивости и многовариантности исторического, общественно-политического, цивилизационного развития, обусловленности выбора их моделей, особенно современную в эпоху, духовными факторами, волей и убеждениям людей;
на конкретном, наглядном материале раскрыть опасность распространения в обществе идей расовой, религиозной, классовой нетерпимости, попыток решать внутренние проблемы за счёт внешней экспансии, агрессии;
показать, как складывались условия укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами, формировались правовые, нравственные, культурные, экономические предпосылки возникновения единых, интегрированных пространств.
Изменения
Программа курса «История России. XX век для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина, С. В. Агафонова рассчитана на 40 учебных часов (при ориентации на современный подход – отводить не менее 60% учебного времени на изучение отечественного компонента истории в школе), Программа курса и тематического планирования к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса общеобразовательных учреждений Н. В. Загладина рассчитана на 35 – 36 учебных часов, что в сумме составляет 75 – 76 учебных часов.
Основываясь на учебный план образовательной организации, по которому на курс «История» 9 класс отводится 68 часов, некоторые темы курса Истории России и курса Всеобщая история. Новейшая история дублируются, в рабочую программу были внесены следующие изменения:
История России – 43 учебных часов;
Всеобщая история – 23 учебных часов;
Обобщающее интегрированное повторение – 2 учебных часов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Загладин Н. В., Минаков С. Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История России XX – начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Н. В. Загладин (отв. редактор), С.Т. Минаков, С. И. Козленко, Ю. А. Петров. – 11-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013;
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, ХХ – начало ХХI века: учебник для 9кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008;
Загладин Н. В. Всеобщая история. Новейшая история XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 10 – е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009;
Ермакова И. А. Рабочая тетрадь к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история. XX - начало XXI века» для 9 класса общеобразовательных учреждений/ И. А. Ермакова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9кл. учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, два урока в неделю.
Формы организации учебной деятельности:
При определении варианта проведения учебных занятий преподаватель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
урок-лекция;
семинарские занятия с использованием заданий учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и других источников;
уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
объяснение преподавателя и беседа с учащимися;
самостоятельная работа учащихся с учебником и другим материалом;
тестовые задания.
Формы контроля:
тестирование;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
моделирование жизненных ситуаций;
устные и письменные опросы.
Основное содержание курса «История России XX – начало XXI века»
9 класс (68 ч)
«Раздел 1
Российская империя в первые десятилетия XX в.
1900 – 1917 гг. (6 ч.)
Тема 1. Модернизация России на рубеже XIX – XX вв. (1 ч)
Территория: площадь, состав, неравномерность развития отдельных регионов. Население: численность, национальное и религиозное разнообразие. Россия как одна из великих держав. Особенности социально-экономического развития. Положение крестьянства. Рост городов. Положение городских рабочих. Сословный строй. Самодержавная монархия. Власть и произвол чиновничества.
Роль государства в модернизации России. Техническое перевооружение армии. Расширение сети железных дорог. Протекционистская таможенная политика. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Рост противоречий в российском обществе. Земства. Зубатовские рабочие организации.
Основные понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия, модернизация, протекционизм, дивиденды, инвестиция, монополия, вывоз капитала, земства.
Персоналии: Александр II, Николай II, С. Ю. Витте, В. К. Плеве.
Материалы учебника: §1,2.
Тема 2. Русско-японская война и начало революции 1905 – 1907гг. (1 ч)
Обострение соперничества ведущих мировых держав за раздел Китая на сферы влияния. Дальневосточная политика России. Взаимоотношения России и Японии. Различные точки зрения в правящих кругах России на войну с Японией.
Русско-японская война 1904 – 1905гг.: основные события, итоги. Причины поражения России, значение. Влияние войны на внутриполитическое положение в стране.
Начало революции 1905 – 1907гг. Развитие революционного движения весной – осенью 1905г. Манифест 17 октября: провозглашение демократических свобод и создание Государственной думы.
Основные понятия: сфера влияния, концессия, Кровавое воскресенье, Манифест 17 октября, Государственной думы.
Персоналии: С. Ю. Витте, Г. А. Гапон, П. П. Шмидт.
Материалы учебника: §3.
Тема 3. Политическая жизнь в России после Манифест 17 октября 1905г. (1 ч)
Новое государственное устройство. Выборы в государственную думу: неравное представительство, многоступенчатая система. Роль и место Думы в системе управления государством. Основные группировки политических сил к моменту первых выборов в Думу: консерваторы, либералы, октябристы, левые. Начало формирования российской многопартийности. Взгляды ведущих партий на пути развития России и тактику борьбы в условиях революции. Идеи В. И. Ленина о партии нового типа. Ход революционных событий 1905 – 1907гг. итоги выборов в I, II и III Государственные думы. Государственная дума и самодержавие.
Основные понятия: либералы, конституционные демократы, октябристы, левые, фракция, революционно-демократические партии, социалисты-революционеры (эсеры), Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), большевики, меньшевики, Союз русского народа, фракция, культурная автономия, федерация, коррупция.
Персоналии: П. Н. Милюков, а. И. Гучков, В. М. Пуришкевич, В. М. Чернов, В. И. Ленин (Ульянов).
Материалы учебника: §4.
Тема 4. Реформы П. А. Столыпина и их итоги (1 ч)
Роль П. А. Столыпина в подавлении революционного движения. П. А. Столыпин о нерешённости аграрной проблемы. Аграрные реформы: создание земельного фонда для наделения крестьян землёй через Крестьянский банк; отмена всех ограничений личных прав крестьян; свободный выход крестьян из общин; переселенческая политика. Отруб и хутор. Противоречивые итоги столыпинских реформ. Сохранение помещичьего землевладения. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Расслоение крестьянства. Различные оценки столыпинских реформ в российском обществе.
Россия накануне Первой мировой войны. Быстрое развитие промышленного производства. Рост населения. Обострение социальных отношений. Ленские события. Итоги выборов в IV Государственную думу. Изменение расстановки сил внутри либерального движения. Прогрессивная партия. Противоречия в российской социал-демократии.
Основные понятия: Крестьянский банк, отруб, хутор, артель, кооперация, прогрессивная партия, военно-полевые суды.
Персоналии: П. А. Столыпин, В. Н. Коковцев, П. П. Рябушинский.
Материалы учебника: §5.
Тема 5. Российская империя в Первой мировой войне (1 ч)
Внешняя политика России накануне Первой мировой войны. Начало Первой мировой войны. Вступление России в войну. Война с Россией в планах германского командования. Россия в кампании 1914г.: наступление в Восточной Пруссии. Роль событий на Восточном фронте в предотвращении падения Парижа. Наступление против Австро-Венгрии в конце лета 1914г.
Россия в кампании 1915г.: превращение Восточного фронта в решающий фронт Первой мировой войны в 1915г.
Россия в кампании 1916г.6 весеннее наступление русской армии против Австро-Венгрии. Брусиловский прорыв.
Основные понятия: ультиматум, Антанта, Центральные державы, Брусиловский прорыв.
Персоналии: А. А. Брусилов, А. В. Самсонов, П. К. Рененкампф.
Материалы учебника: §6.
Тема 6. Наука и культура России в начале XX в. (1 ч)
Развитие системы образования. Основные достижения российской науки, её вклад в прогресс мировой научной мысли. Идеи эволюции биосферы в ноосферу. Черты русской культуры, шедевры её Серебряного века. Новые тенденции в поэзии, живописи, художественном творчестве и духовной жизни, отразившие проблемы общества в годы революции 1905г. и Первой мировой войны. Русская литература начала века. Музыкальная культура. Театр. Изобразительное искусство. Критический реализм. Стремление к переосмыслению философского и историко-культурного наследия человечества. Модерн и символизм как течения духовной жизни.
Основные понятия: космизм, ноосфера, критический реализм, «Вехи», «Мир искусства», Серебряный век, модерн, символизм, декаданс, футуризм, абстракционизм, Московский художественный театр (МХТ).
Персоналии: А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, И. П. Павлов, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский, А. Н. Крылов, И. И. Сикорский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский.
Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький, В. Г. Короленко, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, Н. С. Гумилёв, С. А. Есенин, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, В. В. Маяковский, З. Н. Гиппиус.
В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, В. А. Серов, А. Н. Бенуа, В. В. Кандинский, М. А. Врубель, К. С. Малевич.
Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокопьев, С. В. Рахманинов.
Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин.
Материалы учебника: §8.
Раздел 2
Россия в годы революции и Гражданской войны (1917 – 1922) (4 ч)
Тема 7. Российское государство и общество в 1917 – 1918гг. (2 ч)
Низкий уровень готовности России к войне. Плохое снабжение войск. Падение производства по наиболее значительным хозяйственным показателям. Обострение продовольственной проблемы. Падение уровня жизни населения.
Патриотический подъём в начале войны. Смена его апатий, а затем, по мере затягивания Первой мировой войны, - недовольством. Помощь российских предпринимателей фронту. Формирование Военно-промышленных комитетов и Особых совещаний.
Общественно-политический кризис в стране. Министерская чехарда. Убийство Г. е. Распутина. Рост недовольства в армии. Пацифизм. Антивоенная позиция большевиков: лозунг поражения своего правительства в войне, её превращения в войну гражданскую.
Начало Февральской революции 1917г. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство. Отречение Николая II.
Двоевластие в центре и на местах. Первые шаги Временного правительства.
Углубление кризиса в обществе весной 1917г. рост крестьянских выступлений. Рост анархии, разложение в армии. Апрельский кризис Временного правительства. Усиление позиций большевиков. Июльский кризис Временного правительства. Корниловский мятеж. Причины его провала.
Попытки Временного правительства овладеть политической инициативой. Решение большевиков о взятии власти путём вооружённого восстания. Вооружённое восстание в Петрограде. Установление власти Советов на местах. II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов: расстановка сил, основные решения. Первые декреты Советской власти. Создание нового аппарата власти и управления. Национализация частных банков и частных крупных заводов. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Созыв и роспуск Учредительного собрания.
Переговоры России и Германии о мире. Разногласия большевиков вокруг заключения мира с Германией и её союзниками. Позиция левых эсеров. Условия Брестского мира и его последствия. Политика партии большевиков весной и летом 1918г.
Основные понятия: пацифизм, министерская чехарда, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, Временное правительство, амнистия, двоевластие, Учредительное собрание, военная диктатура, Совет народных комиссаров (СНК), Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), самоопределение, Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), национализация, оппозиция, Учредительное собрание, аннексия, контрибуция, сепаратный мирный договор, Гражданская война, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), продовольственные отряды (продотряды).
Персоналии: Г. Е. Распутин, А. Ф. Романова, Г. Е. Львов, А. Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Ф. Э. Дзержинский.
Материалы учебника: §7, 9, 10, 11.
|