«Рассмотрено»
Руководитель МО __________/ Аринина Е.В. Протокол № 1 от
« 25 » 08._2014 г.
| «Согласовано»
Заместитель
руководителя по УВР
МОУ «Гимназия № 52»
__________/ Майорова Н.В.
«____» ______2014 г.
| «Утверждаю»
Руководитель МОУ
«Гимназия № 52»
__________/ Латыпова А.Р. Приказ № 1 от
« 26 » 08 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета МОУ «Гимназия № 52» Приволжского района города Казани Медушкиной Наталии Петровны
по истории, 9 класс
2014-2015 учебный год
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история (9 класс)
по учебнику Алексашкина Л.Н. Всеобщая история: ХХ – начало ХХI века. 9 класс. учеб. общеобразовательных учреждений / Алексашкина Л.Н. - 8-е изд.,изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2008.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственно стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. Программа курса охватывает период сначала XX века и до сегодняшних дней и включает материал по всем регионам планеты: Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и Океании. В программе нашли отражения события последнего десятилетия, связанные с появлением на политической карте СНГ. Задачи курса:
- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории
-способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов новейшей истории; Основные цели курса:
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся 1.1. Называть даты важнейших, поворотных событий истории XX в., связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами.
1.2- Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
2.1. Называть:
2.1.1. место, участников, результаты событий, указанные в п. 1.1;
2.1.2. политических и общественных деятелей, оказавших значительное воздействие на судьбы народов и государств в XX в.;
2.1.3. выдающихся представителей науки и культуры XX в.
3.1. Называть и показывать на исторической карте:
3.1.1. государства, появившиеся на карте мира в XX в.;
3.1-2. территории, охваченные мировыми и локальными войнами;
3.1.3. изменения на карте Европы и мира после первой и второй мировых войн, событий 1989— 1991 гг.
3.2. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).
3.3-Сравнивать данные разных источников, выявляя сходство и различие информации.
4.1. Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках (ответ на экзамене, реферат).
4.2. Описывать условия жизни людей в разных регионах современного мира.
4.3. Составлять описание памятников современной эпохи:
а) зданий, технических сооружений и устройств;
б) предметов быта;
в) произведений художественной культуры.
5.1. Соотносить факты и общие процессы: движений за национальное и социальное самоопределение; модернизации; выбора путей и моделей развития.
5.2. Называть характерные, существенные черты:
5.2.1. политических режимов, существовавших в XX в., — демократических, авторитарных, тоталитарных;
5.2.2. социальных отношений в разных регионах мира, сочетания в них традиций и современности;
5.2-3. освободительных, социальных, этнонациональных, религиозных движений XX в.;
5.2-4. наиболее значительных течений в культуре XX в.
5.3- Систематизировать исторический материал: составлять таблицы, схемы.
5.4- Объяснять значение понятий: социал-демократия, коммунистическое движение, фашизм, национал-социализм, авторитаризм, тоталитаризм, геноцид, расизм, движение Сопротивления, раскол мира на две системы, «холодная война», гонка вооружений, распад колониальной системы, международная интеграция, мировое сообщество, научно-техническая революция, информационное общество, средства массовой информации, массовая культура, глобальные проблемы человечества.
5.5. Сравнивать: политические системы, существовавшие в разных странах в отдельные периоды;
опыт модернизации в разных странах (реформы и революции)
5.6. Излагать суждения о причинах возникновения и последствиях: освободительных, социальных и этнонациональных движений в XX в.; международных конфликтов и войн.
5.7. Объяснять, в чем состояли цели и результаты действий политических лидеров и масс в наиболее значительных событиях истории XX в.
6.1. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
а) важнейших, переломных событий в истории XX в. (см. п. 1.1);
б) исторических личностей (п. 2.1);
в) достижений и последствий научно-технического прогресса.
6.2. Высказывать и аргументировать свое отношение к событиям и личностям, названным в пп. 5.7 В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
• учебник Алексашкина Л.Н. Всеобщая история: ХХ – начало ХХI века. 9 класс. учеб. общеобразовательных учреждений / Алексашкина Л.Н. - 8-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2008.
• Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX – начало XXI века. 9 класс. –М.ВАКО, 2006. Средства обучения
Литература
Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX – начало XXI века. 9 класс. –М.ВАКО, 2006. Рабочая программа по истории России XX и начала XXI в. (9 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственно стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. Предлагаемая программа ориентирована на учебник: История России: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник; под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина.М.: Вентана-Граф,2011..
История Татарстана. XX – начало XXI: Учебное пособие для 9 класса основной школы/ Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А., Галлямова А.Г. -Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер»,- 2006.
Программа курса охватывает период сначала XX века и до сегодняшних дней.
Программа рассчитана на 68 часов
Основные цели курса:
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
В результате изучения истории ученик должен уметь:
1.1. Называть:
1.1.1. даты российских революций XX в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой и Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20—30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, XX съезда КПСС, реформ 60-х гг.. афганской войны, преобразований второй половины 80-х— начала 90-х гг., распада СССР, образования Российской Федерации;
1.1.2. основные периоды отечественной истории XX в. и этапы наиболее масштабных событий.
1.2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
2.1. Называть:
а) место, обстоятельства, участников событий, указанные в п. 1.1.1;
б) крупнейших государственных и общественных деятелей XX в.;
в) основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей;
г) выдающихся представителей и достижения отечественной науки и культуры XX в.;
д) известных полководцев, участников военных событий.
3.1. Показывать на исторической карте:
а) территорию России, СССР и ее изменение на протяжении XX в.;
б) промышленные центры, крупнейшие стройки;
в) места военных сражений.
3.2. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).
3.3. Сравнивать данные разных источников — факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
4.1. Рассказывать (устно или письменно) о наиболее значительных событиях отечественной истории XX в. и их участниках.
4.2. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения и разные периоды отечественной истории XX в.
4.3. Составлять описание;
а) зданий, технических сооружений, машин;
б) предметов быта;
в) памятников художественной культуры.
5.1. Соотносить факты и общие процессы и явления: изменения политического строя России в XX в.; внутренней и внешней политики; модернизации, индустриализации; развития общественной мысли, художественной культуры.
5.2. Называть характерные, существенные черты:
5.2.1. политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
5.2.2. экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды XX в.;
5.2-3. развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
5.2.4. внешней политики, наиболее значительных военных событий.
5.3. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
5.4- Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм. Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, «военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
5.5. Сравнивать: развитие России, СССР в разные периоды истории XX в.; темпы и характер модернизации в России и других странах; политические режимы в России и других странах.
5.6- Излагать суждения о причинах и последствиях: российских революций 1905—1907 и 1917 гг.: Гражданской войны; прихода большевиков к власти; установления однопартийной системы; утверждения тоталитарного режима и культа личности; победы в Великой Отечественной войне; «оттепели», застоя в экономике в 60—80-е гг.; перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х — начала 90-х гг.
5.7. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
6.1. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
а) поворотных, ключевых событий отечественной истории XX в. (п. 1.1.1);
б) известных исторических личностей (см. п. 5.7).
6.2. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей, названных в пп. 5.7 и 6.1. В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
История России: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник; под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина.М.: Вентана-Граф,2011..
История Татарстана. XX – начало XXI: Учебное пособие для 9 класса основной школы/ Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А., Галлямова А.Г. -Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер»,- 2006.
Средства обучения
Дидактический материал
Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс. Первое полугодие/сост. К.В. Волкова.-М.:Вако, 2010.
CD диски:
• Россия на рубеже третьего тысячелетия. Республиканский мультимедиа центр Министерства образования
Российской Федерации,2002.
• Образовательный комплекс "1C Школа. История России. Часть 4. XX век" (предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса по истории России для 9-го класса. Содержит сведения
о периоде истории России XX века , подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.)
Карты:
«Русско-японская война»
«Гражданская война в России»
«Первая мировая война»
«Великая Отечественная война»
«Послевоенное восстановление и индустриализация в СССР».
«Российская Федерация».
Календарно-тематическое планирование курса истории. (9 класс)
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во ча-сов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.20век. Мир в 1 –й половине 20-го века.
|
| Мир на рубеже 19-20 веков:
новые тенденции и черты развития.
| 1
| Вводного обобщения
| Работа по карте.
Запись в тетради исторических терминов.
Работа по учебнику и документу.
| Опрос.
| Знать признаки империализма, их проявления.
Уметь выявлять новые черты и явления, характеризовать их.
|
| |