Решение заседания кафедры Протокол №5 «27»






НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №5 «27»
страница1/3
Дата публикации17.03.2015
Размер0.49 Mb.
ТипРешение
e.120-bal.ru > История > Решение
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_всеобщей истории и теологии

_Жиряков И.Г.__

Решение заседания

кафедры Протокол № _5_

«_27_» _января__2011_г.

Аннотированная программа дисциплины/ модуля

«История стран Востока в новейшее время»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Историческое образование

Квалификация: бакалавр

Составители: Шеремет В.И., доктор исторических наук, профессор, профессор Кафедры всеобщей истории и теологии, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН; Жиряков И.Г., доктор исторических наук, профессор

Москва-2011

Цель: 

Задачи:

 

Объем в ЗЕ: _7_

Время изучения: курс_4__семестр _7-8_семестр__

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

_История стран Востока в новое время,_История стран Запада в новое время, _

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ :

_Данный модуль является базой для изучения дисциплин в комплексе магистерской подготовки ___________________________________________________________

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

Мировоззренческий, инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

  1. _ Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

  2. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

  3. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии.

5. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

  1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

  2. Технология с применением метода проектов.

  3. Тренинговая технология.

  4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

  1. Групповой тренинг.

  2. Решение ситуационных задач.

  3. Деловая игра.

  4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: __Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

2 уровень сложности: __Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.

3 уровень сложности: __Деловая и ролевая игра, например, судебное разбирательство или заседание экспертной группы.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - мировоззренческий, профессиональный кластер

Краткое содержание курса

Тема 1. Первая мировая война и Восток.

Первая мировая война и Восток. Участие Османской империи в войне на стороне Тройственного союза. Япония и ЮАС в составе Антанты. Позиция других юридически суверенных государств по отношению к войне (Китай, Иран и т.д.). Использование европейскими державами людских и материальных ресурсов своих колоний в Азии и Африке для ведения войны. Окончание войны. Передел колоний побежденных стран державами-победительницами по Версальско-Вашингтонской системе. Усиление позиций Японии и США в Восточной Азии и на Тихом океане.

Нарушение в ходе войны установившихся торгово-экономических связей между метрополиями, особенно крупнейшими из них – Англией и Францией, и их колониями из-за вовлеченности линий морских коммуникаций между ними в сферу военных действий. Особая агрессивность при этом германского морского флота, действия которого в Атлантическом и Индийском океанах наносили сильный урон британскому и французскому торговым флотам. Обострение в колониях дефицита товаров, особенно хлопчатобумажных тканей, производство которых еще в XIX – начале XX в. было перебазировано из ряда азиатских и североафриканских колоний в европейские страны. Продолжавшаяся заготовка колониальными властями в ходе войны сельхозпродуктов и минерального сырья по заниженным ценам в надежде на их удачную доставку в метрополию. Обострение экономического кризиса в колониях. Неизбежность проявления в этих условиях среди местных жителей первых и новых групп предпринимателей для производства и сбыта товаров первой необходимости. Продолжение этой тенденции и после окончания войны. Зарождение и упрочение экономических позиций национальной буржуазии. Первые требования национальной буржуазии о самоопределении, независимости их стран.
Тема 2. Усиление процессов утверждения капитализма в ряде стран Азии и Африки в ходе и после Первой мировой войны. Влияние Октябрьской революции в России на дальнейшее развитие национально-освободительных движений народов Востока

Степень участия африканских и азиатских стран и афро-азиатских колоний в первой мировой войне. Изменения в социальной структуре афро-азиатских обществ. Укрепление позиций национального среднего и крупного предпринимательства. Ослабление роли компрадорской буржуазии и феодалов в послевоенное время. Усиление дифференциации крестьянства и рост численности рабочего класса. Особенности воздействия хода и результатов первой мировой войны и Октябрьской революции в России на формирование политического мировоззрения афро-азиатской интеллигенции.
Тема 3. Турция в 1918-1945 гг.

Поражение Османской империи в Первой мировой войне. Мудросское перемирие 30 октября 1918 г. Севрский мирный договор между странами Антанты и султанской Турцией 10 августа 1920 г. непризнание данного договора Великим национальным собранием Турции (ВНСТ), созванным в апреле 1920 г, в Анкаре. Борьба турецкого народа за независимость под руководством ВНСТ во главе с Мустафой Кемалем против вторгнувшихся сил Греции, поддержанных Антантой Установление Турцией дипломатических отношений с Советской Россией. Заключение советско-турецкого договора о дружбе и братстве от 16 марта 1921 г.

Урегулирование спорных пограничных вопросов на основе признания Советской Россией турецкими территориями Карса, Ардагана и Артвина, а Турцией - советской территорией Батуми. Заключение договоров о дружбе между закавказскими советскими республиками ― Азербайджаном, Арменией и Грузией ― и Турцией при участии Советской России 13 октября 1921 г. Заключение подобного договора с Турцией от имени Советской Украины М.В. Фрунзе. Значение поддержки молодой Турции советскими республиками в деле ее выживания и становления.

Упразднение ВНСТ I ноября 1922 г. султаната, а 18 ноября того же года - низложение им Вахидэддина с поста халифа. Выборы ВНСТ в апреле 1923 г. Создание по инициативе М. Кемаля Народно-республиканской партии на базе сыгравших свою патриотическую роль Обществ защиты прав. Официальное провозглашение в октябре того же года первой на Ближнем Востоке республики. Избрание ее первым президентом М. Кемаля, которому впоследствии ВНСТ присвоил имя Ататюрк (отец турок).

Провал англо-греческой интервенции против Турции, вынужденное подписание державами Антанты и Грецией соглашения о перемирии с Турцией в г. Муданья. Прекращение военных действий. Победа Турции. Подписание 29 октября 1923 г. Лозаннского мирного договора, отменившего Севрский договор о расчленении Турции и давшего ей возможность самостоятельного существования в границах собственно Турции. Мустафа Кемаль о значении советской помощи в деле выживания и становления молодой Турецкой республики.

Экономическая обстановка в стране после Лозанны. Тяжелое положение основной массы населения страны. Реформы 1923-1924 гг. Конституция 1924 г. Прогрессивные стороны основного закона, в то же время его противоречивый характер. Рост разногласий в правящей элите, особенно после смерти М.К. Ататюрка в 1938 г. Сближение и слияние революционной в прошлом национальной буржуазии с оппозиционными помещичье-правобуржуазными кругами. Отражение данного обстоятельства на дальнейшем политическом и социально-экономическом развитии страны. Внешняя политика. Конвенция в Монтрё о режиме проливов. В дальнейшем - ухудшение новыми правящими кругами отношений с СССР и сближение с фашистской Германией. Появление в конце Второй мировой войны противоположной, проатлантической ориентации. Дальнейшее ухудшение отношений с СССР. Общая характеристика турецкого нейтралитета в период второй мировой войны.
Тема 4. Иран в 1918-1945 гг.

Политическая система и социально-экономическая жизнь в начале XX в. Подписание шахом Мозафар эд-Дином в 1901 г. соглашения с австралийским финансистом Н. Д'Арси соглашения о предоставлении нефтяной концессии. Создание в 1908 г. на основе данной концессии Англо-иранской нефтяной компании (АИНК). Переход накануне Первой мировой войны 51% акций компании в руки английского правительства. Иран во время Первой мировой войны. Военные действия на территории Ирана между противостоящими силами, несмотря на объявленный Ираном нейтралитет. Иран в конце Первой мировой войны.

Влияние Октябрьской революции в России на внутриполитической положение Ирана. Английская оккупация Ирана и англо-иранское соглашение 1919 г. Подъем антианглийского национально-освободительного движения. Установление в 1920 г. советско-иранских дипломатических отношений. Подписание 26 февраля 1921 г. советско-иранского договора. Содержание договора. Осуществление при участии Англии в 1921 г. государственного переворота и утверждение у власти командующего персидской казачьей бригады Реза-Хана Пехлеви. Утверждение в 1925 г. у власти династии Пехлевидов вместо свергнутой династии Каджаров. Утверждение во внешней политике прогерманской ориентации. Падение авторитета власти в стране из-за алчности и жестокости шаха. Отказ Реза-шаха в августе 1941 г. удовлетворить требования СССР и Англии выдворить германских агентов из страны и разрешить транзитные перевозки по дорогам Ирана. Ввод в Иран войск СССР в соответствии с договором 1921 г. и войск Англии. Отречение шаха от власти. Приведение к трону его сына Мухаммеда Реза Пехлеви. Иран во время Второй мировой войны. Его деловые связи с силами антигитлеровской коалиции.


Тема 5. Афганистан в 1918-1945 гг.

Политическая система в период Первой мировой войны. Приход в 1919 г. к власти Амануллы. Третья англо-афганская война. Признание в 1919 г. Советским правительством независимого Афганистана и установление с ним дипломатических отношений. Вынужденное признание Англией независимости Афганистана.

Подписание 28 февраля 1921 г. советско-афганского дружественного договора.

Потенциальные возможности, заложенные в законах 1921 г. «О поощрении промышленности» и 1923 г. «О неограниченном праве собственности на землю, ее свободной купле и продаже». Невозможность их осуществления при тогдашних социально-культурных и общественно-психологических условиях. Восстание 1928 г. и свержение правительства Амануллы. Приход к власти Бачао Сокао. Свержение в 1929 г. правительства Б. Сокао и провозглашение королем Афганистана Надир-шаха. Афганистан в 30-х годах и в период Второй мировой войны. Развитие дружественных отношений между СССР и Афганистаном в годы войны.
Тема 6. Арабский мир: от колониализма к национальной независимости

Результаты захватнической политики колониальных держав в арабских странах к началу Первой мировой войны Существование колониального господства Оттоманской империи над Палестиной, Месопотамией, Сирией, Ливаном, Центральной и Южной Аравией; Великобритании - над Египтом, Суданом, Кувейтом, Договорным Оманом (нынешние ОАЭ), Оманом, Бахрейном, Катаром, Гибралтаром; Франции - над Алжиром, Марокко, Тунисом, Мавританией; Италии -над Ливией, Эритреей; Испании - над Западной Сахарой.

Изменение статуса некоторых арабских стран по окончании Первой мировой войны: переход бывших владений Оттоманской империи - Палестины и Месопотамии к Великобритании; Сирии и Ливана - к Франции; вынужденное признание Великобританией и Францией прав Северного Йемена и Хиджаза, Неджда и присоединенных областей на создание суверенных государств в 1919 и 1926 гг.

Рост национально-освободительных движений арабских народов после Первой мировой войны. Вынужденные признания Великобританией, с рядом условий, независимости Египта в 1922 г. и Ирака в 1930 г., Францией - Сирии в 1941 г. и Ливана в 1943 г.

Развитие национально-освободительных движений в арабских странах в ходе и после Второй мировой войны и провозглашение национальной независимости Иордании в 1946 г., Ливии в 1951 г., Туниса, Марокко, Судана в 1956 г., Сомали и Мавритании в 1960 г., Кувейта в 1961 г., Алжира в 1962 г., Южного Йемена в 1967 г., Омана, Договорного Омана (ОАЭ), Бахрейна и Катара в 1971 г., Западной Сахары в 1976 г. Углубление национально-освободительных движений, выразившееся в победе антиимпериалистических и антифеодальных революций в Египте в 1952 г., Ираке в 1958 г., Сирии в 1963 г. и т.д. | Особое значение революции в Египте, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие национально-освободительных движений в арабских и африканских государствах.
Тема 7. Китай в 1918-1949 гг. Победа народной революции в Китае

Движение 4 мая 1919 г., создание в 1921 г. КПК, реорганизация в 1924 г. партии Гоминьдан с вхождением в нее и коммунистов. Помощь СССР Гоминьдану. Провозглашение 1 июля 1925 г. Гуанчжоусского правительства Сунь Ятсена общенациональным правительством. Смерть Сунь Ятсена в марте 1925 г. и изменение соотношения сил внутри Гоминьдана. Второй съезд Гоминьдана в 1926 г. Усиление позиции и власти Чан Кайши, ставшего главнокомандующим сил Гоминьдана. Северный поход гоминьдановских войск. Расширение гоминьдановских территорий за счет присоединения Шанхая, Нанкина, Уханя и ряда других городов и провинций.

Изменение политического курса Чан Кайши, окончательный разрыв с КПК. Провозглашение им в 1927 г. в Шанхае своего правительства в качестве общенационального и переезд его правительства в Нанкин. Признание влиятельным милитаристом Фэнь Юйсянем и другими милитаристами власти Чан Кайши.

Принятие правительством Чан Кайши в 1928 г. официального заявления о завершении военного этапа революции в связи с объединением всех территорий страны вокруг единого правительства и о начале преобразовательной деятельности на буржуазной основе.

Осуждение Компартией Китая политического переворота, осуществленного Чан Кайши в 1927 г., и начало ею самостоятельной революционной борьбы. Основы ее стратегии и тактики. Военно-революционные походы под ее руководством.

Блок Гоминьдана и КПК в период антияпонской освободительной войны в 1937-1945 гг Китай в составе антифашистско-антимилитаристского блока.

Разрыв блока Гоминьдана и КПК в конце 1945 г. Начало нового этапа гражданской войны между ними. Внешние факторы войны. Победа сил, возглавляемых КПК. 1 октября 1949 г. - день победы новодемократической революции в Китае, провозглашение КНР.

Социально-политическое положение Китая после первой мировой войны. Борьба милитаристских клик за верховенство. Закрепление за Китаем статуса полуколониальной страны на Парижской и Вашингтонской конференциях. «Движение 4 мая» 1919 г. Распространение в Китае идей социализма. Сунь Ятсен, эволюция политических взглядов и его деятельность после первой мировой войны. Компартия Китая и партия Гоминьдан в начале 20-х годов; проблемы взаимоотношений. Позиции партий в вопросах тактики и стратегии национально-освободительной борьбы, создания единого национального фронта. Отношения патриотических сил Китая с Советской Россией и Коминтерном. «Движение 30 мая» (1925 г.) и революционные события 1925-1927 годов. "Нанкинское десятилетие". Характер и политический курс гоминь-дановской власти во главе с Чан Кайши. Антисоветские провокации Гоминьдана и конфликт на КВЖД. Гражданская война (1927-1936 гг.). Создание Китайской Красной Армии. Усиление позиций Мао Цзедуна в руководстве КПК. Движение под лозунгом Советов. Образование советских районов и освобожденных зон под контролем КПК.

Агрессия Японии против Китая и начало освободительной войны китайского народа. Заключение СССР пакта о ненападении с Китаем. Установление сотрудничества между компартией и Гоминьданом. Формирование единого антияпонского движения (1937-1945 гг.). Измена прояпонской группировки Ван Цзингвэя. Капитуляция Японии в сентябре 1945 г.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №5 20
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 30
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...

Решение заседания кафедры Протокол №5 «27» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 30
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную