Скачать 117.57 Kb.
|
Парначев А.А. (Сыктывкар) ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Основные аспекты социально-экономического развития северных территорий в значительной степени определяется тем, как экономика региона взаимодействует с добывающими отраслями, предприятия которых здесь размещены. Это относится не только к решению многочисленных текущих проблем, но еще в большей степени – к формированию условий долговременного устойчивого развития региона (1). Распад СССР, крупные изменения на геополитической карте мира, усиление конкурентной борьбы за источники ресурсов, увеличение неравномерности между странами и регионами в социально-экономическом и технологическом развитии, определили ряд особенностей в социально-экономическом развитии села на Севере. В вопросах оценки демографического и трудового потенциала, а также использования экономических и природных ресурсов Севера очень важен геополитический аспект (в России на северные территории приходится более 64% всей площади страны, здесь сосредоточены основные месторождения наиболее важных, как с точки зрения внутреннего экономического развития, так и экспорта полезных ископаемых, прежде всего нефти, газа, и леса). Остановимся лишь на особенностях территориальных аспектов данной проблемы, которые непосредственно затрагивают проблему «Человек и Север». Прежде всего, встает вопрос о ресурсных характеристиках территории, ее энергетическом, сырьевом, демографическом, транспортном и других потенциалах. На основе территориальной дифференциации этих ресурсных составляющих возникают зоны нестабильного и конфликтного развития. Дело в том, что в современном мире значительно возрастает ограниченность ресурсов (лимитирование, как по объемам, так и по экономической эффективности использования). В этих условиях неиспользуемая полностью территория, согласно этой концепции, становится как бы "ничьей", обладающее ею государство как бы ограничивает или даже теряет свое право на суверенитет над ее ресурсами в случае, если другие страны желают ими воспользоваться. Здесь, нам представляется, имеют место особенности экономико-географического положения (теоретические основы которого разработаны, кстати, отечественной экономико-географической школой) конкретных северных территорий, в котором можно выделить 3 основных вида: 1) относительно элементов общественного производства (материального производства и ресурсов, рынков сбыта, демографического и трудового потенциала, транспортных путей); 2) относительно территориальной обособленности территории (периферийное, глубинное, приграничное, центральное); 3) в зависимости от масштабов отнесения (макро-, мезо-, микро положение) (2). Особое значение в условиях Севера приобретает фактор надежности производственных и жизнеобеспечивающих систем, прежде всего инфраструктуры в широком смысле этой категории. В системном плане исключительно важное значение приобретает взаимозаменяемость, дублирование ее элементов, в функциональном - структурообразующими являются, прежде всего, энергетическая и транспортная составляющие. При этом фактор энергетической (по ряду видов энергии), продовольственной и транспортной внешней зависимости для ряда территорий представляется жизненно важным, что не исключает при наличии соответствующих условий и тенденции к самообеспечению некоторыми видами ресурсов. Особое значение для жизнедеятельности на Севере имеет структура занятости, особенности ее формирования и развития. Мировой опыт в данной области свидетельствует о том, что роль механизмов государственного регулирования в данной связи и разработка адекватных северным условиям форм занятости являются определяющими. Для подтверждения этого факта можно обратиться к опыту США и Канады (3). Обследования, проведенные среди постоянного населения северо-западных территорий Канады и Аляски, показали, что среди мужского населения в возрасте 15-44 лет около 45% занято в современных с технологической точки зрения отраслях экономики и 55% - в традиционных для Севера отраслях. По существу имеет место феномен "смешанной занятости", сочетания традиционных форм трудовой деятельности с современными ее формами, причем с выраженным сезонным характером перехода. Смешанная занятость имеет следствием и "смешанный" характер процессов, происходящих на рынке труда, прежде всего безработицы, причем последняя имеет неявный "стертый", в отличие от некоренного (временного проживания) населения. характер. По существу, значительная часть трудоспособного населения в той или иной степени занята традиционной или связанной с ней деятельностью, однако, как показали социологические обследования, проявляется, причем довольно четко, определенная закономерность - чем выше уровень образования и квалификации, тем слабее связь с традиционной занятостью. В северных регионах исключительно важное значение имеют и смешанные формы занятости. Известно, что в условиях Севера, особенно в сельской местности коренное население отличается почти наполовину меньшей активностью в сфере частного предпринимательства и мелкого бизнеса, только 30-40 % населения могут создавать рабочие места, а 60-70% работать по найму. Для решения проблемы занятости народов Севера необходимо отказаться от распространенной иллюзии, что только традиционные отрасли одни в состоянии решить эту проблему. Должны быть установлены нормативы по найму народов Севера в новых проектах сектора услуг (торговля, переработка, туризм). Предприятия, которые имеют определенную на региональном уровне долю работников из числа народов Севера, должны иметь льготы по местным и региональным налогам. Для обучения селян основам самозанятости целесообразно организовывать специальные выездные учебно-методические пункты обучения бизнесу. В бюджетном секторе необходимо постепенно добиться, чтобы доля аборигенных работников была сопоставима с их удельным весом в численности всего населения. Инвестиционные проекты в национальных селах необходимо реализовывать на условиях "разделения" рабочих мест, чтобы выгоды от проекта использовались максимально широко среди максимально большего числа домохозяйств. Важно, что после проверки на практике многих вариантов различных форм занятости, в западных странах (прежде всего в Норвегии, Швеции, Финляндии, Канаде) наблюдается бурное развитие различных видов кооперации и трудовых ассоциаций. Как представляется, этот опыт важно и нужно использовать в возрождении российского Севера, при создании адекватного проводимым в стране экономическим реформам рынка труда, учитывающим специфические особенности занятости на северных территориях, причем особенно ярко эта специфика проявляется в сельской занятости. Именно здесь необходимо создание альтернативных мест приложения труда (4). Это особенно важно в связи с высоким уровнем неудовлетворенности населения уровнем доходов, сферой услуг и вообще жизнью в сельской местности в северных регионах. Зарубежный опыт свидетельствует и о необходимости увеличения избирательности централизованного государственного регулирования в сфере занятости на Севере. Необходимо научно обосновать и выделить именно те сферы трудовой активности в этой группе регионов, на которые должна быть направлена система государственного стимулирования, в том числе компенсационных выплат (за границей их размер не превышает, как правило, 10-20% основного тарифного заработка). В данной связи необходимо, исходя из системы приоритетов, создать структуру переподготовки кадров, с тем, чтобы их масштаб и структура соответствовали как потребностям северных регионов, так и страны в целом. Следующим важным направлением развития является возрождение общин как традиционных органов национального самоуправления, придания им помимо современных, чисто хозяйственных, также функции землевладения, сельской экономики, традиционного жизнеобеспечения (оленеводства и промыслов для самообеспечения продовольствием). Целесообразно помочь трудному становлению рыночного сектора в сельской экономике пакетом мер налоговой политики: освободить от налогов в федеральный бюджет предприятия различной организационно-правовой формы, зарегистрированные в селах и поселках проживания коренных малочисленных народов Севера, в которых работает более 60% работников коренной национальности; от подоходного налога представителей коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни; освободить хозяйства народов Севера от выплат в Пенсионный фонд (ведь только 6 % северян коренной национальности сегодня доживает до пенсионного возраста). Необходимо поддержать создание районных и сельских факторий как интегральных снабженческо-сбытовых структур сельской экономики, создаваемых оленеводами и промысловиками "снизу", и подотчетных органам национального самоуправления: • органам региональной власти образовать первоначальный бюджетный взнос, который станет контрольным пакетом пайщиков от коренного населения; • передать находящиеся сегодня в распоряжении госхозов и других организаций товаропроводящую сеть и мощности по переработке продукции оленеводства и промыслов; • подготовить кадры из числа народов Севера для управления факториями. Необходимо разграничивать имеющее для государства первый приоритет традиционное жизнеобеспечение - использование оленьих пастбищ и мест промысла для продовольственных нужд, значимость которого еще более повышается в современных кризисных условиях и потому оно обязано получить господдержку; и товарное оленеводство и другие промыслы, которые возможны лишь на ограниченных ареалах, вблизи крупных потребительских рынков. Особо следует отметить главный и единственный ресурс сельских жителей северных территорий – это земля (см. послание Президента России). При обсуждении проблем Земельного кодекса часто утверждалось, что при разрешении свободной купли-продажи земли крестьяне лишатся своих наделов и станут батраками, но как именно это произойдет, процедура обезземеливания крестьян, не поясняется. Между тем технология "честного* отъема собственности у граждан России уже апробирована в ходе ваучерной приватизации. Содержание этой технологии иллюстрирует рис.1. Схема лишения граждан России собственности в ходе вуачерной приватизации (рис.1) Гражданин с «частью государственной собственности» в виде ваучера с номинальной стоимостью в 1000 руб ![]() ![]() ![]() ![]() П |
![]() | Формирование экологического раздела стратегии социально-экономического развития регионов россии | ![]() | Задачи: показать особенности социально-экономического развития края; отметить вклад Алтайского края и нашего села в развитие страны;... |
![]() | Задачи: показать особенности социально-экономического развития края; отметить вклад Алтайского края и нашего села в развитие страны;... | ![]() | Проработка вопроса создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях с наиболее сложным социально-экономическим... |
![]() | ![]() | Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий и выработка необходимых мер социально-экономического,... | |
![]() | Рговли Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Центром экономики Севера... | ![]() | «Проблемы и перспективы транспортно-коммуникационного обеспечения развития северных и арктических территорий России» |
![]() | Публикация выполнена при поддержке Программы 12-с-7-1007 «Факторы и механизмы акселерации социально-экономического развития регионов... | ![]() | Курс «Экономико-географические особенности и проблемы развития северных регионов России» |