Решение заседания кафедры Протокол №5 20






Скачать 296.2 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №5 20
страница1/2
Дата публикации27.01.2015
Размер296.2 Kb.
ТипРешение
e.120-bal.ru > История > Решение
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав. кафедрой

_______________________

___проф. И.Г. Жиряков___

Решение заседания

кафедры Протокол № _5_

«_20_» __января___2011 г.

Аннотированная программа дисциплины

«История стран Запада в новое время»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: История

Квалификация: бакалавр

Составители: __проф. В.В. Суховерхов, доц. А.А. Орлов____

(должность)

Москва-2010

Цель изучения дисциплины «Новая история стран Запада» состоит в том, чтобы: дать студентам целостное представление о развитии стран Запада во второй половине XVII – начале ХХ вв.; стимулировать научное мышление студентов, обучить их самостоятельной работе с историческими документами; подготовить студентов к дальнейшей преподавательской деятельности в учреждениях среднего и среднего специального образования.

Задачи изучения дисциплины «Новая история стран Запада» следующие:

1. Рассмотреть процессы, специфические для этого периода истории, а также сопоставить их особенности в разных странах Западной Европы и Америки.

2. Дать сравнительную характеристику социальных, экономических аспектов и особенностей политической жизни.

3. Сравнить политические, идейные и религиозные учения.

4. Рассмотреть проблемы западноевропейской и американской научно-философской и художественной культуры.

Объем в ЗЕ: ___7__

Время изучения: курс___3________семестр_____5, 6__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

__1. История древнего мира_________________________________________________ __2. История средних веков_________________________________________________

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

__1. Новейшая история стран Запада________________________________________

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

  1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

  2. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

  3. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии.

5. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

  1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

  2. Технология с применением метода проектов.

  3. Тренинговая технология.

  4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

  1. Групповой тренинг.

  2. Решение ситуационных задач.

  3. Деловая игра.

  4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: __Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

2 уровень сложности: __Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.

3 уровень сложности: __Деловая и ролевая игра, например, судебное разбирательство или заседание экспертной группы.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % – инструментальный кластер.
Краткое содержание курса
Основные разделы, их краткое описание
Тематический план лекций для очной формы обучения


  1. Вводная лекция (4 ч.)


Конспект лекции:
1. Периодизация «Новой истории стран Запада» в отечественной и зарубежной историографии.

2. Основное содержание и хронологические рамки данного этапа мировой истории.
2. Англия XVII в.: революция 1640-1660 гг. и «Славная революция» 1688 г. Их значение в истории мирового развития (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Англия накануне революции.

2. Буржуазная революция (1640-1660 гг.).

3. Реставрация Стюартов и переворот 1688 г.
3. Голландия во второй половине XVII и в XVIII вв. (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Голландия второй половины XVII в.

2. Англо-голландские войны и война с Францией.

3. Упадок Голландии в XVIII в.

4. Голландская культура во второй половине XVII и в XVIII вв.
4. Франция во второй половине XVII – начале XVIII вв. (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Социально-экономическое развитие.

2. Начало царствования Людовика XIV. Фронда и её последствия.

3. Абсолютизм Людовика XIV. Кольбертизм.

4. Развитие общественно-политической мысли и культуры.
5. Германские княжества во второй половине XVII и в XVIII вв. Возвышение Пруссии (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Экономическое и социально-политическое положение Германских княжеств во второй половине XVII в.

2. Социально-экономическое и политическое развитие Германии в XVIII в.

3. Борьба Пруссии и Австрии за гегемонию в Центральной Европе.

4. Немецкая культура. Просвещение.
6. Англия в XVIII в. Начало промышленного переворота и его социальные последствия (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Экономическое положение Англии накануне промышленного переворота.

2. Политическое развитие Англии.

3. Начало промышленной революции.

4. Политический кризис в Англии 60–80-х гг. XVIII в.
7. Американская революция 1775-1783 гг. Образование Соединённых Штатов Америки (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Английские колонии в Северной Америке в XVIII в.

2. Американская буржуазная революция.

3. Аграрный вопрос.

4. Итоги революционной войны за Независимость и её историческое значение.
8. Французская революция 1789-1799 гг. (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Франция накануне революции.

2. Падение абсолютизма.

3. Начало революционных войн. Свержение монархии.

4. Конвент. Борьба между жирондистами и якобинцами.

5. Якобинская диктатура.

6. Историческое значение Французской революции.
9. Эра свободного капитализма. Англия в первой половине – 60-х гг. XIX в. (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Развитие капитализма.

2. Парламентская реформа 1832 г.

3. Чартистское движение и его значение в истории страны.

4. Промышленная гегемония Англии в 50–60-х гг. XIX в.

5. Внешняя и колониальная политика.

6. Борьба за вторую избирательную реформу.
10. Франция в первой половине – 60-х годах XIX в. (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Франция в период реставрации и обострение политической обстановки.

2. Революция 1830 г. Установление буржуазной монархии.

3. Лионские восстания 1831 и 1834 гг.

4. Мелкобуржуазный и утопический социализм (Л. Блан, П. Прудон, Э. Кабе, Т. Дезами).

5. Кризис Июльской монархии и революция 1848-1849 гг.

6. Государственный переворот 2 декабря 1851 г. и установление Второй империи.

7. Вторая империя и обострение внутреннего кризиса.
11. Германия в первой половине – 60-х годах XIX в. Борьба за национальное объединение (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Германия и Австрия в 1815-1830 гг. Германский союз.

2. Промышленное развитие. Таможенный союз.

3. Восстание силезских ткачей.

4. Возникновение революционной ситуации.

5. Революция 1848-1849 гг.

6. Имперская конституция 1849 г.

7. Промышленный подъём.

8. Пути объединения Германии.

9. Войны с Данией и Австрией.

10. Северогерманский союз.
12. Италия в первой половине – 60-х годах XIX в. Борьба за национальное объединение (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Революции 1820-1821 гг. в Неаполе и Пьемонте.

2. «Рисорджименто». Общество «Молодая Италия».

3. Подъем общественного движения в 1844-1847 гг.

4. Начало революции (январь 1848 г.) и национально-освободительная война против австрийского господства.

5. Переворот в Неаполе.

6. Провозглашение республики в Риме.

7. Два направления в итальянском национально-освободительном движении.

8. Война 1859 г. с Австрией.

9. Образование Итальянского королевства.
13. Испания в первой половине – 60-х гг. XIX в. Особенности революционного процесса (2 ч.)
Конспект лекции:
1. Национально-освободительное движение и революция 1808-1814 гг.

2. Конституция 1812 г. и её значение в утверждении буржуазных отношений в стране.

3. Реставрация абсолютизма Фернандо VII и революция 1820-1823 гг.

4. Либерализм и традиционализм.

5. Карлистская война и революция 1834-1843 гг.

6. Революция 1854-1856 гг.

7. Революция 1868-1874 гг. Первая Испанская республика.

8. Значение революционного процесса в Испании.
14. Франко-прусская война 1870-1871 гг. (2 ч.).
Конспект лекции:


  1. Причины войны и силы сторон.

  2. Первый период войны (июль 1870 – январь 1871 гг.).

  3. Парижская Коммуна 1871 г.

  4. Завершение войны и её значение.


15. Франция в конце XIX – начале ХХ вв. (2 ч.).
Конспект лекции:


  1. Политическое развитие Франции в конце XIX в.

  2. Экономика Франции в конце XIX в.

  3. Внешняя политика Третьей республики во Франции.

  4. Политическая борьба в стране в конце XIX в.


16. Германия в конце XIX – начале ХХ вв. (2 ч.).
Конспект лекции:


  1. Политическое развитие германских земель в 50-е – 70-е гг. XIX в.

  2. Экономическое развитие германских земель в 50-е – 70-е гг. XIX в.

  3. Два пути объединения Германии: великогерманский и малогерманский.


17. Австро-Венгрия в конце XIX – начале ХХ вв. (2 ч.).
Конспект лекции:


  1. Консолидация системы дуалистической монархии.

  2. Нарастание национальных противоречий.

  3. Социалистическое движение в Австрии.


18. Италия в конце XIX – начале ХХ вв. (2 ч.).
Конспект лекции:


  1. Государственный строй Италии в последней трети XIX в.

  2. Внутренняя и внешняя политика «Правой»(1861-1876 гг.).

  3. «Парламентская революция» 1876 г. «Левая» и её политика.

  4. Авторитарный и имперский курс Ф. Криспи (1887-1891, 1893-1896 гг.).


19. Великобритания в конце XIX – начале ХХ вв. (2 ч.).
Конспект лекции:


  1. Политическое развитие Великобритании во второй половине XIX в.

  2. Внешняя политика Великобритании во второй половине XIX в.

  3. Развитие рабочего и социалистического движения.


20. США в конце XIX – начале ХХ вв. (2 ч.).
Конспект лекции:


  1. Экономическое развитие страны в конце XIX в.

  2. Внутренняя политика США в конце XIX в.

  3. Развитие рабочего и социалистического движения.


21. Международные отношения в начале ХХ в. (2 ч.).
Конспект лекции:


  1. Международные отношения последней трети XIX – начала ХХ вв.

  2. От «Союза трёх императоров» к «Тройственному союзу».

  3. От франко-русского союза к Антанте.

  4. Соперничество двух блоков и Балканские войны.

  5. Антивоенное движение. Пацифисты. II Интернационал.


22. Начальный период Первой мировой войны, 1914-1916 гг. (2 ч.).
Конспект лекции:


  1. Причины войны и силы сторон.

  2. Кампания 1914 г.: провал германского плана блицкрига.

  3. Кампании 1915 и 1916 гг.


Тематический план практических занятий для очной формы обучения
1. Революционный процесс в Англии. Законодательные акты и политико-государственные идеи его времени (2 ч.)
План проведения практического занятия:
1. «Петиция о праве» – преемница идей «Великой хартии вольностей».

2. «Великая ремонстрация» – программный документ английской буржуазии начального периода революции.

3. Решение религиозно–церковного вопроса: «Ковенант» 1643 г.

4. «Билль о самоотречении» – важнейшая предварительная мера к реформированию армии и созданию её «нового образца».

5. Аграрное законодательство Долгого парламента.

6. «Декларация о веротерпимости» и «Акт о присяге» («Test Act») – противоположные по религиозно-политическому смыслу документы.

7. Знаменитый в истории конституционной борьбы «Habeas Corpus Act».

8. «Билль о правах» и «Акт о престолонаследии» – олицетворение социально-политического компромисса, сложившего в ходе Английской революции.

9. Концепция божественной природы монархической власти и теория патриархального возникновения и существа государства (К. Салмазий, Р. Филмер).

10. Т. Гоббс – теоретик политического абсолютизма.

11. Политико-государственные концепции индепендентов (Дж. Милтон, О. Сидней, Дж. Гаррингтон).

12. Система воззрений левеллеров на государство.

13. Дж. Уинстенли – продолжатель идейной традиции Т. Мора – и его «Закон свободы».

14. У. Петти – родоначальник буржуазной классической политической экономии.

15. Идеология социального компромисса Дж. Локка и её влияние на развитие буржуазной политико-государственной мысли.
2. Революция 1848-1849 гг. во Франции и в Германии. Сравнительный анализ (2 ч.)
План проведения практического занятия:
I. Революция 1848-1849 гг. во Франции.
1. Социально-экономическое и политическое развитие во Франции в период буржуазной монархии (1830-1847 гг.). Возникновение революционной ситуации.

2. Февральские дни 1848 г. в Париже и демократические завоевания Февральской революции.

3. Внутренняя политика Временного правительства.

4. Выборы в Учредительное собрание.

5. Июньское 1848 г. восстание парижских рабочих.

6. Президентские выборы 10 декабря 1848 г.

7. Демонстрация 13 июня 1849 г. в Париже и поражение мелкобуржуазных демократов.

8. Государственный переворот 2 декабря 1851 г. и установление Второй империи.
II. Революция 1848-1849 гг. в Германии.
1. Возникновение революционной ситуации.

2. Мартовские революции 1848 г.

3. Борьба за объединение Германии. Франкфуртский парламент.

4. Революционные бои в Германии осенью 1848 г. и победа контрреволюции в Пруссии.

5. Имперская конституция 1849 г.
III. Цели, итоги и значение революций 1848-1849 гг.
3. Итальянское и испанское Просвещение. Сравнительный анализ (2 ч.)
План проведения практического занятия:
I. Отличительные особенности итальянского Просвещения.
1. Испанское и австрийское владычество XVIXVIII вв.

2. Развитие капиталистических отношений во второй половине XVIII в.

3. Государства Италии в XVIII в. Политика «просвещенного абсолютизма».

4. Теория круговорота истории Дж. Вико.

5. Политико-правовые идеи Ч. Беккариа и его труд «О преступлениях и наказаниях».

6. Идеи «Науки законодательства» Г. Филанджьери.

7. Исторические воззрения Л. Муратори.
II. Отличительные особенности испанского Просвещения.
1. Положение Испании в конце XVII в. и война за Испанское наследство.

2. Аграрные отношения. Состояние промышленности и торговли.

3. Засилье католической церкви.

4. Б. Фейхóо – родоначальник испанского Просвещения. Творческая деятельность, исторические, социально–экономические и политические идеи.

5. Г.М. де Ховельянос – виднейший испанский просветитель.

6. П. Аранда, П. Кампоманес, Х. Флоридабланка – выдающиеся реформаторы. Их творческая и административная деятельность.
III. Соотношение теории и практики в итальянском и испанском Просвещении.
4. США в первой половине – 60-х годах XIX в. (2 ч.)
План проведения практического занятия:
1. Объективные условия экономического развития США.

2. Начало «американского пути» развития капитализма в сельском хозяйстве.

3. Промышленный переворот на Северо-Востоке.

4. Борьба политических партий и демократические реформы 1830-х гг.

5. Развитие экономики в 1850-х гг.

6. Кризис плантационного хозяйства.

7. Образование республиканской партии.

8. Избрание А. Линкольна президентом.

9. Гражданская война 1861-1865 гг.

10. «Реконструкция» Юга.

11. Историческое значение гражданской войны и «Реконструкции» Юга.
5. Страны Латинской Америки в 10–60-е гг. XIX в. Общая характеристика (2 ч.)
План проведения практического занятия:
1. Социально-экономическое положение.

2. Предпосылки освободительного движения в испанских колониях.

3. Освободительная война испанских колоний в 1810-1815 гг.

4. Итоги и значение борьбы за независимость народов Латинской Америки.
6. Идеологические модели общественного развития в Европе и Америке в первой половине XIX в.: консерватизм, либерализм, национализм, социализм (2 ч.)
План проведения практического занятия:
I. Общая характеристика основных направлений политико-государственной теории.
1. Консерватизм как реакция на Французскую революцию XVIII в. Основные принципы.

2. «Размышления о революции» Э. Берка. Их смысл.

3. Ф. Шатобриан и его антипросветительский и антиреволюционный трактат «Дух христианства».

4. Феодально-теологические догмы Ж. де Местра.

5. Практическая политика европейского консерватизма: К. Меттерних, Карл X, британские тори.

6. Либерализм и его теоретические основы.

7. Теоретики политико-государственного либерализма: Дж. Локк, Ш. Монтескьё.

8. Теоретики экономического либерализма: А. Смит, Д. Риккардо.

9. Конституционализм – характерный признак либерализма XIX в.

10. Национализм – прогрессивное общественное явление второй половины XVIIIXIX вв.

11. Влияние Французской революции и наполеоновских войн на усиление национализма в Европе.

12. Национализм как стремление сохранить суверенитет и как стремление к созданию собственных национальных государств.

13. Формы проявления национализма: «культурная», «политическая».

14. Социализм как явление общественной мысли.

15. Социалистические проекты в начале XIX в.: Р. Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон.

16. Предпосылки возникновения марксизма. Его идейное содержание.
7. Причины и итоги франко-прусской войны 1870-1871 гг. (2 ч.).
План проведения практического занятия:


  1. Причины крушения империи Наполеона III.

  2. Второй этап франко-прусской войны и изменение её характера.

  3. Франкфуртский мир 1871 г.


8. Парижская Коммуна 1871 г. (2 ч.).
План проведения практического занятия:


  1. Революция 18 марта 1871 г.

  2. Государственное строительство Парижской Коммуны.

  3. Социально-экономическая политика Коммуны. Организация обороны

  4. Политика Коммуны в области культуры и просвещения.


9. Колониальная политика Франции в конце XIX – начале ХХ вв. (2 ч.).
План проведения практического занятия:


  1. Старые и новые методы колониальных захватов.

  2. Основные черты колониальной эксплуатации.

  3. Обострение межгосударственных противоречий в борьбе за передел мира.


10. Колониальная политика Германии в конце XIX – начале ХХ вв. (4 ч.).
План проведения практического занятия:


  1. Старые и новые методы колониальных захватов.

  2. Основные черты колониальной эксплуатации.

  3. Обострение межгосударственных противоречий в борьбе за передел мира.


11. Внутренняя политика австро-венгерской монархии в конце XIX – начале ХХ вв. (2 ч.).
План проведения практического занятия:


  1. Венгрия в системе дуалистической монархии.

  2. Славянский вопрос.

  3. Проблема аннексии Боснии и Герцеговины.


12. Характер Первой мировой войны 1914-1918 гг. и цели великих держав (2 ч.).
План проведения практического занятия:


  1. Цели держав Тройственного союза.

  2. Военные цели держав Антанты. Тайные соглашения о переделе мира.

  3. Вступление США в Первую мировую войну.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «27»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 30
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...

Решение заседания кафедры Протокол №5 20 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 30
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную