Рабочая программа по географии России – 9 класс Пояснительная записка
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании школы и рассчитан на изучение в 8 – 9 классах по 2 учебных часа в неделю. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе – ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.
Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
примерной программы для основного общего образования по географии. География России (7-9) Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. – М.: Дрофа, 2008.
авторской программы по географии. 6-9 классы/ Под редакцией И.В.Душиной, - М.: Дрофа, 2006
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 19, из них оценочных -12.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Цели и задачи курса.
Изучение курса географии России в 9 классе направлено на:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Первый раздел программы направлен на изучение экономико-географического положения РФ, политико-административного деления страны.
Второй раздел программы предусматривает изучение населения России, его особенности, состав, объяснение демографических проблем.
Третий раздел позволит обучающимся усвоить материал об основных отраслях хозяйства, отраслевых комплексах, крупнейших промышленных центров РФ. Объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Четвертый раздел направлен на изучение особенностей территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи. Большое внимание уделяется умению описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации. Пятый раздел позволяет узнать обучающимся место РФ в мировой экономике и в международном географическом разделении труда, внешнеэкономических, политических и культурных связях России со странами ближнего зарубежья.
При изучении этого курса продолжается формирование географической культуры обучающихся, начатых в 6-8 классах. В программе обращено внимание на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой географической культурой обучающихся.
Практические работы курса направлены на развитие умений экологически грамотно действовать и правильно вести себя в природе, знакомство с азами регулируемой рыночной экономики и развитие экономической культуры обучающихся.
В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
С этой целью организуется самостоятельная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением электронных пособий и материалов Интернет об экономических, социальных, политических событиях в стране, о природных явлениях и процессах. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/ понимать
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном уровнях; меры по предохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на карте местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию, сохранению, улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно-тематический план
№
|
Тема, раздел
|
Кол-во
часов
| В том числе
| Практич.
работы
| Контр. работы
| 1
| Раздел 1. Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР
|
14
|
3
|
1
| 2
| Раздел 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
| 23
| 6
|
| 3
| Раздел 3. Регионы России
| 26
| 10
| 1
| 4
| Раздел 4. Россия в современном мире
| 2
| -
| -
| 5
| Обобщающее повторение
| 3
|
|
|
| итого
| 68
| 19
| 2
| |