На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации "История и обществознание"






Скачать 150.02 Kb.
НазваниеНа районный конкурс мультимедийных уроков в номинации "История и обществознание"
Дата публикации01.03.2015
Размер150.02 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > История > Урок



Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 20

Белоглинского района"


На районный конкурс

мультимедийных уроков

в номинации

"История и обществознание"

Предмет: история

Тема урока:

Углубление кризисных явлений

в СССР

11 класс




Автор проекта:

Орехова Елена Николаевна

учитель истории МОУ СОШ № 20

п. Центральный

2007

Предмет: История

Класс: 11

Тема урока: Углубление кризисных явлений в СССР

Тип урока: комбинированный, проблемный
Используемый УМК:

1.Авторизованная программа (утверждена решением педсовета протокол № 1 от 31 августа 2006 г.), разработанная на основе программы Козленко С.И., Загладина Н.В., Загладиной Х.Т. История Отечества. XX - начало XXI века. Программа курса. - М.: "Русское слово", 2003г.

2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. XX - начало XXI века: учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. - М., "Русское слово", 2005.

3. Баранов П.А. Тесты по истории России XX - начала XXI века: 11 класс: к учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. "История Отечества. XX - начало XXI века". - М., Экзамен, 2006.
Цель урока: сформировать представление о причинах и характере кризиса внутренней и внешней политики в СССР на рубеже 1970-х – 1980-х гг.

Задачи урока:

1. Обучающая: выяснить, чем был вызван провал политики разрядки в конце 1970-х годов; рассмотреть какое влияние на внешнее и внутреннее положение СССР оказали события в Афганистане; проанализировать политику Ю.В. Андропова

2. Развивающая: продолжить формирование умений оценивать исторические явления, действия людей;

3. Воспитывающая: на основе конкретных примеров из жизни советских людей воспитывать личностное отношение к историческим событиям и их участникам.
Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, CD-диск с презентацией;

- учебник: история Отечества. ХХ век. Автор Н.В. Загладин;

- тест по проверке домашнего задания;

- записи на доске.
Оформление доски:


Основные даты:
1979г. – ввод Советских войск в Афганистан
1980г. – кризис в Польше
1983г. – избрание

Ю.В. Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС

Тема: Углубление кризисных явлений в СССР

Проблемный вопрос:
Была ли необходимость реформировать политическую систему в СССР в 1980-е гг.?



Термины:

- «теневая» экономика
- бартер
- коррупция

Персоналии:
Ю.В. Андропов
К.У. Черненко


Ход урока


Этапы

урока



Методические действия учителя

Учебная

деятельность

учащихся


Орг. момент (1’)
Сообщение темы и цели урока (1’)

Учитель:

1. Проверка домашнего задания

(10’)
-письменная работа (10’)
- рассказы подготов-ленных учеников

(5’)
- беседа с учащимися

(5’)


2. Изучение нового

материала
Вводное слово учителя

2.1. Провал политики разрядки

Работа с документом

(3’)

2.2. Дея-

тельность

Ю.В. Анд-

ропова
Сообщение

учащегося

(4’)

Работа с диаграммой

Учитель:


Учитель:

Работа с терминами

(3’)


2.3.Ужесто-чение борьбы с инакомыс-

лием
Учитель:

Учитель:


Закрепление изученного материала (2’)
3.Организа-ция домаш-него зада-ния (1’)
Учитель:

Итог урока

(1’)


Заполнение журнала

Слайд № 1

Тема нашего урока: углубление кризисных явлений в СССР.

Целью сегодняшнего урока является формирование в вашем сознании представления о причинах и характере кризиса в СССР на рубеже 1970-х – 1980-х гг.
Обратите внимание на план урока

Слайд № 2

1. Проверка домашнего задания

2. Изучение новой темы

2.1. Провал политики разрядки

2.2. Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны

2.3. Ужесточение борьбы с инакомыслием

3. Организация домашнего задания

Давайте проверим домашнее задание.

1. Письменно - тест (6 человек)

2. На предыдущем уроке вы получили задание узнать у родных, как они жили в период разрядки в 1970-е годы. (2-3 человека)
Слайд № 3

3. Беседа по вопросу (учебник с.349 вопрос 3):

Назовите основные направления

альтернативной идеологии, сложившиеся

в 1970 – 1980-х гг. в СССР. Охарактеризуйте

каждое из них.
Итак, мы приступаем к изучению новой темы.
В конце урока нам предстоит решить проблему:

Слайд № 4

Была ли необходимость реформировать политическую систему в СССР в 1980-е гг.?

В 70-е годы СССР стремился оказывать материальную помощь зарубежным коммунистам, которая вела к растрате государственных ресурсов, а также осложняла положение СССР на международной арене.
Слайд № 5

В 1978 г. в Афганистане в результате переворота к власти пришли люди, которые заявили о своей приверженности идеям социализма. В стране начинается гражданская война. Революционные лидеры все настойчивей обращались к СССР за военной помощью.
Слайд № 6

25 декабря 1979 г. после долгих споров среди советских руководителей в Афганистан были введены советские войска для поддержания стабильности в регионе.
Слайд № 7

Последствия этого шага:

1. СССР потерял более 14 тысяч советских военнослужащих, более 50 тысяч раненых, более 400 тысяч утратили здоровье.

2. Дополнительные расходы для советской экономики.

3. Нарастает недовольство в обществе.

4. Большинство членов ООН осудили действия СССР.

5. Осложнились отношения с США, начался новый этап «холодной войны».
Из нашего района также отправляли призывников на войну в Афганистан. Трое из них погибли, полностью выполнив свой воинский долг перед своей страной.
Давайте вспомним их.

Слайд № 8

1. Сержант

Иван Щербаков

Погиб в 1982 году

2. Капитан Сергей Молчанов
Погиб в 1987 году

3. Рядовой Вячеслав Скрипалев
Погиб в 1988 году
Слайд № 9

В середине 1970-х гг. польское руководство, стремясь расплатиться с долгами Западу, усилило нажим на трудящихся. В ответ начались забастовки. В обществе усиливалось влияние католической церкви. В ноябре 1980 г. был создан независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. «Солидарность» начинает бороться за демократические реформы в своей стране. В сложившейся обстановке лидеры СССР не решились ввести свои войска в Польшу.

Слайд № 10

Прочитайте документ в учебнике на с. 352 и ответьте на вопрос к нему:

- как вы, думаете, почему советское руководство не ввело войска в Польшу?

Слайд № 11

Со смертью в 1982 г. Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов.

Давайте послушаем сообщение о личности

Ю.В. Андропова, которое подготовил…

(Ф.И. учащегося)
Как бывший руководитель КГБ Ю.В. Андропов лучше других лидеров представлял себе реальное положение страны.

Давайте вспомним основные проблемы эпохи «застоя».
Слайд № 12

- снижение темпов экономического роста;

- слабое развитие микроэлектроники, биотехнологии, информатики;

- сохранение экстенсивных методов хозяйствования;

- вывоз сырья и закупка продовольствия;

- формирование «теневой экономики»;

- снижение жизненного уровня населения;

- накопление критического потенциала в обществе: сомнения о «загнивающем капитализме»
Все проблемы в СССР связывались в первую очередь с зарубежными спецслужбами, а также плохой работой отдельных чиновников.

Поэтому Ю.В. Андропов начал свою деятельность в четырех направлениях:
Слайд № 13

- ужесточение трудовой дисциплины;

- борьба с коррупцией в высших эшелонах власти;

- ужесточение борьбы с инакомыслием;

- увеличение расходов на военные цели.
А сейчас давайте разберем новые термины:
Слайд № 14

Коррупция – подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

«Теневая» экономика – система производства и реализации товаров, действующая нелегально, вне рамок существующего законодательства.

Бартер – прямой товарообмен между предприятиями неучтенной продукцией, сырьем, узлами и оборудованием.
Слайд № 15

Расцвет коррупции был результатом складывания

«теневой» экономики. Руководители предприятий использовали все средства, чтобы создать сверхнормативные, неучтенные государством запасы возможного дефицита.

«Теневая» экономика подразумевала бартер неучтенной продукцией.

Но на тот момент советская экономика с ее централизованным управлением не могла нормально существовать без «теневой» экономики.


Большинство населения позитивно восприняла начавшиеся перемены, это дало партии повод для ужесточения мер борьбы с инакомыслием.
Слайд № 16

Людей, взгляды которых вызывали недовольство у партийных деятелей, отправляли на принудительное лечение в психиатрические больницы. Советских людей во всех СМИ убеждали, что источником всех проблем

в обществе являются внешние враждебные силы, в особенности – США.
Политика Ю.В. Андропова до сих пор вызывает споры среди историков. Одни положительно относятся к его деятельности, другие его критикуют за ужесточение режима.

А что вы думаете об этом, мы узнаем на следующем уроке.
Слайд № 17

В феврале 1984г. после смерти Ю.В. Андропова пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял

73-летний К.У. Черненко. Его непродолжительное правление стало попыткой консерваторов остановить начавшийся процесс преобразований.


Слайд № 18

Итак, попытайтесь ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока, свой ответ аргументируйте.

Запишите домашнее задание:

Слайд № 19

- изучить § 37

Задание на выбор:

- ответить на вопрос: как вы оцениваете деятельность Ю.В. Андропова;

- узнайте мнение своих родственников: как они отнеслись к вводу советских войск в Афганистан в 1979 году.
Выставление оценок

Сообщение дежурного.

Учащиеся готовятся к опросу

Учащиеся обращают внимание на экран и записывают тему в тетрадь

Работа с тестом
Выступления учащихся

Ответы учащихся


Учащиеся зачитывают проблемный вопрос

Учащиеся называют наших земляков

Учащиеся изучают документ и отвечают на вопрос

Заслушивание

сообщения


Учащиеся называют основные проблемы


Учащиеся зачитывают основные направления
Учащиеся записывают термины в тетрадь

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос


Учащиеся записывают домашнее задание


Тест к уроку: «Углубление кризисных явлений в СССР»
1.Установите правильное соответствие:
а) 1968 г. 1. Подписание Заключительного акта Совещания в Хельсинки

б) 1969 г. 2. Ввод советских войск в Чехословакию

в) 1972 г. 3. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)

г) 1975 г. 4. Принятие Брежневской Конституции СССР

д) 1977 г. 5. Военные столкновения на советско-китайской границе.

(Ответ: а-2, б-5, в-3, г-1, д-5)

2. Выберите из предложенных утверждений правильное. Выпишите его номер.
а) Период снижения напряженности в международных отношениях в 1970-х гг. получил название нейтралитета.

б) Конституция СССР 1977 г. декларировала, что ядром политической системы СССР является КПСС.

в) Система мер по ограничению суверенитета социалистических государств после событий в Чехословакии в конце 1960-х гг. получила, название социалистической интеграции.

г) Достижение к 1970-м гг. равновесия стратегических вооружений СССР и США называется альянсом.

(Ответ: б)

3. Что является лишним в ряду?
Мероприятия советской внешней политики в 1964-1985 гг.:
а) конфликт с Китаем на острове Даманский

б) ввод советских войск в Чехословакию

в) создание Организации Варшавского договора

г) подписание договора ОСВ-1

(Ответ: в)

4. О ком (чем) идет речь?
а) Название (от лат. Несогласный) участников движения (в СССР в 1960-1970-е гг.) за политические и гражданские свободы. Некоторые участники этого движения были подвергнуты арестам, высылке из страны, принудительному лечению в психиатрических больницах. Сыграли заметную роль в последующей демократизации общества.

(Ответ: о диссидентах)

б) Этот партийный и государственный деятель избирался в ЦК партии с 1941 г., а с 1947 г. до самой смерти в 1982 г. неизменно входил в состав секретарей ЦК КПСС, занимался вопросами идеологии, при Л.И.Брежневе был вторым человеком в партии. Контролировал деятельность всех идеологических, научных и культурных учреждений в стране. Имел прозвище «серый кардинал», олицетворял собой незыблемость постулатов существования системы при одновременном умении лавировать и быть необходимым при всех сменах вождей. По праву считается последним представителем сталинской школы, ее наследником и продолжателем. Похоронен у Кремлевской стены.

(Ответ: о М.А. Суслове)

5. Объясните термины:
а) Самиздат

6) Правозащитная деятельность


КОММЕНТАРИЙ – ПОЯСНЕНИЕ
Данная тема урока «Углубление кризисных явлений в СССР» является пятой в разделе «СССР в годы коллективного руководства» в курсе «История России XX век». Она подводит учащихся к осознанию того, что в СССР к началу 80-х годов во всех сферах жизни общества углубляется кризис, из которого необходимо было искать выход.

Целью данного урока являлось сформировать представление о причинах и характере кризиса внутренней и внешней политики в СССР к началу 80-х годов.

Задачи, поставленные перед уроком, были направлены на то, чтобы учащиеся продолжили учиться оценивать, анализировать исторические явления, действия людей. А на конкретных примерах из жизни родных осознать, что каждый из нас причастен к истории своей страны.

Отбор наглядных средств по теме использовался с целью расширения знаний, а также для формирования мотива личной заинтересованности.

Материал урока показал себя достаточным и подходящим для решения учебно-познавательных задач.

Тип урока – комбинированный, поэтому связь с предыдущими темами прослеживается на протяжении всего урока. При изучении новой темы была поставлена проблемная задача, которую учащимся необходимо было решить к концу урока. Также была организована работа с новым документом, с новыми терминами.

При проверке домашнего задания применялись тесты, при подготовке сообщений учащиеся провели опрос среди родных по данному периоду истории, а также была организована беседа по предыдущей теме.

На уроке были реализованы принцип наглядности, принцип связи с жизнью (ребята вспомнили о земляках, погибших в Афганистане).

При организации домашнего задания для учащихся была создана ситуация выбора.

На уроке использовались элементы технологии проблемного обучения и элементы информационно-коммуникационных технологий. В течение урока постепенное накопление знаний привело учащихся к решению проблемы, поставленной перед ними в начале урока.

Подготовленная презентация позволила учителю проиллюстрировать урок. Применение таких презентаций позволяют не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание только на изучаемом объекте. Такие презентации к урокам дают возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты, диаграммы и т.д.

Таким образом, подготовка презентации к уроку – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учащимися.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconСекции
Районный конкурс исследовательских работ школьников для обучающихся 5-11 классов по предметам: математика, информатика, физика, химия,...

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconБоголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Матвеев А. И. Обществознание:...
Мбоу осош №3 на 2013-2014 учебный год календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» составлено на 99 часов. Материал...

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconМетодические рекомендации к подготовке материалов на конкурс в номинации
«Инновационные образовательные программы (проекты), реализуемые в двух и более учреждениях»

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconМетодические рекомендации к подготовке материалов на конкурс в номинации
«Инновационные образовательные программы (проекты), реализуемые в двух и более учреждениях»

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconКонкурс проводится по номинации: «Лучший исследовательский проект по корпоративному управлению»
Евразийского экономического форума молодежи, Зам председателя Координационного Совета аеэку, Президент ано «Большой Евразийский университетский...

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconКонкурс проводится по следующим
История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,...

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconУроки английского языка КиМ (5кл.) Cd
Наличие разработок уроков с использованием технических средств (перечисление тем уроков)

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов «История» и«Обществознание»...
В 2014-2015 учебном году в преподавании учебных предметов«История» и «Обществознание» в основной школе есть ряд особенностей

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов «История» и«Обществознание»...
В 2014-2015 учебном году в преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в основной школе есть ряд особенностей

На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации \"История и обществознание\" iconИспользование мультимедийных презентаций в учебном процессе учебное пособие
Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе: учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во Омгту, 2010. – 80 с






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную