Инновационная деятельность






Скачать 495.99 Kb.
НазваниеИнновационная деятельность
страница1/3
Дата публикации02.02.2015
Размер495.99 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Инновационная деятельность

Выпуск нового продукта или разработка нового продукта
Предположим, что ваш бизнес развивается успешно, то есть ваша продукция пользуется вполне достаточным спросом.

Это замечательно. Но только сегодня.

Вполне ли вы уверены, что ничего не меняя ни в номенклатуре продукции, ни в технологии ее производства, вы и завтра будете столь же успешным предпринимателем?

Если да, то этот раздел пособия вы можете вообще не читать.

Но если вы пытаетесь построить успешный бизнес, то рано или поздно вам придется думать о выпуске на рынок нового продукта.

И здесь вы столкнетесь со словом «инновация».

Сегодня это понятие используется очень широко. Термин «инновация» впервые был введен Й. Шумпетером в 1912 г. в работе "Теория экономического развития". Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или уп­равления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Й. Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка.

За прошедшие 90 лет по мере развития экономики понятие "инновация" приобрело более широкий смысл и относится теперь не только к области технологии про­изводства, а распространяется на организационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют функционированию предприятия. Инновациями называют новшества в области управления кадрами, кассовых расчетов, торговой политики, использования функциональных структур и т. д.

Например, в основу создания компании Dell был положен новый способ продажи компьютеров, придуманный ее основателем Майклом Деллом. Сами же компьютеры, производимые этой компанией, не отличались от компьютеров других фирм. Но именно новый метод продаж позволил компании Dell занять лидирующее положение на рынке вычислительной техники.

Еще Шумпетер отмечал, что инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. Он не включал собственно НИОКР в процесс инновационной деятельности, однако говорил об их связи, о последовательности одного и другого, хотя и не об обязательной неразрывной связи.

Сейчас же некоторые трактуют новшество как первое применение научных результатов новым образом в коммерческих целях.

Как нам кажется, в этом расхождении прав Й. Шумпетер. И вот почему.

Пусть компания «А» впервые применила научный результат – на рынке появился новый товар, а компания «Б» только закупила у компании «А» лицензию на производство этого, уже известного на рынке (но на рынке, например, другой страны) товара. Да, для разработки этого нового товара в свое время кем-то была проделана научная работа. И если для компании «А» принципиально важно, кем выполнена работа, то для компании «Б» это уже такого значения не имеет. Почему же научная работа обязательно должна непосредственно предшествовать, почему только первое применение?

Следует учесть что любая, даже трансконтинентальная компания, действует только на определенном (в географическом смысле) рынке. Для потребителя на доступном ему рынке этот товар появился впервые.

Чем в экономическом смысле отличается первое применение от непервого? Ответ однозначен, только степенью риска!

Тогда есть ли смысл отделять первое применение от непервого? Есть, но только (простите за каламбур) совершенно в другом смысле – новый товар или новая технология внутри данной производственной компании. Дальше для компании вопрос уже чисто количественный – доля нового товара в объеме производства, в емкости рынка, на котором она действует, а отнюдь не в новизне (как для нее, так и для потребителя) товара.

В разделе, посвященном стадиям развития компаний, мы уже говорили о предприятиях-лидерах и предприятиях-последователях. Лидеры - это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями-последователями.

Лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, имеют запас "экономической прочности", который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, более низких, по сравнению со средними, удельными издержками производства. Последователи, напротив, меньше рискуют, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.

Ответ на вопрос о том, лидер вы или последователь, является первым важным вопросом, на который вы должны дать четкий ответ.

Хотим обратить ваше внимание на то, что быть последователем отнюдь не зазорно. Это определяется не только психологическим типом бизнесмена, его склонностью к риску. На это оказывает (и очень значительное) влияние конкретный вид вашего бизнеса, а также конкретная экономическая ситуация в этом виде бизнеса и на этом секторе рынка.

Поэтому сегодняшнее предприятие-последователь завтра может быть лидером, но и, естественно, наоборот. Выбор - быть лидером или последователем не навсегда, а только на тот конкретный проект, который вы хотите осуществить в данный момент.

Вопрос о лидерах и последователях можно сформулировать и по-другому: вы хотите выпустить на рынок новый продукт, или вы хотите разработать новый продукт?

Разница, помимо рисковости действий, естественно, заключается в том, придется ли вам проводить какие-либо научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Технологические работы придется проводить все равно, поскольку, даже если вы купили лицензию и, соответственно, набор конструкторской и технологической документации у фирмы, которая уже выпускает данный товар, вам все равно придется проводить привязку технологии к тому набору оборудования, которое у вас есть.
Покупка лицензии

Безусловно, это самый простой вариант.

Данный товар уже имеет хождение на рынке, но спрос удовлетворен неполностью, а компания, впервые освоившая производство этого товара, не может или не хочет расширять его производство. Впрочем, она, может быть, и будет расширять его производство, но на ваш конкретный регион она выходить с ним не намерена.

Могут быть еще десятки причин, по которым исходная компания готова продать право на его производство. А вы готовы это право купить.

Мы, естественно, не будем рассматривать здесь криминальные варианты, когда вы решили выпустить на рынок под видом известного товара вашу продукцию. Примерам таких действий нет числа. Но такого рода бизнес наказуем.

Есть, наконец, определенная группа товаров, например кирпичи, которые вообще могут производить, кто угодно.

Мы рассмотрим вполне легальные способы производства товара, который кем-то уже производится.

Последовательность ваших действий должна быть примерно следующая.

Прежде всего, необходимо выбрать новый товар, что означает:

  • рассмотреть перечень товаров, которые более или менее подходят для вашего производства, набора оборудования, квалификации работников и т. д.;

  • изучить емкость рынка, то есть опросить потенциальных потребителей товара, а возможно, и заключить с ними договор о намерениях. Говоря современным языком - провести маркетинг;

  • если результаты первых двух шагов вас удовлетворили, обратиться на фирму-производитель.

Почему это только третий шаг? Потому, что один из первых вопросов, которые вам зададут, - о предполагаемом объеме выпуска и о предполагаемом рынке.

Пойдем далее.

Применение стандартных договорных конструкций позволяет существенно снизить затраты труда (в том числе интеллектуального) при составлении договоров и не делать многих типичных ошибок. Особенно полезными в этом смысле могут быть комплекты договоров с комментариями, в которых объяснен не всегда очевидный смысл отдельных статей договора и показана суть используемых правовых конструкций, как правило, незнакомых широкому кругу предпринимателей, действующих в производственной сфере. Соответствующие издания вы легко найдете в книжном магазине.

Предлагаемые в них конструкции договоров возникли в процессе решения практических вопросов. Каждая конструкция предназначена для решения конкретного и, как правило, неординарного вопроса.

Стоимость лицензии определяется:

  • объемом производства;

  • возможностью использования товарного знака основного производителя;

  • оговоренными границами рынка продаж;

  • объемом и подробностью передаваемой документации;

  • возможностью пользоваться дополнительными консультациями или технической помощью основного производителя;

  • и многими другими параметрами.

Чем более полон лицензионный контракт, тем он ближе к договору франчайзинга, о котором мы уже говорили.
Организация и проведение НИОКР

Если вы отнесли себя к категории лидеров, а не последователей, то ваша линия поведения совсем другая.

Вы должны найти готовый и заказать новый научно-технический продукт, который затем примените в своем производстве.

Исходя из того, что большинство производственных предпринимателей не имеет и никогда не имело отношения к науке, начнем с общего обзора основных принципов организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (сокращенно – НИОКР).

Исходной сферой, где рождаются наиболее революционные инновации и доводятся до стадии практического внедрения в производство, является наука. От момента зарождения идеи до ее практического применения научная разработка проходит ряд стадий.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель этого этапа - раскрыть новые связи между явлениями, познать новые закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

К теоретическим относятся исследования, задачей которых являются научные открытия, обоснование новых понятий и представлений, создание новых теорий. Задачей поисковых исследований является поиск новых принципов создания изделий и технологий, новых, не известных ранее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, хотя они иногда могут быть отвергнуты или пересмотрены.

Фундаментальная наука выступает в качестве генератора идей, открывает прорывы в новые области. Но положительный выход фундаментальных исследований составляет менее 5%. Ясно, что в условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями фирменная наука, как правило, себе позволить не может. Во всем мире большая часть фундаментальных исследований финансируется за счет бюджета государства.

В английской терминологии как теоретические, так и поисковые исследования называются собственно исследованиями – research.

На следующей стадии проводятся прикладные научно-исследовательские работы (НИР). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. НИР прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах (ОКР), т. е. на третьей стадии развития научной разработки. ОКР - завершающая стадия исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Цель ОКР - создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники.

В русском языке стадии НИР и ОКР называются разработками, а в английском – развитием (development).

Завершающей стадией процесса исследования является опытное производство, подтверждающее, с одной стороны, технологическую реализуемость результатов прикладных исследований, а с другой – востребованность этих результатов обществом (потребителями). Этой стадией заканчиваются работы, связанные со сферой науки, и начинается процесс промышленного производства.

В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение.

Раньше считалось, что промышленное производство - самый капиталоемкий этап. Для многих традиционных товаров это верно и сейчас. Но мы уже отмечали, что в условиях так называемой экономики знаний стоимость НИОКР может и превышать стоимость организации производства.

Безусловно, инновация, идущая непосредственно от фундаментальных исследований, может привести к революционным изменениям на рынке и принести гораздо большие экономические выгоды, нежели эволюционная инновация, незначительно меняющая конечный продукт. Но, с другой стороны, чем длиннее путь, тем больше препятствий и опасности встречаются на нем. И очень многие хорошие начинания так и не смогли быть реализованы.

Поэтому совершенно необязательно, чтобы научный процесс прослеживался от законов Ньютона до выпуска нового типа тормозных накладок для автомобиля. Главное, чтобы он заканчивался на рынке. Причем на рынке, где не только продают, но и покупают, поскольку именно приобретение, покупка технологического продукта позволяет окупить понесенные затраты.

Раньше инновационный процесс часто проходил либо на одном предприятии (вспомним, например, Эдисона или Форда), либо в рамках устоявшейся кооперации (НИИ – КБ – завод). С ускорением научно-технического прогресса и открытием границ возник мировой инновационный рынок, направленный на скорейшее внедрение результатов интеллектуальной деятельности.

Для этого рынка характерно мировое разделение труда по всем этапам инноваций. Например, результаты исследований европейских ученых в лабораториях США реализуются в Японии в виде производственных линий, на которых в Таиланде собирают новые модели телевизоров.

Важно, что этапы реализации любого инновационного проекта отражают определенные качественные изменения. Завершение этапа характеризуется как определенными достижениями в развитии проекта, так и снижением соответствующих рисков на пути его реализации: надо же, моя идея работает и в железе – оказывается, наш товар кому-то нужен – объем продаж и норма прибыли превзошли наши ожидания. В литературе эти этапы называют по-разному, но их суть, их последовательность остается одной: идея, прототип, опытная партия, массовое производство, реализация.

Какой солдат не мечтает быть генералом, какой предприниматель не хочет повторить успех фирмы Майкрософт?

Многое зависит от воли случая. Но кое-что и от вас.

Здесь решающими являются два вопроса:

  1. Мотивы, по которым вы решили заняться инновацией.

  2. Новизна, важность, существенность инновации, которую вы задумали.

Для того чтобы разобраться в этих отправных вопросах, приведем, не претендуя на новизну, классификацию инноваций по ряду основополагающих признаков.

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные инновации - реакция фирмы на нововведения, осуществленные конкурентом. Эти инновации фирма вынуждена производить вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации носят упреждающий инициативный характер, направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе.

В первом случае ваш конкурент вводит инновацию, в результате для него соотношение между затратами и эффективностью (так называемая точка эффективности) улучшилось, его производство становится более выгодным. Чтобы не отстать, ваша фирма вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и тоже повысить эффективность. Беда в том, что ваша эффективность, как правило, ниже, чем у конкурента: рынок-то уже перехвачен.

В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый процесс, в котором эффективность достигается с меньшими затратами.

То есть быть активным - выгодно!

В целом инновации можно сгруппировать по 12 основным признакам, большинство из которых рассмотрено различными авторами. По данным признакам определено 39 типов инноваций. Некоторые признаки частично перекрываются между собой, отдельные виды инноваций, выделенные по тем или иным признакам, частично дублируют друг друга. Несмотря на это, рассмотренные признаки в целом позволяют дать объемную характеристику совокупности инноваций.

Предмет и сфера приложения инноваций. Этот классификационный признак предполагает деление инноваций на продуктовые (новые продукты и новые материалы), рыночные (инновации, открывающие новые сферы применения продукта и позволяющие реализовать продукт на новых рынках), инновации-процессы (технологии, организация производства и управленческие процессы).

Степень новизны. Инновации могут быть основаны на новых открытиях или созданы на основе нового способа применения ранее сделанного открытия.

Например, техническое обновление 80-х годов ХХ века в области электроники коренным образом отличалось от всех предыдущих тем, что оно зарождалось не в русле освоения новых изобретений, а заключалось в повышении эксплуатационных характеристик изобретенного ранее. Затем произошел резкий скачок, началось использование микрочипов. И далее опять относительно плавное развитие, основанное на этой новой технологии.

Характер удовлетворяемых потребностей. Инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или создавать новые.

Место и роль в процессе производства. Можно выделить основные и дополняющие нововведения. Основные продуктовые нововведения создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые - расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические - составляют базис крупных технологических систем, дополнительные технологические - развивают имеющиеся базисные технологии.

Нетрудно видеть, что классификация по данному признаку перекликается с классификацией по рыночному признаку.

Масштаб распространения. Могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во многих отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций по времени следуют друг за другом.

Для иллюстрации: электротехническая промышленность и электрификация народного хозяйства; автомобилестроение и автомобилизация; производство ЭВМ и компьютеризация.

Значимость инноваций. Классификация по этому признаку предполагает выделение базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основных) инноваций, инноваций-видоизменений (существенное усовершенствование базисных) и псевдоинноваций, представляющих незначительные изменения базисных.

Направленность воздействия на процесс производства. Инновации могут быть расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация – переход от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализирующие инновации, по сути, близки к видоизменениям. Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), созданными для выполнения тех же функций. Например, замена газовых кухонных плит на электрические.

Глубина вносимых изменений. Классификация по глубине нововведений затрагивает многие из рассмотренных выше признаков. Тем не менее, она позволяет последовательно проследить переходы инноваций от более низкого уровня к более высокому, в какой-то мере развить классификацию по другим признакам. Данная классификация предложена чехословацким экономистом Ф. Валентой.

Всего обычно выделяют восемь уровней глубины изменений:

  • Инновации нулевого порядка - регенерирование (восстановление) первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций.

  • Инновации первого порядка - изменение количественных свойств системы.

  • Инновации второго порядка - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования.

  • Инновации третьего порядка - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.

  • Инновации четвертого порядка - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений (первоначальные признаки системы не меняются, но происходит некоторое улучшение их полезных свойств).

  • Инновации пятого порядка - новое поколение (меняются все или большинство свойств системы, но структурная концепция сохраняется). Например, переход от компьютеров на базе Пентиум II к компьютерам на базе Пентиум IV.

  • Инновации шестого порядка - новый вид (качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа). Например, переход в автомобилях от барабанных тормозов к дисковым.

  • Инновации седьмого порядка - новый род (высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип). Примеры: переход от полупроводников и транзисторов к микрочипам, замена классического водного транспорта судами на "воздушной подушке".

На основе приведенной классификации вы (надеемся!) уяснили, чем предстоит заняться. Теперь нужно ответить на вопрос: а где взять для этого деньги?

Как говорится, вопрос, конечно, интересный.

На начальном этапе требуется относительно мало денег, и многое можно сделать самому или с помощью друзей и знакомых (так, кстати, принято во все мире).

Но, кроме этого, на этапах развития идеи и создания прототипа можно найти финансовую помощь у государства, у различных фондов, поддерживающих научно-техническую деятельность. Источников финансирования исследований на начальных стадиях достаточно много даже в России: программы Министерства образования и науки, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, региональные фонды и др.

Нужно только учесть, что вся их помощь ограничивается созданием прототипа, поскольку дальше начинается непосредственно бизнес, в который государство старается не вмешиваться, чтобы не давать повод быть обвиненным в нарушении условий честной конкуренции.

Но помочь может не только государство.

Если какой-либо потребитель очень заинтересован в получении нового продукта или новой технологии, то и он может внести свою лепту в финансирование НИОКР. Возможно, потому, что в случае успеха при продаже ему эта лепта вернется с приростом. Такого типа потребителей принято называть стратегическими инвесторами.

С другой стороны, при переходе от успешного опытного производства, подтвердившего как возможность промышленного производства инновационного продукта, так и потребность рынка в этом продукте, перед разработчиком раскрываются кошельки частных инвесторов.

Именно на этом этапе, этапе масштабирования бизнеса, работает большинство венчурных компаний. Безусловно, и на этом этапе могут быть неудачи. Рынок может оказаться гораздо меньше ожидаемого, менеджмент компании может не справиться с возросшим масштабом производства. Да мало ли с какими опасностями может столкнуться любой, даже очень крупный бизнес. Но все же умение производить и продавать свою продукцию делает компанию очень привлекательной для любого инвестора.

Сделаем небольшое отступление в сторону, чтобы пояснить содержание и принцип работы венчурного бизнеса.

Бизнес венчурных предпринимателей основан на инвестировании в перспективные инновационные предприятия в обмен на пакет (как правило, неконтрольный) акций этого предприятия. Расчет строится на получении прибыли за счет продажи своего пакета акций после значительного, в случае успеха бизнеса, увеличения их стоимости.

Чаще всего, венчурного финансиста совершенно не интересует существо разработки, а если и интересует, то только для оценки возможности реализации бизнеса.

Рассмотрим пример, основанный на реальных событиях. Российский разработчик из Сибири занимался исследованиями в области дисплеев. Как всегда, ни денег, ни оборудования не хватало. Поэтому для проведения экспериментов приходилось использовать максимум смекалки и подручных средств. В результате был придуман дисплей, который потреблял на порядок меньше электроэнергии, чем обычные. Придумано было во многом от бедности, а оказалось как раз на магистральном направлении развития дисплеев, причем далеко впереди от остальных. Реализована идея была в виде небольшой полоски, демонстрирующей эффект. В результате многих приключений, вполне достойных отдельной книги, автор оказался в США, где ему помогли разработать и начать успешно реализовывать бизнес.

С самого начала нужно было найти три миллиона долларов для изготовления прототипа устройства, т. е. полномасштабного дисплея, подтверждающего результат, показанный на полоске. Автор нашел инвестора (Инвестор 1), который согласился дать необходимые деньги в обмен на 40% акций компании. Таким образом, инвестор оценил для себя показанную ему полоску и возможный бизнес на ее основе в три миллиона долларов. Через два года был разработан прототип, и уже с большим дисплеем автор стал искать инвестора, который дал бы 20 миллионов для организации опытного производства. Предполагалось отдать этому инвестору (Инвестор II) 40% акций компании. При этом доля остальных участников пропорционально уменьшалась. После организации опытного производства и начала успешной работы на рынке предполагалось превратить компанию в корпорацию и выпустить на фондовую биржу акции для привлечения денег для постройки заводов для массового производства дисплеев. С этой целью предполагалось продать 40% акций компании на общую сумму 200 миллионов долларов. При успешном развитии событий эти акции должны были за год увеличить свою стоимость на 20%. В это время инвесторы и собирались выйти из бизнеса, продав свои пакеты акций на бирже. Эти ожидания сбылись практически в полном объеме. Инвестор I заработал 86 миллионов, а инвестор II - 144 миллиона долларов.

Такие финансовые результаты, безусловно, впечатляют. Однако следует помнить, что далеко не все венчурные проекты оказываются настолько успешными. В среднем можно считать, что на этапе разработки прототипа успешным оказывается каждый четвертый проект, а на этапе опытного производства – каждый второй. И это при, безусловно, тщательном отборе проектов для финансирования. С учетом статистики средняя доходность венчурного бизнеса оказывается несколько ниже.

Следует обратить внимание на следующие моменты.

  • Инвестор I и Инвестор II, как правило, разные инвесторы. Венчурные инвесторы специализируются на начальных этапах вхождения в бизнес, заранее оговаривая для себя или для тех, кто дает деньги в их управление, на какие риски они будут готовы идти. Именно поэтому инвесторы и выходят из вроде бы выгодного дела, продавая акции компании, которые растут на 20% в год, т. к. это не их бизнес.

  • Разработчик при работе с венчурными инвесторами может рассчитывать на реальные деньги за свое изобретение только после выхода компании на фондовый рынок.

Если для стратегических инвесторов продажа технологии является конечной целью сделки, то для венчурных инвесторов инвестиции в технологию являются промежуточными и направлены на повышение стоимости компании, а не на вознаграждение автору. Поэтому окончательной сделкой при работе с венчурными инвесторами является продажа бизнеса, основанного на технологии, а не самой технологии.

  • Венчурные инвесторы работают только с базовыми технологиями. Если технология направлена на улучшение известного процесса и составляет его небольшую часть, это может представлять интерес только непосредственно для стратегического инвестора, работающего в этом бизнесе.

В России работает несколько венчурных компаний. В основном, все они созданы при участии Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) для того, чтобы показать эффективность венчурного инвестирования в России.

Для любой компании, рассчитывающей на участие венчурных инвесторов, прежде чем начинать бизнес, нужно понять, как из него выйти. При существующем российском фондовом рынке делать основную ставку при инвестировании на рост курсовой стоимости акций инновационного предприятия через 5-7 лет и их ликвидность на бирже могут только отчаянные оптимисты.

Поэтому в наших условиях при выборе источников инвестирования компании, как правило, заранее ориентируются на тех или иных стратегических инвесторов, т. е. промышленные компании, которые выкупят принадлежащий венчурной компании пакет акций инновационного предприятия в случае его успеха на рынке. Венчурные компании в России пока обычно работают с предприятиями, которые уже выпускают готовую продукцию и нуждаются в средствах для расширения производства. Т. е. компании берут на себя только риски, связанные с выведением товара на рынок, не связываясь с рисками доведения разработки до готового изделия.

Вернемся теперь к стадиям реализации инновационного проекта.

Середина пути, как уже говорилось выше, является, как правило, самым трудным этапом большинства инновационных проектов. И здесь нужно постараться сделать большой задел на начальных этапах проекта, когда есть еще финансирование, или найти инвестора-попутчика, согласившегося вместе с вами перейти “долину смерти”. Можно, наконец, самому в одиночку, правдами и неправдами, находя по чуть-чуть финансирование, отправиться в дорогу. Но зато как хорошо будет, когда (и если) вы преодолеете этот этап, и уже не вы, а за вами будут гоняться инвесторы, предлагая деньги за участие в вашем бизнесе.

При переходе от прототипа к серийному производству есть еще особые опасности.

Во-первых, это последний этап, на котором деньги только тратятся, и все уже устали жить ожиданием будущих продаж.

Во-вторых, это психологически трудный этап для компании, требующий переключения с решения технических и технологических проблем на проблемы бизнеса. До этого момента главным было сделать. Теперь главным становится продать.

И в добавлении ко всему это этап, на котором труднее всего найти деньги. Хотя и здесь это вполне возможно.

Кто же может дать деньги на этом этапе.

Это производственные компании - стратегические инвесторы.

Стратегические инвесторы умеют производить и продавать продукцию. Они выходят на инновационный рынок за новыми идеями и разработками, которые позволят повысить конкурентоспособность на рынке, т. е. снизить себестоимость или выпускать продукцию с новыми потребительскими свойствами.

Поэтому если вы не стремитесь обязательно полностью реализовать новый продукт и новую технологию только у себя, то вполне можно ориентироваться на производственные компании.

Обратим внимание, что, если бы не дышащие в затылок конкуренты, многие производственные компании не нуждались бы ни в каких инновациях. Вспомним, например, практику скупки новых технологий (причем далеко не только в России), прежде всего для того, чтобы конкуренты не смогли воспользоваться этими технологиями. Купленные технологии кладут в ящик и, может быть, воспользуются ими, но только после того, как полностью окупят ту продукцию, которую сегодня продают на рынке.

Таким образом, стратегические инвесторы преследуют на инновационном рынке, как правило, следующие цели:

  • получение прибыли непосредственно от продажи старой продукции, изготовленной с использованием новой технологии, или от нового товара, выпускаемого предприятием, или и то, и другое одновременно для расширения своего ассортимента или использования в качестве полуфабриката в своем основном производстве;

  • получение опосредованной прибыли путем контроля над использованием (или не использованием) разработанной технологии или выпускаемого товара.

Кто еще сможет вам помочь.

Финансово-кредитные институты работают в инновационной сфере так же, как и в любой другой: дают кредиты для пополнения оборотных средств или закупки оборудования и ожидают своевременного возврата предоставленных средств вместе с заранее договоренными процентами. Чем крупнее компания, чем лучше ее кредитная история и ликвиднее залог, тем кредит взять проще и наоборот.

Теперь другая группа участников, те, кто выходят на рынок собственно с результатами интеллектуальной (научно-технической) деятельности.

Исследовательские центры могут называться по-разному: лаборатория, НИИ, КБ и т. д. и иметь разную подчиненность - государственный НИИ твердых сплавов, Исследовательский центр Дженерал Электрик, лаборатория математического моделирования МГУ, АО “Красный лапоть”, Государственная лаборатория Лос-Аламоса и пр. Общим для всех является то, что результат их деятельности   это научный, научно-технический или просто технический продукт. Некоторая часть этих продуктов, обычно небольшая, может быть превращена в инновации, т. е. оказаться востребованной обществом, еще меньшая часть, обычно гораздо меньшая, действительно станет инновацией.

Многие исследовательские центры полностью или частично финансируются правительствами, в основном, своих стран. А поскольку, как было сказано выше, одной из функций правительства является поддержка фундаментальных исследований как питательной среды для инноваций, для многих ученых результат их исследований становится конечной целью, а не промежуточным этапом инновационного процесса. «Чистый» ученый редко стремится к реализации своего научного результата.

В СССР этот недостаток в определенной степени компенсировался усилиями системы, цепочка от Академии наук до промышленного предприятия работала под присмотром государства и партийных органов. Теперь же этот подход стал одним из главных замедлителей процесса инноваций.

Такая же опасность есть даже в корпоративных исследовательских центрах.

На научном языке это означает, что бизнесмен сам должен заниматься повышением коэффициента преобразования результатов научных исследований в инновации.

На рынке действует также значительное количество малых инновационных предприятий (компаний), ориентированных именно на преобразование научных результатов в бизнес, т. е. на внедрение научных результатов в производство. Малые инновационные предприятия часто выделяются из крупных исследовательских центров, при этом во главе компании становится, как правило, ведущий ученый, под чьим руководством получены научные результаты, которые собирается реализовывать малая компания. Такие компании образуются тысячами в ведущих странах мира и, как мотыльки, летят на свет большого бизнеса. И, как мотыльки, тысячами сгорают на этом пути. Но некоторые долетают. И их-то все хорошо знают: Microsoft, Apple, Dell. Тех, кто не долетел, не знает никто. Поэтому очень распространена вера в то, что долетают все.

Другими точками, где можно найти помощников, являются инкубаторы бизнеса и технопарки, представляющие собой, как правило, льготные “отели” для малых предприятий. В этих “отелях” малым инновационным компаниям на льготных условиях предоставляются офисные помещения и элементы деловой инфраструктуры, что существенно помогает начинающим компаниям сосредоточиться на главном направлении своего бизнеса, а не отвлекаться на зарабатывание куска хлеба. В некоторых инкубаторах эффективно поставлена работа по привлечению венчурных компаний и стратегических инвесторов к перспективным начинающим компаниям. Особенно интересно в этом плане организована эта деятельность в инкубаторах Израиля.

Как известно, успех инновации определяется сочетанием трех равноправных компонент: технология, финансы и менеджмент. С технологиями в исследовательских центрах все в порядке, по крайней мере, должно быть, в деньгах разбираются рассмотренные выше финансовые участники инновационного рынка. Кто же занимается менеджментом инновационных проектов?

Традиционные НИИ, КБ, НПО и другие подобные предприятия и организации эффективным менеджментом не отличались и в старые времена. Обычно подобные структуры возглавлял крупный ученый или человек со связями, главной задачей которого было выбивать деньги и лимиты из государства. Экономический результат деятельности не интересовал никого. Известные всем исключения только подчеркивают общую тенденцию. Неэффективный менеджмент характерен для исследовательских центров во всем мире. Достаточно вспомнить государственные лаборатории США.

Малые инновационные предприятия, отпочковавшиеся от крупных институтов, состоят, как правило, из специалистов, поставивших себе целью капитализировать собственные знания и разработанные ранее технологии. Такие предприятия могут иметь и имеют успех тогда, когда разработанные ими технологии оказываются востребованными рынком, т. е. когда предприятия строят свою стратегию на продвижении конкретного товара на рынок. Именно малые инновационные предприятия сегодня являются объектом пристального внимания венчурных компаний, которые внимательно следят за процессом естественного отбора на рынке. И те единицы из многих тысяч, которые выживают, и являются кандидатами на получение инвестиций.

Производственные компании, внедряющие инновации на собственном производстве, безусловно, имеют квалифицированный менеджмент, способный внедрить в производство инновацию, доведенную, например, до уровня конструкторской документации. Однако специалистов, способных вести проект от идеи до технологической линии, в большинстве компаний нет, особенно в России.

Именно на управлении проектами и организации высокотехнологичного бизнеса специализируются инжиниринговые компании.

Штат таких компаний составляют менеджеры, а не специалисты в конкретных областях. Для работы по конкретным проектам инжиниринговые компании привлекают, как правило, на конкурсной основе необходимых ведущих специалистов и субподрядные организации. Такая организация работы позволяет инжиниринговым компаниям строить свою деятельности с учетом рынка, определять потребности рынка в том или ином товаре или услуге и удовлетворять эти потребности за счет реализации соответствующих проектов. Это позволяет значительно снизить риски, связанные с продвижением товара на рынок. За счет эффективного менеджмента такие компании позволяют многократно сократить стоимость и сроки разработок по сравнению с традиционными структурами.

Сегодня все больше и больше зарубежных промышленных компаний, ценя собственные нервы, время и деньги, предпочитают иметь дело именно с инжиниринговыми компаниями при развитии своего технологического бизнеса, в том числе и в России. Венчурные фонды используют инжиниринговые компании в качестве управляющих, что позволяет минимизировать риски, эффективно управлять средствами фондов.

Наибольшую мировую известность инжиниринговые компании приобрели в области программного обеспечения, организуя выполнение заказных работ в странах с более низкой стоимостью рабочей силы. Одной из наиболее продвинутых в этом отношении является Индия.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационная деятельность iconСамостоятельная работа 68 час
Лекция Факторы развития предприятия: инновационная деятельность на предприятии; инвестиционная деятельность на предприятии

Инновационная деятельность iconИнновационная деятельность: доходы и экологическая безопасность как цели развития
Ная инновационная система. При анализе инновационного процесса выделяется работа co знанием: его генерация, передача (трансфер),...

Инновационная деятельность iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
«Инвестиции и инвестиционная деятельность», «инновации и инновационная деятельность», «Экономика науки», «Инновационное проектирование»,...

Инновационная деятельность iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
«Инвестиции и инвестиционная деятельность», «инновации и инновационная деятельность», «Экономика науки», «Инновационное проектирование»,...

Инновационная деятельность icon3. olimpiada ru олимпиады 4flaga ru Интерактивный курс английского языка
Школа сибирской тайги инновационная деятельность и консалтинг в области среднего и общего профессионального образования

Инновационная деятельность iconПрограмма семинара «Инновационная деятельность педагога как условие...
Целью программы является повышение профессиональной компетентности педагогов в области инновационной деятельности

Инновационная деятельность iconПовышение результативности участия студентов в конференциях, конкурсах,...
Методическая тема года: «Инновационная деятельность огаоу «бск» по реализации дуального обучения в условиях модернизации современного...

Инновационная деятельность icon«Инновационная деятельность музеев по выполнению Государственной...
Подраздел Организационно-методические меры по совершенствованию системы патриотического воспитания граждан

Инновационная деятельность iconКонцепция развития инновационной деятельности в Амурской области до 2020 года
Инновационная деятельность является важнейшим ресурсом и инструментом повышения конкурентоспособности экономики Амурской области

Инновационная деятельность iconО развитии технологических парков рк
Сегодня является очевидным, что полноценная инновационная деятельность не может развиваться без принципиально новых хозяйственно-территориальных...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную