Скачать 364.11 Kb.
|
![]() ![]() ![]() Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса Новейшая история зарубежных стран ХХ века для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, программы автора Загладин Н. В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран ХХ века»,9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006 Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников: 1. сформировать у учащихся целостное представление об истории зарубежных стран ХХ века как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; 2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; 3. охарактеризовать наиболее яркие личности ХХ века, их роль в истории и различия; 4. показать, как складывались условия укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами, формировались правовые, нравственные, культурные, экономические предпосылки возникновения единых, интегрированных простанств. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения Новейшей истории зарубежных стран ХХ века ученик 9 класса должен: знать/понимать: 1.основные этапы и ключевые события важнейших, поворотных событий истории XX в.; 2.выдающихся деятелей мировой истории, оказавших значительное воздействие на судьбы народов и государств; выдающихся представителей науки и культуры XX в.; 3.важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; 4.изученные виды исторических источников; уметь: 1.соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; 2.использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников; 3. показывать на исторической карте территории расселения различных народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; 4.рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ; 5.составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе сложного плана); 6.составлять характеристику исторических деятелей; 7.участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение; давать отзыв на ответы других учащихся. Требования к уровню подготовки выпускника: I.«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для: - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; - соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. II.объем знаний, умений и навыков: 1. Хронологические знания и умения: 1.1 называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; 1.2 составлять хронологические и синхронистические таблицы; 1.3 характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий. 2.Знание фактов: 2.1 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий. 3.Работа с источниками: 3.1 читать историческую карту с опорой на легенду; 3.2 использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории; 3.3 проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; 3.4 высказывать суждение о назначении, ценности источника; 3.5 характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника; 3.6 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4.Описание (реконструкция): 4.1 рассказывать (устно или письменно), об исторических событиях, их участниках; 4.2 на основе текста учебника, дополнительной литературы, макетов и составлять описание исторических объектов, памятников; 4.3 составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности. 5.Анализ, объяснение: 5.1 соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы; 5.2 показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; 5.3 называть характерные, существенные черты минувших событий, явлений; 5.4 классифицировать исторические события: а) по указанному признаку; б) определяя основание самостоятельно; 5.5 объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; 5.6 сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия: 5.7 излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Версии, оценки: 6.1 излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; 6.2 сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; 6.3 высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе; 6.4 определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Рабочая программа рассчитана на 28 учебных часа по 2 часа в неделю. (В рабочую программу внесены изменения, так как программа автора Загладина Н. В. рассчитана на 44 часа.) Содержание программы Перечень разделов и тем
Содержание тем Введение Краткая характеристика перемен в облике мировой цивилизации в XX веке. Расширение горизонтов знания, Ускорение темпов научно-технического развития, противоречивость и неоднозначность итогов общественного развития. Опорные понятия: прогресс общественный, прогресс научно-технический, кризис человека. Тема 1. Индустриальные страны: обострение противоречий. Народы колониальных и зависимых стран на пути к пробуждению. Страны первого и второго эшелонов индустриального развития, общие и особенные черты их моделей модернизации. Ужесточение конкуренции на мировыхрынках между индустриальными странами, обострение борьбы за колонии в 1900-1914 гг. Социальные последствия ускоренной модернизации. Структура противоречий мирового развития начала XX века. Особенности традиционного уклада жизни в Китае, Индии, исламских странах. Традиционное общество и колониализм, торгово-экономическая экспансия индустриальных стран. Традиционализм в освободительном движении и пробуждение стремлений к модернизации в колониальных и зависимых странах. Опыт индустриализации Японии. Революционные движения в Китае, Иране, Турции. Специфика традиционализма и модернизации в Латинской Америке. Революция в Мексике. Тема 2. Военно-политические союзы и международные конфликты 1900-1914 гг. Особенности политики и интересов ведущих стран мира: США, Великобритании, Германии, России, Франции, Италии, Австро-Венгрии, Японии, противоречия между ними. Опыт и правовые основы мирных и военных средств решения конфликтов в начале XX века. Обострение соперничества великих держав за влияние в Китае, на Балканах. Русско-японская война 1904-1905 гг., Балканские войны 1912-1913 гг. Усиление Германии и завершение формирования системы союзов в Европе. Последствия раскола Европы на два противостоящих друг другу военных блока. Опорные понятия и термины: колония, полуколония, традиционное общество, компрадорская буржуазия, модернизация, догоняющее развитие, военно-политический блок, сеттльмент, политика «открытых дверей», гоминдан, младотурки. Тема 4. Причины и начальный период войны Причины и повод возникновения мировой войны. Политический кризис в Европе летом 1914 г. Дипломатическая подготовка войны. Соотношение сил Центральных держав и стран Антанты и планы военных действий. Начальный период войны. Роль России в срыве германского плана молниеносного разгрома Франции. Вступление в войну Турции и Японии. Тема 5. На фронтах первой мировой войны Кампании 1915 и 1916 гг., их итоги и рост противоречий в воюющих странах. Борьба за новых союзников. Вступление в войну Болгарии, Италии, Румынии. Февральская революция в России и кампания 1917 г. Приход к власти большевиков и выход России из войны. Вступление в войну США и кампания 1918 г. Капитуляция Германии и ее союзников. Тема 6. Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система Противоречия между державами-победительницами, особенности интересов США, Великобритании, Франции. Условия Версальского мира и противоречия Версальской системы. Экономические последствия мира. Значение создания Лиги Наций и источники ее слабости. Вопрос о России на Парижской мирной конференции. Вашингтонская конференция и рост противоречий между США и Японией. Опорные понятия и термины: ультиматум, мобилизация, пацифизм, братание, мандатная система, репарации, демилитаризованная зона, третейский суд, «14 пунктов», «21 условие». Тема 7. Революционное движение в Европе и Азии после первой мировой войны Причины подъема революционного движения в первые послевоенные годы. Влияние примера Октябрьской революции 1917 г. в России, политики Советской России и Коминтерна на идеологию и политику социал-демократии, освободительного движения. Революция 1918 г. в Германии, революция 1919 г. в Венгрии. Спад революционной волны в Европе и нормализация отношений СССР со странами Западной Европы. Национально-освободительные движения 1920-х гг. в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Кампания ненасильственного гражданского неповиновения в Индии, революция 1920-х гг. в Китае. Тема 8. «Левые» и «правые» в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. Основные идейно-теоретические установки западноевропейской социал-демократии, их истоки и эволюция. Первый опыт политики социального реформирования, восстановление международных связей социал-демократии. Коминтерн и Со-цинтерн. Коммунисты и социал-демократы: углубление разногласий, политического противоборства. Причины подъема фашистских движений в Италии и Германии, общее и особенное в их идеологии. Ультралевые и ультраправые в индустриальных странах: обострение противоборства. Недооценка опасности фашизма политическими партиями левой и правоцентристской ориентации (либералами, христианскими демократами). Тема 9. Мировой экономический кризис 1929—1932 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта Роль США в мировой экономике 1920-х гг. Период процветания и причины кризиса 1929 г., его последствия для американского общества. Ф.Д. Рузвельт и программа «нового курса»: основные черты. Первый опыт государственного регулирования рыночной экономики в условиях демократии, создания общегосударственной системы социальной защиты в США. Сопротивление политике Ф.Д. Рузвельта. Теоретические основы и итоги «нового курса». Тема 10. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии Влияние экономического кризиса на Германию. Фашизм в Германии: приход партии А. Гитлера к власти. Особенности фашистской диктатуры в Германии. Запрещение оппозиции, борьба с инакомыслием, система трудового фронта и ликвидация безработицы. Расовая теория на практике, создание лагерей смерти, «ариизация» экономики. Подготовка к войне. Характерные черты фашистской диктатуры в Италии. Система «корпоративного государства» Б. Муссолини. Экономический кризис и подъем национализма и милитаризма в Японии. Тема 11. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции Великобритания в 1920-е гг. Попытки модернизации экономики и подъем рабочего движения в 1926 г. Особенности кризиса в Великобритании. Формирование национального правительства, меры по регулированию цен и доходов. Роль Великобритании как финансового центра Британской империи и Содружества - источник ресурсов выхода из кризиса. Особенности кризиса во Франции. Значение военного строительства в ограничении его масштабов. «Дирижизм» как французский вариант «нового курса». Угроза фашизма и создание Народного фронта во Франции. Причина его распада. Тема 12. Милитаризм и пацифизм на международной арене Пацифистские настроения в Западной Европе 1920-х гг. Захват Японией Маньчжурии в 1931-1933 гг. и возникновение очага войны в Азии. Подготовка Германии к войне и попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании. Оформление Антико-минтерновского пакта. Агрессия Италии против Эфиопии, нападение Японии на Китай, аншлюс Австрии Германией. Рост угрозы миру и международной безопасности и политика умиротворения агрессивных держав. Мюнхенское соглашение и крах идеи коллективной безопасности. Советско-германский пакт о ненападении и его значение. Опорные понятия и термины: ревизионизм, мировая революция, фашизм, национал-социализм, концентрационные лагеря, лейборизм, политика умиротворения агрессора, коллективная безопасность, Коминтерн, Веймарская республика, Новый курс, чернорубашечники, планДауэса, ариизация, линия Мажино, Народный фронт, ось Берлин-Рим, Антикоминтерновский пакт, Мюнхенское соглашение. |
![]() | Рабочая программа курса «Новейшая история зарубежных стран» разработана на основе Примерной программы основного общего образования... | ![]() | Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения |
![]() | Н. В. Загладин. «Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс» | ![]() | Представленная программа входит в учебно-методический комплекс по курсу «Новейшая история зарубежных стран» для IX класса (35 ч),... |
![]() | Новейшая история зарубежных стран» ( М.: Просвещение, 2014), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина... | ![]() | Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... |
![]() | Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ![]() | Периодизация новейшей истории 20 – начала 21-го века и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен... |
![]() | О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран» М.: «Просвещение», 2011 Курс для основной школы... | ![]() | Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... |