Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений,






Скачать 156.42 Kb.
НазваниеПояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений,
Дата публикации06.02.2015
Размер156.42 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > География > Пояснительная записка
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Галичский индустриальный колледж»

Методическая разработка тематического планирования по социально-экономической географии мира

по УМК Е.В. Баранчикова, С.А. Горохова (для средних профессиональных образовательных учреждений)

(По профессии – Продавец, Автомеханик, Мастер сельскохозяйственного производства)

Выполнила учитель географии

Ольга Павловна Осокина

г. Галич

2008-2009 учебный год

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Галичский индустриальный колледж»
Рассмотрено на ПЦК Утверждаю директор ГОУ СПО

Руководитель ПЦК Галичский индустриальный колледж

«_____»_______________2008г. А.Н. Журавлев ______________ «_____»___________________2008 г.

М.М. Черняева ______________

Согласовано с заместителем
директора по УР
«____»____________ 2008г.


Пояснительная записка

Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по УМК Е.В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, учебные пособия соответствуют «Федеральному перечню учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год».
Раздел 1. Общая экономическая и социальная география мира

(21 час)

Тема 1. Политическое устройство мира (2 часа)

Содержание и задачи курса. Его гуманистическое значение для формирования мировоззрения любого человека. Органического тематического мониторинга по материалам периодической печати, теле- радиовещания. Связь курса с курсом географии России. Приёмы работы с учебниками и др.

Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий. Особенности влияния различных исторических эпох на её формирование. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира, принципиальное различие между ними.

Типология стран мира: территория, население и власть как основные элементы государства. Сходство и различие государств. Многоликость стран современного мира. Их типология. Критерии типологии. Типология стран по уровню социально - экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.

Государственная территория и государственная граница. Исторический характер границ и отражение в них бурных событий прошлых эпох. Причины линейной конфигурации многих государственных границ в Африке. Международное право и запрещение нарушения границ другого государства. «Горячие точки» планеты.

Государственный строй и государственное устройство. Монархия и республика как формы правления. Унитарное и федеративное государства как формы государственного устройства. Международные организации. ООН как наиболее массовая и авторитетная международная организация в современном мире, её функция и задачи.

Современный мир сквозь призму слагающих его районов. Страноведение и региональная география. Историко - географические регионы (историко-культурные области) как наиболее подходящая основа для географического познания мира. Факторы, влияющие на степень внутреннего единства таких регионов (областей).

Социально-экономический прогресс и региональные различия в современном мире. Развитые страны. США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в «треугольной мощи». Место России в мировом хозяйстве. «Новые индустриальные страны». Развивающиеся страны. Перемещение Бразилии, Аргентины, Мексики и других стран из зоны «неразвитости» в зону интенсивного развития рыночной экономики. Сходство и различие развивающихся стран. Корни отсталости. Типология развивающихся стран.

Геополитика и политическая география: общность и различие понятий. Профессия: политолог, журналист – международник.

Деление стран на морские и сухопутные. Особенности нынешнего геополитического положения государств. Концепции «евразийства» и «антлантизма».

Построение международных отношений нового типа.

Практическая работа: Организация мониторинга по материалам периодической печати: а) по странам б) по глобальной проблеме человечества в) по отраслям мирового хозяйства г) по м\н экономическим и культурным связям (задания групповые или индивидуальные, тема по выбору. Выполненная в течение всего года. Отчеты заслушиваются при изучении соответствующих тем.

Практическая работа. 1.Составление классификационных таблиц крупнейших стран мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству. 2. Обозначение на контурной карте «горячих точек» планеты. 3. Подготовка сообщений об отдельных государствах и «горячих точках» на основе мониторинга по материалам периодической печати (опережающие задания по выбору).

Тема 2. Природные ресурсы мира(4 часа)

Понятие ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов. Характеристика минеральных, лесных, водных, морских и рекреационных ресурсов мира.

Практическая работа. 1. Размещение крупнейших месторождений по планете и отдельным странам. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений.

Тема 3. Население мира (3 часа)

Демографическая история человечества: важнейшие этапы. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Особенности естественного движения населения в разных странах и регионах. «Демографический взрыв», его причины и последствия. Теория «демографического перехода». Понятие о депопуяции. Демографическая политика: её направленность в различных странах, эффективность и трудности осуществления.

Население планеты – калейдоскоп народов. Общая картина расселения человечества на Земле. Этнический (национальный) состав населения. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Возрастной и половой состав населения мира. Экономически активное население. Проблема безработицы и её географические особенности.

Неравномерность размещения населения. Характер размещения населения и его плотность. Роль природных, социальных, экономических, демографических и других условий. Связь образа жизни населения с местными условиями стран и регионов. Урбанизация как всемирный процесс, её «плюсы» и «минусы» в развитых и развивающихся странах. Крупнейшие города мира. Агломерация, мегаполисы. Сельское население и формы его расселения. География международных миграций населения, их причины и следствия. «Утечка умов».

Понятие об уровне жизни населения. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения в различных странах и регионах.

Практические работы. 1 Сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран; объяснение значения и причин выявленных различий. 2. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 3. Подбор примеров стран, в которых государственным языком являются: а) английский б) французский в) русский г) немецкий 4. Сравнение показателей средней продолжительности предстоящей жизни людей в разных странах и регионах. 5. Обозначение на контурной карте крупнейших агломерации и мегаполисов.

Раздел 3. Мировое хозяйство (12 часов)


Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств. Связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Конец национальной хозяйственной обособленности государств, тормозящей социально-экономический прогресс. Состав мирового хозяйства.

Международное разделение труда как высшая форма географического разделения труда. Параллельность процессов формирования международного разделения труда и мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов.

Научно-техническая революция и размещение производительных сил. Особенности современного этапа НТР. «Старые» и «новые» факторы размещения производительных сил.

Теоретические основы размещения производительных сил. Рациональное размещение производства и его эффективность. Размещение производства в условиях командно- административной и рыночной экономики. Технико-экономические факторы размещения производительных сил (материалоемкость, энергоемкость, водоемкость, землеемкость, транспортабельность и т.д.). Организационно-экономические факторы размещения производительных сил (специализация, кооперирование, комбинирование и т.д.) Географические условия конкретного района размещения производства. Пространственные модели экономического развития. Промышленность мира: значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи, основные «сгустки», энергетика. Топливно-энергетический баланс мира и тенденции его изменения. Нефтегазовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. Обрабатывающая промышленность: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государств. Основные промышленные очаги и центры мира.

Сельское хозяйство: роль в современном мире, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. «Зеленая революция» и ее сущность Животноводство. Соотношение земледелия и животноводства по странам. Основные районы земледелия в мире.

Транспорт, его роль в развитии и размещении мирового хозяйства, в международном разделении труда. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта, их географические особенности. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Воздушный транспорт. Морские каналы и тоннели.

Международный туризм. Основные туристские районы мира. Профессия: менеджер туризма.

Главные особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Мировые экономические связи. Интернационализация хозяйственной жизни на планете. Транснациональные корпорации и банки. Экономическая интеграция как качественно новая ступень в развитии традиционного экономического сотрудничества между странами. Формы международных экономических связей. Важнейшие интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Практические работы. 1. Построение графиков или диаграмм, характеризующих уровень развития важнейших отраслей материального производства в странах мира. 2. Составление сообщений: а) по отраслям мирового хозяйства, б) по формам международных экономических связей.

Раздел 2. Регионально-экономическая и социальная география (9 часов).

Субрегионы зарубежной Европы: Западная Европа (Германии). (Восточная Европа (Эстония, Латвия), Северная Европа, Южная Европа - самостоятельное изучение)

Субрегионы зарубежной Азии: Восточная и Центральная Азия (Япония, Китай). (Южная Азия (Индия), Юго-Восточная Азия (Индонезия), Юго-Западная Азия - самостоятельное изучение).

Страны Северной Америки: США.

Страны латинской Америки (Бразилия). (Вест- Индия, Центральная Америка, Мексика – самостоятельное изучение)

Австралийский Союз.

Субрегионы Африки: Южная (ЮАР). (Северная (Египет), Западная (Нигерия), Восточная, Центральная, Африка – самостоятельное изучение).

Социально-экономические контрасты в современном мире. Региональные различия в среднедушевом распределении ВВП и их причины. Экономическое районирование.

Практические работы. Обозначения на контурной карте границ Западной Европы, Восточной Европы, США, Канады, Андского региона, Центральной Америки, Вест –Индии, региона бассейна Амазонки и Ла- Платской низменности, Североафриканского, Западно-африканского, Восточно-африканского, Центральноафриканского и Южноафриканского регионов, стран Юго- Западной, Южной, Юго- Восточной, Восточной и Центральной Азии, стран СНГ. 2. Подбор показателей, характеризующих уровень экономического развития разных стран; группировка стран по уровню экономического развития. 3. Составление информационно-рекламных листков «Поездка за рубеж»: а) для туриста, б) для делового человека (по выбору) 4. Составление сравнительных характеристик двух стран или двух регионов (по выбору) с учетом их природной и социально- экономической специфики.
Требования к подготовке учащихся (на основании стандарта от 2004 года) .

Учащиеся должны:

1.Называть и (или) показывать на политических, социально-географических и экономико - географических картах мира, частей света, материков, государств:

-государства разного типа, их столицы. Крупнейшие промышленные, финансовые и культурно-исторические центры мира;

-важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения;

-районы наиболее высокой и самой низкой плотности населения;

-ареалы распространения мировых религий на Земле;

-важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения;

-примеры старо промышленных районов мира и районов нового освоения;

-районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур;

-наиболее известные курортные районы мира;

-этапы освоения Земли человеком;

-типы естественного движения населения;

-наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

-традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и районы размещения;

- основные формы международных экономических отношений;

-основные средства и методы получения и фиксация географической информации;

-основные формы правления и государственного устройства.
2. Определять (измерять):

- страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-обеспеченность стран природными ресурсами;

-уровень экономического развития разных стран;

-географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и атласа, необходимые для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства и стран.

3. Характеризовать (описывать):

-важнейшие этапы демографической истории человечества;

-особенности типов и уровень урбанизации отдельных территорий и стран;

-этапы формирования политической карты мира;

-основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно - экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР;

-страны мира и их группы: экономико-географическое положение, оценка природно-ресурсного потенциала, особенности населения и хозяйства. Крупнейшие города, экологическая обстановка, источник загрязнения окружающей среды;

-различия между странами по обеспеченности природными ресурсами;

-наиболее распространенные мировые религии;

-мировые экономические связи, экономическая интеграция стран мира, роль транснациональных корпораций и банков.

4. Объяснять:

-влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения Земли;

-направление современных миграций населения;

-особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденция ее изменения, изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства в различные исторические периоды;

-размещение основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира;

-особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира;

-различия в уровнях экономического развития отдельных территорий и стран;

-возникновение и обострение глобальных проблем человечества, их взаимосвязь;

-особенности рационального и нерационального природопользования;

-экологические ситуации отдельных территорий и стран мира.

5. Прогнозировать:

-темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира;

-тенденция изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения;

-основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире.

Литература

  1. Баранчиков Е.В. География. – М.: Академия, 2007.

  2. В.П. Максаковский Рабочая тетрадь по географии. – М.: Просвещение, 2005

  3. О.И. Ануфьева Поурочные планы. – Волгоград: Учитель,2001. – Ч. 1, Ч.2.

  4. Готовимся к ЕГЭ. Тренажер, 2006.


Тематическое планирование составлено на основе программы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. География 10 класс», составители В.П. Максаковский Москва, Дрофа, 2002г. в соответствии с «Федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004года, часть «Стандарт среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень».

Согласно вышеуказанной программе на изучение материала на базовом уровне отводится 68 часов. Примерно из расчёта 2 часа в неделю (68 часов в год). В связи с тем, что по учебному плану Галичского индустриального колледжа на изучение социально-экономической географии мира отводится 30 часов, то больше времени отводится на изучение общей характеристики мира. На региональную географию выделяется 9 часов в плане общего знакомства с отдельными регионами и странами. Некоторые регионы мира выносятся на самостоятельное изучение.

Перспективно - тематическое планирование по предмету

«География» (30 часов)


п\п

Тема

Кол-во часов




Раздел 1. Общая экономическая и социальная география мира


21



Тема 1. Политическое устройство мира





1

Политическая карта мира

1

2

Типология стран по уровню социально-экономического развития


1



Тема 2. Природные ресурсы мира





1

Общество и географическая среда


1

2

Виды и размещение природных ресурсов

3




Тема 3. Население мира




1

Численность и воспроизводство


1

2

Размещение и расселение


1

3

Состав населения

1




Тема 4. Мировое хозяйство




1

Этапы становления мировой экономики

1

2

Современные особенности развития мировой экономики

1

3

Топливно-энергетическая промышленность

2

4

Металлургия мира

2

5

Машиностроение мира

2

6

Химическая и лесная промышленность мира

2

7

Сельское хозяйство мира

1

8

Транспорт мира

1



Раздел 2. Регионально-экономическая и социальная география


9

1

Общая характеристика населения и хозяйства стран зарубежной Европы на примере Германии

2

2

Общая характеристика населения и хозяйства стран зарубежной Азии на примере Японии и Китая

2

3

Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки на примере ЮАР

1

4

Общая характеристика населения и хозяйства США

2

5

Общая характеристика населения и хозяйства стран латинской Америки на примере Бразилии

1

6

Общая характеристика населения и хозяйства Австралии и Океании

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconПояснительная записка 11 класс. Нормативные документы различных уровней:...
Преподавание по обществознанию в 2013– 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconМетодические рекомендации преподавателям по подготовке к областному...
Целями областного этапа олимпиады обучающихся средних профессиональных образовательных организаций по географии (далее – Олимпиада)...

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconПояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса...
В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, М. Просвещение 2011

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconРабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких,...
Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторских программ А. А....

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconРабочая программа по географии Пояснительная записка
Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина,...

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconРабочая программа по английскому языку для 2 класса. Пояснительная записка
Умк «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2008-2009)

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconПояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической...
Модернизированная программа на основе государственного стандарта 2004 года и примерной программы Министерства образования и науки...

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconПояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. История...
В. А. Ведюшкин Программы для общеобразовательных учреждений. История 6 кл. М.: Просвещение, 2008г и авторской программы «История...

Пояснительная записка Преподавание социально-экономической географии мира на первом и втором курсе ведётся по умк е. В. Баранчикова для средних профессиональных образовательных учреждений, iconЗакона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка к курсу история 11 класс. Данный курс предназначен для учащихся 11 класса средних общеобразовательных учебных...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную