Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса






Скачать 480.3 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса
страница1/5
Дата публикации15.04.2015
Размер480.3 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка к учебно- методическому

комплексу.........................................................................................

2. Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” ………………………………………..

3. Учебная программа курса ………………………………………..

4. Контрольные вопросы и задания по курсу………………………

5. Глоссарий…………………………………………………………..

6. Список рекомендуемой литературы……………………………….

1. Пояснительная записка

Учебный курс «Археология» представляет важный элемент в системе исторического образования. Археология является обязательной дисциплиной в системе общего и специального исторического образования будущих историков. Современникам была представлена целостная картина смены древних и средневековых эпох в истории, как урбанистических обществ, так и множества бесписьменных народов целого ряда регионов планеты, С помощью методов археологических исследований ученые сумели проникнуть в казалось бы навсегда утраченные области жизни древних людей: в идеологию, в социальную жизнь. Методы естественных наук, прочно вошедшие в практику археологических исследований за последние десятилетия, позволили многократно увеличить возможности анализа археологических источников.

Специфика усвоения данного учебного курса в ВУЗе состоит в том, что студенты 1 курса в процессе усвоения его содержания не имеют возможности, в отличие от других исторических наук, опереться на знания, полученные при изучении истории в школе. Кроме этого, для первокурсников определенную сложность представляет овладение языком науки.

Изучение археологии позволяет сформировать у стyдентов-историков комплексное представление о доисторических эпохах и особенно об истории тех регионов, прошлое которых реконструируется исключительно на основе вещественных, а не письменных источников.

Изучение археологии позволяет понять и раскрыть органичное единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные, глубинные проблемы мировой истории и формирует представление о единстве человечества и мировой культуры.

Цель учебного курса «Археология» - формирование у студентов научных представлений о богатстве содержания истории древних и средневековых, преимущественно бесписьменных, обществ, о закономерностях их изменения,

обеспечение овладение знаниями, необходимыми для квалификационной характеристики выпускника.

Географические рамки учебного курса “Археология” не ограничиваются как границами Российской Федерации, так и границами стран СНГ. Он включает Европу, частично Средний и Ближний Восток, Сибирь и Центральную Азию, Дальний Восток. Это те территории, исторические судьбы которых в древности и в средневековье были связаны различным образом.

Временные рамки курса включают начальный период истории человечества (3 млн. лет назад) до эпохи средневековья включительно.

Содержание программы позволяет решить следующие задачи:
- объяснять историю ранних периодов становления человеческого общества;
- анализировать основные процессы антропогенеза и социогенеза;
-определить условия перехода к социально-стратифицированному обществу;

- дать сравнительную характеристику основных типов цивилизаций;
- дать анализ историографии дискуссионных проблем современной археологии;
Дисциплина ориентируется на следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- преподавательская;
- культурно-просветительская.
Изучение дисциплины способствует решению следующих cтандартных типовых задач профессиональной деятельности:
- обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета;
- широкая профессиональная деятельность, требующая общих социально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в образовательных учреждениях;
- продолжение научного образования по историческому профилю;
- участие в исследованиях по актуальным проблемам развития современного исторического образования;
- овладение основными методами научных исследований в области исторического образования;
- приобретение новых знаний, используя современные информационные образовательные технологии;
- проектирование и осуществление профессионального самообразования;

-реализация образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной сфере.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия - (ОК -11);

- способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии – (ПК-2).
В результате освоения материала программы дисциплины студент должен:
Владеть информацией:
- об основных периодах истории человечества в рамках курса “Археология”;
- объяснять и применять доступные археологические источники;
- выделять и анализировать основные теоретические проблемы формирования и развития человечества;
- объяснять особенности развития отдельных регионов Евразии;
- назвать и объяснить актуальные проблемы историографии в области современной археологии;
- представлять основную научную литературу по дисциплине;
- объяснять основные археологические понятия и термины;
- анализировать и сопоставлять данные источников и положений научной литературы;
- конспектировать и аннотировать научную литературу;
- ставить и решать исследовательские задачи;
- составить грамотное устное и письменное выступление при подготовке к семинарам;
- разрабатывать наглядные материалы (карты, схемы, таблицы);
- применять полученные знания в профессиональной деятельности;
- участвовать в дискуссиях;


владеть навыками:
- работы с наглядными материалами;

- работы с исторической картой;

- работы в библиотеке;

- работы с электронными ресурсами;

- самостоятельной работы.
Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, на выработку гражданской позиции и воспитание личности человека и гражданина.


2. Методические рекомендации для изучения

учебного курса «Археология»

и подготовки к экзамену

Эффективное освоение курса "Основы археологии" возможно лишь при большом объеме вашей самостоятельной работы.

Примите несколько советов и рекомендаций:

1.Необходимо уже в начальный период изучения курса завести специальную рабочую тетрадь для подготовки к экзамену или ее электронный эквивалент, листы которой необходимо изначально разделить по количеству вопросов к экзамену. В начале каждого раздела напишите название вопроса.

2.Готовясь к ответу на конкретный вопрос, просмотрите соответствующий раздел учебного пособия. Выделите главные идеи, факты и термины, а также географические рамки, относящиеся к этому вопросу и составьте план ответа. План запишите в тетрадь.

3.В соответствии с планом составьте письменный ответ на вопрос. Он может быть представлен следующим образом: а) как пространный (подробный) план, снабженный названиями, географическими указаниями, именами и терминами; б) как связный текст.

4.Обратите особое внимание на географическую локализацию (размещение) конкретных древних народов. Для этого рекомендуется пользоваться картами-схемами из учебного пособия и географическим атласом.

5.При подготовке ответа на вопросы, относящиеся к ранним эпохам, археологическим культурам и их группам, старайтесь придерживаться следующей последовательности изложения признаков: название археологической культуры, ее датировка и отнесение к конкретному периоду древней истории, пространственная локализация с упоминанием соседних археологических культур, предположения ученых о происхождении описываемой культуры, наличие обособленных групп памятников этой культуры (вариантов), перечисление основных типов памятников культуры с отсылкой к конкретным примерам, краткая характеристика хозяйства, образа жизни, перечень характерных орудий труда, предметов вооружения, украшений, типов керамики и пр. Отдельно предполагается рассмотрение вопросов, связанных с социальной структурой и идеологией, а также с историческими судьбами населения этой культуры.
3. Учебная программа курса
I.ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА ТРЕБОВАНИЕ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИУМУ

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМЫ ПОДГОТОВКИ

историков-преподавателей истории
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 030401 История



Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

ОПД.Ф.07

Археология

Предмет и методы археологии, ее место среди других исторических дисциплин. История археологии. Методологические и теоретические проблемы современной археологии. Археологическая культура и этнос. Периодизация и датировка в археологии. Развитие материальной и духовной культуры человечества по археологическим эпохам. Каменный век. Характеристика основных периодов эпохи. Антропогенез. Археологические памятники Средней Азии и Кавказа, Восточной Европы и Сибири. Бронзовый век. Характеристика энеолита и собственно бронзового века. Социогенез. Археологические культуры Восточной Европы, Сибири, Средней Азии и Кавказа. Железный век. Урбанизация. Становление древнейшей государственности. Урарту. Культура скифов и сарматов. Античные государства Северного Причерноморья. Археологические культуры Средней Азии. Этногенез восточных славян.

144



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет и задачи археологической науки. Археология в современном мире. Место археологии в системе исторического образования. Археологические источники и их специфика. Терминология археологической науки: археологические источники археологические памятники, культурный слой, планиграфия, стратиграфия, археологическая культура, культурно - историческая общность и др.

Современные методы археологических исследований. Полевые археологические исследования и их основные характеристики, кабинетные методы, их специфика. Стратиграфический метод. Сравнительно - типологический метод. Метод перекрестной датировки. Естественно-научные методы. Экспериментальная археология. Проблема датирования в археологии (методы относительной и абсолютной хронологии). Связь археологии с другими науками.

Периодизация и хронология в археологии.

Периодизация истории археологии в России (XVIIIXX в.). Первый период (XVIII — начало XIX в.). Возникновение российской археологии. Второй период (середина XIX - середина 30-х г. XX в.) - формирование российской археологии как науки, оформление ее основных направлений (Б.В.Фармаковский, В.В.Городцов Ростовцев М.И., идеологизация археологии в СССР (Б.А. Рыбаков, С.В. Киселев, А.П. Окладников, О.Н. Бадер, А.В. Арциховский, Б.Н. Граков, Б.Э. Петри В.Л. Янин, М.П. Грязнов, М.Е. Масон и др.). Четвертый период - современный. Интенсивное развитие археологии в регионах страны. Оформление региональных археологических центров. Интенсификация связей с зарубежными археологическими школами.

Организационная структура археологической науки и образования в Российской Федерации.

Эпоха камня

Палеолит. Периодизация и хронология палеолитической эпохи. Природно -климатические изменения в палеолите и их роль в изменении образа жизни людей. Ранний палеолит. Проблема прародины человечества. Расселение человека по Евразии (стоянки Королеве, Вертешселлеш, Кударо, Улалинка, Кульдара, Кооби-Фора, Цона и др.). Технология обработки камня в раннем палеолите и типология каменных орудий этого периода. Мустьерская эпоха. Освоение неандертальскими общинами приледниковой зоны Северной Евразии. Археологические культуры в мустьерский период. Типы мустьерских памятников (стоянки Ак-Кая, Ильская, Киик-Коба, Тешик-Таш, Оби-Рахмат, Денисова пещера, Шанидар и др.). Изменения в технике обработки камня и типологии каменных орудий. Хозяйственная жизнь и быт мустьерских людей. Археологические данные о зачатках идеологических представлений мустьерского населения Евразии. Проблема мустьерских погребений.Яозднмй палеолит. Полное освоение человеком Северной Евразии. Изменения в технике обработки камня и типологии каменных орудий. Хозяйство людей позднепалеолитического периода. Организация жизни и быта позднепалеолитического населения Северной Евразии. Погребальные обряды в эпоху позднего палеолита. Культурные общности и археологические культуры позднепалеолитического периода. Палеолитическое искусство (живопись в пещерных святилищах, резная скульптура, гравировка, музыка).

Мезолит. Мезолит как переходная эпоха. Климатическая характеристика мезолита (аллеред, бореал). Изменения в видовом составе животного мира и их последствия для жизни мезолитических общин. Мезолит Крыма (Шан-Коба, Замиль-Коба и др.). Мезолит Кавказа (поселение Чох в Дагестане, Ацинская пещера в районе г. Сочи). Мезолит Средней Азии (пещеры Джебел, Чиль-Шор-Чашма, Обишир и др.). Мезолит послделедниковой зоны Восточной Европы. Верхнее Поволжье (стоянки Борки, Скнятино, Елин Бор и др.). Приуралье (стоянки Огурдино, торфяниковый памятник Вис I и др.). Прибалтика (стоянки Якштонис в Литве, Кунда в Эстонии и др.). Мезолит Карелии (Оленеостровский могильник, стоянка Нижнее Веретье и др). .Мезолит Украины. Мезолит Белоруссии. Мезолит Сибири.

Неолит. Общая характеристика эпохи неолита. Природа и климат Евразии в неолите. Проблема «неолитической революции» и формирование новых культурно -хозяйственных зон. Основные технические открытия неолитического периода'. широкое распространение новых приемов обработки камня (пластинчатая и отщеповая технология изготовления каменных орудий, распространение двустороннеретушированных и шлифованных орудий; сверление, пиление и шлифование. Изобретение глиняной посуды и особенности древнейшего гончарства. Распространение ткачества. Формирование лингвистических общностей в неолите по данным археологии.

Культуры «производящего» неолита. Джейтунская культура в Южной Туркмении. Неолит Кавказа и Закавказья (поселения Одиши, Кистрик в Грузии, Нижнешиловское поселение близ Адлера и др.). Неолит Украины и Молдавии: культура линейно-ленточной керамики (поселения Флорешты, Незвиско и др.), буго-днестровская, днепро-донецкая, сурско-днепровская культуры. Неолит Крыма (поселения Таш-Аир, Замиль-Коба II и др.). Осиноозерская и зайсановская культуры Дальнего Востока.

Культуры «присваивающего» неолита. Льяловская культура Волго-Окского междуречья. Нарвская культура в Прибалтике. Неолит Волго-Камья и его особенности. Неолитические культуры северо-запада современной территории России (карельская, беломорская и каргопольская). Прибалтийская неолитическая культура. Неолит Урала. Неолитические культуры Сибири: верхнеобская культура; Исаковская и серовская культуры Прибайкалья. Неолит Якутии (сыалахская, белькачинская, ымыяхтахская культуры). Неолит Дальнего Востока (громатухинская, новопетровская, нижнеамурская культуры). Культуры неолитического облика на Камчатском полуострове и острове Сахалин.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconКоролевой Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного...
Примерной программы основного общего образования на базовом уровне по экономике, и авторской программы– Королевой Г. Э. Экономика:...

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconИнновации в туризме Методические рекомендации кострома
Методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов специальности 100400 «Туризм», изучающих дисциплину «Инновации...

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 07. Статистика специальность...
Данная программа и методические рекомендации представляют собой основу для изучения курса «Статистика» и адресованы студентам заочной...

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconМетодические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного...
Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002). — Ека­теринбург:...

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconПрограмма дисциплины страховой менеджмент для специальности 080100. 68 «Экономика»
Задачами учебного курса являются передача слушателям знаний и развитие практических навыков по управлению в страховом бизнесе. По...

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconУчебнику В. П. Максаковского. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание блоков примерной программы, дает распределение учебных часов по крупным разделам...

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconРабочая учебная программа курса «География России»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconРабочая учебная программа курса «География России»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...

Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса iconПрограмма курса «международное право» для факультета политологии...
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную