Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ №






НазваниеУтверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ №
страница1/2
Дата публикации03.04.2015
Размер0.53 Mb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2
МОУ СОШ № 40 г. Твери



Согласовано на заседании МО

гуманитарного цикла

«……...» сентября 2013 г.

Руководитель МО

/ Быстрова Л. В./

Утверждаю.

Директор МОУ СОШ № 40

/Гулина И.А./

Приказ №

«……....» сентября 2013 г.


Рабочая программа к учебному курсу

«История»

9 класс.

Составлено в соответствии с курсом по всеобщей истории. О. С. Сороко-Цюпа, кандидат исторических наук, О. Ю. Стрелова, доктор педагогических наук и курсом по истории России по программе / А. А. Данилов, доктор исторических наук; Л. Г. Косулина, кандидат исторических наук/.

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Учебники – Всеобщая история,

О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, «Просвещение», 2010 г., История России, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт, Москва, «Просвещение», 2009 г.


Подготовил (а) учитель истории–

Быстрова Л.В.
2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

Программа по всеобщей истории предназначена для 9 класса основной школы. Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данных предметов по Базисному учебному плану. Предлагаемый комплект программ предполагает изучение истории на основе цивилизационного подхода. Исходя из этого, авторы поставили во главу угла вопросы развития цивилизаций Древнего Востока, античной цивилизации, средневековой христианской цивилизации, цивилизаций доколумбовой Америки, арабо-мусульманской цивилизации, традиционных цивилизаций средневекового Востока, индустриальной цивилизации Запада, становления современной мировой цивилизации. Главное внимание авторы предлагают уделить системообразующим чертам цивилизаций, таким, как особенности ведения хозяйства, формы повседневной жизни, обычаи, правила поведения, представления о добре и зле, религиозные верования, взгляды людей на окружающий мир. Цивилизационный подход в изучении истории предполагает исследование цивилизаций в их взаимосвязях с другими цивилизациями, поэтому ряд тем посвящен вопросам взаимодействия цивилизаций в различные периоды мировой истории. Вместе с тем авторы сочли возможным отказаться, от строгого следования хронологии, так как различные цивилизации имеют свою присущую только им внутреннюю логику развития. Взлет или падение той или иной цивилизации не совпадает по времени с аналогичными моментами развития других цивилизаций.

В предлагаемом комплекте представлена программа: Новейшая история (XX в.) — 9 класс.

В основу программ положены новые подходы к изучению всеобщей истории. В них отражены цели обучения истории в основной школе:

ознакомление учащихся с событиями отечественной и всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современности, основными процессами развития человеческого общества;

создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.

Рабочая программа к учебному курсу «История России XX - начало XXI века» 9 класс
Авторский коллектив: А. А. Данилов (руководитель), Д. Д. Данилов, В. А. Каокос, СБ. Тырин

Пояснительная записка
Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации. Это в первую очередь относится к отечественной истории.

Перестройка структуры и содержания исторического образования в ходе реформы общей и профессиональной школы основана главным образом на идее концентрической системы обучения. И это отличает данную программу от большинства других, так как она рассчитана на изучение отечественной истории в первом концентре (6—9 классы).

Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образования. Ее отличительной чертой является органическое единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской исторической школы. Основное содержание программы не только не сковывает творческую инициативу учителя, но, наоборот, поощряет ее. Главным при этом остается лишь основная цель исторического образования школьников, формирование гражданского самосознания молодых россиян, воспитание патриотизма, приобщение их как к национальным, так и мировым культурным традициям.

Структура программы позволяет более успешно, чем прежде, выделить основные взаимосвязи исторического процесса, главное содержание исторического развития нашей Родины. В то же время она нацелена на дополнение основного материала многими сюжетами с позициями, необходимыми в школах с углубленным изучением социально-гуманитарных дисциплин, в том числе с историческим профилем.

Содержание настоящей программы является во многом новым. Авторы стремились преодолеть традиционную для прошлых лет доминирующую роль политической истории. Она сохранена здесь как системообразующая, но далеко не единственная. Главное внимание сосредоточено на истории народов нашей страны. Во все ключевые разделы программы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России как полиэтническую и поликонфессиональную, раскрывающие социально-экономическое развитие, особенности культурного процесса различных регионов страны. Центральное место в программе занимают проблемы человека: его быт, обычаи, интересы и заботы, способы достижения целей. Отдельные параграфы посвящены роли религии и церкви в истории народов России Программа содержит ряд новых научных подходов и выводов. Вместе с тем они не подменяют традиционных взглядов и оценок, а приглашают учителя и ученика к дискуссии по наиболее актуальным проблемам отечественной истории. Это позволит строить работу в рамках программы на разных уровнях, с учетом способностей конкретного учащегося.
Основные понятия курса: модернизация, социальная структура, западники, славянофилы, народничество, революционно-демократическое движение, кризис крепостнической системы, бюрократическая система, земство, суд присяжных, терроризм.
9 класс

Новейшая история (20 ч)

Тема 1: Новейшая история. Первая половина 20 века. (11 ч)

Основные черты западной индустриальной цивилизации в начале XX в., Изменения в жизни по сравнению с XIX в. Экономические процессы в странах Европы и США. Политические идеи и политический строй стран Запада. Политическая карта мира

Начало первой мировой войны. Международные отношения в начале XX в.: путь к мировой войне. Военно-политические блоки и противоречия между ними. Предпосылки и причины первой мировой войны. Кризис на Балканах. Австро-венгерский ультиматум. Начало войны. Планы сторон. Срыв германского плана ведения войны. Основные фронты и ход военных действий в 1914—1915 гг. Россия в 1914— 1915 гг. Значение Восточного фронта. Отношение к войне в воюющих странах. Патриотический подъем и пропаганда.

На переломе войны. Позиционный характер войны. Появление новой военной техники. Война на море и в воздухе. Подводная война. Жизнь людей в воюющих странах. Экономическое и политическое положение в воюющих странах. Политики и военачальники воюющих стран. Причины вступления в войну США и изменение соотношения сил в пользу Антанты. Основные фронты и ход военных действий в 1916-1917 гг.

Последние годы войны. Рост антивоенных настроений. Обострение социальных противоречий. Революционные события и гражданская война в России и их влияние на ход военных действий. Основные фронты и ход военных действий в 1918 г. Экономическое и военное истощение Германии. Поиски мира. План В. Вильсона. Завершение первой мировой войны. Поражение стран Четверного союза.

Версальская система и начало новой эпохи. Итоги войны. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. «14 пунктов» В. Вильсона. Противоречия между странами - победителями по поводу принципов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Создание Лиги Наций. Распад империй и образование новых государств в Европе. Начало новой исторической эпохи.

От новых революций к стабилизация в Европе. Война как источник социальной нестабильности. Социально-политические последствия мировой войны. Усиление радикальных течений в Европе. Революции в Германии, Венгрии. Влияние на революционные процессы Октябрьской революции в России. Возникновение авторитарных режимов в Европе. Проблема германских репараций, международная изоляция СССР. Попытки ограничения вооружений. Вашингтонская конференция. Экономика и общество в эпоху процветания.

Экономический кризис в США. «Новый курс». Предпосылки экономического кризиса. Его мировой характер. Проявление кризисных

явлений в разных странах мира. Причины кризиса в США. Начало «нового курса». Идеология либерального реформизма. Ф. Д. Рузвельт. Основные мероприятия «нового курса». Американский образ жизни.

Установление тоталитарных и авторитарных диктатур в Европе. Экономический и политический кризис в Германии. Истоки нацизма. Приход к власти в Германии нацистов. А. Гитлер. Идеология нацизма.

Внутренняя политика нацистов. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика нацистской Германии. Изменение жизни в Германии при нацистах. Нацисты и духовная жизнь Германии.

Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы (Италия, Испания, Венгрия и др.). Причины их возникновения и массовая база в 20—30-е гг. Тоталитарный способ преодоления кризиса и его противоречия.

Левые силы Европы. Раскол рабочего движения: социал-демократы и коммунисты. Роль Коминтерна. Проявления экономического и политического кризиса во Франции и Испании. Цели и задачи левых в Западной Европе. Создание и мероприятия правительства Народного фронта во Франции. Народный фронт и гражданская война в Испании. Итоги деятельности правительств Народного фронта.

Страны Азии и Африки между мировыми войнами. Воздействие первой мировой войны и революций в России и Европе на страны Востока. Влияние Версальско-Вашингтонской системы на колониальные страны. Мандатная система Лиги Наций. Антиколониальное и национально-освободительное движение. Движение ненасильственного сопротивления в Индии (М. Ганди). Гражданская война и борьба против внешней агрессии в Китае (Сунь Ятсен, Чан Кайши, Мао Цзэдун). Модернизация и реформы в странах Востока. Политика этатизма в Турции (К. Ататюрк).

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Начало агрессии фашистских государств в Европе. Причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы. Появление новых центров силы в Европе и Азии. Агрессия Японии на Дальнем Востоке и Италии — в Африке. Нарушение Германией равновесия сил в Европе. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоенного урегулирования. Мюнхенское соглашение 1938 г. Политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Советско-германский пакт о ненападении и его последствия. Территориальные изменения в Европе к началу второй мировой войны.

Культура, наука и общество Запада в межвоенный период. Изменения в образе жизни европейцев после войны. Наука и техника. Новые явления в моде и повседневности. Изменения в положении различных социальных слоев. Религия и общество в первой половине 20 века. Проявления духовного кризиса европейской цивилизации. Массовая культура: кино, музыка, мода, спорт. Средства массовой информации; роль пропаганды в установлении контроля над массовым сознанием.

Начало второй мировой войны. Причины и характер второй мировой войны. Периодизация второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Ликвидация Польского государства. Отношение СССР к воюющим странам после начала войны. Военные действия в Европе в 1940 г. Причины быстрого поражения европейских стран. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах и в Северной Африке в 1940 — первой половине 1941 г. Подготовка Германией нападения на СССР. План «Барбаросса». Заключение Тройственного союза Германией, Италией и Японией.

Новый этап второй мировой войны. Перелом в ходе войны. Нападение Германии на СССР. Развертывание войны на Тихом океане. Нападение Японии на Перл-Харбор и вступление в войну США. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане в 1942—1943 гг. Коренной перелом в военных действиях на советско-германском фронте и его влияние на успехи союзников на других фронтах второй мировой войны. Крах режима Б. Муссолини. Складывание антигитлеровской коалиции. Роль СССР в борьбе с фашистскими агрессорами. Проблема открытия второго фронта. Значение решений Тегеранской и Ялтинской конференций.

Заключительный этап войны. Нацистский «новый порядок» на захваченных территориях. Движение Сопротивления. Внутренний кризис фашистских режимов. Ход военных действий в 1944 г. Влияние Восточного фронта на ход событий на Западе. Открытие второго фронта в Европе. Берлинская операция советских войск и капитуляция Германии. Решения Потсдамской конференции. Завершение войны на Дальнем Востоке. Ядерная бомбардировка японских городов. Вступление в войну против Японии СССР. Изгнание японских захватчиков из Китая, Кореи и Вьетнама. Капитуляция Японии. Завершение второй мировой войны. Цена победы над фашизмом.
9 класс Россия

в XX в. (50 ч)
ТЕМА 1 Россия в конце XIX — начале XX в. (8 ч)

Российское общество на рубеже XIX—XX вв. Территория Российской империи. Административное деление и управление. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Городское и сельское население. Изменения в социальной структуре общества. Культурный и образовательный уровень населения. Изменение быта. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Социально-экономическое развитие России. Уровень „социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Значение иностранного капитала в развитии экономики. Монополистический капитализм в России и его особенности. Появление новых отраслей производства и технологий (нефтепереработка, электротехническая промышленность, химическая промышленность и др.). Русские купцы и промышленники. Рост численности рабочего класса. Сельское хозяйство. Преобладание отсталых методов хозяйствования. Аграрное перенаселение. Основные проблемы социально-экономической модернизации России. Влияние мирового экономического кризиса начала XX в. на экономическую жизнь России.

Внутренняя политика Николая II в 1894—1904 гг. Личность Николая И. Преемственность политического курса. Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти: СЮ. Витте и В.К. Плеве. Рост влияния Министерства внутренних дел. Обострение политической ситуации в стране в начале XX в. Зубатовский социализм. Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского.

Национальная политика. Продолжение процесса русификации национальных окраин. Обострение еврейского вопроса, антисемитизм. Национальные движения.

Внешняя политика России в 1894—1914 гг. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX—XX вв. Мирные инициативы России. Гаагская конференция (1899). Дальневосточная политика Николая П. Отношения с Китаем и Японией. Русско-японская война: причины, ход, значение. Причины поражения России. Портсмутский мир. Россия и Антанта.

Общественно-политические движения; в начале XX в. Нарастание конфронтации; между властью и обществом. Радикализация общественного движения. Организационное оформление политических течений, начало формирования российской многопартийности. Образование партии социалистов-революционеров (ПСР). В. М. Чернов. Формирование большевистского и меньшевистского крыла в РСДРП. В. И. Ленин и Ю. О. Мартов.

Первая общероссийская либеральная организация «Союз освобождения». П. Б. Струве и П. Н. Милюков.

Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Начало первой российской революции. 1905 год. Причины революции. Кровавое воскресенье. Революционные выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. «Союз союзов». Роль профессиональных союзов в революционных событиях. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийский крестьянский союз. Булыгинская дума. Деятельность Советов.

Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября и отношение к нему различных политических сил. Формирование консервативных и либеральных политических партий.

Декабрьское вооруженное восстание.

Политические реформы 1906—1907 гг. «Основные законы» 1906 г. Выборы в I и II Государственную думу. Партии и думские фракции. Деятельность I и II Государственной думы. Взаимоотношения Думы и правительства. Деятельность фракций, законодательные проекты. Особенности российского парламентаризма. Национальные движения. Рабочее и крестьянское движение 1906—1907 гг. и его значение. Крестьянские наказы! Волнения в армии. Назначение П. А. Столыпина на пост премьер-министра. Роспуск II Государственной думы окончание революции. Результаты первой российской революции.

Социально-экономическое развитие России в 1907— 1914гг. Реформы П. А. Столыпина. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Школьная реформа. Выход крестьян из общины. Переселенческая политика. Разрушение общины; Изменения в жизни крестьян и дворянском быту. Первые результаты реформ и их противоречивость.

Рост внутреннего рынка. Развитие кооперации. Промышленный подъем. Появление новых отраслей промышленности" (самолетостроение, автомобилестроение и др.). Развитие транспорта. Рост экспорта сырья и сельскохозяйственной продукции.
Усиление процесса урбанизации и развитие градостроительства. Изменение в облике городов, в составе и численности их населения. Образ жизни и нравы различных слоев городского населения (служащие, лица свободных профессий, промышленники, купцы, рабочие). Политическая жизнь России в 1907—1914 г.г.
Тема 2. РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ 8 ч.
Влияние изменений в социально-экономической жизни на общественное сознание. Новый избирательный закон. III и IV Государственная дума. Усиление роли либеральных фракций. Октябристы как правительственная партия.

Убийство П. А. Столыпина. Изменение правительственного курса. Спад политической активности масс в первые послереволюционные годы. Идейные поиски в среде социалистов и либералов. «Вехи». Политическое провокаторство: Е. Ф. Азеф и Р. В. Малиновский.

Нарастание революционных настроений в 1912-1914 гг. Ленский расстрел. Ужесточение национальной политики правительства. Ликвидация автономии Финляндии. Противоречия политической модернизации.

Серебряный век русской культуры (начало XX в.). Развитие системы образования и рост грамотности населения. Научные открытия русских ученых всемирно-исторического значения. Развитие географической науки. История и общественные науки. Влияние общественно-политической страны на русскую литературу. Различия во взглядах на общественную роль литературы. Общественная деятельность Л. Н. Толстого и В. Г. Короленко, А.М.Горький. Серебряный век русской литературы. А.А. Блок, В.я. Брюсов, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Новые литературные направления. Архитектура. Ф.О. Шетхель, А.В. Щусев. Образование национальных государств на окраинах бывшей Российской империи.

Установление однопартийной диктатуры РКП(б) в Советском государстве. Большевики во главе государства. Идеи диктатуры пролетариата и мировой революции.

Борьба вокруг Брестского мира. IV съезд Советов, распад болыпевистско-левоэсеровского правительства. Борьба за Советы весной 1918 г. Исключение из ВЦИК меньшевиков и правых эсеров. V съезд Советов. Левоэсеровское вооруженное выступление 6 июля 1918 г. и его последствия. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР.

Сращивание партийных и государственных органов. Формализация деятельности Советов и профсоюзов. Роль репрессивных органов в жизни Советского государства. Бюрократизация партийных и государственных органов.

«Военный коммунизм». Влияние гражданской войны на социальную и экономическую политику большевиков. Национализация промышленности и банков. Централизация управления экономикой, образование Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Введение и отмена рабочего контроля. Введение 'натуральной оплаты труда. Всеобщая трудовая повинность.

Реализация Декрета о земле. Социально-экономические преобразования в деревне. Появление новых типов хозяйств. Переход к чрезвычайной продовольственной политике. Продотряды. Комбеды. Ужесточение продовольственной политики в 1919 г., введение продовольственной разверстки. Крестьянские выступления.

Упразднение товарно-денежных отношений. Запрет частной торговли. Карточная система распределения. Репрессии в отношении представителей эксплуататорских классов. Падения уровня жизни.

Контроль за духовной жизнью общества со стороны Советского государства. Преследование инакомыслящих. Внедрение атеистического мировоззрения, разрушение храмов, преследование духовенства. Начало эмиграции деятелей науки и культуры.

Начало гражданской войны в России. Причины и основные этапы гражданской войны. Первые столкновения между новой властью и ее противниками. Создание Красной Армии. Обострение социальных противоречий в стране весной 1918 г. Формирование противоборствующих лагерей: красные и белые. Волнения рабочих. «Демократическая контрреволюция».

Мятеж чехословацкого корпуса. Комуч. Красный 1и белый террор. Расправа с членами дома Романовых. Покушение на В. И. Ленина. Рост крестьянских выступлений. Появление «зеленого» движения. Красные против белых. Расширение белого движения и иностранная интервенция. Добровольческая армия под командованием А. И. Деникина. Адмирал А.В. Колчак. Решающие сражения на фронтах гражданской войны, победа красных. М. В. Фрунзе. Первая Конная армия.

Советско-польская война. М. Н. Тухачевский, Разгром армии генерала П.Н. Врангеля в Крыму. Завершение гражданской войны. Военные действия в Закавказье, Средней Азии, на Дальнем Востоке.

ВК. Блюхер. Установление советской власти и образование советских социалистических республик на окраинах бывшей Российской империи. Кризис конца 1920 — начала 1921 г. Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». Экономическая разруха (упадок промышленности, транспортная проблема, расстройство финансов, нехватка товаров первой необходимости). Нарастание крестьянских выступлений. Оппоненты большевиков о путях выхода из кризиса. Кронштадтское восстание X съезд РКП (б). Переход к нэпу.
ТЕМА 3. СССР в период между мировыми войнами опыт строительства социализма (6 ч)

Образование Союза Советских Социалистических Республик. Советские республики после окончания гражданской войны и интервенции — их социально-экономическое, внутриполитическое и международное положение; предпосылки объединения. Дискуссии по вопросу объединения советских республик. Образование СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения в условиях диктатуры РКП (б).

Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е г. СССР в системе послевоенных международных отношений. Идейные основы и основные направления внешней политики. Преодоление дипломатической и экономической изоляции Советского государства. Заключение политических и экономических соглашений со странами Востока (Ираном, Турцией, Афганистаном, Монголией). Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Полоса признания СССР. Дипломатические конфликты с западными странами.

СССР и деятельность Коминтерна. Принцип пролетарского интернационализма. СССР и мировое революционное движение.

Социально-экономическое развитие СССР в годы нэпа. Основные направления нэпа: продналог, частичная денационализация промышленности, привлечение в экономику иностранного капитала, концессии. Проблема многоукладного народного хозяйства.

Перестройка системы управления государственным сектором экономики. Планирование в государственном секторе. Денежная реформа. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Расширение торговой сети и сферы услуг Кооперативное движение.

Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих.

Рост уровня жизни в городе и деревне. Изменение быта горожан и сельских жителей. Социальная политика государства. Трудности нэпа. Ножницы цен. Безработица. Жилищная проблема. Кризис хлебозаготовок. Переход к нормированному распределению товаров.

Политическая жизнь СССР в 20-е гг. Противоречия между экономической и политической системами СССР в период нэпа. Продолжение процесса сращивания партийного и государственного аппарата. Группы и течения в коммунистической партии. Резолюция X съезда РКП (б) «О единстве партии». Дискуссии в правящей партии о путях построения социализма, внутрипартийной демократии.

Борьба за личную власть в руководстве ВКП (б) в период болезни и после смерти В. И. Ленина. Расправа И. В. Сталина с политическими оппонентами в коммунистической партии. Окончательная ликвидация оппозиционных партий (эсеров, меньшевиков). Начало формирования режима личной власти И. В. Сталина. Курс на построение социализма в одной стране.

Ускоренное строительство социализма в 30-е гг. модернизация промышленности. Курс на создание плановой экономической системы. Отход от нэпа. Возвращение к чрезвычайным мерам в экономике. Централизация хозяйственной жизни. Разработка и принятие пятилетних планов.

Индустриализация. Решение проблемы финансирования. Система ГУЛАГа как дополнительный источник рабочей силы. Стройки первых пятилеток. Военно-промышленный комплекс в экономике. Появление новых отраслей промышленности. Курс на создание закрытой экономической системы. Первые итоги индустриализации, цена успехов. Коллективизация сельского хозяйства. Причины, цели и способы проведения коллективизации. Репрессии в отношении крестьян. Политика ликвидации кулачества как класса. Сопротивление крестьянства насильственной коллективизации. Результаты и последствия сплошной коллективизации.

Оформление политической системы СССР в 30-е гг. Формирование тоталитарного режима. Сосредоточение рычагов государственного управления в руках Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с И. В. Сталиным. Окончательная ликвидация оппозиционных настроений в партии.

Массовые репрессии. Политические судебные процессы. Возрастание роли НКВД в системе органов, государственной власти. ГУЛАГ. Последствия репрессивной политики.

Преобразование органов государственной власти. Конституция 1936 г.: несоответствие демократического характера Конституции и социально-политических реалий советского общества.

Общественные организации в СССР как проводники партийной политики. Национальная политика. Фактическое превращение СССР в унитарное государство.

Духовная жизнь СССР, культура 20—30-х гг. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация в 20-е гг. Борьба с религиозным мировоззрением и инакомыслящими. Изменения в системе образования. Классовый подход при приеме в высшие учебные заведения. Отражение событий революции и гражданской войны в литературе. Пролеткульт. Эмиграция деятелей науки и культуры из СССР. Развитие школьного и среднего профессионального образования в условиях экономической модернизации. Расширение сети высших учебных заведений. Формирование советской интеллигенции. Создание системы идеологического контроля за духовной жизнью общества.

Развитие науки и техники. Открытия советских ученых. Советские изобретатели и конструкторы. Наука под идеологическим давлением. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в исторической, и других общественных науках.

Социалистический реализм как официальное художественное направление. Искусство и литература на службе политическому режиму. Репрессии против творческой интеллигенции и проявление оппозиционных настроений. Архитектура и искусство. Социалистический реализм в изобразительном искусстве: достижения и потери. Театр и кинематограф как орудие идеологии.

Внешняя политика СССР в 30-е гг. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности в Европе. М. М. Литвинов. Вступление СССР в Лигу Наций. Советско-французский договор о взаимопомощи.

Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Советская помощь республиканцам в период гражданской войны в Испании.

Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Помощь СССР Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японский вооруженный конфликт в районе озера Хасан.

Изменение приоритетов советской внешней политики после подписания. Мюнхенского соглашения. В. М. Молотов. Сближение с Германией. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.

ТЕМА 4. СССР во второй мировой войне (7 ч)

СССР на начальном этапе второй мировой войны.

Внешняя политика СССР в условиях начала войны. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии Расширение экономического и политического сотрудничества с Германией.

Советско-финская война 1939—1940 гг. Исключение СССР из Лиги

Наций. Результаты советско-финской войны. Расширение территории СССР в 1940 г. Присоединение Бессарабии и Северной Буковины. Образование советских республик в Прибалтике и их вступление в состав СССР.

Советско-японский конфликт в районе реки Халхин-Гол. Договор о ненападении с Японией.

Меры государства по укреплению военной мощи. Ужесточение трудовой дисциплины. Рост военного производства. Разработка новых видов вооружений.

Перевооружение армии. Начало Великой Отечественной войны. Периодизация Великой Отечественной войны. Силы и планы сторон накануне войны.

Начало войны. Патриотический подъем в стране. Неудачи Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование органов государственного и военного управления. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны.

Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941—1942 гг. Советские полководцы Г.К. Жуков, A.M. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников. Герои Московской битвы. Военное и политическое значение битвы за Москву. Начало формирования антигитлеровской коалиции.

Немецкое наступление в 1942 г. и предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы воюющих сторон. Наступление немецкой армии на юге летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы.

Положение на территориях, подвергшихся немец кой оккупации. Борьба с оккупационным режимом Партизанское, движение, территория, численность Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией. Крупнейшие партизанские соединения. С.А. Ковпак.

Образование антигитлеровской коалиции. Начало военных поставок по ленд-лизу. Итоги начального периода войны.

Советский тыл в Великой Отечественной войне. Людские и экономические потери СССР в первые месяцы войны. Падение уровня жизни населения. Карточная система. Моральное состояние общества. Неоправданность надежд германского командования на внутреннюю нестабильность советского режима. Народный характер Великой Отечественной войны главная политическая предпосылка коренного перелома.

Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Рост военного производства как фактор, обусловивший победу СССР в войне. Труд женщин и детей. Сельское хозяйство в годы войны.

Сплочение советского народа перед лицом общего врага. Вклад ученых и деятелей культуры в победу. Национальные отношения в СССР в годы войны. Православная церковь в годы войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом начало коренного перелома. Массовый героизм советских солдат и офицеров важнейший фактор победы под Сталинградом.

Наступление Красной Армии зимой 1942—весной 1943 г. освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта.

Планы воюющих сторон на лето 1943 г. Битва на " Курской дуге и ее значение».

Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение Левобережной, Украины. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. СССР на завершающем этапе второй мировой войны. Стратегическая обстановка к началу 1944 г. Операции советских войск зимой—весной 1944 г., наступление в районе Ленинграда, Корсунь-Шевченковская и Ясско-Кишиневская операции, освобождение Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии - операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР.

Освобождение стран' Восточной Европы. Крымская (Ялтинская) конференция.

Берлинская операция. Капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги второй мировой войны.

Повторительно-обобщающий урок.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № iconУтверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ №
Данная программа составлена на основе учебника В. В. Яновой «Экономика» (М., 2007), который разработан в соответствии с требованиями...

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № iconОсновная образовательная программа начального общего образования....
Одобрена на заседании Утверждаю педагогического совета школы Директор моу«сош №14» «17» 09 2011г. Саралиева Т. Р

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № iconУтверждаю Директор гбоу сош №188

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № iconДиректор гбоу сош №913 Председатель мо
«Утверждаю» «Согласовано»

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № iconРасписание консультаций по подготовке к егэ «Утверждаю» Директор мбоу «сош №34»

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № iconМу имц «Екатеринбургский Дом Учителя» Учебный отдел утверждаю: Директор...
Автор-составитель программы: Федулова М. А., руководитель Городской Ассоциации учителей истории, обществознания и права, учитель...

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № iconСостояние профильного обучения в моу новобурановская сош
Профильное обучение в моу новобурановская сош основывается на Положения Устава оу, зафиксированные в п. Раздела 2 «Предмет и цели...

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № icon«Россия во второй половине XVIII века». Авторы – составители: Гевондян...
Диагностические материалы по истории России в формате егэ по теме «Россия во второй половине XVIII века». Авторы – составители: Гевондян...

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № iconИнформация по летнему отдыху и оздоровлению учащихся моу «сош №1 им. А. П. Гайдара» в 2009 году
За период проведения летней оздоровительной кампании учащиеся моу «сош №1 им. А. П. Гайдара» отдохнули и получили заряд бодрости...

Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № iconВлияние солнечной активности на исторические события на Земле
Ивахненко Анна, ученица 7 класса моу сош №11 г. Ейска Научный Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии моу сош №11 г. Ейска,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную