Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве






Скачать 138.71 Kb.
НазваниеИнновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве
Дата публикации13.03.2015
Размер138.71 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Информатика > Документы
Инновационное развитие современной школы

с использованием ИКТ в ее информационном пространстве.
Заместитель директора по ИКТ ГБОУ СОШ № 1985,

руководитель ЭД,

учитель информатики,

высшей категории,

Егорова Наталья Николаевна.


  1. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

  2. Использование современных педагогических информационных технологий в дистанционном обучении учеников ОУ.

  3. Построение креативной образовательной среды школы на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности.

  4. Создание кластера креативного пространства в образовательной среде школы на примере – социального проекта «Дискуссионный клуб учащихся школы».



  1. Построение ОП на базе широкого применения ИКТ.

Сегодня внедрение ИКТ в образование - одно из приоритетных направлений модернизации. Однако наличие и невероятно стремительное развитие новых информационных, компьютерных, мультимедиа, интерактивных технологий ставит перед образовательным учреждением вопрос: «Как найти такую новую модель образовательного процесса, в которой любое развитие новых технологий, в том числе ИКТ, не только расширяло бы возможности педагогического процесса, но и повысило его эффективность?» .

Возможности ИКТ меняют роль учителя: из источника знаний он превращается в организатора учебного процесса, и его деятельность направлена на процесс обучения средствам, методам и, в целом, информационной культуре. В центре подхода к обучению в 21 веке находится личность ученика. Выработка навыков и умений самостоятельно выбирать и обосновывать цели, а также находить оптимальные способы их достижения становится одной из ведущих компетенций учителя. В настоящее время все более и более актуальной становится задача создания школ целиком и полностью построенных в рамках новой парадигмы образования, и новейшие технологии в этом случае начинают играть одну из самых главных ролей. Создание принципиально нового системного формата школы, способной решать перспективные педагогические задачи нового масштаба, через формирование компетенций человека, успешного в 21 веке - такова цель образовательной программы современной школы.

Приоритетными задачами такой школы должны являться (см. приложение 1):

  • Построение образовательного процесса в школе на базе широкого использования современных информационных, аудио-визуальных, интерактивных, коммуникационных технологий, создающих условия для повышения качества, доступности, гибкости образовательных услуг;

  • Создание единой информационной среды школы для достижения прозрачности и эффективности управления школой;

  • Создание условий для снижения перегрузок учащихся за счет более эффективного использования современных информационных технологий и ЦОР нового поколения;

  • Повышение гибкости учебного и воспитательного процессов за счет создания условий для организации вариативного и индивидуального образования, индивидуальных образовательных учебных траекторий как школьников, так и учителей;

  • Реализация программы дополнительного образования школьников, предусматривающих освоение ими новых знаний и компетенций, в том числе ИКТ;

А это означает подчинить ИКТ-инициативы направлениям развития школьного образования и формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса в целом, т. е. развитие материально-технической базы учебного заведения.

Программа современной школы должна стать открытой площадкой на новой педагогико-технологической платформе для всех заинтересованных в образовании. Информация об образовательном процессе становится on-line доступной через Интернет. И тогда образовательное учреждение сможет обеспечивать прием и обучение детей и педагогов из других учебных заведений, внедряющих новые инновационные технологии и модели образования. В этом проявляется открытость программы.

Для реализации задач должны использоваться современные бизнес-технологии, в т.ч. образовательный консалтинг, образовательный аутсорсинг. Компетентность становится необходимым критерием выбора специалистов. Цифровое пространство школы может стать экспериментальной площадкой для апробации инновационных технологий, как информационных, так и педагогических, экономических, и т.д.

Выбор образовательных ресурсов, в том числе цифровых, должен быть оптимальным, позволяющим так проектировать индивидуальные траектории обучения и развития учеников и учителей, чтобы стремиться к достижению максимальной эффективности. Новая программа должна обеспечить возможности гибкости в проектировании образовательного процесса: использовании возможностей элективных и специальных курсов, индивидуального домашнего обучения с использованием ЦОР нового поколения, а также проектных работ, в том числе в сети Интернет, что позволило бы перенести учебный процесс за пределы традиционного школьного пространства. Это позволит вовлечь учеников, учителей, родителей, общественность в сетевое пространство, пространство коллективного взаимодействия. Цифровое пространство будет способствовать творческой деятельности, развитию критического мышления, умению нестандартно мыслить, формированию информационной культуры, а также будет служить основой для формирования на новой основе отношений ученик – учитель. А также даст сформировать умение планировать свою совместную работу для достижения поставленного результата, коммуникативные навыки: работы в команде, распределения ролей, ответственности за взятые обязательства, умения находить компромиссы для достижения цели.
II. Использование современных педагогических информационных технологий в дистанционном обучении учеников ОУ.

Специфика дистанционной формы обучения предусматривает особый отбор и структурирование содержания обучения в зависимости от выбранной модели. Это специфичный учебный процесс, который строится в соответствии с логикой познавательной деятельности, но реализуется, как и любой другой, средствами интернет-технологий, видеоконференций, интерактивного телевидения и другими интерактивными средствами.

Дистанционное обучение как компонент системы непрерывного образования предполагает использование таких педагогических технологий, которые успешно реализуются, как в системе очного, так и в системе дистанционного обучения с учётом специфики каждой формы. Педагогические технологии это целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей.

Обучение в сотрудничестве - это одно из основных положений гуманистической педагогики. Учебный процесс строится на общении и сотрудничестве учащихся между собой и с преподавателем.

Дискуссия. Проблемная направленность обучения в гуманистической педагогике предполагает умение вести дискуссии на разных уровнях. Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу. Участие в дискуссии - сложный интеллектуальный процесс, а не просто вопросно-ответная форма общения на семинаре. Дискуссия .

Ролевые и деловые игры в Интернет-обучении.

Ролевая и деловая игра могут использоваться как самостоятельные методы, так же, как и дискуссии, или в качестве компонента другого метода (метод проектов). Ролевые и деловые игры проблемной направленности позволяют более глубоко вникнуть в суть проблемы, "прожить" в своём персонаже данную проблемную ситуацию и поиск выхода из неё.

Ситуационный анализ в Интернет-обучении.

Ситуационный анализ - один из проблемных методов обучения. В его основе лежит организация деловой или ролевой игры, дискуссии. Проблемная ситуация представлена в виде текста, действующие лица взяты из реальных, жизненных ситуаций с конкретными именами и судьбами.

Метод проектов в Интернет-обучении.

Проектная деятельность широко распространена в образовании, как в очном обучении, так и в дистанционном.

В дистанционном обучении используются телекоммуникационные проекты, представляющие собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников проекта, разделённых между собой расстоянием, организованную на основе компьютерной телекоммуникации.

Участники совместной проектной деятельности должны владеть многими умениями: вести дискуссию, осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её, делать выводы, обобщать, проводить наблюдения, выполнять практические работы, эксперименты.

"Портфель ученика" .

"Портфель ученика" - это педагогическая технология, направленная на формирование способности к самооценке, оценке действий других, к рефлексии. Технология "Портфель ученика" означает "сформировать способность к самооценке", то есть:

- объективно оценить достигнутые результаты деятельности;
- объективно определить причины неуспеха,
- наметить пути устранения недостатков, ошибок;

Учащиеся учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно.

Соответствие педагогических и коммуникационных

технологий в дистанционном обучении.

Педагогические технологии

Коммуникационные технологии

Обучение в сотрудничестве, малые группы сотрудничества

форум, чат, электронная почта, блоги

Дискуссии

форум, чат, блоги, видеоконференция

Ролевые и деловые игры проблемной направленности

форум, чат, теле- и видеоконференции, система skype ;

Ситуационный анализ

чат, форум, телеконференция

Метод проектов

форум, электронная почта, веб-квест, блоги, вики, интернет-ресурсы

<Портфель ученика>

гипертекст, мультимедиа, электронная почта, форум, личная веб-страничка

Мозговой штурм

чат, видеоконференция, система skype

Лекция

гипертекст, презентации, мультимедиа, видеоконференция, система skype, аудиолекция, телевизионная лекция




  1. Внедрение школьной информационной среды в ГБОУ СОШ № 1985 в профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Для формирования работников школы постиндустриального общества необходима новая образовательная технология, которая бы отвечала новым требованиям общественного производства, образовательная технология, в которой новому типу работника соответствует новый тип педагога-преподавателя. Я думаю , что работа педагога с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) это и есть одна из новых форм работы учителя в современной школе.

Введение новых образовательных информационных технологий - дистанционное обучение в учебный процесс приведет к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, в условиях интерактивного телекоммуникационного взаимодействия педагогов с учащимися и учащихся между собой естественным образом сформируются компетенции, необходимые для организации деятельности в современном деловом производственном и бизнес – пространствах. Очевидно, что благодаря использованию новых технологий –технологий дистанционного обучения, стимулирующих развитие самостоятельности в организации деятельности, учащиеся приобретут не только новые информационные компетенции, необходимые каждому профессионалу для успешного функционирования в любой деятельности, но и пополнят перечень навыков и компетенций, относящихся к социально значимым, определяющим дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности. Наиболее существенными умения станут являться:

  • умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;

  • умение самостоятельно планировать деятельность;

  • умение эффективно организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;

  • умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;

  • навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;

  • навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности;

  • навык самообразования.


Методологическими принципами организации учебного процесса и освоения общеобразовательных программ на основе технологий дистанционного обучения станут являться следующие принципы:

  • принцип интерактивности, который выражается в постоянных контактах всех участников учебного процесса посредством использования специализированной информационно-образовательной среды (в том числе форумы, электронная почта, Интернет-конференции);

  • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;

  • принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;

  • принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;

  • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

Моделирование уроков на основе технологий дистанционного обучения и образовательных ресурсов, использование различных дидактических моделей, соответствующих педагогическим задачам, позволяют обучающимся не только усвоить готовые научно-теоретические формулы и конкретно-прикладные рекомендации- рецептов, а также осуществить творческую поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию различных способов самостоятельной познавательной деятельности.

Учитель — предметник в рамках классно-урочной системы сочетает традиционные методы обучения и использует дистанционные образовательные технологии и сетевые мультимедиа образовательные ресурсы: конструирует различные дидактические модели урока (ов) в соответствии с педагогическими целями и задачами, которые необходимо реализовать учителю на данном уроке(ах) или в течение определенного периода обучения.
Использование дистанционных образовательных технологий

при профильном обучении.


Сетевое взаимодействие учителей информационного пространства школы

Внутришкольная профилизация



ДОТ в классно-урочной системе

Центр дистанционного обучения школы

Дистанционные образовательные ресурсы в системе паритетной кооперации



Для профильных классов

Для профильных классов

Для ИУП

Для ИУП



Комплексная модель


В условиях внутришкольной профилизации школа самостоятельно обеспечивает образовательные потребности своих учеников. В целом за счет увеличения количества предлагаемых учащимся профильных и элективных учебных курсов школа в полной мере реализует свои индивидуальные образовательные программы. В этих условиях целесообразно использование сетевых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения следующим образом:

  • для преподавания предметов профильного уровня;

  • для преподавания предметов базового уровня;

  • для преподавания элективных курсов;

  • для организации проектной и исследовательской деятельности;

  • для организации системы дополнительного образования в школе.

Данная модель может использоваться как для стационарно функционирующих классов, сформированных по профилям обучения, так и для учащихся, осуществляющих освоение учебных программ по индивидуальным учебным планам.

Использование технологий дистанционного обучения

при внутришкольной профилизации.


Внутришкольная профилизация

Использование ДОТ в классно-урочной системе




Базовые дисциплины

Элективные

курсы

Профильные дисциплины




Организация системы дополнительного образования

Проектная и исследовательская деятельность



Помимо дидактического потенциала сетевых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения, в условиях профильного обучения используется и их организационный потенциал. Учащиеся осуществляют обучение, используя смешанные формы освоения образовательных программ: очную, очно-заочную, экстернат (Закон РФ «Об образовании», ст.10), когда часть предметов учащимися изучается в очном режиме, а другие, по своему выбору, они изучают дистанционно. Так, например, учащийся гуманитарного профиля в соответствии со своим индивидуальным учебным планом может в ускоренном темпе (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4) освоить непрофильные дисциплины, такие, как – физика, химия, биология, тем самым, высвободив часы для изучения профильных учебных курсов или соответствующих элективных курсов.

Подобное сочетание форм обучения способствует:

  • повышению мотивации учащегося к осознанному планированию своей учебной деятельности;

  • интенсификации учебного процесса с целью выделения дополнительных временных ресурсов для освоения профильных предметов и элективных курсов;

  • созданию возможности для проектной и исследовательской деятельности в рамках избранного профиля и т.п.



    1. Построение креативной образовательной среды школы на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности.


Образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием выживания цивилизации, преодоления её глобального экологического и духовного кризиса. В XXI веке, когда человечество переходит в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям.

Школьное пространство - это большой простор для творчества. Педагог и ученик могут проявить себя, свои возможности как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Где же можно грамотно и с общественной пользой использовать свой интеллект, высказать мысли и вживую пообщаться с интересными личностями? Это молодежные дискуссионные клубы. Дискуссионный клуб – это место, где в непринужденной обстановке общительные образованные люди обсуждаю острые общественные и социальные проблемы. На сегодняшний день это чрезвычайно актуально, хотя от принятых решений, конечно, нечего не изменится, но люди в дискуссии отрабатывают умение отстаивать свою точку зрения, перенимают опыт ведения диалогов и учатся выступать перед публикой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconА. Ю. Филиппович мгту им. Н. Э. Баумана
Икт был выбран курс на развитие многостороннего частно-государственного партнерства в сфере икт-образования; стандартизацию моделей...

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconРазработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война»
Вид урока: лекция, с элементами беседы и использованием компьютерной презентации. (Компьютерная презентация сделана с использованием...

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconПрограмма международной научной конференции «Мусульманские движения...
«Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве»

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconИнформационное сообщение об итогах VI международного Форума “Инновационное...
Апреля 2014г в Москве в рамках Международных Дней интеллектуальной собственности под эгидой ООН в рэу им. Г. В. Плеханова состоялся...

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconПоступления в библиотеку тпп РФ
Аккумуляция знаний в информационном пространстве предприятий региона. В. Ковалевский, 2011

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconОб утверждении государственной программы самарской области "инновационное...
В целях реализации мероприятий по созданию экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих инновационное развитие...

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconИнформационное сообщение об итогах V международного Форума “Инновационное...
Ках Международных Дней интеллектуальной собственности под эгидой ООН одновременно и совместно на одной площадке с XVI московским...

Инновационное развитие современной школы с использованием икт в ее информационном пространстве iconПрограмма международной научной конференции
«Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную