Скачать 163.34 Kb.
|
Программа дисциплины Тема 1. Раннее средневековье и становление денежных отношений в Западной Европе VIII-XIII вв. Понятие «Средние века». Границы средневековья и этапы средневековой истории. Складывание денежных отношений в эпоху раннего средневековья. Влияние древних товарно-денежных отношений на становление европейской денежной системы в раннем средневековье. Первые деньги и их виды в Европе. Границы Европы. Появление первых государств Западной Европы. Империя Карла Великого и ее распад. Походы викингов. Экономические и государственные отношения раннесредневековой Европы. Металлы и их влияние на усложнение торговых отношений. Становление монетной системы. Распространение христианства и западной цивилизации в Европе. Борьба с исламом. Проникновение восточных денег и их использование в Европе. Складывание феодальной системы. Вассальная зависимость. Появление иммунитета (освобождение от выплат). Институт сервитута. Развитие торговли. Ганза. Становление основ христианской культуры и морали. Философы, поэты, художники и ученые раннего Средневековья. Формирование основ феодального законодательства. Отражение денежных отношений в средневековом европейском законодательстве. Междоусобные феодальные войны и местные денежные системы. Сила церковного влияния в ранней европейской истории. Усложнение государственной и феодальной систем в XIII в. Развитие национальных образований. Становление европейского самосознания. Тема 2. Позднее средневековье. Христианский мир в эпоху кризиса, Ренессанса и Реформации: влияние финансов на развитие государственности и культуры Системный кризис христианства. Усложнение борьбы с исламом. Восточные завоевания в Европе. Европейские походы. Средневековые войны и их влияние на экономические, товарно-денежные отношения Европы. Появление термина “finance” и его развитие. Первые крестовые походы. Ереси и их распространение как протест против засилья католической церкви. Развитие католической церкви. Система подчинения в католицизме. Конклавы. Индульгенции. Победа над исламом в Европе. Выделение наиболее развитых стран Европы. Развитие феодализма. Сеньоральные валютные системы. Участие итальянского флорина в европейской торговле и обмене. Становление ростовщичества. Банковские дома. Появление первых ценных бумаг. Использование традиций древних народов в кредитно-денежной политике Европы XIII-XVII вв. Наука и паранаука. Магия. Борьба католической церкви с «колдунами» и «ведьмами» в Европе. Инквизиция. Идея философского камня и получения золота посредством алхимии. Народные восстания и экономические кризисы средневековья. Усиление королевской власти. Смена королевских династий Европы. Унификация монетной системы. Изменения в весе, составе и внешнем виде монет. Средневековая инфляция. Возрождение и его роль в европейской истории. Развитие литературы и искусства. Великие деятели культуры. Географические и научные открытия периода. Реформация. Отцы Реформации. Борьба реформаторов с католической церковью. Контрреформация. Идея обогащения. Развитие международной морской торговли. Появление векселя. Изменения в военном деле. Необходимость в систематизации денежного обращения Европы. Использование опыта путешественников и достижений науки в развитии денежной системы Европы. Развитие экономики. Появление знаков внутрихозяйственных расчетов. Европейское согласие. Средневековая преступность и борьба с ней. Развитие законодательства. Появление права монетной регалии. Изменения в европейской морали. Становление республиканских идей и традиций. Тема 3. Новое время: влияние идей меркантилизма и процветания на развитие западной истории XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения в Европе. Абсолютизм. Колониализм и его воздействие на экономические и международные отношения. Работорговля. Зарождение и развитие капиталистических отношений. Третье сословие и его роль. Институциональная религия. Религиозная карта Европы. Церковный раскол. Философия Просвещения. Идеологи Просвещения. Культура Просвещение. Появление идей рационализма и меркантилизма. Введение термина “prosperity”. Восприятие процветания как Божьего благословления и награды за труд. Появление капиталистического производства. Возникновение кредитных денег. Войны Нового времени. Война за испанское наследство. Выпуск «временных» денег. Новый всплеск восточных завоеваний. Нашествие турок - османов в Европе. Изменения социального состава Европы. Появление новых социальных слоев. Выделение класса буржуазии. Борьба буржуазии за политическую власть. Революции Нового времени и их специфика. Изменения в политических системах европейских стран под влиянием революций. Изменения в денежной системе Европы. Некоторая унификация монетной системы Европы в XVI-XVIII вв. Кризис денежных отношений XVI-XVII вв. в связи с нехваткой благородных металлов. Появление и распространение ассигнатов (ассигнаций). Развитие банковского дела. Тайные организации Нового времени. Роль масонов в политической и экономической жизни Европы. Политические заговоры и убийства. Изменения в карте Европы. Борьба США за отделение от метрополии. Культура и искусство Нового времени. Популяризация музыкального искусства. Появление оперы. Тема 4. Западная Европа в XIX в. Формирование национального капитала Роль XIX в. в истории Европы. Стадии реакции (1815-1848), реформ (1848-1871) и соперничества (1871-1914). Начало века: эпоха Наполеоновских завоеваний. Войны Бонапарта и кризис международных денежных отношений. Создание Империи Наполеона Бонапарта. Передел карта мира. Динамизм европейского развития XIX в. Вступление в эпоху революций. Влияние революций на развитие капиталистических отношений. Модернизация. Индустриализация. Урбанизация. Новации в социальном составе населения. Либерализм. Национализм в Европе. Возникновение социализма и марксизма. Консерватизм. Сепаратистские движения. Введение собственных валют территорий. Изменения в денежной системе Европы. Введение золотого стандарта. Монополизация монетной чеканки государством. Увеличение денежной массы. Гиперинфляция. Инвестиции. Появление новых отраслей производства. Развитие науки. Философия XIX в. Кризис религии. Появление учения Дарвина. Атеизм. Демографические изменения в Европе. Эмиграция. Расцвет предпринимательства в молодом независимом государстве - США. Выпуск в США первых ценных бумаг, обеспеченных государством. Вступление Европы в стадию империализма. Отмена золотого стандарта. Сокращение права эмиссии частным банкам. Милитаризм. Борьба за передел мира. Формирование военных блоков. Милитаризация экономики европейских стран конце XIX в. Литература и искусство XIX в. «Золотой век» европейской культуры. Тема 5. Европа в первой половине ХХ вв. Борьба финансовых потоков и изменение карты мира I мировая война. Изменение карты мира. Экономический кризис в Европе. Гиперинфляция. Переход к частичному обеспечению золотом денежной массы. Возникновение фашизма. Коммунистическое движение в Европе. Революции. Роль СССР в европейской политике. Изменения в денежных отношениях Европы и США в период после I мировой войны. Великий кризис 1929 г. Возникновение системы собственных чековых платежей городов и территорий Европы. Создание Лиги Наций и ее действия. Угроза возникновения новой войны. Итальянский фашизм и германский нацизм. Советская система. Сталин и его роль в международной политике. Идеология сталинизма. Приход Гитлера к власти. Милитаризация Германии. Распространение фашизма в Европе. II мировая война. Послевоенный мир. Передел карты мира. Послевоенный экономический кризис. Принятие США роли мирового лидера. Установление послевоенной денежной системы в Европе. Распространение кредитных денег. Увеличение денежной массы. Тема 6. История новейшего времени. Западная Европа и США во второй половине ХХ - начале XXI века. Новые подходы к финансовым отношениям Послевоенный раскол мира на две системы. Борьба СССР и США за лидерство в мировом развитии. Европейское экономическое чудо. План Маршалла. Процесс деколонизации. Освобождение народов Азии и Африки от колониальной зависимости. Демографические подвижки в послевоенной Европе. Эмиграция. Изменения в политической системе стран Европы. Развитие парламентаризма. Укрепление позиций коммунистических партий в Европе в послевоенный период. Движение за единую Европу. Создание системы европейской безопасности. НАТО. Холодная война. Культурная жизнь Европы второй половины ХХ века. Спад религиозной жизни. Социальные отношения. Динамизм развития. Укрепление свободного предпринимательства. Появление новых отраслей экономики. Развитие новых технологий. Возрастание уровня жизни. Появление пластиковых карт. Виртуальные деньги. Распад Советского Союза. Крушение системы социализма в Европе. Территориальные изменения конца ХХ века. Интеграция и дезинтеграция в Европе. Недостатки современной западной денежной системы. Появление местной валюты на окраинах западного мира. Введение системы ETS для регулирования местной экономики. Категоризация денег. Изменения в кредитно-денежной политике России. Роль мировых кредитно- валютных организаций в становлении и развитии экономики свободного предпринимательства и банковской системы современной России. Перспективы развития денежных отношений в XXI веке в Европе и мире. Примерная тематика эссе
Методические рекомендации по написанию эссе Эссе - один из видов самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины. Эссе выполняется в письменном виде на основании изучения источников по теме исследования. В эссе должно быть отображено грамотное изучение темы, присутствовать правильно оформленный справочно-библиографический аппарат. Тема эссе выбирается из предложенного списка. Студент самостоятельно подбирает источники и специализированную литературу, необходимую для написания эссе. В случае затруднения студент может обратиться за консультацией по этому вопросу к преподавателю. Источники и литература, используемые в эссе, должны быть творчески осмыслены. Цитаты, приведенные в эссе из данных работ, обязательно должны иметь ссылки, оформленные в соответствии с требованиями ГОСТ. Эссе должно иметь план, включающий введение, основную часть, заключение и список использованных источников и литературы. Объем эссе - 8-10 страниц (формата А-4) машинописного или компьютерного текста, набранного 14 кеглем через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman на одной стороне листа. Параметры страницы: поля — 2,54 см (верхнее, нижнее, левое, правое), от края листа до колонтитулов 1,25 см (верхнего, нижнего) Все страницы, кроме титульной, нумеруются. Титульный лист должен быть оформлен по правилам, принятым в Финакадемии. В конце работы студент ставит свою подпись и дату. Готовая работа сдается в сроки, определенные преподавателем. Качество содержания эссе учитывается при аттестации и сдаче зачета по дисциплине. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Одной из важных форм изучения дисциплины по выбору «Западноевропейская история и финансы» является самостоятельная работа. В ходе ее студенты выполняют теоретические и практические задания, куда входят работа с рекомендованной литературой в библиотеках и дома, поиск материалов по теме дисциплины в сети Интернет, составление библиографического списка и написание эссе, подготовка к зачету. Важной частью самостоятельной работы является работа с источниками. Студент должен уметь отделять основные и дополнительные источники, выделять главные, важные для выполнения того или иного вида работ. К числу основных источников кроме рекомендованной учебной литературы могут относиться документы из хрестоматий по всеобщей истории, выдержки из речей государственных деятелей, законодательных актов, финансовых документов, материалы периодические изданий. Эти источники помогут студенту осознать, как менялась роль и формы финансовых отношений в Европе и Северной Америке, начиная с раннего средневековья и до наших дней, а также и то, какую роль они оказывали на ход исторического процесса. Дополнительная литература, найденная самостоятельно в сети Интернет, библиотеках поможет наиболее полно и ярко осветить изучаемые вопросы. Полезными в написании эссе будут монографии, финансовые справочники, статистические данные, законодательные акты и мемуарная литература. Одной из форм помощи студентам в овладении дисциплиной «Западноевропейская история и финансы» являются консультации. В ходе консультаций студент может разрешить проблемы, возникающие с подбором литературы для написания эссе, обсудить с преподавателем спорные вопросы, получить совет по наиболее рациональной организации работы. На консультации преподаватель может также проверить конспекты, которые подготовлены студентами в ходе лекций и самостоятельного изучения учебной и научной литературы. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины Изучение предлагаемой студентам учебной дисциплины по выбору «Западноевропейская история и финансы» предполагает комплексное овладение материалами лекций, учебников, программы, а также выполнение заданий для студенческой самостоятельной работы студентов - написание эссе и т.д. В ходе изучения курса студенты слушают лекции. В них освещаются важные вопросы, связанные с освещением роли финансов в той или иной исторической эпохе. Полезным для усвоения знаний является конспектирование лекций. Конспект лекции должен состоять из наиболее важных тезисов излагаемого материала; при последующем прочтении конспекта у студента в памяти должна восстановиться общая картина изложенного на лекции материала. Конспект может содержать сокращенные слова, специальные обозначения, знаки и термины при условии, что они будут легко расшифрованы и понятны автору конспекта. Аналогичные требования могут быть выдвинуты при самостоятельном изучении источников дополнительной литературы. Конспект по этим материалам должен быть кратким, информативным и понятным. При составлении конспекта по самостоятельно изученным источникам полезно написание плана, который позволяет легко ориентироваться в материале и найти нужную информацию для изложения. Конспект должен содержать только точные данные. Необходимо также помнить, что история - конкретная наука, и соблюдая уважение к исследователям и ученым, нужно точно приводить выдержки из материала, правильно оформлять цитаты и называть их авторов с указанием полной информации в ссылке - сноске. В ходе лекций преподавателем освещаются основные вопросы в рамках обозначенной темы, обращается внимание на узловые моменты изучаемого периода западноевропейской истории, выделяются основные проблемы развития финансовой системы в указанный период, акцентируется внимание студентов на наиболее сложных и интересных положениях изучаемого материала. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к самостоятельным занятиям и могут быть использованы в написании эссе. Для успешной подготовки эссе студенты, кроме рекомендуемой к изучению обязательной литературы, должны использовать дополнительную литературу по изучаемой теме. Приветствуется самостоятельный поиск информации в ресурсах Интернет. Следует обратить внимание на методические рекомендации по проведению самостоятельной работы и методические рекомендации по написанию эссе. В ходе изучения дисциплины предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами. Формы промежуточного и итогового контроля. Промежуточным контролем дисциплины по выбору является собеседование по темам дисциплины, а также оценка письменной работы- эссе. Итоговой формой контроля является зачет. Зачет проводится в устной форме по вопросам, изложенным в данном пособии. Перечень вопросов для подготовки к зачету
Уровень требований и критерии оценок Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и и по результатам выполнения самостоятельной работы. Итоговый контроль проводится в форме зачета. Зачет проводится в устной форме в виде собеседования по контрольным вопросам. В ходе зачета преподаватель может задать вопросы по теме подготовленного студентом эссе. Требования в целом к освоению дисциплины для получения итоговой оценки (зачета) представлены в таблице: Таблица 4
При этом оценка знаний студентов осуществляется в баллах в комплексной форме с учетом:
Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам отчетности представлено в таблице. Таблица 5
Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с критериями Финансового Университета реализуется следующим образом:
Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
противоречия, проекты, перспективы.- Нижний Новгород.:ННГУ, 2006.
Челябинск.: Акраим, 2004. 6.Катасонов В.Ю. Хозяева денег.-М., Алгоритм, 2014 7.Кенйс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег.-М.:ЗАО Бизнеском, 2013. 8.Мухина Е.А. Люди и деньги: о роли денег в мировой истории-М.: НЦ ЭНАС, 2006. 9.Никулина Н.Л. Эволюция банковских систем ведущих стран мира.- СПб.: Изд-во С-Петерб.гос.ун-та экономики и финансов, 2005. 10.Тульев В. История денег.-М.:Эксмо, 2012. 11. Шоню П. Цивилизация классической Европы.- Екатеринбург.: У-Фактория, 2005. Ресурсы INTERNET 1. www.worldhist.ru - Всемирная история. Единое научно-образовательное пространство 2. http://members.tripod.com/sesna/history - Всемирная история он-лайн 3. www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - Исторические источники на русском языке 4. www. bnf.fr - Национальная библиотека Франции 5. www.nypl.org/index.html - Нью-Йоркская публичная библиотека 6. www.hronos.km.ru - Проект Хронос: Всемирная история в Паутине 7. www.fordham.edu/halsall - Ресурс Инет- истории 8. www.rsl.ru - Российская Государственная библиотека 9. http://vmoisto.narod.ru/sajtWI.htm - Сайтотека всеобщей истории 10. www.copac.ac.uk - Свободный доступ к 24 - м университетским электронным библиотекам Великобритании и Ирландии, к ресурсам Британской библиотеки и Национальной библиотеки Шотландии 11. www.lib.cam.ac.uk - Университетская библиотека Кембриджа Дополнительные адреса
Сайт «Бонистика» www.bonistikaweb.ru |
![]() | Модул Тема Становление и развитие феодальной экономики. Основные типы феодальных систем | ![]() | Генезис феодального общества: Византия и Западная Европа. Эволюция феодальных государств Западной Европы |
![]() | Предпосылки генезиса капиталистических отношений в Западной Европе в XVI-XVIII вв | ![]() | Западной Европе, начиная с английской революции середины XVII века. Эта революция нанесла сокрушительный удар по феодализму и превратила... |
![]() | Тема Развитие экономики в Западной Европе в эпоху Средневековья и Возрождения 1 | ![]() | Методологические аспекты проблемы власти в раннее средневековье в работах отечественных и зарубежных |
![]() | Тема: Зарождение капиталистических отношений. Начало процесса модернизации в Европе XVI-XVII вв | ![]() | Хх столетия в результате развившихся товарно-денежных отношений в капиталистическом мире, проанализировано В. И. Лениным в книге... |
![]() | Политическая карта Западной Европы. Физическая карта Западной Европы. Рисунки в учебнике | ![]() | Тема Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 39 |