Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия






Скачать 188.84 Kb.
НазваниеШелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия
Дата публикации11.03.2015
Размер188.84 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Информатика > Документы

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия // Вестник Челябинского государственного университета (Серия «Филология. Искусствоведение»). Выпуск № 29 (210), 2010. - С. 161-168.

Шелестюк Е.В.



Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия


В статье рассматривается коммуникативная асимметрия как фактор идеологического воздействия. Такая асимметрия может быть преднамеренной и непреднамеренной. Характерными признаками коммуникативной асимметрии в СМИ являются предвзятость дискурса, необъективность и неполнота информации, недостаточное освещение деятельности ряда политических актеров и ограничение их доступа к СМИ и нарушение обратной связи.

Ключевые слова: коммуникативная асимметрия, асимметричность дискурса, асимметричность информации, асимметричность освещения, предвзятость.
Термин «асимметричность информации» (информационная асимметрия, asymmetric(al) information) изначально появился в американской экономике для обозначения такого свойства свободного рынка, как владение информацией одними его участниками и невладение - другими, благодаря чему одни субъекты сделки получают преимущество перед другими i. Впоследствии концепция информационной асимметрии была экстраполирована на другие области, так или иначе связанные с социальными коммуникациями. Развивалась эта концепция в рамках западной науки, но у нее имеются аналогии с отечественными наработками в области теории коммуникации, прикладной психолингвистики, речевого воздействия и теории аргументации. В этой связи весьма интересны оставшиеся незавершенными разработки по информационной деонтике, метакоммуникативным конвенциям в разных стилях, жанрах и подъязыках общения, облигативной и факультативной информации в тех или иных МК, истинности и ложности информации (трансинформации и дезинформации, избытке/ недостатке информации) и т.д. ii

Понятие информационной асимметрии является прототипом постулируемого нами более широкого понятия коммуникативной асимметрии, которое, помимо асимметричности информации, создаваемой с помощью подстройки информационного потока, включает в себя также асимметричность дискурса. Выявлению свойств коммуникативной асимметрии и ее определению посвящена данная статья.

С точки зрения ньюсмейкеров, асимметрия создается нарушением сбалансированного информационного состояния, то есть уже самим фактом новости, особенно срочной и сенсационной, и ценна тем, что новое, необычное пробуждает интерес реципиента к новостному каналу. Новость, создающая временную асимметрию, может поддерживаться (разоблачаться) в дальнейших сообщениях, но часто новости следующего дня просто вычеркивают новости дня прошедшего, тем самым поддерживая принцип асимметричности.

Однако наиболее существенные признаки коммуникативной асимметрии заключаются не в новизне (сенсационности, срочности) информации, но в ее необъективности и неполноте, а также в предвзятости самого дискурса. Можно утверждать, что основные составляющие коммуникативной асимметрии - асимметричность дискурса и асимметричность информации и освещения.

Асимметричность дискурса (‘bias’). Асимметрия, предвзятость дискурса обеспечивается специфическими когнитивно-лингвистическими и лингвокультурными средствами, такими как оперирование единой системой фреймов, оппозиций, понятий, концептов, конверсационных практик и номинативных (в том числе терминологических) баз. Эти единые лингвоментальные структуры используются для описания той или иной ситуации вне зависимости от конкретного языка. Для создания такой унифицированной системы:

  1. вводятся единообразные фреймы, отражающие образ мира западных элит, с соответствующими оппозициями и оперативными единицами - понятиями и концептами iii;

  2. унифицируются языки, в них для ключевых идеологических концептов подбираются наиболее близкие означающие, часто используются слова-интернационализмы;

  3. происходит единообразная центрация дискурса, когда определенные реальные или мнимые свойства описываемых явлений с помощью контекста неизменно ставятся в центр внимания, благодаря чему формируется некий единый оценочный образiv;

  4. стереотипизируются сами дискурсы, когда большинство предметных ситуаций описывается схожим образом, с помощью одних и тех же фреймов, понятий и концептов, хотя и на разных языках;

  5. насаждаются единые конверсационные практики, диктующие, что принято, а что не принято говорить в тех или иных обстоятельствах.

Устойчивый асимметричный дискурс создается для идеологической обработки, формирования общественного мнения или «раскачки событий». За счет асимметрии официальные источники поддерживают распределение сил в обществе, а менее социально заметные оппозиционные источники пытаются создавать симметрию, приводя неосвещенные данные, контраргументы или помещая информацию, дискредитирующую власть. Однако у этих источников нет для ни средств, ни возможностей для эффективной контрпропаганды, поэтому ни в одной из существующих на сегодняшний день политических систем объективного представления информации нет.

Сама апелляция к понятиям симметрии и асимметрии может быть продиктована манипулятивными соображениями. Так, западные дискурсы, несомненно, являются образцовыми с точки зрения создания коммуникативной асимметрии, поскольку в «демократиях» асимметричный политический дискурс давно стал основным способом господства над общественным сознанием (при умелом использовании описанных выше механизмов и создании «демократии шума»). Большинство западных СМИ, находящихся в руках правящих классов, массированно и вполне слаженно создают единый асимметричный политический дискурс, выгодный этим кругам.

Вместе с тем, западные институты и институты, испытывающие влияние Запада, декларируют приверженность информационной симметричности, абсолютизируя ее в отношении тех стран, чей политический дискурс неприемлем для сложившегося западного образа мира.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) придает особое значение обеспечению симметричности информации в «новых или восстановленных демократиях». Для алгоритмизации оценки деятельности средств массовой информации используется ряд диагностических инструментов: а) юридическая и административная система регулирования и контроля свободы слова, плюрализма и разнообразия средств массовой информации на основе «лучших мировых образцов», разработанных «при участии гражданского общества»; б) плюрализм и диверсифицикация СМИ, их экономическая доступность, прозрачность владения, запрет на концентрацию СМИ в одних руках, будь то государственных, частных или общественных; в) превращение СМИ в платформу саморегулирующегося демократического дискурса, представляющего различные взгляды и интересы общества, в том числе, маргинализованных групп; г) поддержка институтов, ответственных за их профессиональную подготовку журналистов, контроль за СМИ со стороны профессиональных ассоциаций и организаций гражданского общества; д) улучшение инфраструктуры для обеспечения доступа различных, в том числе, маргинализованных групп к сбору и обмену новостями [Puddephatt 2008].

Принципиально опасными считаются дискурсы, противопоставляющие свои ценности западным («общечеловеческим»). Эксперты тщательно анализируют их и строят контрпропагандистский дискурс (например, [Bockstette 2009]). Залогом успеха в глобальном идеологическом соперничестве является «захват» информационного пространства нелояльных государств, для чего и спонсируются альтернативные источники информации, внедряются программы обеспечения симметрии информации и дискурса (и в идеальном случае - асимметрии, выгодной противоположной стороне). Таким образом, под предлогом протеста против асимметрии политического дискурса отдельных стран Запад активно вмешивается в их внутреннюю политику.

Выстраивание асимметричного политического дискурса и распространение его на подчиненные классы, слои общества, а также на зависимые страны целенаправленно осуществляется в течении ряда десятилетий. Еще в 1977 году советский социолингвист А.Д. Швейцер, описывая цели Запада в языковом и культурном планировании развивающихся стран, говорил, со ссылкой на Дж. Фишмана, о двух желательных для Запада тенденциях - модернизации и «вестернизации» национальных культур и языков.

Модернизация во внеязыковой сфере означает популяри­зацию национального единства, доступность социальной мобильности, быстрое распространение инноваций и символов статуса. Что касается языка, то здесь модернизация означает все более широкое распространение литературного стандарта национального языка, большую доступность всех его сфер, ускоренное распространение языковых инноваций и маркеров статуса.

«Вестернизация» — развитие по западной модели — во внеязыковой сфере означает усиление тен­денции к распространению супралокальных ценностей и супралокальной идентификации. При этом материальная форма реализации этой тенденции заимствуется «из предсказуемых (читай: западных) источников». В области языка «вестернизация» предусматривает еще более далеко идущие изменения, чем модернизация: изменение письменности, перестройку традиционных форм вежливости и — в области лексики — развитие системы лексических единиц, взаимопереводимых по отношению к «престижным» (читай: западноевропейским) языкам [Швейцер 1977: 156].

Вестернизация (главным образом, по англосаксонской модели) лингвокультурного материала разных стран вполне целенаправленно осуществляется в течение уже достаточно длительного времени. Вместе с ней осуществляется и унификация языков и дискурсов по западному образцу, вытеснение на периферию и архаизация национально-специфических элементов. Это относится прежде всего к бывшим западным колониям, так называемым «странам третьего мира», «развивающимся странам», хотя в значительной степени - и к «развитым» неанглоязычным странам.

Вестернизация коснулась и бывших стран социалистического блока. До конца 1980-х г. она осуществлялась умеренно и без далеко идущих планов со стороны руководства этих стран, однако с началом перестройки началась революционная вестернизация их культур и языков (дискурсов), которая продолжается и понынеv. Как следствие наблюдается утрата населением глубинного понимания смыслов дискурсов предшествующих исторических периодов, деструкция системы прежних ценностей, антиценностей, самого образа мира и их реконструкция с явной западной доминантой.

Механизмы сохранения асимметрии, выгодной для правящих элит, которые описаны выше (стимулирование унифицированного использования фреймов, понятий и концептов, развитие системы взаимопереводимых лексических единиц, сходное описание тех или иных предметных ситуаций, унификация дискурсов и конверсационных практик по западному образцу и т.п.), являются весьма эффективным способом манипуляции, поскольку даже оппозиционные силы вынуждаются использовать тот же язык, те же фреймы, понятия (концепты) и конверсационные практики, что и правящие круги, очерчивающие для них рамки аргументации и протестаvi.

Асимметричность информации. Помимо асимметричности дискурса, существует асимметричность информации - неполное информирование и дача необъективной информации. Этот вид асимметрии также широко используется для идеологического воздействия. Неполнота информирования подразумевает выборочную подачу новостей; изолированное от контекста представление факта или события; замалчивание, дозирование или нивелирование невыгодной информации с помощью «демократического шума». Под необъективностью понимается односторонняя аргументация, навязывание оценки, использование стереотипов, преуменьшение или преувеличение масштабов, значимости тех или иных фактов и т.д.

Выборочная подача новостей или селекция проявляется в том, что у информационных источников имеется ограниченный «джентльменский набор» новостей и аналитики. При этом большинство из них в отборе информации и ракурсе ее презентации проявляют такую слаженность, что поневоле задумаешься об «оркестрации» этой деятельности свыше. На самом деле имеется ряд центральных информационных ресурсов, на которые ориентируются все остальные.

Изолированная, внеконтекстная подача информации означает, что актуальные пресуппозиции реципиентов не позволяют им правильно понять происходящее, а какой-либо поясняющей информации не предоставляется. В результате реципиент не может правильно проанализировать явление, понять его в глубине причинно-следственных связей, интегрировать в свой образ мира, а узнанные фрагменты информации так и остаются изолированными фактами или в лучшем случае анализируется поверхностно, на эмоционально-бытовом уровне.

Вообще незнание важных содержательно-логических звеньев, искажающее образ мира человека – явление вполне обычное, а полной информацией о мире не владеет никто. В то же время, очевидно, что чем выше степень осведомленности, тем вернее оценка событий. Правильное понимание происходящего, обнаружение существенных связей между явлениями непосредственно зависит от полученных знаний. Существуют крылатые фразы, отражающие важность осведомленности: «Знание – сила», «Кто знает – тот поймет», «Посвященному достаточно», «Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания – на того, кто понимает больше». Поэтому асимметрию в виде представления отдельных событий вне контекста можно трактовать как манипуляцию. Отражая реальность неполно, как разрозненные изолированные факты, и при этом препарируя эти факты в виде ярких образов, СМИ снижают качество рефлексии аудитории над окружающей действительностью и уничтожают саму мотивацию такой рефлексии.

В качестве примера такого рода информационной асимметрии возьмем в последнее время часто муссирующуюся в СМИ тему сомалийского пиратства. Большинство информационных агентств преподносит сомалийское пиратство как отдельное явление, прецедент нарушения морского права торговых судов «цивилизованных» стран, с которым ведется праведная борьба странами НАТО, Евросоюза, России. Внимание концентрируется на положении моряков (особенно российских), захваченных пиратами. Факт сомалийского пиратства, несомненно, очень важный с глобально-политической точки зрения, преподносится изолированно от его экономической и политической сущности. Большинство СМИ не упоминают его системного характера, умалчивают о его исторической подоплеке. Изредка в Интернет-изданиях говорится о гуманитарной катастрофе в Сомали, эскалации насилия, разгуле холеры и других болезней (в связи с которыми «ВОЗ изучает возможности оказания помощи населению»)vii. Еще реже упоминаются браконьерство в Аденском заливе, отсутствие у Сомали береговой охраны, нелегальная иммиграция в республику, поставка туда наркотиков и оружия viii. Лишь на задворках всемирной сети можно встретить сообщение о том, что ряд государств избрали берега Сомали местом для сброса радиоактивных отходовix. Практически не говорится о том, что в 1990-е Сомали постигла катастрофа, во многом схожая с бедствиями бывшего социалистического блока и других стран, шедших по социалистическому пути развития, а также о том, что до сих пор, по старой памяти, Сомали надеется на Россию и просит ее о помощиx,xi.

В данном примере асимметрия трансформирует информацию таким образом, что для слушателя/ зрителя становится актуальным факт пиратства и захвата пиратами судов частных компаний. Однако, по существу, какое дело рядовому слушателю/ зрителю до проблем частных компаний в изоляции от причин такого положения у берегов Африканского Рога и перспектив его исправления? Еще раз подчеркнем, что такая асимметрия направлена на снижение рефлексии аудитории, обеспечение изолированного, несистемного восприятия факта действительности. В этом и состоит ее идеологическое воздействие.

Замалчивание и нивелирование невыгодной информации при помощи «демократии шума» также являются признаками информационной неполноты. Эти аспекты являются наиболее интересными с точки зрения сохранения информационной асимметрии под камуфляжем демократической многоголосицы. Под термином «демократия шума» («демократический шум») понимаются такие условия социальной коммуникации, когда реципиента бомбардируют потоком малозначащих новостей и никчемных сообщений, с тем чтобы рассеять его внимание, не позволить сосредоточиться на важной информации и выработать точку зрения на нее. Рассеивание внимания и невозможность анализа реципиент вынужден принимать подсунутую ему трактовку. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, устойчивость против манипуляции снижается, если одновременно или параллельно с сообщением, которое неявно внушает ему какую-то идею, на сознание человека воздействуют «помехой». Получив сообщение, в котором может быть скрыта «контрабанда», надо фильтровать шумы, которые служат помехами при обдумывании именно этого сообщения; лучше на время вообще вырваться из потока сообщений, чтобы обдумать одно из них [Кара-Мурза 2000]. Кроме «потопления» невыгодной информации, «демократический шум» часто используется для создания псевдособытий и псевдопроблем (к которым, пожалуй, можно отнести более 50 процентов всей информации центральных телеканалов).

Возьмем в качестве примера недавний (8-9 июня 2010 г.) представительный международный антинаркотический форум в Москве, на котором присутствовали российские лидеры, много высокопоставленных западных должностных лиц, и на котором в очередной раз поднимался вопрос уничтожения афганских наркотиков. Форум совершенно не освещался центральными западными СМИ, факту его проведения и инициативам России была посвящена лишь пара кратких сообщений в периферийной англоязычной прессеxii. Вместе с тем, это событие широко освещалось агентством РИА «Новости», в том числе, на английском языке. Вероятно, в этой связи некоторыми западными СМИ для камуфляжа невыгодной информации были использованы другие «русские сенсации»xiii. Причина такого умолчания и потопления важной информации в малосущественной кроется в весьма неоднозначной роли НАТО в расширении наркопроизводства в Афганистане.

К созданию «демократического шума» широко привлекаются представители «маргинализованных групп», упомянутых в документе ЮНЕСКО - феминистки, люди нетрадиционной сексуальной ориентации, заключенные и т.п. (к этим же категориям ЮНЕСКО относит пенсионеров, инвалидов, малые этнические группы [Puddephatt 2008]). Стимулирование этих групп к активному самовыражению способствует фокусировке на изолированных проблемах вне их системного представления, размыванию границ между существенным, общим и второстепенным, частным.

Можно сказать, что, несмотря на все недостатки неполноты информации, связанные с упрощением знаний о мире, у внешне демократичного (симметричного), но необъективного представления событий не меньше минусов. Разноголосица мнений, противоречивость данных, смешение существенного и второстепенного, правды и лжи, здравого смысла и мифологий порождают когнитивный диссонанс и, в худшем случае, раскол сознания. Между тем, по мнению психологов, целостность сознания является важным аспектом психического здоровья индивида. Стремясь к целостности в условиях необъективного информационного пространства, он порой формирует причудливый и далекий от правдоподобия образ мира.

Помимо двух основных признаков коммуникативной асимметрии - асимметрии дискурса и асимметрии информации, следует упомянуть такие ее признаки как неодинаковое освещение в масс-медиа действий различных политических актеров, частое или редкое предоставление им эфира. Сюда же можно отнести стереотипизацию, создание определенного положительного или отрицательного имиджа политического актера, так что у реципиента появляется автоматизация его восприятия. Например, несмотря на многомиллионный электорат, деятельность коммунистической партии практически не освещается на официальном телевидении, подается двусмысленно или отрицательно, в результате у зрителя/слушателя создается впечатление несущественности этих сил или их бездействия.

Наконец, в качестве признака коммуникативной асимметрии следует выделить и отсутствие или искажение обратной связи, когда отклики аудитории «модерируются»: положительные оставляются, критические же отсеиваются.

Несмотря на то, что асимметрия как средство идеологического воздействия создается СМИ преднамеренно, имеются случаи и непреднамеренной асимметрии. Так, исследователями был отмечен «крен» новостей в негативную сторону, например, при освещении экономики часто акцентируются безработица, ухудшение показателей индекса потребительских цен, снижение ВВП и т.п. Предполагается, что новости напрямую связаны с негативными событиями, поскольку важной функцией СМИ является ‘surveillance’ – социальное наблюдение, или «отслеживание», предупреждающее общество об опасностях и угрозах (Lasswell, Shoemaker, цит. по [Youngkee 2008]). Выпячивая негативные события, средства массовой информации, по сути, пытаются отследить угрозы и тем самым уменьшить вероятность сокрушения политико-экономического статус-кво. Вместе с тем, для массового сознания отражением общего направления социально-экономического развития является не взвешенная оценка уровня безработицы и т.п., а именно негативная информация, доступная в СМИ, которая асимметрично увеличивается во время экономического спада. Данные о восприятии экономических новостей являются свидетельством сильного влияния СМИ на общественное мнение об экономике. Более того, положительный или отрицательный уклон этих новостей даже в большей степени влияет на восприятие экономического положения страны, чем реальность, с которой сталкивается индивид [Youngkee 2008].

Непреднамеренная асимметрия информации может быть связана и с апперцепцией реципиента. Сознание отражает реальность, исходя из установок и мотивации субъекта, его опыта, качества рефлексии, анализа окружающей действительности, разного по степени обнаружения существенных связей xiv. В совокупности эти черты составляют апперцепцию, личностный аспект восприятия, которая может быть устойчивой (в зависимости от мировоззрения, убеждений, образованности и пр.) и временной (в зависимости от ситуативно возникающих психических состояний: эмоций, экспектаций, установок и пр.). Апперцепция может влечь когнитивные и аффективные искажения восприятия, которые вызваны ментальными склонностями (mental affinities) субъектов, обусловливающими отражение реальности, отличное от объективных данных. Когнитивная склонность проявляется в готовности воспринимать определенную информацию об объекте, исходя из имеющейся у субъекта гипотезы. Неверное истолкование действительности в связи с той или иной когнитивной склонностью может проявляться в концентрации на некоторых априорно постулируемых характеристиках объекта, искажении восприятия его пространственных и временных параметров, усмотрении неверных связей и выведении неверных умозаключений и т.д. Аффективные склонности проявляются в эмоциональной предвзятости реципиента. Предвзятость может быть позитивной или негативной (positivity offset, negativity bias) [McGuire et al. 1961: 24-34]. 

Психологи полагают, что асимметрия убеждений – вещь не только естественная, но и нужная. В этой связи была разработана теория и методики «информационной прививки», когда обучаемому в целях укрепления убеждений и отношений, представляются аргументы, противоречащие его верованиям ('beliefs'). Эти аргументы должны быть достаточно сильными, чтобы обучаемый почувствовал опасность и мобилизовал свои умственные способности для их опровержения, но недостаточно сильными для того, чтобы изменить убеждения обучаемого. Активная защита тренирует обучаемого в отстаивании своих мнений, отношений, убеждений и формирует умение противостоять переубеждению и манипуляции. Согласно Пфау [Pfau et al. 1990], опровержение должно строиться двумя способами: с помощью контраргумента, однородного с аргументом, то есть продолжающего этот аргумент, и с помощью неоднородного (-ых) конртаргумента (-ов).

В заключение отметим, что идеологическое воздействие, достигаемое через информационную асимметрию в СМИ (неполнота информации, предвзятый дискурс и т.д.), является важным, но не единственным способом манипуляции общественным сознанием. Не меньшую роль играют экономические, социальные, психологические, культурно-символические рычаги влияния, такие как создание социально-экономических условий для того или иного поведения и образа жизни людей, сегментация общества на социальные, этнические и т.д. группы и его стандартизация, контроль недовольных кругов через канализацию агрессии и направление энергии на иные цели, внесение раскола в представляющие опасность политические силы или их «приручение», влияние на идентификацию и самоидентификацию, управление мотивацией и потребностями, программирование целеобразования, использование статусных символов материальной культуры для внедрения в сознание культурных ценностей и другие.
Литература:
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: «Алгоритм», 2000.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. - М.: «Наука», 1977. – 176 с.

Bockstette, C. (2009). Taliban and Jihadist Terrorist Use of Strategic Communication. Connections. The Quarterly Journal, V.8, No 3, 1-24.

McGuire, W. J., & Papageorgis, D. (1961). The relative efficacy of various types of prior belief-defense in producing immunity against persuasion. Public Opinion Quarterly, 26, 24-34.

Pfau, M., Kenski, H. C., Nitz, M., & Sorenson, J. (1990). Efficacy of inoculation strategies in promoting resistance to political attack messages: Application to direct mail. Communication Monographs, 57, 1-12.

Puddephatt, A. Diagnostic Tools and Performance Indicators. Media Development. URL.: http://64.141.2.205/en/node/280215/2754

Youngkee, J. The Asymmetry in Economic News Coverage and its Impact on Public Perception in South Korea. International Journal of Public Opinion Research, 20, 2, Pp. 237-249. URL.: http://ijpor.oxfordjournals.org/content/20/2/237.full

Helen V. Shelestiuk



Asymmetric Communication as Propaganda Factor



The author treats communicative asymmetry as the chief propaganda factor. She shows that such asymmetry can be intended and unintended. The distinctive features of communicative asymmetry in mass media are discourse bias, lack of objectivity, incompleteness of information, lack of coverage and access to mass media of some political actors, breach of communication and feedback.

Key words: asymmetrical communication, asymmetrical discourse, asymmetrical information, asymmetrical coverage, bias.

i Теория информационной асимметрии на рынках была разработана Дж.А. Акерлофом, А.М. Спенсом и Дж.Э. Стиглицем, которые в 2001 г. получили за нее Нобелевскую премию в области экономики.

ii Например, в серии сборников, изданных Институтом языкознания АН СССР в 1970-1990 гг.: «Общение. Текст. Высказывание» (1989); «Оптимизация речевого воздействия» (1990); «Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации» (1990) и др.

iii Фреймы рыночная экономика, либерализм, демократия, тоталитаризм, цивилизованное (культурное) общество, понятия либеральное государство, социально ориентированное государство, развитые и развивающиеся страны, государство-изгой, средний класс, продавец и потребитель, домохозяйство и др.

iv Центрация дискурса, в концепции Ж. Деррида – это ориентация коммуникации на обсуждение определенных категорий и концептов в однотипных контекстах и с однотипными коннотациями, благодаря которым «упорядочивается» картина мира, формируется определенное миропонимание и оценка.

v См., например, http://left.ru/2010/2/lomako195.phtml

vi Неслучайно язык как систему понятий, слов (имен), в которых человек воспринимает мир и общество, С.Г. Кара-Мурза называет самым главным средством подчинения. Один же из главных принципов защиты от манипуляции - отказ от языка, на котором потенциальный манипулятор излагает проблему. Не принимать его язык, его терминологию, его понятия, пересказать то же самое, но другими словами, избегая всяких идеологических категорий [Кара-Мурза 2001].

viii, По словам посла Сомали в России Мохаммеда Хандулы, «ряду государств выгодно отсутствие в Сомали береговой охраны, так как это позволяет их судам беспрепятственно браконьерствовать у берегов страны, в том числе и под защитой военных кораблей своих стран» http://www.kasparov.ru/material.php?id=4BE93BB36CA3B .

x Сомали стал независимым и объединился в результате победоносной национально-освободительной борьбы, чему, как и в случае других стран Африки, способствовал социалистический блок. С 1960-х годов СССР оказывал Сомали помощь в развитии сельского хозяйства и пищевой промышленности; строительстве водохранилища, морского порта; проведении геолого-поисковых работ на олово и свинец; бурении скважин на воду и т.д. Помощь из СССР продолжала оказываться, даже несмотря на охлаждение его отношений с Сомали в 1977 г. Как и ряд других стран Африки, Сомали не пережил распада СССР. С конца 1980-х в 1991 года Сомали фактически перестало существовать как государство, и сколько-нибудь централизованные экономика и финансовая система с тех пор не действуют. http://www.airwar.ru/history/locwar/africa/ogaden/ogaden.html , http://ru.wikipedia.org/wiki/Сомали

xi «Помогите нам, пока мы еще живы», — говорит Мохаммед Хандула http://www.kasparov.ru/material.php?id=4BE93BB36CA3B.

xiii Например, в «Индепендент»: Russians 'stole' from President's plane (о якобы имевшей краже русскими кредитных карточек пассажиров потерпевшего аварию самолета Л. Качиньского), Russian president orders civil service cuts (о сокращении российского чиновничества).

xiv Ср. уже упомянутый афоризм «Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания – на того, кто понимает больше».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия iconВлияние рекламы на покупательское поведение промышленных предприятий...
Реклама представляет собой особый вид коммуникации, характерной особенностью которой является фактор воздействия, требующий использования...

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия iconВера как фактор воздействия на поведение
Андрюшенко Михаил Трофимович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного...

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия iconНейминг гостиниц Екатеринбурга как инструмент формирования имиджа...
Фактором успеха является самоидентификация. Рекламные имена это один из важнейших способов коммуникации и привлечения аудитории....

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия iconБашкирский государственный университет
Политические, социальные, экономические, демографические, лингвистические, культурные, религиозные и иные явления и процессы, происходящие...

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия iconПерспективы взаимодействия стран брикс как фактор усиления мирохозяйственной...
Целью настоящей работы является выявление перспектив взаимодействия стран брикс как фактор усиления показателей экономического и...

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия icon«средняя общеобразовательная школа №24» Тема: «снятие трудностей при коммуникации» Проектно
Iii. Трудности языковой и межкультурной коммуникации

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия icon«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»
Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,...

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия iconСоциальный капитал как фактор эффективности президентских предвыборных...
Социальный капитал как фактор эффективности президентских предвыборных кампаний в России и США

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия iconКорпоративная культура как фактор повышения эффективности труда работников...
Корпоративная культура как фактор повышения эффективности труда работников на предприятиях

Шелестюк Е. В. Асимметричность коммуникации как фактор идеологического воздействия iconСоциальный капитал как фактор региональных различий
Нормы, которые способствуют формированию социального капитала, включают в себя такие ценности как: правдивость, выполнение обязательств,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную