Скачать 164.14 Kb.
|
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Высшая школа современных социальных наук (факультет) «УТВЕРЖДАЮ» директор ВШССН академик Осипов Г.В. «28» января 2015 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ» Москва, 2015 В соответствии с «Правилами приема в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в 2015 г.» для приема на первый курс обучения по программе «Социология управления» магистратуры устанавливается вступительное испытание по социологии на основе государственного образовательного стандарта по направлению: 040100.62 «Социология» в письменной форме. Для приема на первый курс для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, поступающих в магистратуру также устанавливается вступительное испытание по социологии на основе государственного образовательного стандарта по направлению: 040100.62 «Социология» в письменной форме СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛ 1. История социологии. Социально-философская мысль и социально-научное знание.История социологии как часть общей истории науки. Формирование историко-научной проблематики в процессе развития естественных и общественных наук.Объективные критерии выделения отдельных этапов истории социологии. Исторические условия возникновения социологии. Практическая потребность в специальной теории общества.Главные социально-политические теории Нового Времени. Взгляды на общество, человека и историю Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Вико.Философия эпохи Просвещения. Взгляды на общество Дж. Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, французских материалистов. Основные естественнонаучные открытия эпохи, предшествовавшие появлению социологии и их влияние на мировоззрение и социальную философию эпохи.Процесс дифференциации общественных наук в конце ХVIII - начале ХIХ в.в. Развитие сравнительно-исторических методов исследования. Объективная необходимость возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины. Теория Сен-Симона и ее влияние на основателя социологии О.Конта. Идея социологии («Социальной физики») как позитивной науки об обществе. Натурализм Конта, его эволюционизм как методологический принцип построения социологической теории. Социально-исторические взгляды Э.Дюркгейма. Теория социального развития и эволюционизма.Историческое значение учения К.Маркса и Ф.Энгельса. Проблема адекватности понятий «теория К. Маркса» и «марксизм».Концепция общественно-экономической формации. Законы исторического развития. Теория классов как теория социального конфликта.Марксизм в современном мире. Неомарксизм.Концепция понимающей социологии Вебера.Разработка Вебером специальных отраслей социологии.Феномен бюрократии у Вебера и его теория исторически прогрессирующей реальности.Теория «психологии народов» В.Вундта и ее влияние на сравнительную этнологию.Теория подражания Г. Тарда, теория общественного мнения.Групповая психология Г. Лебона. Важнейшие факторы, определившие национальную специфику социологической мысли в России: особенности исторического и социокультурного развития страны, духовные традиции, важнейшие события общественной жизни. Влияние идей славянофильства и западничества на формирование представлений о путях развития страны и содержании социального прогресса. Идея социализма в трактовке мыслителей и общественных деятелей России. Важнейшие периоды в становлении и развитии истории социологии как новой научной дисциплины в России: 1-й (ранний, начальный) период (с конца 60 - х - начала 70 - х гг. до конца 80 - х - начала 90 - х гг. Х1Х в.); 2 - й (с начала 90 - х гг. Х1Х в. до конца первого десятилетия ХХ в.); 3-й (с конца первого десятилетия ХХ в. до 1917 г.); 4 - й (с 1917 г. до начала 30-х гг. ХХ в.). Первые социологические труды П.А. Лаврова, Н.К. Михайловского, А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда. Особенности развития позитивистской социологии на русской почве. Формирование первых научных направлений: натуралистического (органицизм, географическое направление), субъективная социология. Характеристика взглядов на общество и социальный прогресс первых социологов натуралистического направления: Н.Д. Ножина, А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда. Идея географического детерминизма (А.П. Щапов, Л.И. Мечников). Начало критики русскими учеными социал-дарвинистских концепций общества в западной социологии (Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский). Социология Е.В. де Роберти: биосоциальная гипотеза и понятие надорганического. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. «Россия и Европа» (1968).Крупнейшие теоретики марксистского направления в социологии России: Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов, Н.И. Бухарин. Основные предпосылки зарождения неокантианской мысли в Европе конца Х1Х столетия. Идеи баденской школы (В.Риккерт и Г.Виндельбанд). Разработка основных принципов неокантианской философии и социологии П.И. Новгородцевым, методологии социальных наук Б.А. Кистяковским, Л.И. Петражицким, В.М.Хвостовым, А.С. Лаппо-Данилевским.П.И. Новгородцев как основатель российской философии права и крупнейший критик марксистской. Критика позитивизма и разработка основных принципов методологии социального познания в трудах Б.А. Кистяковского и А.С. Лаппо-Данилевского. Л.И. Петражицкий - основатель российской традиции в психологии права. Исследование В.М. Хвостовым вопросов теории, истории и методологии социологии, теории культуры и др. История систематического изучения истории социологии в университетах и научных учреждениях мира. Обобщающие труды по истории социологии (Л.Гумплович, Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин и др.). Начало критики русскими учеными социал-дарвинистских концепций общества в западной социологии (Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский). Критика буржуазной социологии советскими обществоведами и подготовленный в результате перелом в развитии отечественной науки. Возобновление конкретных социологических исследований в 50-е годы ХХ века. Основание Советской Социологической ассоциации (1958), Института социологии АН СССР. Выход в свет трудов ученых-социологов: Г.М. Андреевой, И.В. Бестужева-Лады, И.А. Голосенко, Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Л.Г. Ионина, И.С. Кона, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, М.Н. Руткевича, А.Г. Харчева, В.А. Ядова и др. Дискуссии о предмете, структуре и функциях социологии, о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Начало создания в вузах страны кафедр социологии, отделений, а затем и социологических факультетов (70-е - 80-е годы). Введение социологии в программы средних школ. Качественные сдвиги в развитии социологии в результате систематической подготовки профессиональных социологов и применения электронной техники. Появление новой тематики в началом перестройки и в постперестроечный период. Макро- и микросоциологические теоретико-методологические перспективы в современной западной социологии.Франкфуртская школа (М. Хокхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас).Социология знания К. Мангейма. Структурный функционализмТ. Парсонса. Теория социальных измененийР. К. Мертона. Теория социального конфликта Ч.Р. Миллса, Р. Дарендорфа. Теории социальных систем Т. Адорно, ХТеория социального обмена Д.Хоманса и П. Блау. Символический интеракционизм Г. Блумера, Дж.Г. Мида. Концепция «социальной драматургии» и “управления впечатлениями” Э. Гоффмана. Феноменологический подход А. Шюца, феноменологическая социология П. Бергера и Т. Лукмана, Теория структурации Э. Гидденса. Основная учебная литература:
Дополнительная литература:
РАЗДЕЛ 3. Методология и методика социологического исследования Типы и формы социологических исследований. Теоретическое и прикладное социологическое исследование. Критерии научной результативности социологических исследований: эмпирический, теоретический, кумулятивный и объективный. Проблема социологического исследования. Понимание, выявление и осознание социальной проблемы. Критерии отбора социальной проблемы для социологического исследования. Определение проблемной ситуации. Обоснование научной состоятельности социологической проблемы. Обоснование теоретического объекта социологического исследования. Обоснование предмета социологического исследования. Разновидности предмета социологического исследования: находящийся внутри объекта исследования и вне объекта исследования. Виды отношений предмета и теоретического объекта социологического исследования: описательные, описательно-объяснительные, объяснительные. Исследовательский вопрос при формулировке темы социологического исследования. Структуры темы социологического исследования. Типичные ошибки при формулировании темы социологического исследования. Определение цели социологического исследования. Критерии формулировки цели исследования. Зависимость содержания цели исследования от его вида. Типичные ошибки при формулировании цели социологического исследования.Постановка задач социологического исследования. Виды задач исследования: теоретико-методологические, аналитические, содержательные. Общее понимание теоретических основ исследования. Критерии выбора теоретических основ исследования. Определение источников получения данных социологического исследования: основных, вспомогательных. Определение эмпирического объекта социологического исследования. Определение методов сбора первичных эмпирических данных, методов формирования выборочной совокупности, методов обработки и обобщения первичных и вторичных эмпирических данных. Определение научной новизны социологического исследования. Определение практической значимости темы социологического исследования. Определения основных понятий темы. Обоснование концепции социологического исследования. Процедура построения концептуальной модели социологического исследования: выбор исходных понятий и их сущностное определение, содержательное определение сущностного видового свойства, построение структуры концептуальной модели. Операционализация понятий в социологическом исследовании. Требования к операциональным свойствам как к переменным. Соотношение количества переменных и единиц исследования. Классификация переменных по способам измерения. Классификация переменных в зависимости от роли в объяснении отношений между предметом и объектом социологического исследования. Виды типологизаций в социологическом исследовании. Социальный факт как основание причинности. Механизмы принуждающего воздействия в социальной действительности. Особенности причинно-следственных связей и критерии их наличия. Виды причинных связей в зависимости от результата и характера воздействия на следствие. Виды объяснительных моделей социологического исследования от охвата и механизма воздействия причин на следствие. Роль гипотезы в социологическом исследовании. Понимание гипотезы и ее функции. Критерии состоятельности гипотезы. Источники выдвижения и этапы построения гипотезы. Содержание и форма описательной, описательно-объяснительной и объяснительной гипотез. Выдвижение гипотезы. Способы проверки гипотезы-основания социологического исследования: логический путь, путь «внешних» наблюдений. Формы и содержание гипотезы-следствия, посредством гипотез-следствий. Понимание процедуры эмпирического толкования переменных. Понимание социального показателя и его разновидности. Принципы построения и способы конструирования социальных показателей. Понимание обобщения и его виды. Роль дедуктивного и индуктивного обобщений в построении индуктивно-дедуктивных утверждений и их объяснении. Методы сбора данных. Анализ существующих данных. Контент-анализ. Наблюдение. Массовый опрос. Интервью и анкетирование. Почтовый опрос. Интернет-опрос. Проектирование выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Понятие ошибки выборки. Случайные и систематические выборки. Типичные систематические ошибки выборки и способы отбора единиц исследования: вероятностный отбор, районирование, гнездовой отбор, систематический отбор, квотный отбор, стихийный отбор. Теоретические основы случайного отбора. Вариация выборочной средней. Методические принципы конструирования анкеты. Виды вопросов. Анализ и интерпретация эмпирических данных. Понятие измерения. Неоднозначность шкальных значений, допустимые преобразования и типы шкал. Социометрическая техника и семантический дифференциал. Экспериментальный метод. Схема эксперимента. Типичные нарушения внутренней валидности вывода. «Исследование случая». Специфика качественной методологии. Методы и технологии группового исследования. Методики и техники, применяемые в фокус-группе: зондирование, процедуры выбора, проективные методы (проекции, диагностика личностных особенностей респондентов), вербальные и невербальные ассоциации, процедуры конструкции, экспрессивные методы (игра и моделирование ситуаций, изобразительные методы). Основная учебная литература:
Дополнительная литература:
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: 1 часть. История социологии
2 часть. Общая социология.
РАЗДЕЛ 3. Методология и методика социологического исследования
|
![]() | В качестве вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Востоковедение, африканистика» предусмотрен профессионально ориентированный... | ![]() | Программа настоящего вступительного экзамена нацелена на проверку готовности претендентов в области |
![]() | Вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 03 – “экономическая социология и демография” | ![]() | Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру составлена на основе фгос впо по направлению подготовки 080100... |
![]() | Общая социология и социология культуры. Политология и социология культуры. Философия культуры и социология культуры. Социология культуры... | ![]() | Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру составлена на основе фгос впо по направлению подготовки 080100.... |
![]() | «Международные отношения» и экзаменационными вопросами вступительного экзамена в магистратуру по направлению 031900. 68 | ![]() | Рабочая программа вступительного экзамена в магистратуру содержит перечень вопросов основных дидактических единиц, отражающих наличие... |
![]() | Основу программы составили ключевые положения курсов программы подготовки бакалавров по направлению «Экономика». Перечень дисциплин,... | ![]() | Основу программы составили ключевые положения курсов программы подготовки бакалавров по направлению «Экономика». Перечень дисциплин,... |