f
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 26»
_______________ / Ю. Ю. Гимранова/
«30» августа 2014 г.
|
Рабочая программа
учебного предмета «Право»
(профильный уровень)
для 11 класса
Составитель
Артемова Н. С., учитель истории
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
ИСТОРИЯ РОССИИ XVII – XVIII ВЕКА
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по истории МО РФ, 2010г. и Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы - М., «Просвещение», 2010 год.
Рабочая программа по истории России XVII – XVIII в внаправлена на достижение следующих целей и задач:
ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;
развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого т настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);
формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах, населяющего ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;
воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;
стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
История России в XVII – XVIII вв.
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан. Планирование содержит вариативную часть, сформированную по программе 42 часа в год, 2 часа в неделю.
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.
Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории России XVII – XVIIIвв 7 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.
Текущий контроль знаний обучающихся в 7 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока.
Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
1. Тестовые материалы по разделам программы.
2. Мультимедийный материал по истории России с древнейших времён до конца XVIвека.XVII – XVIIIвв
3. Карточки с индивидуальными и проблемными заданиями. Планирование контроля. (Текущее тестирование по отдельным темам)
1.Тема: «Россия в эпоху Смутного времени»
2.Тема: «Россия в эпоху Петра 1»
3.Тема: «Россия в 17 -18 веках». Особенность предлагаемой программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень и предусматривает здоровьесберегающие технологии. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения истории России XVII – XVIIIввв 7 классе ученик должен:
знать/понимать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до конца XVIII века, важнейшие достижения культура и системы ценностей, изученные виды исторических источников;
уметь: сравнивать исторические события и явления, объяснять смысл и значение важнейших исторический понятий, дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим событиям и явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, классифицировать(группировать) исторические события и явления по указанному признаку;
владеть компетенциями:
-коммуникативной
-информационно-поисковой
-смысловой и поисковой
-рефлексивной
-личностного саморазвития
-учебно – познавательной;
-быть способным решать жизненно – прагматические задачи:
-высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России;
-использовать полученные знания в общении с людьми;
-применять полученные из различных источников дополнительную информацию для более глубокого осмысления ключевых событий истории Отечества. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
1. Комплект исторических карт (стандартных и мультимедийных )по данному периоду по данному периоду.
2. Учебные диски.
Дополнительные пособия для учащихся
-Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России С древнейших времен до конца XVIII в.- М., Просвещение, 2005год
-Хрестоматия по истории России – М., Просвещение, 1998 г. УМК.
Используемый учебно - методический комплект:
1. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина,История России в XVII – XVIIIв.в..: 6 класс – М., «Просвещение», 2013г.
2. Методические рекомендации к урокам по истории России XVII – XVIIIвека под ред. Л.Г.Косулиной М., «Просвещение», 2010г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Артемова Н. С./
«28» августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от «29» августа 2014 г.
Руководитель ШМО
_____________ /И. А. Васильева/
Календарно- тематический план
по истории
на 2014 - 2015 учебный год.
Номера уроков
по порядку
| № урока
в разделе, теме
| Тема урока
| Плановые сроки изучения учебного материала
| Скорректированные сроки изучения учебного материала
| «Россия на рубеже XVI – XVII в» ( 4ч.)
| 1.
| 1
| Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
| 01 – 05.09
|
| 2.
| 2
| Смута.
| 01 – 05.09
|
| 3.
| 3
| Окончание Смутного времени.
| 08 – 12.09
|
| 4.
| 4
| Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
| 08 – 12.09
|
| «Россия в XVII в.» (10 ч.)
| 5.
| 1
| Политический строй.
| 15 – 19.09
|
| 6.
| 2
| Экономическое развитие в XVII в.
| 15 – 19.09
|
| 7.
| 3
| Социальное развитие в XVII в.
| 22 -26.09
|
| 8.
| 4
| Народные движения в XVIIв.
| 22 -26.09
|
| 9.
| 5
| Власть и церковь.
| 29.09 – 03.10
|
| 10.
| 6
| Внешняя политика в XVIIв.
| 29.09 – 03.10
|
| 11.
| 7
| Образование в XVIIв.
| 06 – 10.10
|
| 12.
| 8
| Культура в XVIIв.
| 06 – 10.10
|
| 13.
| 9
| Сословный быт.
| 13 – 17.10
|
| 14.
| 10
| Обычаи и нравы.
| 13 – 17.10
|
| 15.
|
| Повторение и обобщение по теме «Россия в XVIIв.»
| 20 – 24.10
|
| «Россия в первой четверти XVIII века» (12 ч.)
| 16.
| 1
| Предпосылки петровских преобразований.
| 20 – 24.10
|
| 17.
| 2
| Преобразования Петра.
| 27.10 – 07.11
|
| 18.
| 3
| Утверждение абсолютизма.
| 27.10 – 07.11
|
| 19.
| 4
| Реформы в экономике.
| 10 – 14.11
|
| 20.
| 5
| Цена и последствия реформ Петра I.
| 10 – 14.11
|
| 21.
| 6
| Северная война 1700-1721 гг.
| 17 – 21.11
|
| 22.
| 7
| Итоги внешней политики Петра I.
| 17 – 21.11
|
| 23.
| 8
| Народные движения в XVIIв.
| 24 – 28.11
|
| 24.
| 9
| Изменения в культуре.
| 24 – 28.11
|
| 25.
| 10
| Архитектура.
| 01 – 05.12
|
| 26.
| 11
| Изобразительное искусство.
| 01 – 05.12
|
| 27.
| 12
| Изменения в быту.
| 08 – 12.12
|
| «Россия в 1725 – 1762 гг.» (4 ч.)
| 28.
| 1
| Дворцовые перевороты.
| 08 – 12.12
|
| 29.
| 2
| Внутренняя политика.
| 15 – 19.12
|
| 30.
| 3
| Внешняя политика.
| 15 – 19.12
|
| 31.
| 4
| Семилетняя война 1756 – 1762 гг.
| 22 – 26.12
|
| «Россия в 1762 – 1800 гг.» (10 ч.)
| 32.
| 1
| Внутренняя политика Екатерины II.
| 22 – 26.12
|
| 33.
| 2
| Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва.
| 12 – 16.01
|
| 34.
| 3
| Экономическое развитие.
| 12 – 16.01
|
| 35.
| 4
| Развитие общественной мысли.
| 19 – 23.01
|
| 36.
| 5
| Внутренняя политика Павла I.
| 19 – 23.01
|
| 37.
| 6
| Русско-турецкие войны.
| 26 – 30.01
|
| 38.
| 7
| Русское военное искусство.
| 26 – 30.01
|
| 39
| 8
| Развитие образования во второй половине XVIIIв.
| 02 – 06.02
|
| 40.
| 9
| Изобразительное искусство и архитектура во второй половине XVIIIв.
| 02 – 06.02
|
| 41.
| 10
| Быт во второй половине XVIIIв.
| 09 – 13.02
|
| 42.
|
| Итоговое обобщение. Мир на рубеже XVIII- XIXвв.
| 09 – 13.02
|
| Итого
| часов
| В том числе:
| уроков повторения
| контрольных работ
| практических (лабораторных) работ
| уроков развития речи
| по программе
| 42
| 2
|
|
|
| выполнено
|
|
|
|
|
| |