Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах






Скачать 189.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах
Дата публикации06.02.2015
Размер189.69 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > География > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании:

  • авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X – XI классах В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 класс , М. Просвещение 2011.

  • с использованием учебника Максаковского В.П. 10 класс «География» 10 класс Изд. «Торговый дом «Просвещение» М. 2009

Общая характеристика

Курс «Экономическая и социальная гео­графия мира» завершает географи­ческое образование школьников. Он изучается в 10—11 классах общеобразовательных учреждений как обязательный курс.

Курс сочетает экономико-географическое страно­ведение с общей экономической географией.

Основная цель курса — продолжить и для боль­шинства учащихся завершить формирование зна­ний о географической картине мира, которые опи­раются на понимание теории взаимодействия об­щества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их райо­нах.

Цель программы: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства стран мира, о месте России в современном мире, воспитании гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре народов мира.

Задачи:

  • сформировать географический образ стран мира в его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействий основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • сформировать представление о мировом хозяйстве как целостном географическом объекте, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в странах мира, а также географических аспектов глобальных проблем человечества;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

• развивать представление о своём географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления.
Содержание учебного предмета
Раздел II. Региональная характеристика мира (28 ч)
Тема: Зарубежная (по отношению к стра­нам СНГ) Азия. «Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Азии.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: регион контра­стов. Минеральные богатства региона, особое значе­ние нефти. Земельные и агроклиматические ре­сурсы. Орошение земель.

Население: особенности воспроизводства, про­явление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфлик­ты. Зарубежная Азия — родина мировых рели­гий. Традиции культуры. Особенности размеще­ния населения и процессы урбанизации. Тип ази­атского (восточного) города. Формы сельского рас­селения.

Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные груп­пировки стран зарубежной Азии.

Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, пре­обладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищ­ного животноводства, особая роль ирригации. Транспорт и международные экономические свя­зи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические про­блемы. Угроза обезлесения и опустынивания.

Субрегионы зарубежной Азии — Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Централь­ная и Восточная Азия: образ территории.

Китай. Территория, границы, положение. Го­сударственный строй. Китай — самая многонасе­ленная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности нацио­нального состава; китайский язык и письменность. Особенности расселения; крупнейшие города. Тра­диции культуры.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промыш­ленности. Энергетические и металлургические ба­зы Китая; остальные отрасли и их размеще­ние.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономи­ческие связи; свободные экономические зоны Ки­тая. Непроизводственная сфера.

Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная зоны: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические про­блемы.

Япония. Территория, границы, положение, го­сударственный строй. Население: особенности ес­тественного движения, национального и религиоз­ного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные го­родские агломерации; мегалополис Токайдо. Зна­чение Токио.

Хозяйство: место Японии в мировой экономи­ке; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких произ­водств. Структура и география сельского хозяй­ства. Значение и география рыболовства. Разви­тие и размещение транспорта. Особое значение международных экономических связей в хозяй­стве Японии, зависимость от ввоза сырья и топ­лива. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии — главное социально-экономическое ядро страны. Ти­хоокеанский пояс, главные промышленные рай­оны. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона Японии. Региональная поли­тика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории.

Индия. Территория, границы, положение, госу­дарственный строй. Население: особенности вос­производства; «демографический взрыв» и его по­следствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия — самая многонациональная стра­на в мире. Особенности религиозного состава на­селения и проблемы, с ним связанные; межэтни­ческие и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населе­ния: городское население и крупнейшие города; сельское население.

Хозяйство: достижения и проблемы. Природ­ные предпосылки для развития промышленности; основные черты ее отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав и главные сель­скохозяйственные районы. Влияние «зеленой ре­волюции».

Развитие и размещение транспорта, междуна­родные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства и рассе­ления в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта, Дели, Мад­рас). Районы Индии: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические про­блемы.
Тема: Африка. «Визитная карточка» ре­гиона. Географическая картина Африки.

Общая характеристика региона. Территория, гра­ницы, положение. Политическая карта; погранич­ные споры и конфликты. Особенности государст­венного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Аф­рики. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: «демографический взрыв» и свя­занные с ним проблемы. Особенности этнолингви­стического и религиозного состава населения. Тра­диции культуры. Особенности размещения насе­ления и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке.

Хозяйство: место Африки в мировом хозяйст­ве, главные отрасли специализации. Роль горно­добывающей промышленности, ее основные рай­оны. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономи­ческие связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Заповедники и национальные парки. Проблема опустынивания.

Деление Африки на субрегионы. Два укрупнен­ных субрегиона — Северная и Тропическая Аф­рика: образ территории.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) — един­ственное экономически развитое государство Аф­рики. Основные черты ее экономико-географиче­ского положения, государственного строя, приро­ды, населения и хозяйства.
Тема: Северная Америка. «Визитная кар­точка» региона. Географическая картина Север­ной Америки. США и Канада.

Соединенные Штаты Америки. Территория, гра­ницы, положение. Государственный строй.

Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской на­ции; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты раз­мещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Американский тип города. Сельское население.

Хозяйство США: ведущее место в мировой эко­номике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышлен­ности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные пред­посылки для развития сельского хозяйства. Гео­графия главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Агропромыш­ленный комплекс США. Транспортная система США и ее особенности; главные магистрали, су­хопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Основные черты географии науки. Геогра­фия туризма и рекреации. Загрязнение окружаю­щей среды в США и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.

Макрорегионы США. Северо-Восток США — «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон. Средний Запад США — регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Город Чикаго. Юг США — регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад — самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.

Интеграционная группировка НАФТА.
Тема: Латинская Америка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.

Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие городские агломерации — Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации.

Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее размещения.

Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории.

Бразилия. Бразилия — тропический гигант. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения Амазонии.
Тема: Австралия и Океания. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Австралии и Океании.

Общая характеристика Австралии. Территория,

границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Раздел III

Глобальные проблемы человечества (4 ч)
Тема: Глобальные проблемы человечест­ва.

Понятие о глобальных проблемах человечест­ва; геоглобалистика. Проблема войны и мира: но­вые аспекты. Экологическая проблема как при­оритетная проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география. Демографическая проблема и пути ее решения. Продовольственная проблема, ее гео­графические аспекты и пути решения. Энергети­ческая и сырьевая проблема, ее географические аспекты и пути решения. Проблема использо­вания Мирового океана. Проблема освоения кос­моса. Проблема преодоления отсталости развиваю­щихся стран как крупнейшая общемировая про­блема. Другие проблемы глобального характера. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы: глобальные гипотезы; глобальные про­екты; их географические аспекты.
Заключение. Мир в XXI в.
Место учебного предмета

В учебном плане МБОУ Молоковская СОШ на изучение предмета «География» в 11 классе (базовый уровень) отведен 1 час в неделю, 34 часов в год (из расчета 34 учебные недели).
Практических работ – 6, из них оценочных – 4.

Изменение ресурсных возможностей не предусмотрено.

Планируемые результаты изучения предмета

В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:

1) знать/понимать:

  • этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;

  • важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

  • необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

  • особенности научно-технической революции;

  • понятие «природопользование», виды природопользо­вания;

  • идеи устойчивого развития общества;

  • особенности динамики численности населения, воспро­изводство населения и его типы, направления демографи­ческой политики в различных странах мира;

  • этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;

  • занятость населения, особенности размещения населе­ния по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;

  • крупнейшие города и агломерации мира;

  • причины и виды миграций;

  • культурно-исторические центры мира, ареалы распро­странения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

  • этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;

  • секторы экономики, основные отрасли мирового хозяй­ства, технико-экономические и организационно-экономи­ческие факторы размещения производительных сил в эпо­ху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;

  • понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;

  • крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;

  • географическую номенклатуру, указанную в учебнике;

2) уметь:

  • анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

  • определять ресурсообеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

  • определять страны, являющиеся крупнейшими экспор­терами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

  • определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;

  • определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;

  • характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

  • определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

  • составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;

  • уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

  • устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;

  • составлять развернутый план доклада, сообщения;

  • составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;

  • строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;

  • составлять и презентовать реферат;

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

  • работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);

3) оценивать:

  • обеспеченность отдельных регионов и стран природны­ми и трудовыми ресурсами;

  • рекреационные ресурсы мира;

  • современное геополитическое положение стран и реги­онов;

  • положение России в современном мире;

  • влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

  • экологические ситуации в отдельных странах и регио­нах;

  • тенденции и пути развития современного мира.


Практические работы курс 11-го класса.

Практическая работа

Обозначение на контурной карте регионов Азии.

Практическая работа

Составление таблицы «Казахстан и Средняя Азия».

Практическая работа

Составление экономико-географической характеристики Австралии.

Практическая работа

Составление картосхемы «Крупнейшие города и мегалополисы США».

Практическая работа

Составление картосхемы «Специализация стран Латинской Америки».

Практическая работа

Составление таблицы «Глобальные проблемы человечества».

Тематическое планирование




Название раздела

Кол-во часов

1.

Раздел II. Региональная характеристика мира

28

2.

Раздел 3. Глобальные проблемы человечества

5

3.

Повторение

3




Итого

35



Практических работ – 6, из них оценочных – 4.

Изменение ресурсных возможностей не предусмотрено
Используемые учебники, УМК:

  • Автор В.П. Максаковский «География» 10 класс. Изд. «Просвещение», 2010

  • Атлас и контурные карты 10 класс «Экономическая и социальная география мира» ФГУП «Производственное картосоставительское объединение «Картография»» Главный редактор Г.В. Поздняк 2010

Дополнительная литература:

  • «Тематическое планирование по географии 6-10 классы» под редакцией

  • «Новое в мире. Цифры и факты» Дополнительные главы к учебнику. Максаковский В.П. М. «Дрофа» 2011

  • «Экономическая и социальная география мира» Методическое пособие. Максаковский В.П. М. «Просвещение» 2010

Контрольно-измерительные материалы:

    • Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена по географии в 2011г.

    • Контрольно-измерительные материалы. География 10 класс М. «Вако» Сост. Жижина Е.А. 2012


Календарно - тематическое планирование


п/п

Тема

Дата проведения

По плану

Факт

ТЕМА 1. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ. АВСТРАЛИЯ (12 ч)







1

    Общая характеристика стран Азии.







2

    Население Азии.







3

Экономика Азии.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте регионов Азии.







4

    Япония.







5

    Китай.







6

    Регионы Китая.







7

    Индия.







8

    Юго-Восточная Азия.







9

    Юго-Западная Азия.







10

    Средняя Азия и Казахстан.

Практическая работа. Составление таблицы «Казахстан и Средняя Азия».







11

    Итоговое повторение по теме.







12

    Австралия.

Практическая работа. Составление экономико-географической характеристики Австралии.







ТЕМА 2. АФРИКА (4 ч )







13

    Общая характеристика стран Африки.







14

    Население Африки.







15

    Экономика Африки.







16

    Регионы Африки.







ТЕМА 3. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (6 ч)







17

    США. Общая характеристика.







18

    Население США.

Практическая работа. Составление картосхемы «Крупнейшие города и мегалополисы США».







19

    Экономика США. Промышленность.







20

    Экономика США. Сельское хозяйство и транспорт.







21

    Экономические районы США.







22

    Канада.







ТЕМА 4. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА (6 ч)







23

    Общая характеристика Латинской Америки.







24

    Население Латинской Америки.







25

    Экономика Латинской Америки.







26

    Регионы Латинской Америки.

Практическая работа. Составление картосхемы «Специализация стран Латинской Америки».







27

    Бразилия.







28

    Итоговое повторение по теме.







РАЗДЕЛ I. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (5 ч)







29

    Глобальные проблемы человечества.







30

    Демографическая и продовольственная проблемы.







31

    Энергетическая и сырьевая проблемы.

Практическая работа. Составление таблицы «Глобальные проблемы человечества».







32

    Обобщающее повторение по темам курса.







33

    Мир в XXI в.







34

    Повторение







35

    Повторение














Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconПояснительная записка к программе по географии 11 класс рабочая программа...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconРабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе...
Сборник нормативных документов География. – М.: Дрофа, 2004 г. На основании примерных программ морф, содержащих требования к минимальному...

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе программы...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою...

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconРабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе...
А. И. Алексеева//География 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений /сост. Е. В. Овсянникова. М. Дрофа, 2010. Количество...

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconПояснительная записка рабочая программа для 10 11 классов составлена...
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconПояснительная записка рабочая программа по географии для 10 -11 классов составлена на основе
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconРабочая программа по географии 10-11 класс Для реализации в 10 -11 классах
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010. (Допущены Министерством образования...

Пояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основании: авторской программы среднего общего образования по географии для базового изучения географии в X xi классах iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную