Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний






Скачать 270.2 Kb.
НазваниеПрограмма по истории порядок проведения вступительных испытаний
страница1/2
Дата публикации03.04.2015
Размер270.2 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > История > Программа
  1   2

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации



  2. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

  3. высшего профессионального образования

  4. «Петрозаводский государственный университет»



  5. ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ



Порядок проведения вступительных испытаний

В определенное расписанием время абитуриенты должны занять места в аудитории, назначенной для проведения письменного вступительного испытания. При себе абитуриенту необходимо иметь паспорт и две ручки синего или черного цвета. После размещения в аудитории всех допущенных к вступительным испытаниям представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления экзаменационного ответа и раздает листы с заданиями. С этого момента начнется отсчет времени. Продолжительность вступительного экзамена по истории составляет 180 минут для студентов, поступающих на очную форму обучения, и 90 минут для студентов, поступающих на заочную форму обучения. Объявление итогов экзамена происходит в соответствии с графиком оглашения результатов вступительных испытаний.
Требования к письменным экзаменационным работам по истории

Программа вступительных испытаний по истории составлена на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Программа охватывает обширный период: с древней истории восточных славян до настоящего времени.

В экзаменационных заданиях представлены все содержательные компоненты истории России: основные направления политического и социально-экономического развития, внутренняя и внешняя политика, культура и духовная жизнь российского общества.

Все экзаменационные задания составлены в соответствии с примерной программой вступительных испытаний по истории.

Каждый экзаменационный вариант содержит равное соотношение заданий по проблемам внутренней и внешней политики российского государства, экономики, общественной жизни и политических движений, истории искусства и культуры, а также заданий на знание исторической хронологии и главнейших деятелей отечественной истории.

Примерно 40-50 % тестовых заданий относится к истории России XX – XXI вв., остальные соответственно к отечественной истории с древнейших времен до конца XIX в.
Структура письменной экзаменационной работы по истории и критерии ее оценки для абитуриентов, поступающих на очную форму обучения

Программа вступительных испытаний, структура письменной экзаменационной работы и критерии ее оценки для абитуриентов, поступающих на очную форму обучения, полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к ЕГЭ по истории. См. подробнее на сайте: www.ege.edu.ru.

Результаты выполнения письменной экзаменационной работы оцениваются по 100-балльной системе. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу, составляет 100 баллов.

При решении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать все предложенные варианты ответов. Если в формулировке вопроса не указано иначе, то необходимо выбрать один правильный ответ из всех предложенных вариантов. Выбранный вариант ответа следует отметить галочкой, крестиком или обвести кругом. Неправильно выбранный ответ в задании автоматически означает невыполнение всего этого задания. Иная форма ответа (например, расставить события в хронологической последовательности) оговаривается в самом задании.

Письменная экзаменационная работа включает в себя: 19 заданий в виде вопросов в закрытой форме; 8 заданий в виде вопросов с многовариантными ответами и вопросов в открытой форме; 5 заданий по тексту источника и вопросов, требующих полного развернутого ответа.
Структура письменной экзаменационной работы по истории и критерии ее оценки для абитуриентов, поступающих на заочную форму обучения

Задания письменного экзаменационного теста представлены в виде вопросов в закрытой форме. При решении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать все предложенные варианты ответов. Если в формулировке вопроса не указано иначе, то необходимо выбрать один правильный ответ из всех предложенных вариантов. Выбранный вариант ответа следует отметить галочкой, крестиком или обвести кругом. Неправильно выбранный ответ в задании автоматически означает невыполнение всего этого задания. Иная форма ответа (например, расставить события в хронологической последовательности) оговаривается в самом задании.

Результаты выполнения письменной экзаменационной работы оцениваются по 100-балльной системе. Все правильно данные ответы на вопросы экзаменационного теста суммируются. Сумма набранных баллов переводится в 100-балльную систему. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу, составляет 100 баллов.

Требования к знаниям и умениям абитуриентов

При подготовке к письменной экзаменационной работе по истории и для ее успешного написания абитуриенту необходимо:

  • иметь представление об общем ходе российской истории, основных этапах развития общества, политических, экономических и историко-культурных особенностях каждого их них;

  • знать главные исторические факты;

  • понимать причинно-следственные связи явлений и событий;

  • соотносить единичные факты и общественные явления в российской истории;

  • знать хронологическую последовательность;

  • уметь сравнивать исторические явления и процессы;

  • знать даты важнейших исторических событий и явлений, переломных моментов в отечественной истории;

  • иметь представление о деятельности главных политических, общественных и научных представителях отечественной истории, известных деятелях российского искусства и культуры;

  • уметь соотносить исторические события и явления с деятельностью отдельных личностей.

Рекомендуем обратить внимание на следующие типичные недостатки и пробелы в знаниях абитуриентов по истории:

  • незнание исторической хронологии;

  • отсутствие конкретных знаний фактов, явлений и процессов в истории России;

  • незнание значений исторических понятий и терминов;

  • слабое знание истории развития российской культуры.


Образцы письменных заданий
Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра I?

А) В.В. Голицын

Б) Д.М. Пожарский

В) Ф.М. Апраксин

Г) Б.П. Шереметев

Д) А.Г. Орлов

Е) А.Д. Меншиков

Укажите верный ответ.

  1. АВГ 2) БГД 3) ВГЕ 4) АДЕ


Переход от «военного коммунизма» к нэпу произошел в

  1. 1917 г. 2) 1918 г. 3) 1921 г. 4) 1924 г.


Какое понятие возникло в связи с демократизацией культуры в 1870-х – 1890-х гг.?

  1. классицизм

  2. романтизм

  3. академизм

  4. передвижники


Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565 – 1572 гг. для укрепления своей самодержавной власти?

  1. местничество

  2. опричнина

  3. нестяжательство

  4. семибоярщина


ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
История Отечества с древности до конца XV в.
Восточные славяне в VI–VIII вв.. Расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения. Становление территориальных общин. Взаимоотношения с соседями. Общественно-политический строй. «Военная демократия». Племенные княжения у восточных славян. Зарождение государственности: внутренние и внешние факторы. «Повесть временных лет» о ранних веках русской истории. Города.

Формирование древнерусского государства в IX–X вв. Новгород и Киев. Призвание варягов. Проблемы становления древнерусского государства. Норманнская теория, ее оценка. Полюдье. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Славяне, финно-угры и тюрки. Русь и Волжская Булгария. Византия и Русь. Владимир Святославович. Крещение Руси. Значение и последствия христианизации. Двоеверие Руси: христианство и язычество.

Экономическое и социальное развитие Руси в конце X – первой трети XII в. Зарождение феодальных отношений и их своеобразие. Начало формирования крупной земельной собственности, вотчин. Категории свободного и зависимого населения. Специфика общинного строя. Древнерусские города. Ремесло. Внутренняя и внешняя торговля.

Внутренняя и внешняя политика Руси в конце X – первой трети XII в. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Изменения в системе управления. Княжеские съезды. Русь и государства Европы. Русь и кочевники.

Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и книги. Остромирово Евангелие. Литература. Летописание. «Повесть временных лет». Художественное ремесло. Живопись, мозаики и фрески. Зодчество и его особенности. Повседневная жизнь и обычаи древних русичей.

Феодальная раздробленность (XII - начало XVI вв.). Феодальная раздробленность как этап в развитии государства. Ее предпосылки и причины. Самостоятельные феодальные земли и княжества. Киевская земля в изменившейся геополитической ситуации. Особенности политической раздробленности Руси и ее последствия.

Владимиро-Суздальское княжество в середине XII – первой трети XIII в. Политика Юрия Долгорукого. Борьба за Киевский престол. Андрей Боголюбский. Создание нового политического и идеологического центра Русских земель. Войны с Волжской Булгарией. Новгородская политика князя. Заговор 1174: причины и последствия. Основные направления политики Всеволода «Большое гнездо». Особенности развития хозяйства, политических институтов и культуры княжества.

Галицко-Волынское княжество в середине XII – первой трети XIII в. Территориально-географические особенности Галицко-Волынской Руси. Особенности княжеского управления. Причины усиления боярства. Князья Владимир Володаревич и Ярослав Осмомысл: внутренняя и внешняя политика. Галицко-Волынское княжество при князе Данииле Галицком.

Новгород Великий в середине XII – первой трети XIII в. Причины формирования республики в Новгороде. Особенности его социально-экономического развития в XII - ХIII вв. Население города. Бояре. Духовенство. Купцы и купеческие объединения. Политический строй Великого Новгорода. Новгородское вече. Высшие органы исполнительной власти (посадник, тысяцкий). Роль князя в новгородской республике. Особенности республиканского устройства Новгорода.

Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII веке. Держава Чингисхана. Нашествие Батыя на Русь. Сопротивление завоевателям. Зависимость Руси от Орды, ее формы и последствия. Обособление Юго-Западной Руси. Проблемы влияния монголо-татарского завоевания на судьбу Руси. Борьба Северо-Западной Руси против немецкой и шведской агрессии. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Александр Невский – военачальник и государственный деятель.

Русь в середине XIIIXIV вв. Борьба за политическое лидерство на Руси. Соперничество Москвы и Твери. Княжеская власть и Орда. Московские князья и их политика. Иван Калита. Собирание Руси. Москва – центр объединения Русских земель. Подъем и развитие хозяйства и культуры. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Русь и Литва. Взаимоотношения Золотой Орды и Москвы в XIV в. Куликовская битва и ее значение. Рост национального самосознания. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.

Культура Руси в XIII–XIV вв. Особенности культурного развития. Влияние золотоордынского владычества на развитие культуры. Расцвет летописания и литературы. Архитектура. Складывание региональных особенностей в зодчестве. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Характерные черты русского быта. Народное творчество.

Московское княжество в первой половине XV в. Причины укрепление княжества. Феодальная война второй четверти XV в. и ее итоги. Складывания единого государства и его особенности. Василий II.

Внутренняя и внешняя политика Московского государства во второй половине XV века. Завершение политического объединения Русских земель. Иван III. Изменение системы управления государством. Боярская дума. Приказы. Государство и церковь. Ереси. Свержение золотоордынского ига. Стояние на р. Угре. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в его составе. Борьба за «киевское наследство». Войны с Великим княжеством Литовским. Подготовка и начало борьбы за Смо­ленск. Война с Ливонским орденом.

Экономическое и социальное развитие Московского государства во второй половине XV века. Своеобразие феодальных отношений. Рост феодального землевладения. Соотношение поместья и вотчины. Положение крестьян. Судебник 1497 года. Начало закрепощения крестьян. Изменения в социальной структуре России. Становление дворянства. Категории социально-зависимого населения. Тяглое население Руси. Город и городское население.

Культура и быт Руси в XV веке. Фольклор. Книжность. Летописание. Литература. Повести о борьбе с золотоордынскими захватчиками. Общественно-политическая мысль. Зодчество. Приглашение иностранных специалистов. Фрески и иконы. Дионисий. Повседневная жизнь.
История Отечества в XVI в.

Московское государство в XVI веке. Сословно-представительная монархия. Иван IV. Реформы 1550-х гг. «Избранная рада». А. Адашев. Сильвестр. Основные планы реформаторов. Судебник 1550 г. Церковный собор 1551 г. Земские соборы. Местничество и борьба с ним. Приказы. Итоги реформ. Опричнина: причины, методы и последствия. Оценка опричнины современниками и потомками. Обстоятельства отмены опричной политики. Последствия опричнины. Становление самодержавия. Итоги внутренней политики Ивана Грозного.

Внешняя политика Ивана IV. Задачи внешней политики России во второй половине XVI века. Западное направление внешней политики Ивана Грозного. Ливонская война. Южное и восточное направления внешней политики Ивана Грозного. Отношения с Крымским ханством. Присоединение Казани, Астрахани, Башкирии. Освоение Сибири. Расширение территории государства. Его многонациональный характер. Итоги внешней политики Ивана Грозного.

Государство и церковь в России в XVI веке. «Москва – третий Рим». Русское духовенство. Иосифляне и нестяжатели. Иосиф Волоцкий. Нил Сорский. Идеи воинствующих церковников.

Культура и быт в XVI веке. Фольклор. Просвещение. И. Федоров. Начало книгопечатания. Общественно-политическая мысль. Литература. Развитие публицистики. И. Пересветов. Зодчество. Иконопись. Быт и обычаи. «Домострой».
Россия в XVII в.

Россия на рубеже XVI–XVII вв. Обострение социальных и политических противоречий. Разрушение удельно-вотчинной системы. Династический кризис. Избрание на престол Бориса Годунова. Основные направления его политики. Кризис власти. Социальные противоречия.

Смута начала XVII века. Феномен самозванства. Власть и казачество. Лжедмитрий I. Правление Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Интервенция, патриотический подъем народа и освободительная война против польских и шведских захватчиков. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Земский Собор 1613 г. Начало династии Романовых. Возрождение страны после Смуты.

Россия в XVII веке. Политический строй. Усиление централизации. Становление элементов абсолютизма. Система приказов. Прекращение деятельности Земских соборов. Отмена местничества. Полки «нового строя». Местное управление. Законы. Соборное Уложение 1649 года. Завершение оформления крепостного права. Категории служилых людей. Духовенство. Изменение правового статуса посадского населения. Изживание земских учреждений и развитие приказного начала в системе государственного управления.

Новые явления в экономике России в XVII веке. Формирование единого экономического пространства России. Рост товарно-денежных отношений. Ремесло. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Рост городов и торговли. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Ярмарки. Торговля с европейскими странами. Реформы А. Л. Ордин-Нащокина. Торговый устав. Новоторговый устав.

Народы России в XVII веке. Новые территории в составе России. Национальный состав населения страны. Государственный статус присоединенных территорий Поволжья, Украины, Сибири и Дальнего Востока. Хозяйство. Религия. Культура.

Самодержавие и церковь в XVII веке. Церковь после Смуты. Кружок ревнителей древнего благочестия. Причины церковной реформы. Реформа патриарха Никона. Культурно-религиозные и социальные причины раскола. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Усиление разногласий между церковной и царской властью.

Народные движения в XVII веке. Причины и особенности народных выступлений. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина: ход требования восставших, значение. Выступления старообрядцев. Формы протеста раскольников.

Внешняя политика в XVII веке. Задачи внешней политики России после Смуты. Борьба России за выход к морям и ее результаты. Россия и Речь Посполитая. Воссоединение Украины с Россией. Отношения с Крымским ханством и Османской империей. Крымские походы. Русские первопроходцы в Сибири и на Дальнем Востоке: цели, результаты, последствия. Характер российской колонизации.

Культура и быт в XVII веке. Нарастание элементов рационализма и гуманизма в культуре. Усиление ее светского характера. Обмирщение культуры. Развитие общественно-политической мысли. «Новый летописец» и оформление идеологии новой династии. Развитие литературы. С. Полоцкий. Образование. Научные знания. Развитие церковного строительства. Московское (нарышкинское) барокко в светском строительстве. Иконопись. Живопись. С.Ф. Ушаков. Театр. Крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Сословный быт. Обычаи и нравы. Особенности быта: консерватизм, патриархальность и замкнутость.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconПрограмма междисциплинарного экзамена по направлению подготовки «Юриспруденция»
Перечень вступительных испытаний, минимальное количество баллов, информация о приоритетности вступительных испытаний, формы проведения...

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconЛитература (тест)
Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных...

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний Программа вступительных испытаний...
История как наука и методы ее изучения. Источниковедение и историография отечественной истории: этапы развития, школы и направления....

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconИзвлечение из правил приема Правила проведения вступительных испытаний...
Перечнем вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию,...

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconИзвлечение из правил приема Правила проведения вступительных испытаний...
Перечнем вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию,...

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата
Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,...

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconПеречень и формы проведения вступительных испытаний для обучения...
Перечень и формы проведения вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры и аттестационных испытаний – на второй...

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconПрограмма содержит перечень вопросов для вступительных испытаний,...
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Программа по истории порядок проведения вступительных испытаний iconПрограмма X вступительных испытаний по истории XI
Предмет курса истории России. Методы и источники изучения истории. Характеристика и виды исторических источников. Методология и теория...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную