Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий






Скачать 109.74 Kb.
НазваниеСоциально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий
Дата публикации09.02.2015
Размер109.74 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
К.э.н. Патрушева С.Б.
Институт экономики УрО РАН

г. Екатеринбург
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УГЛЕПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Публикация выполнена при поддержке Программы 12-С-7-1007 «Факторы и механизмы акселерации социально-экономического развития регионов России»

Отечественный опыт формирования и функционирования инновационных территорий в наибольшей степени относится к городам-заводам оборонно-промышленного комплекса. Этот опыт должен быть переосмыслен и все полезное следует использовать. Однако в ходе реформ отраслевая наука, как и система внедрения научно-технических достижений были полностью разрушены, что явилось одним из существенных факторов ухудшения условий жизни населения. Не отбрасывая советское прошлое, можно с уверенностью утверждать, что Российская Федерация имеет богатый опыт регионального планирования. Безусловно, произошла существенная трансформация этого института, в рамках которой можно выделить два аспекта1.  Во-первых, в отличие от жестко централизованной советской системы, современное региональное планирование в России, как и во многих странах, представлено двумя уровнями: федеральным и собственно региональным, с преобладающей ролью последнего. Во-вторых, произошли серьезные изменения в содержании планирования. Так, проектный подход, характерный для эпохи индустриализации, сменился программно-целевым, более предпочтительным с точки зрения учета средовых факторов развития. Как следствие, на смену долгосрочному планированию, ориентированному только на внутренние ресурсы системы, пришло стратегическое, учитывающее среди прочих факторы внешней среды2.  В результате именно стратегическое планирование закрепилось в качестве важнейшей функции современной системы регионального управления в России. Более того, как справедливо замечено О.Н. Семенской, стратегическое планирование как механизм регионального управления ставит административную команду субъекта на новую ступень, в которой возможен переход от позиции функционирования к развитию1.  В этих условиях актуальна задача восстановления и приумножения инновационного потенциала. Для решения этой задачи необходимо уделить особое внимание кадровому обеспечению инновационной деятельности. Необходимо иметь в виду, что управленческие кадры в регионах не имеют опыта современной организации инновационной деятельности в рыночных условиях, т.е. в коммерческом (а не плановом) взаимодействии науки и производства, в проведении маркетинговых исследований и в продвижении наукоемкой продукции к потенциальному потребителю. Инновационная деятельность предполагает использование во всех сферах жизнедеятельности территории новейших технологий мирового уровня. Отечественная научно-техническая база, обладая заделом фундаментальных исследований, в прикладном отношении существенно отстает от развитых стран в большинстве отраслей промышленности. Исключение составляют отрасли военно-промышленного и аэрокосмического комплексов, где использование двойных технологий является безусловным инновационным потенциалом. Формирование инновационных территорий возможно при условии инвестиционного обеспечения на основе многоканального финансирования за счет частного отечественного и зарубежного капитала, а также государственных капитальных вложений, которые необходимы прежде всего для создания производственной, социальной и деловой инфраструктуры. В России правовое обеспечение в инновационной сфере находится в стадии становления. В настоящее время в Правительстве и Государственной Думе находится в состоянии разработки Закон об инновационной деятельности в России. Предполагается, что принятие этого закона позволит законодательно регламентировать процессы функционирования инновационных территорий. Пока правовая база представлена лишь Федеральным законом “О статусе наукограда Российской Федерации.” этим законодательным актом существенно ограничены права субъектов Федерации в части поддержки инновационных муниципальных образований, не установлен срок, на который муниципальному образованию может быть предоставлен статус наукограда, нет положений о федеральных целевых программах как механизмах государственной поддержки наукоградов и т.п.2 В российских условиях получила распространения такая форма инновационных территорий как научно-технические парки (технопарки). Некоторые субъекты Федерации пытаются не дожидаясь решений Центра самостоятельно определить правовой статус технопарков. Так, правительство Свердловской области утвердило “Положение о технопарках, создаваемых на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области1 .” Этим документом предоставлены льготы по плате за аренду земли, предусмотрены налоговые и другие льготы. подобная тактика “опережения” субфедерального законодательства в правовой сфере чревата противоречиями с “запаздывающим” федеральным законодательством. В России есть территории (отдельные промышленные районы крупные и средние города, города-заводы и т.п.), обладающие потенциалом инновационного развития, поскольку располагают людскими и материальными ресурсами, производственными мощностями и связанной с производством прикладной наукой. В мировой практике подобные территории принято относить к территориям, на которых возможно инновационное развитие при условии наличия инвестиций. Необходимо решить вопросы правового регулирования инновационного развития территорий данного типа с целью обеспечения их государственной поддержки. В России не разработана государственная политика формирования и функционирования инновационных территорий. Внимание органов государственной власти концентрируется, как правило, на производственной сфере. Между тем согласно “Международным стандартам в статистике науки, техники и инноваций” предусмотрено следующее понятие инновации: “…Инновация - конечный результат инвестиционной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам2. От себя добавим, что “социальные” услуги следует по нашему мнению трактовать в широком аспекте, включая и экологическую составляющую.

При формировании системы территорий инновационного развития государство должно особое внимание уделить депрессивным территориям. Прежде всего речь идет об территориях, на которых размещены предприятия военно-промышленного комплекса и угольной промышленности. Пока возможностям развития инновационного предпринимательства на территориях размещения предприятий указанных отраслей органами государственной власти как федерального, так и субфедерального уровня не уделяется должного внимания. На оборонных предприятиях крайне медленно внедряются двойные технологии. Анализ более чем десятилетнего опыта реструктуризации угольной промышленности показывает, что если в промышленной сфере наблюдаются отдельные элементы инновационной деятельности, то в других сферах - нет.

Формирование инновационных территорий возможно при условии государственной поддержки, заключающейся не только в налоговых, финансово-кредитных и других льготах, но и в прямом финансировании как собственно инновационной деятельности, так и затрат на создание производственной и деловой инфраструктуры. Приведем следующие сравнительные данные: в России средства государственного бюджета, выделяемые на развитие наукоградов, измеряются долями процента. в Великобритании научные парки и иные инновационные центры получают 62% средств, необходимых на их содержание, во Франции-74%, в Германии-около 80%.1 .

При выработке государственной политики формирования инновационных территорий на федеральном уровне определяются общие “рамочные” условия, включая законодательство, бюджетное финансирование, институциональную среду и т.п; на региональном уровне подлежит детальному исследованию эндогенный потенциал территории. При этом особое внимание уделяется экономико-географическому положению территории, близости транспортных путей, состоянию освоенности района. Эндогенный потенциал для индустриальных территорий определяется: научной обеспеченностью; структурой промышленного производства, удельным весом предприятий с передовой технологией, количеством и качеством природных, прежде всего, минерально-сырьевых, ресурсов; как собственными инвестиционными ресурсами, так и возможностями привлечения “со стороны” частных отечественных и зарубежных инвесторов; социально-демографическим и экологическим состоянием территории, этническим составом населения и его национально-культурными традициями.

Необходим комплексный территориально-отраслевой подход к формированию территорий инновационного развития. Как отмечено выше, органами власти всех уровней и большинством исследователей приоритетное внимание уделяется производственному, точнее отраслевому аспекту инновационной деятельности. Инновационная деятельность предполагает не только получение и распространение научно-технических знаний, но и их результативное использование во всех сферах жизнедеятельности территории с целью повышения ее привлекательности. В этой связи возрастающее значение приобретает понятие “имидж территории.”

“Имидж какой-либо территории представляет собой достаточно устойчивую систему представлений, которая суммирует отдельные личностные знания, оценки и предпочтения. При формировании нового имиджа следует учитывать наслоившиеся представления (определить их истинность или ложность) о территории, так как в структуре имиджа присутствует активная, зависимая от политики городских властей, и пассивная-шлейф многолетнего опыта.”1.

Спектр инновационной деятельности в индустриальном муниципальном образовании должен быть максимально широким- от технологических инноваций в производственной сфере до реформирования на принципиально новой технической основе жилищно-коммунального хозяйства.

С точки зрения комплексного территориально-отраслевого подхода предпочтительным типом организации инновационной деятельности в России является формирование на базе ряда смежных муниципальных образований “территорий инновационного развития.”

Необходимо учитывать, что наша научно-техническая инновационная база по разным оценкам от 20до 50 лет отстает от развитых стран Запада, между тем современный этап научно-технического и информационного развития позволяет невиданными ранее темпами повышать производительность труда, решать проблемы ресурсосбережения, улучшать качество продукции. В Японии, США, Великобритании, Германии сложились весьма продуктивные формы научного обслуживания инновационной деятельности. Создана сеть консалтинговых фирм. “Выращены” кадры специалистов, научное сообщество настроено на обоснование венчурного финансирования и т.д. инвестиционные возможности нестабильной экономики России и стабильных экономик Запада при формировании инновационных территорий несопоставимы: Россия испытывает “инвестиционный голод” (который ряд авторов трактует как инвестиционный кризис), в то время как на Западе имеет место избыток инвестиций в частном секторе экономики. В отличие от развитых западных стран, где свободный переток капиталов вместе с новейшими технологиями является нормой, для России эта форма инновационной деятельности пока имеет крайне ограниченные пределы. В этих условиях мобилизация внутренних ресурсов (интеллектуальных, технологических, информационных и др.) приобретает первостепенное значение.

В развитых странах уже создана институциональная среда, с помощью которой стимулируется и координируется инновационное развитие, в России же формирование институциональной среды находится в самой начальной стадии, причем такие факторы как экономико-географические особенности локальных территорий, национально-исторические традиции, сложившаяся веками система ценностных установок, реальное состояние правосознания и т.п.- пока учитываются крайне недостаточно.


VII. Корректировка инновационной стратегии по результатам мониторинга.

Инновационная стратегия корректируется на основе проверки степени согласованности решений, принимаемых на разных уровнях прогнозирования;

компромиссных решений в ситуациях, когда имеется необходимость согласования методов прогнозирования анализируемых процессов;

оценки степени достижения поставленных целей.

Особое значение в идентификации инновационной деятельности в качестве элемента социально ответственного бизнеса имеет осознание органами управления всех уровней власти, собственниками и менеджментом необходимости инновационных подходов к решению проблемы подготовки кадров. Имеющиеся кадры нуждаются, как правило, в переобучении, а подготовка новых кадров – длительный и еще не налаженный процесс. С другой стороны, когда речь идет о формировании кадровой политики, проявлением инновационного подхода должно быть более тесное взаимодействие экономической теории и социологии. Необходимо проанализировать инновационные возможности бизнеса в решении проблем развития социальной инфраструктуры. Речь идет о высокорентабельном сегменте отечественного бизнеса, размеры которого составляют, по экспертным оценкам, порядка 30-40% общего объема реализуемой продукции. Это и углеводородное сырье, и металлургическая продукция, и экспортируемый уголь, и продукция пищевой промышленности и др. Прежде всего, социально ответственный бизнес не должен быть в стороне от проблем жилищно-коммунального хозяйства, образования и здравоохранения. То, что жилищно-коммунальная реформа свелась к повышению квартплаты и тарифов на коммунальные услуги, является общепризнанным фактом. Инновационная деятельность бизнес-структур в данной сфере могла бы, на наш взгляд, развиваться в двух направлениях: в перепрофилировании части неиспользуемых производственных мощностей на обслуживание жилищно-коммунального хозяйства и в адресной помощи наиболее бедной части населения. Как пишет акад. А.Г. Аганбегян «худшего построения социальной сферы, в том числе, с позиции социальной справедливости трудно себе вообразить: 10% богатых граждан России получают 20% всех государственных льгот, поскольку наиболее объемная льгота – дотация жилья и коммунальных услуг, а у богатых – большие дома и квартиры, дачи, повышенный расход энергии, тепла, газа и т.п.1.

В то же время (и это оборотная сторона медали) 20% самых бедных получают только 15% от государственных льгот». Что касается инновационной деятельности бизнеса в здравоохранении, то она могла бы проявиться в долевом участии в оснащении больниц и поликлиник новейшим оборудованием мирового уровня при условии бесплатного первоочередного (или внеочередного) медицинского обслуживания трудящихся предприятия-спонсора.

В области образования инновационный подход должен заключаться в существенном расширении подготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования по заказу субъектов предпринимательской деятельности.

Не менее значимым для сбалансированного развития территории является обеспечение адекватного развития сельской территории, качества жизни сельского населения и развития на селе производств, традиционных для села специальностей.

Качество жизни населения городского округа и успешное решение демографических проблем не может быть обеспечено без принятия дополнительных шагов в развитии медицинского обслуживания, в том числе и на базе современных высоких технологий.





1 Дорошенко С.В., Третьяк А.Н., Илинбаева ЕА. Концепция стратегии социально-экономического развития субрегионального образования // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2014. - №2(38). - ISSN 1999-2645. Режим доступа: URL: http://region.mcnip.ru (дата обращения 21.08.2014)



2 Татаркин А.И., Дорошенко С.В. Институт стратегического планирования в условиях формирования саморазвивающихся регионов // Общество и экономика.  2009.  № 11-12. С. 100-120.

1 Семенская О.Н. Стратегическое планирование как механизм управления региональной социально-экономической системой // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2013.  №3(35). Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru


2ФЗ от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/180307/#ixzz3AuDpgxDm (дата обращения 20.08.2014)

1 .“Положение о технопарках, создаваемых на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области”. //[Электронный ресурс] URL: http://zakon.law7.ru/base60/part9/d60ru9148.htm (дата обращения 06.05.14)

2 Инновационный менеджмент: учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. –М.: ЮНИТИ, 1997. –520с.


1Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука и бизнес// Науковедение. 2001,№2-с.12


1 Новосельский К.И. Разработка стратегии развития традиционного индустриального региона// Екатеринбург. Изд-во УрГЭУ.1995.-с.74-75

1 Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России// Экономика и организация промышленного предприятия. Январь, 2004.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Актуальные социально-экономические...
«Актуальные социально-экономические проблемы региона специализации» 032000. 68 «Зарубежное регионоведение»

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconКонцепци я развития сельских территорий Ульяновской области на период до 2020 года
Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий и выработка необходимых мер социально-экономического,...

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconРабочая программа дисциплины «Экономические основы градостроительной деятельности»
Целью данного курса является то, что бакалавры должны овладеть знаниями социально-экономических проблем градостроительства, социально-экономическая...

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconИнформация о выполнении Примечание (проблемные вопросы)
Проработка вопроса создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях с наиболее сложным социально-экономическим...

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconРабочая программа дисциплины Научные и социально-экономические проблемы...
Дисциплина «Научные и социально-экономические проблемы рыболовства и аквакультуры» необходима для подготовки магистров в области,...

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconКольцова Олеся Юрьевна Социально-экономические проблемы на пути модернизации:...
Социально-экономические проблемы на пути модернизации: возможности публичного поиска решений

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconПроблемы и перспективы транспортно-коммуникационного обеспечения...

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconКонкурсная работа на тему: финансовые и социально-экономические предпосылки...
Постановка проблемы. Страхование жизни является важным институтом финансового рынка, содействующим сохранению благосостояния граждан,...

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconТема заседания
«Проблемы и перспективы транспортно-коммуникационного обеспечения развития северных и арктических территорий России»

Социально-экономические проблемы развития углепромышленных территорий iconСтатья подготовлена при финансовой поддержке интеграционного проекта...
Формирование экологического раздела стратегии социально-экономического развития регионов россии






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную