МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании ШМО на заседании приказом директора школы учителей истории и педагогического совета от 08. 09. 2014 № 560 С
обществоведческих дисциплин Протокол от 29. 08. 2014 № 1
МБОУ СОШ № 8
Протокол от 28. 08. 2014 № 1 Рабочая программа
по истории России для 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Составлена на основе Программы курса «История России 6-9 классы» для общеобразовательных учреждений А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.: Просвещение, 2008 г.
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. История России. XX - начало XXI века. М.: Просвещение, 2013 г.
Автор-составитель:
Выборнова И.А.
учитель истории,
обществознания
Кстово
2014 г.
Содержание
1.Пояснительная записка: с. 3
- цели обучения
- место предмета
2. Распределение учебных часов по разделам программы. с. 4
3. Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 9 класса. с. 5
4. Критерии оценивания знаний учащихся с. 6
5. Используемый учебно-методический комплекс. с. 6
6. Календарно-тематическое планирование. с. 7-22
7. Литература. Методические пособия для учителя. с. 23
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории, Программы курса «История России 6-9 классы» для общеобразовательных учреждений А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.: Просвещение, 2008 г.
Рабочая программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет объем освоения, элементы содержания образования и требования к уровню подготовленности обучающихся. Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Основные цели обучения:
- формирование целостного представления об историческом пути России и судьбах народов, населяющих ее, основных этапах, важнейших событиях, крупных исторических деятелях России XX - начало XXI века;
- формирование личностного отношения к истории своей страны;
-освещение экономического, политического, социального и культурного развития России в XX - начале XXI века;
- воспитание гражданских и патриотических качеств;
- овладение методами исторического познания, умением работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе, повседневной жизни, участия в межкультурном взаимодействии.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
3
2.Распределение учебных часов по разделам программы
Россия на рубеже XIX –XX вв. – 8 час
Великая российская революция. 1917-1921г.г. – 4 часа
СССР на путях строительства нового общества – 6 часов
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. – 4 часа
СССР в 1945-1953 г.г. – 3 часа
СССР в 1953 – середине 60-х гг. XX века – 2 часа
СССР в середине 60-х-середине 80-х г. г. – 2 часа
Перестройка в СССР (1985-1991) – 2 часа
Россия в конце XX века – 2 часа
Россия в начале XXI века – 2 часа
4
3.Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 9 класса
Учащиеся должны в результате изучения курса:
Знать-Понимать:
- основные даты, участников, ключевые события истории России с начала XX в. до начала XXI в.;
- характерные черты социально-экономического, политического, духовного развития нашей страны, ее внешнеполитическую деятельность в данный исторический период, идеологию и практику общественных движений России в начале XX в., положение разных слоев населения;
- термины, понятия данного исторического периода.
Уметь:
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий, группировать явления и события по заданному признаку, определять общее и различия сравниваемых исторических событий; - объяснять, в чем состояли цели, результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных, политических движений, науки, культуры; - приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий, войн, революций; - высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей; - показывать на исторической карте территориальные изменения империи в XX в., центры промышленности и торговли, места военных действий и походов; - определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; - анализировать исторические явления, процессы, факты; - обобщать и систематизировать полученную информацию; - определять цели своей деятельности и представлять ее результаты, выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; - осуществлять самоконтроль и самооценку; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
5
4. Критерии оценивания знаний учащихся
Оценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4»:
Знание всего изученного программного материала.
Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2»:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Оценка «1» ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков. 5. Используемый учебно-методический комплекс
1. Программа курса «История России 6-9 классы» для общеобразовательных учреждений А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.: Просвещение, 2008 г.
2. Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. История России. XX - начало XXI века. М.: Просвещение, 2013 г.
3. Рабочая тетрадь 9 класс: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. XX - начало XXI века. М.: Просвещение, 2013 г.
6
6. Календарно-тематическое планирование №
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| Россия на рубеже XIX –XX вв.
| 1.
| Социально-экономическое развитие России в конце XIX-начале XX в.в.
| 1
| Объяснение исторического материала
| Территория и население Российской империи. Особенности Российской модернизации. Политический строй. Государственные символы. Социальная структура. Образ жизни. Экономика на рубеже веков. Роль государства в экономике. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Сельское хозяйство. Многоукладная экономика, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиции. Финансовая олигархия.
| Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Знать основные понятия. Работать с документами, анализировать
| параграфы 1, 2, таблица.
|
|
| 2.
| Общественно-политическое развитие России в конце XIX-начале XX в.в.
| 1
| Комбинированный урок
| Николай II. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». Создание РСДРП. Партия социалистов-революционеров. Либеральные организации. Либеральные проекты Свтополк-Мирского. Русификация, Социальная дифференциация, маргинализация населения.
| Называть характерные черты самодержавия, основное противоречие политической системы. Работать с документами, анализировать
| параграф 3
|
|
| 3.
| Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 г.г.
| 1
| Объяснение исторического материала
| Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – XX веков. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Начало русско – японской войны. Падение Порт – Артура. Ход военных действий в 1905 году. Окончание войны. Сближение России и Англии. Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация.
| Называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны; причины и характер войны; поражение и его последствия; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения. Работать с картой
| параграф 4, таблица
|
|
| 4.
| Первая российская революция
| 1
| Урок- практикум
| Причины, движущие силы, основные события этапов, характер, итоги революции. Манифест 17 октября. Государственная Дума.
| Знать причины, движущие силы, основные события, итоги революции, значение принятия Манифеста 17 октября. Систематизиро-вать причины и итоги в виде таблицы. Сравнивать программные установки либеральных партий. Соотносить названия партий и их лидеров. Объяснять понятие «парламентаризм». Работать с документами
| параграф 5, таблица
|
|
| 5.
| Реформы П. А. Столыпина.
| 1
| Комбинированный урок
| П. А. Столыпин. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Первые результаты реформ. Развитие кооперации. Артель, кооперация, отруб, хутор.
| Объяснять основные понятия, цели и итоги реформ Столыпина
| параграф 6
|
|
| 6.
| Политическая жизнь 1907-1914 г.г.
| 1
| Комбинированный урок
| Новый избирательный закон. III Государственная Дума. Ужесточение национальной политики. Нарастание революционных настроений. IV Государственная Дума.
| Характеризовать политическую жизнь страны в данный период
| параграф 6
|
|
| 7.
| Духовная жизнь Серебряного века.
| 1
| Урок-практикум
| Духовное состояние общества в начале ХХ века. Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка, балет, театр, кинематограф. Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.
| Работать с документами, таблицей, Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры
| параграф 8
|
|
| 8.
| Россия в Первой мировой войне.
| 1
| Комбинированный урок
| Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. (Важнейшие военные операции 1914-1918 гг.) Значение Восточного фронта.
| Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи. Работать с картой. Составлять таблицу событий
войны.
| параграф 9
|
|
| Великая российская революция. 1917-1921г.г.
| 9.
| Свержение монархии. Россия весной-летом 1917 г.
| 1
| Объяснение исторического материала
| Причины революции. Революционные события Февраля 1917 г. в Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Национальный вопрос после Февраля. Политические партии после Февраля. Апрельские тезисы. Апрельский и июньский кризисы власти. Июльский кризис власти. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова. Учредительное собрание, коалиционное правительство, кризис власти, двоевластие
| Называть причины Февральской революции, высказывать свои суждения о возможных вариантах развития событий после Февраля 1917. Характеризовать кризисы власти весной-летом 1917 года. Анализировать изменения политических сил после подавления выступления Корнилова. Излагать взгляды большевиков по вопросу о власти.
| параграфы 10, 11
|
|
| 10.
| Октябрьская революция. Формирование советской государственности
| 1
| Комбинированный урок
| Последний этап кризиса власти. Социально – экономическая ситуация. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. II Съезд Советов. Декреты о мире и земле. Установление новой власти в Москве и на местах,
| Рассказывать о лидерах большевиков, принимавших участие в подготовке и организации захвата власти в октябре 1917 г., раскрывать роль II съезда Советов, объяснять причины создания коалиционного правительства.
| параграфы 12, 13
|
|
|
|
|
|
| создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов. Брестский мир. Распад коалиционного советского правительства. Первые мероприятия в промышленности. Аграрная политика. Продовольственная диктатура. Выступление левых эсеров. Принятие Конституции 1918 года. Декрет, Учредительное собрание, гегемония, сепаратный мир.
| Объяснять причины роспуска учредительного собрания, излагать различные взгляды на мир, уметь показать территорию, которую потеряла Россия по Брестскому миру
|
|
|
| 11.
| Начало Гражданской войны. На фронтах Гражданской войны.
| 1
| Комбинированный урок
| Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против Советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Выступление Чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Красный террор. Южный фронт. Поход в Петроград. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля. Понятия: гражданская война, интервенция, локальный, эскалация, концентрационный лагерь, красный и белый террор.
| Знать понятия: гражданская война, интервенция, локальный, эскалация, концентрационный лагерь, красный и белый террор. Работать с картой. Уметь сравнивать войну с другими гражданскими войнами в истории.
| параграфы 14, 15
|
|
| 12.
| Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
| 1
| Комбинированный урок
| Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Политика «военного коммунизма». Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. «Малая гражданская война», Кронштадское восстание, причины поражения белых и победы красных. Аннулировать, денационализация, чрезвычайная продовольственная политика, «военный коммунизм», продразверстка.
| Усвоить сущность политики военного коммунизма, проводить сравнение экономических политик, их влияние на итоги войны
| параграфы 16, 17
|
|
| СССР на путях строительства нового общества
| 13.
| Переход к НЭПу. Образование Союза Советских Социалистических республик
| 1
| Объяснение исторического материала
| Причины перехода к новой экономической политике. Решения Х съезда РКП (б). План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. Национальные окраины в гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы, проекты построения социализма и борьба вокруг них. Образование СССР. Первая конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. НЭП, аренда, концессия, продналог, хозрасчет, продразверстка. Суверенитет, федерация, однопартийная система, авторитарный режим, унитарное государство Конституция 1924 года. И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Н.И.Бухарин
| Усвоить сущность НЭПа. Уметь сравнивать НЭП с другими экономическими политиками. Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР. Усвоить понятие «социализм»
| параграфы 18,19
|
|
| 14.
| Международное положение и внешняя политика в 20-е годы
| 1
| Комбинированный урок
| Преодоление дипломатической изоляции. Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты с западными странами. Создание и деятельность Коминтерна. Генуэзская конференция. Рапалльский договор.
| Владеть понятиями «полоса непризнания» и «процесс признания» СССР
| параграф 20
|
|
| 15.
| Политическое развитие в 20-е годы. Духовная жизнь СССР в 20-е годы
| 1
| Комбинированный урок
| Сращивание государственного и партийного аппарата. Учреждение однопартийной политической системы. Основное противоречие НЭПа. Сталин против Троцкого. Борьба с неграмотностью. Творцы «Серебряного века» в Советской России. Эмиграция. Партийный контроль над духовной жизнью. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Саботаж, анафема, атеизм, конструктивизм. «правый» уклон, ликбез, волна эмиграции, «сменовеховство».
| Уметь соотносить события по данной проблеме с современностью. Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей
| параграфы 21, 22
|
|
| 16.
| Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.
| 1
| Объяснение исторического материала
| Цели, задачи, особенности индустриализации в СССР. Источники индустриализации. Методы индустриализации. Итоги первых пятилеток Цели, методы, результаты коллективизации. «Головокружение от успехов». Колхозное крестьянство. Индустриализация, стахановское движение, великий перелом, пятилетка, социалистическое соревнование ,большой скачек, Коллективизация, кулак, бедняк, середняк, колхоз, совхоз, раскулачивание, ликвидация кулачества как класса.
| Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать содержание этапов индустриализации хронологию Усвоить цели и задачи «нового курса» в деревне. Уметь делать оценку раскулачивания и политики к беднейшим и середняцким слоям, итогов «нового» деревенского курса
| параграфы
23, 24
|
|
| |