Скачать 1.2 Mb.
|
Региональное управление и территориальное планирование Лекции Направление подготовки бакалавра 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»
1. Теоретические и методические аспекты управления
Понятие «управление» происходит от латинского слова «directiohe», которое означает «деятельность под руководством, служба в подчинении». Эволюция управления в его современном понимании как системы начиналась с власти. Предпосылки для выделения его в особый вид деятельности сформировались при переходе от простой к сложной кооперации труда на базе капиталистического производства. По мере дальнейшего разделения, специализации и обобществления труда, развития научно-технического прогресса управление приобретало все более сложные формы, обосабливалось в иерархически организованные системы, без которых уже не могло функционировать крупное специализированное производство. Управление своими корнями уходит в политическую и социально-экономическую систему каждой страны. Ему более чем какой-либо другой сферы человеческой деятельности, присущ субъективизм. Роль личности в управлении, как и в истории, политике, огромна. Связано это в основном с тем, что управление имеет иерархическую структуру, т.е. вертикальную соподчиненность органов или отдельных управленческих работников. Но было бы ошибочным сводить зависимость управления к влиянию какого-либо одного фактора, будь он экономический, политический, личностный и др. Все они находятся в тесной связи и формируют, в конечном счете, методологию и систему управления тем или иным объектом (предприятием, объединением, регионом, государством и т.д.). Теория управления, имея общую природу своего происхождения - общественный характер труда, развивалась под воздействием двух противоречивых направлений – капиталистического и социалистического. К. Маркс рассматривает двойственность управления как организационно-техническое, вытекающее из самой природы разделения и кооперации труда и присущее любому способу общественного производства, и как социально-экономическое, вытекающее из отношений собственности. (10). Собственность на средства производства определяет характер отношений управления во всех сферах производства, распределения, обмена и потребления. Фундаментом социалистической теории управления являлось государственная собственность на средства производства, что предопределило формирование монопольных управленческих структур, слияние в партийных и исполнительных органах идеологических, государственных и хозяйственных функций. Работы зарубежных ученых по теории управления отличаются прагматичностью и прикладным характером. Так, на уровне хозяйствующих предлагается теория и практика «ситуационного подхода», которая отражает поиск эффективного ведения производства исключительно за счет внутренних резервов предприятия, рассматриваемого как закрытая система. Теория и практика «стратегического управления» рассматривает предприятие как открытую систему, успешная деятельность которой определяется эффективностью внутрифирменного механизма, с одной стороны, и умением приспосабливаться к внешнему окружению, с другой. На уровне макроэкономики «монетаристская теория» Милтона Фридмана (15) выступает против какого бы то ни было вмешательства государства в экономику, в особенности против использования фискальной политики, сопровождающейся увеличением дефицита бюджета. Согласно подходу монетаристов, жесткая кредитно-денежная политика способна обеспечить саморегулирование рыночных механизмов. Концепция государственного регулирования экономики Джона М. Кейнса (8) является теоретической основой государственного вмешательства во все сферы производства, распределения и потребления. По этой теории «новая экономика» позволяет ограничить стихийное действие рыночных регуляторов, сгладить противоречия между общественный характером производства и частной формой присвоения прибавочного продукта, обеспечить бескризисное развитие экономики. В трактовке понятия управления производством в отечественной литературе Г.Х. Попов (11), И.Г. Ушачев (14), Х.О. Репп (13) и др. можно выделить три подхода:
При этом управление определяется как комплекс целеустремленных действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования управляемой системы. Следовательно, каждый из описанных подходов имеет равное право на существование в теории управления, ибо в комплексе они представляют возможность рассматривать одни и те же проблемы с разных точек зрения. Управление, как известно, существует во многих процессах в природе и технике. Оно имеет место там, где есть движение. Ибо движение есть процесс, требующий управления, которое обеспечивает его целенаправленное и упорядоченное протекание. Неподвижный же объект не нуждается в управлении. Производство потому и является объектом управления, что главное его содержание – процесс. Однако производственный процесс отличается от всех других управляемых процессов в природе и технике тем, что в нем участвуют люди. Люди являются носителями живого труда, без которого никакой производственный процесс немыслим и невозможен. Таким образом, при общественном характере производства объектом управления, прежде всего, являются люди. Они же являются и субъектами управления. Процессы управления, протекающие в природе и в разных областях человеческой деятельности, в самых общих чертах имеют сходство, связанное всем процессам управления. Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять обоснованные управленческие команды. Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом он преследует. Если цели управления совпадают с целями преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление. Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.), во-вторых, наличием у субъектов управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т. е. возможность и готовность объекта управления выполнять управленческие команды. Иерархическая структура управляющих систем позволяет выделить два основных подхода к исследованию и разработке системы управления: микро- и макроподход. При микроподходе объектом изучения становится внутренняя структура системы внутренне взаимодействие ее элементов в процессе реализации заданной извне зависимости между входами и выходами. При макроподходе система управления рассматривается как часть общей системы управления, т. е. исследуются только ее входы и выходы. Результатом процесса управления на каждом уровне является принятие определенного решения, которое оформляется в виде постановления, приказа и т.д. |
![]() | Провести территориальную привязку хозяйствующих субъектов базирующуюся на закономерностях, принципах и факторах размещения производительных... | ![]() | Предмет региональной экономики, ее цели и задачи. Регион как целостная система. Региональная политика |
![]() | Предмет региональной экономики, ее цели и задачи. Регион как целостная система. Региональная политика | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров по направлению 081100. 62... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ![]() | В соответствии с Градостроительным кодексом РФ территориальное планирование это планирование развития территорий, в том числе |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | ![]() | Дисциплина: «Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства» |
![]() | Территориальное планирование в целях организации системы межмуниципального социально-культурного и бытового обслуживания 11 | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров... |