Скачать 150.02 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 20 Белоглинского района" На районный конкурс мультимедийных уроков в номинации "История и обществознание" Предмет: история Тема урока: Углубление кризисных явлений в СССР 11 классАвтор проекта: Орехова Елена Николаевна учитель истории МОУ СОШ № 20 п. Центральный 2007 Предмет: История Класс: 11 Тема урока: Углубление кризисных явлений в СССР Тип урока: комбинированный, проблемный Используемый УМК: 1.Авторизованная программа (утверждена решением педсовета протокол № 1 от 31 августа 2006 г.), разработанная на основе программы Козленко С.И., Загладина Н.В., Загладиной Х.Т. История Отечества. XX - начало XXI века. Программа курса. - М.: "Русское слово", 2003г. 2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. XX - начало XXI века: учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. - М., "Русское слово", 2005. 3. Баранов П.А. Тесты по истории России XX - начала XXI века: 11 класс: к учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. "История Отечества. XX - начало XXI века". - М., Экзамен, 2006. Цель урока: сформировать представление о причинах и характере кризиса внутренней и внешней политики в СССР на рубеже 1970-х – 1980-х гг. Задачи урока: 1. Обучающая: выяснить, чем был вызван провал политики разрядки в конце 1970-х годов; рассмотреть какое влияние на внешнее и внутреннее положение СССР оказали события в Афганистане; проанализировать политику Ю.В. Андропова 2. Развивающая: продолжить формирование умений оценивать исторические явления, действия людей; 3. Воспитывающая: на основе конкретных примеров из жизни советских людей воспитывать личностное отношение к историческим событиям и их участникам. Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор, экран, CD-диск с презентацией; - учебник: история Отечества. ХХ век. Автор Н.В. Загладин; - тест по проверке домашнего задания; - записи на доске. Оформление доски:
Ход урока
Тест к уроку: «Углубление кризисных явлений в СССР» 1.Установите правильное соответствие: а) 1968 г. 1. Подписание Заключительного акта Совещания в Хельсинки б) 1969 г. 2. Ввод советских войск в Чехословакию в) 1972 г. 3. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) г) 1975 г. 4. Принятие Брежневской Конституции СССР д) 1977 г. 5. Военные столкновения на советско-китайской границе. (Ответ: а-2, б-5, в-3, г-1, д-5) 2. Выберите из предложенных утверждений правильное. Выпишите его номер. а) Период снижения напряженности в международных отношениях в 1970-х гг. получил название нейтралитета. б) Конституция СССР 1977 г. декларировала, что ядром политической системы СССР является КПСС. в) Система мер по ограничению суверенитета социалистических государств после событий в Чехословакии в конце 1960-х гг. получила, название социалистической интеграции. г) Достижение к 1970-м гг. равновесия стратегических вооружений СССР и США называется альянсом. (Ответ: б) 3. Что является лишним в ряду? Мероприятия советской внешней политики в 1964-1985 гг.: а) конфликт с Китаем на острове Даманский б) ввод советских войск в Чехословакию в) создание Организации Варшавского договора г) подписание договора ОСВ-1 (Ответ: в) 4. О ком (чем) идет речь? а) Название (от лат. Несогласный) участников движения (в СССР в 1960-1970-е гг.) за политические и гражданские свободы. Некоторые участники этого движения были подвергнуты арестам, высылке из страны, принудительному лечению в психиатрических больницах. Сыграли заметную роль в последующей демократизации общества. (Ответ: о диссидентах) б) Этот партийный и государственный деятель избирался в ЦК партии с 1941 г., а с 1947 г. до самой смерти в 1982 г. неизменно входил в состав секретарей ЦК КПСС, занимался вопросами идеологии, при Л.И.Брежневе был вторым человеком в партии. Контролировал деятельность всех идеологических, научных и культурных учреждений в стране. Имел прозвище «серый кардинал», олицетворял собой незыблемость постулатов существования системы при одновременном умении лавировать и быть необходимым при всех сменах вождей. По праву считается последним представителем сталинской школы, ее наследником и продолжателем. Похоронен у Кремлевской стены. (Ответ: о М.А. Суслове) 5. Объясните термины: а) Самиздат 6) Правозащитная деятельность КОММЕНТАРИЙ – ПОЯСНЕНИЕ Данная тема урока «Углубление кризисных явлений в СССР» является пятой в разделе «СССР в годы коллективного руководства» в курсе «История России XX век». Она подводит учащихся к осознанию того, что в СССР к началу 80-х годов во всех сферах жизни общества углубляется кризис, из которого необходимо было искать выход. Целью данного урока являлось сформировать представление о причинах и характере кризиса внутренней и внешней политики в СССР к началу 80-х годов. Задачи, поставленные перед уроком, были направлены на то, чтобы учащиеся продолжили учиться оценивать, анализировать исторические явления, действия людей. А на конкретных примерах из жизни родных осознать, что каждый из нас причастен к истории своей страны. Отбор наглядных средств по теме использовался с целью расширения знаний, а также для формирования мотива личной заинтересованности. Материал урока показал себя достаточным и подходящим для решения учебно-познавательных задач. Тип урока – комбинированный, поэтому связь с предыдущими темами прослеживается на протяжении всего урока. При изучении новой темы была поставлена проблемная задача, которую учащимся необходимо было решить к концу урока. Также была организована работа с новым документом, с новыми терминами. При проверке домашнего задания применялись тесты, при подготовке сообщений учащиеся провели опрос среди родных по данному периоду истории, а также была организована беседа по предыдущей теме. На уроке были реализованы принцип наглядности, принцип связи с жизнью (ребята вспомнили о земляках, погибших в Афганистане). При организации домашнего задания для учащихся была создана ситуация выбора. На уроке использовались элементы технологии проблемного обучения и элементы информационно-коммуникационных технологий. В течение урока постепенное накопление знаний привело учащихся к решению проблемы, поставленной перед ними в начале урока. Подготовленная презентация позволила учителю проиллюстрировать урок. Применение таких презентаций позволяют не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание только на изучаемом объекте. Такие презентации к урокам дают возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты, диаграммы и т.д. Таким образом, подготовка презентации к уроку – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учащимися. |
![]() | Районный конкурс исследовательских работ школьников для обучающихся 5-11 классов по предметам: математика, информатика, физика, химия,... | ![]() | Мбоу осош №3 на 2013-2014 учебный год календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» составлено на 99 часов. Материал... |
![]() | «Инновационные образовательные программы (проекты), реализуемые в двух и более учреждениях» | ![]() | «Инновационные образовательные программы (проекты), реализуемые в двух и более учреждениях» |
![]() | Евразийского экономического форума молодежи, Зам председателя Координационного Совета аеэку, Президент ано «Большой Евразийский университетский... | ![]() | История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,... |
![]() | Наличие разработок уроков с использованием технических средств (перечисление тем уроков) | ![]() | В 2014-2015 учебном году в преподавании учебных предметов«История» и «Обществознание» в основной школе есть ряд особенностей |
![]() | В 2014-2015 учебном году в преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в основной школе есть ряд особенностей | ![]() | Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе: учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во Омгту, 2010. – 80 с |