Скачать 480.3 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка к учебно- методическому комплексу......................................................................................... 2. Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” ……………………………………….. 3. Учебная программа курса ……………………………………….. 4. Контрольные вопросы и задания по курсу……………………… 5. Глоссарий………………………………………………………….. 6. Список рекомендуемой литературы………………………………. 1. Пояснительная записка Учебный курс «Археология» представляет важный элемент в системе исторического образования. Археология является обязательной дисциплиной в системе общего и специального исторического образования будущих историков. Современникам была представлена целостная картина смены древних и средневековых эпох в истории, как урбанистических обществ, так и множества бесписьменных народов целого ряда регионов планеты, С помощью методов археологических исследований ученые сумели проникнуть в казалось бы навсегда утраченные области жизни древних людей: в идеологию, в социальную жизнь. Методы естественных наук, прочно вошедшие в практику археологических исследований за последние десятилетия, позволили многократно увеличить возможности анализа археологических источников. Специфика усвоения данного учебного курса в ВУЗе состоит в том, что студенты 1 курса в процессе усвоения его содержания не имеют возможности, в отличие от других исторических наук, опереться на знания, полученные при изучении истории в школе. Кроме этого, для первокурсников определенную сложность представляет овладение языком науки. Изучение археологии позволяет сформировать у стyдентов-историков комплексное представление о доисторических эпохах и особенно об истории тех регионов, прошлое которых реконструируется исключительно на основе вещественных, а не письменных источников. Изучение археологии позволяет понять и раскрыть органичное единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные, глубинные проблемы мировой истории и формирует представление о единстве человечества и мировой культуры. Цель учебного курса «Археология» - формирование у студентов научных представлений о богатстве содержания истории древних и средневековых, преимущественно бесписьменных, обществ, о закономерностях их изменения, обеспечение овладение знаниями, необходимыми для квалификационной характеристики выпускника. Географические рамки учебного курса “Археология” не ограничиваются как границами Российской Федерации, так и границами стран СНГ. Он включает Европу, частично Средний и Ближний Восток, Сибирь и Центральную Азию, Дальний Восток. Это те территории, исторические судьбы которых в древности и в средневековье были связаны различным образом. Временные рамки курса включают начальный период истории человечества (3 млн. лет назад) до эпохи средневековья включительно. Содержание программы позволяет решить следующие задачи: - объяснять историю ранних периодов становления человеческого общества; - анализировать основные процессы антропогенеза и социогенеза; -определить условия перехода к социально-стратифицированному обществу; - дать сравнительную характеристику основных типов цивилизаций; - дать анализ историографии дискуссионных проблем современной археологии; Дисциплина ориентируется на следующие виды профессиональной деятельности: - научно-исследовательская; - преподавательская; - культурно-просветительская. Изучение дисциплины способствует решению следующих cтандартных типовых задач профессиональной деятельности: - обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета; - широкая профессиональная деятельность, требующая общих социально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в образовательных учреждениях; - продолжение научного образования по историческому профилю; - участие в исследованиях по актуальным проблемам развития современного исторического образования; - овладение основными методами научных исследований в области исторического образования; - приобретение новых знаний, используя современные информационные образовательные технологии; - проектирование и осуществление профессионального самообразования; -реализация образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной сфере. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия - (ОК -11); - способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии – (ПК-2). В результате освоения материала программы дисциплины студент должен: Владеть информацией: - об основных периодах истории человечества в рамках курса “Археология”; - объяснять и применять доступные археологические источники; - выделять и анализировать основные теоретические проблемы формирования и развития человечества; - объяснять особенности развития отдельных регионов Евразии; - назвать и объяснить актуальные проблемы историографии в области современной археологии; - представлять основную научную литературу по дисциплине; - объяснять основные археологические понятия и термины; - анализировать и сопоставлять данные источников и положений научной литературы; - конспектировать и аннотировать научную литературу; - ставить и решать исследовательские задачи; - составить грамотное устное и письменное выступление при подготовке к семинарам; - разрабатывать наглядные материалы (карты, схемы, таблицы); - применять полученные знания в профессиональной деятельности; - участвовать в дискуссиях; владеть навыками: - работы с наглядными материалами; - работы с исторической картой; - работы в библиотеке; - работы с электронными ресурсами; - самостоятельной работы. Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, на выработку гражданской позиции и воспитание личности человека и гражданина. 2. Методические рекомендации для изучения учебного курса «Археология» и подготовки к экзамену Эффективное освоение курса "Основы археологии" возможно лишь при большом объеме вашей самостоятельной работы. Примите несколько советов и рекомендаций: 1.Необходимо уже в начальный период изучения курса завести специальную рабочую тетрадь для подготовки к экзамену или ее электронный эквивалент, листы которой необходимо изначально разделить по количеству вопросов к экзамену. В начале каждого раздела напишите название вопроса. 2.Готовясь к ответу на конкретный вопрос, просмотрите соответствующий раздел учебного пособия. Выделите главные идеи, факты и термины, а также географические рамки, относящиеся к этому вопросу и составьте план ответа. План запишите в тетрадь. 3.В соответствии с планом составьте письменный ответ на вопрос. Он может быть представлен следующим образом: а) как пространный (подробный) план, снабженный названиями, географическими указаниями, именами и терминами; б) как связный текст. 4.Обратите особое внимание на географическую локализацию (размещение) конкретных древних народов. Для этого рекомендуется пользоваться картами-схемами из учебного пособия и географическим атласом. 5.При подготовке ответа на вопросы, относящиеся к ранним эпохам, археологическим культурам и их группам, старайтесь придерживаться следующей последовательности изложения признаков: название археологической культуры, ее датировка и отнесение к конкретному периоду древней истории, пространственная локализация с упоминанием соседних археологических культур, предположения ученых о происхождении описываемой культуры, наличие обособленных групп памятников этой культуры (вариантов), перечисление основных типов памятников культуры с отсылкой к конкретным примерам, краткая характеристика хозяйства, образа жизни, перечень характерных орудий труда, предметов вооружения, украшений, типов керамики и пр. Отдельно предполагается рассмотрение вопросов, связанных с социальной структурой и идеологией, а также с историческими судьбами населения этой культуры. 3. Учебная программа курса I.ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ТРЕБОВАНИЕ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИУМУ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМЫ ПОДГОТОВКИ историков-преподавателей истории ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 030401 История
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Предмет и задачи археологической науки. Археология в современном мире. Место археологии в системе исторического образования. Археологические источники и их специфика. Терминология археологической науки: археологические источники археологические памятники, культурный слой, планиграфия, стратиграфия, археологическая культура, культурно - историческая общность и др. Современные методы археологических исследований. Полевые археологические исследования и их основные характеристики, кабинетные методы, их специфика. Стратиграфический метод. Сравнительно - типологический метод. Метод перекрестной датировки. Естественно-научные методы. Экспериментальная археология. Проблема датирования в археологии (методы относительной и абсолютной хронологии). Связь археологии с другими науками. Периодизация и хронология в археологии. Периодизация истории археологии в России (XVIII—XX в.). Первый период (XVIII — начало XIX в.). Возникновение российской археологии. Второй период (середина XIX - середина 30-х г. XX в.) - формирование российской археологии как науки, оформление ее основных направлений (Б.В.Фармаковский, В.В.Городцов Ростовцев М.И., идеологизация археологии в СССР (Б.А. Рыбаков, С.В. Киселев, А.П. Окладников, О.Н. Бадер, А.В. Арциховский, Б.Н. Граков, Б.Э. Петри В.Л. Янин, М.П. Грязнов, М.Е. Масон и др.). Четвертый период - современный. Интенсивное развитие археологии в регионах страны. Оформление региональных археологических центров. Интенсификация связей с зарубежными археологическими школами. Организационная структура археологической науки и образования в Российской Федерации. Эпоха камня Палеолит. Периодизация и хронология палеолитической эпохи. Природно -климатические изменения в палеолите и их роль в изменении образа жизни людей. Ранний палеолит. Проблема прародины человечества. Расселение человека по Евразии (стоянки Королеве, Вертешселлеш, Кударо, Улалинка, Кульдара, Кооби-Фора, Цона и др.). Технология обработки камня в раннем палеолите и типология каменных орудий этого периода. Мустьерская эпоха. Освоение неандертальскими общинами приледниковой зоны Северной Евразии. Археологические культуры в мустьерский период. Типы мустьерских памятников (стоянки Ак-Кая, Ильская, Киик-Коба, Тешик-Таш, Оби-Рахмат, Денисова пещера, Шанидар и др.). Изменения в технике обработки камня и типологии каменных орудий. Хозяйственная жизнь и быт мустьерских людей. Археологические данные о зачатках идеологических представлений мустьерского населения Евразии. Проблема мустьерских погребений.Яозднмй палеолит. Полное освоение человеком Северной Евразии. Изменения в технике обработки камня и типологии каменных орудий. Хозяйство людей позднепалеолитического периода. Организация жизни и быта позднепалеолитического населения Северной Евразии. Погребальные обряды в эпоху позднего палеолита. Культурные общности и археологические культуры позднепалеолитического периода. Палеолитическое искусство (живопись в пещерных святилищах, резная скульптура, гравировка, музыка). Мезолит. Мезолит как переходная эпоха. Климатическая характеристика мезолита (аллеред, бореал). Изменения в видовом составе животного мира и их последствия для жизни мезолитических общин. Мезолит Крыма (Шан-Коба, Замиль-Коба и др.). Мезолит Кавказа (поселение Чох в Дагестане, Ацинская пещера в районе г. Сочи). Мезолит Средней Азии (пещеры Джебел, Чиль-Шор-Чашма, Обишир и др.). Мезолит послделедниковой зоны Восточной Европы. Верхнее Поволжье (стоянки Борки, Скнятино, Елин Бор и др.). Приуралье (стоянки Огурдино, торфяниковый памятник Вис I и др.). Прибалтика (стоянки Якштонис в Литве, Кунда в Эстонии и др.). Мезолит Карелии (Оленеостровский могильник, стоянка Нижнее Веретье и др). .Мезолит Украины. Мезолит Белоруссии. Мезолит Сибири. Неолит. Общая характеристика эпохи неолита. Природа и климат Евразии в неолите. Проблема «неолитической революции» и формирование новых культурно -хозяйственных зон. Основные технические открытия неолитического периода'. широкое распространение новых приемов обработки камня (пластинчатая и отщеповая технология изготовления каменных орудий, распространение двустороннеретушированных и шлифованных орудий; сверление, пиление и шлифование. Изобретение глиняной посуды и особенности древнейшего гончарства. Распространение ткачества. Формирование лингвистических общностей в неолите по данным археологии. Культуры «производящего» неолита. Джейтунская культура в Южной Туркмении. Неолит Кавказа и Закавказья (поселения Одиши, Кистрик в Грузии, Нижнешиловское поселение близ Адлера и др.). Неолит Украины и Молдавии: культура линейно-ленточной керамики (поселения Флорешты, Незвиско и др.), буго-днестровская, днепро-донецкая, сурско-днепровская культуры. Неолит Крыма (поселения Таш-Аир, Замиль-Коба II и др.). Осиноозерская и зайсановская культуры Дальнего Востока. Культуры «присваивающего» неолита. Льяловская культура Волго-Окского междуречья. Нарвская культура в Прибалтике. Неолит Волго-Камья и его особенности. Неолитические культуры северо-запада современной территории России (карельская, беломорская и каргопольская). Прибалтийская неолитическая культура. Неолит Урала. Неолитические культуры Сибири: верхнеобская культура; Исаковская и серовская культуры Прибайкалья. Неолит Якутии (сыалахская, белькачинская, ымыяхтахская культуры). Неолит Дальнего Востока (громатухинская, новопетровская, нижнеамурская культуры). Культуры неолитического облика на Камчатском полуострове и острове Сахалин. |
![]() | Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ![]() | Примерной программы основного общего образования на базовом уровне по экономике, и авторской программы– Королевой Г. Э. Экономика:... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов специальности 100400 «Туризм», изучающих дисциплину «Инновации... | ![]() | Данная программа и методические рекомендации представляют собой основу для изучения курса «Статистика» и адресованы студентам заочной... |
![]() | Методические рекомендации к программе учебного курса «История отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002). — Екатеринбург:... | ![]() | Задачами учебного курса являются передача слушателям знаний и развитие практических навыков по управлению в страховом бизнесе. По... |
![]() | Рабочая учебная программа конкретизирует содержание блоков примерной программы, дает распределение учебных часов по крупным разделам... | ![]() | Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе... |
![]() | Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе... | ![]() | ... |