Перекрёсток многостороннего соперничества






Скачать 293.54 Kb.
НазваниеПерекрёсток многостороннего соперничества
страница1/3
Дата публикации04.02.2015
Размер293.54 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3



Перекрёсток многостороннего соперничества

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ

________________________________________________________________________
Алла ЯЗЬКОВА


перекрёсток

многостороннего соперничества
Черноморско-Каспийский регион, ранее относительно спокойный, превратился в последние годы в один из эпицентров неординарных международных событий, став средоточием множественных конфликтов и многостороннего соперничества с участием не только государств Южного Кавказа, но и ведущих европейских и мировых держав. На этом сравнительно небольшом пространстве, расположенном между Чёрным и Каспийским морями, сфокусировалось множество интересов, которые при наличии здравого смысла и доброй воли могли бы создать основу для масштабного и конструктивного сотрудничества. Зона Каспия располагает пока ещё не до конца раскрытыми возможностями добычи и транспортировки энергоресурсов в промышленные районы Европы, но уже сегодня её всё чаще упоминают как альтернативу Персидскому заливу, Кувейту, Мексиканскому заливу или Северному морю.

В то же время для стран Южного Кавказа характерно сочетание высокогорных ландшафтов и субтропического климата на побережье тёплых морей, что создаёт уникальные условия для рекреации и туризма. Наконец, через южные и северные предгорья Главного Кавказского хребта ещё в древности проходили кратчайшие караванные пути, связывавшие Восток и Запад Евразийского континента, и сегодня с использованием современных средств коммуникации предпринимаются попытки наладить эти связи, присвоив им символическое название “Великого шёлкового пути”.

Освоению всех этих редких по своему сочетанию возможностей препятствует наличие целого ряда образовавшихся после распада Советского Союза межгосударственных и межэтнических конфликтов по обе стороны Главного кавказского хребта. Неоднозначно складываются и отношения России с государствами Южного Кавказа, учитывая ту её роль, которую она исторически играла в этом регионе – до и после распада СССР – и те кардинальные перемены, которые произошли на протяжении последних двух десятилетий. Неурегулированность кон-

_________________________________________________________________

© Язькова Алла Алексеевна – доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра по исследованию проблем Средиземноморья–Черноморья Института Европы РАН.

фликтов своекорыстно используется крупными европейскими и мировыми державами.

В своё время Зб. Бжезинский определил Черноморско-Каспийский регион как часть “Евразийских Балкан”, указав на их сходство с “более старыми, более знакомыми Балканами”, на политическую нестабильность расположенных и в том и в другом регионе государств как соблазн для вмешательства извне и основу для конфронтации крупных мировых держав1. Его слова в определённой мере оказались пророческими.

Новые реалии экономики и политики стран региона

Ещё в недавнем прошлом характер экономического развития государств Южного Кавказа определялся размещением производительных сил бывшего Советского Союза, при этом более развитая промышленная база была характерна для экономики Азербайджана, располагавшего значительными мощностями для нефтедобычи и нефтепереработки. Распад кооперационных связей и исчезновение устойчивых рынков при невозможности быстро переориентировать их на другие страны и регионы породили тенденцию к деиндустриализации (чего не избежали все бывшие республики СССР). В итоге ВВП Азербайджана в 1996 году составил 42% от уровня 1990 года, ВВП Армении уменьшился в десять раз, объём промышленного производства сократился на 80%. В Грузии ВВП за 1990–1994 годы снизился на 72%, а объём промышленного производства – на 84%2.

В дальнейшем уровень экономического развития государств Южного Кавказа оставался стабильно невысоким. Исключение составлял Азербайджан, при этом значение его нефтяных и газовых ресурсов существенно возросло после 1994 года, когда международный консорциум приступил к прокладке через территорию Южного Кавказа магистральных нефте- и газопроводов. В целом же для всех трёх стран становился всё более важным поиск собственной ниши в международной экономике и политике. Как подчёркивают Э. Исмаилов и В. Папава, их прогресс исходя из “малых потенциалов” экономик будет предопределяться степенью их открытости и темпами их интегрирования в международную экономическую систему3.

Что же касается возможностей более широкого привлечения в южно-кавказский регион иностранных инвестиций, то они затруднены политической неустойчивостью и высокой степенью рисков, из-за которых инвестиционная деятельность становится малопривлекательной. Степень этих рисков различна применительно к Азербайджану, Армении и Грузии и определяется наличием в регионе неурегулированных межгосударственных конфликтов. В то же время ещё в 1990-е годы были предприняты попытки экономического реформирования, призванные стабилизировать экономическую и политическую ситуацию.

Так, в Грузии в 1994 году, после завершения военной стадии конфликта на территории Абхазии, была принята Антикризисная государственная программа, предусматривавшая создание законодательной базы, адекватной рыночной экономике, преобразование банковской сферы, либерализацию внешней торговли. В 1996 году была законодательно учреждена частная собственность на землю, а затем проведена жилищная реформа, предусматривавшая безвозмездную передачу государственного жилья в частную собственность1.

Оценки последующих лет экономического развития Грузии противоречивы. С одной стороны, в 2005–2007 годах существенно увеличился объём иностранных инвестиций (в 2005 г. этот показатель составлял 7% ВВП, в 2006 – 13,4, в 2007 – около 25 % ВВП, из них 1,6 млрд долл. – ПИИ), что, по оценке западных экспертов, объяснялось низкой стоимостью рабочей силы, относительно дешёвой электроэнергией и существенным сокращением числа налогов2.

На фоне достижений в сфере макроэкономики значительно хуже выглядела реализация социальных программ. По оценке грузинских экспертов, положение в социальной сфере оставалось крайне тяжёлым. Постоянное недовольство вызывали многомесячные задолженности по зарплатам и пенсиям. Предпринятая активизация налоговых и таможенных служб вызвала резкий рост цен на продукты, а поступившие в бюджет дополнительные деньги в результате борьбы с коррупцией перераспределяли между собой силовые министры3.

Большой ущерб экономике Грузии нанесла августовская (2008 г.) “пятидневная война”, прямые убытки от которой составили более 1 млрд долл. (8% национального ВВП), банковская система потеряла 12% депозитов, валютные резервы сократились на 6,5%4.

Не менее значительными оказались и политические потери. Фактическое военное поражение страны в августе 2008 года лишь на время приглушило наметившиеся ранее разногласия между правящей верхушкой и оппозицией, но не привело к формированию единого плана выхода из кризиса, несмотря на объявленное объединение большинства оппозиционных партий. С учётом общего расклада внутренних и международных сил становится ясным, что выход из образовавшегося тупика не будет найден до тех пор, пока оппозиционным режиму Саакашвили силам не удастся найти компромисс хотя бы по основным разделяющим их вопросам.

В отличие от ситуации в Грузии экономика Азербайджана остаётся достаточно стабильной. В официально опубликованном отчёте о социально-экономическом развитии страны подчёркивалось, что в 2003–2006 годах экономика развивалась более высокими, чем ранее, темпами, преодолевалось отставание регионов и не нефтяного сектора, укреплялась энергетическая безопасность, решались проблемы безработицы. За это же время объем ВВП вырос в 1,3 раза, валовой доход на душу населения – в 2,7 раза, номинальные денежные доходы населения – в 1,8 раза, среднемесячная зарплата – в два раза, социальные доходы госбюджета – в три раза, государственные инвестиции – в 7,8 раза. Среднегодовой уровень инфляции составил 8,3%1.

Тем не менее ведущую роль в формировании наметившегося в экономике страны подъёма по-прежнему играет добыча нефти и газа. После начала активной эксплуатации в 2006 году месторождения Азери-Чираг-Гюнешли за счёт повышения доходов от продажи нефти бюджет был увеличен до 7 млрд долл. Не менее 2–2,5 млрд долл. продолжают ежегодно поступать от граждан, которые находятся на заработках за рубежом, преимущественно в России.

Известный политик и политолог, создатель и лидер социал-демократической партии Азербайджана Зардушт Ализадэ, комментируя официальные данные, приходит однако к неутешительным выводам. Рост ВВП на 34,5% в 2003–2006 годах вывел страну в мировые лидеры по темпу развития экономики, но Международный валютный фонд прогнозирует снижение этой цифры до 5,7% в 2010 году. Секрет стремительного роста и возможность столь же резкого падения темпов роста экономики прост: консорциум нефтяных компаний в 2004–2008 годах резко увеличил добычу, продажу и транспортировку нефти, а азербайджанское правительство зачисляет это в свой актив, замечает политолог. По официальным данным, 84% экспорта Азербайджана составляют нефть и нефтепродукты, но пока даже не намечаются сдвиги в сторону производства высокотехнологичной продукции, что практически невозможно в условиях коррупции и монополизма, исключающих инновации и конкуренцию. Характерны и резкие социальные контрасты: в 1990 годах доля самых высокооплачиваемых граждан в стране составляла 6,2%, в 1993 – 22,8, в 1997 – 61,5%. К этому добавляется высокий уровень безработицы, который, как замечает Зардушт Ализадэ, “продолжает гнать людей из страны”2.

Оппозиция в Азербайджане так и не смогла оправиться от поражения на парламентских выборах 2005 года, после чего такие известные в прошлом представители оппозиционного лагеря, как Партия народного фронта и Партия национальной независимости вынуждены были свернуть свою деятельность, и на президентских выборах 2008 года победа вновь досталась лидеру правящей партии “Ени Азербайджан” Ильхаму Алиеву.

В региональном геополитическом раскладе руководство Азербайджана вынуждено учитывать необходимость поддержания отношений с двумя наиболее важными соседями – Россией и Ираном. Вместе с тем стратегическим партнёром, как это следует из ряда заявлений азербайджанских официальных лиц, уже на протяжении ряда лет являются США. По данным Центра оборонной информации (Center for Defense Information), в 2006 году Азербайджан получил американского оружия на сумму 14 млн долл., а в дальнейшем в американском бюджете были запланированы средства на военную помощь Азербайджану1.

Решение внутренних, в том числе и экономических проблем Армении в силу сложности её геополитических позиций напрямую зависит от международного фактора – её отношений с соседями, с одной стороны, и от возможностей опоры на сильных партнёров – с другой. Отношения с непосредственно граничащими с Арменией Азербайджаном и Турцией были отягощены наличием острых территориальных и этнических конфликтов. Более спокойными были отношения с Грузией, через которую пролегают основные внешнеторговые и транспортные выходы Армении. В силу этих же причин в последние годы были налажены более тесные контакты с Ираном.

Армении удалось также существенно расширить контакты с США и Россией, где проживает многочисленная армянская диаспора. Преимущественно за счёт расширения отношений с Россией внешнеторговый оборот Армении составил к 2007 году почти 4 млрд долл., однако его дефицит увеличился на 50%.

И хотя, согласно данным Центрального банка Армении, в 2007 году экономический рост составил 13,5%, основные его показатели наблюдались преимущественно в сфере строительства (20%), в то же время реальные показатели роста промышленных отраслей составили всего 2,8%, а инфляция превысила целевой показатель на 1,5%2

Соответственно возрастала и неудовлетворённость населения условиями жизни, о чём говорит Евразийский мониторинг, фиксирующий данные по всем входящим в СНГ республикам. Всего 11% армян оценили положение своей семьи как хорошее (для Азербайджана этот показатель – 22%), в то время как 61% – как среднее и 28% (то есть почти 1/3) – как плохое3.

По результатам социологических опросов уменьшилось число респондентов, возлагающих надежды на помощь и поддержку России, которая ещё в начале 2000 годов стала переводить отношения с Арменией на рыночную основу. В конце 2002 года было подписано российско-армянское соглашение “Имущество в обмен на долг”, согласно которому российские компании получили от Армении предприятия, общая стоимость которых оказалась достаточной для полного погашения армянского долга РФ, составлявшего 93 млн долл.4. В дальнейшем армянской стороной неоднократно поднимался вопрос о том, что эти предприятия недостаточно активно вводятся в строй, а их оборудование не соответствует мировым стандартам. Это же подтвердил на встрече с журналистами 14 марта 2007 года также и посол РФ в Армении Н. Павлов, заметивший, что задержка с запуском предприятий беспокоит не только армянскую сторону, но и Россию5.

В декабре 2005 года российский “Газпром” объявил о повышении цены на поставляемый Армении газ – с 54 до 110 долл. за тысячу куб.м, при этом вопрос был поставлен достаточно жёстко: либо Армения будет платить, либо отдаст в счёт оплаты два ключевых промышленных объекта (пятый энергоблок Разданской ГЭС и всю газотранспортную систему Армении). В порядке компенсации Армении был предложен годичный кредит в 88 млн долл. для покрытия разницы между старой и новой ценой1.

Не добившись возвращения льготных условий, Ереван приступил к форсированному строительству и вводу в эксплуатацию газопровода Иран – Армения, чему по разным причинам ранее препятствовали Москва и Вашингтон. В марте 2007 года газопровод был открыт, при этом президенты Р. Кочарян и М. Ахмадинежад подписали соглашение о реализации нового энергетического проекта, мощность которого составит 1,2 млрд куб. м в год. За каждый куб. м газа Армения будет возвращать Ирану 3 кВт электроэнергии2.

В политическом плане неожиданная “газовая атака” Москвы подарила шанс на возрождение армянской оппозиции, что особенно сказалось накануне президентских выборов 2008 года. Ведущий оппозиционный политик Л. Тер-Петросян выступил с развёрнутой политической программой “Пора называть вещи своими именами и призвать к ответственности”, где особое внимание было уделено необходимости достижения компромисса с Азербайджаном по нагорно-карабахскому конфликту: “бессмысленно избегать или бояться компромиссов, поскольку иного решения в природе не существует. В политике, как и в бизнесе, удачными считаются лишь те сделки, от которых выигрывают обе стороны. Если выигрывает лишь одна сторона, то сделка не может быть удачной или даже длительной”3.

После избрания в феврале 2008 года президентом Армении Сержа Саргсяна оппозиция опротестовала результаты выборов, при попытке разгона её протестных акций были раненые и убитые, однако события не привлекли сколько-нибудь серьёзного внимания ни в европейском сообществе, ни в России.

Как видим, экономические и политические параметры государств Южного Кавказа существенно различаются, всё более расходятся и векторы их военно-политической ориентации. Грузия нацелена на вступление в НАТО, к тому же, хотя и более осторожно, склоняется Азербайджан, что же касается Армении, то, как официально заявил ещё в июне 2007 года экс-президент Р. Кочарян, “вопрос членства в НАТО не стоит в повестке дня”4. При этом он, однако, оговорил, что Ереван будет расширять сотрудничество с НАТО в рамках Плана индивидуального партнёрства (IPAP), который был подписан в Брюсселе в июне 2005 года и предполагал периодические консультации с НАТО по региональной безопасности, разработке военной доктрины, оборонному и бюджетному планированию.

После истечения двухлетнего срока реализации Программы IPAP Армении предстояло сделать выбор, который и был сделан в пользу расширения сотрудничества в рамках Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ). Согласно разъяснениям министра обороны Армении Сержа Саркисяна, сотрудничество в рамках ОДКБ восполняет более скромные возможности Армении по сравнению с противостоящим ей Азербайджаном (размеры бюджетов министерств обороны Азербайджана и Армении – 1млрд долл. и 300 млн долл.). Но азербайджанский военный эксперт У. Джафаров в ответ на это возразил, что Армения по льготным ценам закупает российское оружие, и до сих пор не внесена ясность в известный вопрос о передаче ей Россией вооружений на сумму более чем в 1 млрд долл.1.

И в Армении, и в Азербайджане ответственные политики понимают, что попытки силового решения нагорно-карабахского конфликта могут стать прологом гораздо более масштабных военных действий. Тем не менее переговоры между сторонами не приносят желаемых результатов, и скорее всего ни одна из сторон не захочет пойти на уступки в столь болезненном вопросе.

Новым шагом на пути продвижения мирных инициатив по Нагорному Карабаху стало подписание в Москве по инициативе российского президента Д.А. Медведева декларации о неприменении силы в разрешении конфликта. Подписав этот документ, президенты Азербайджана, Армении и России выразили готовность способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на принципах и нормах международного права2.

Но чтобы сдвинуть переговоры с мёртвой точки, должны произойти дальнейшие изменения в балансе сил: во внутреннем плане – смена руководств, а во внешнеполитической сфере – серьёзный сдвиг в позициях России, США, а также региональных игроков, их более активное и конструктивное участие в урегулировании “замороженных” конфликтов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Перекрёсток многостороннего соперничества iconПоложение о Службе сопровождения «Перекресток» гобоу «Апатитский...
Настоящее положение определяет основу деятельности Службы сопровождения «Перекресток» в д/доме (далее – Служба)

Перекрёсток многостороннего соперничества iconРеспубликанский дом народного творчества дербент перекресток цивилизаций
Дагестанский Дербент – древнейший многонациональный город России, южные ворота страны и гордость Кавказа

Перекрёсток многостороннего соперничества iconПавлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии
Р. Дарендорф, в свою очередь, делает акцент на динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и...

Перекрёсток многостороннего соперничества icon@заголовок = РФ и кнр: интересы в Центральной Азии и механизмы многостороннего...
Ца и Россией. Пекин мог бы также поддержать идею экономической реинтеграции внутри самого региона и даже в рамках ЕврАзЭс, с последующим...

Перекрёсток многостороннего соперничества iconА. Ю. Филиппович мгту им. Н. Э. Баумана
Икт был выбран курс на развитие многостороннего частно-государственного партнерства в сфере икт-образования; стандартизацию моделей...

Перекрёсток многостороннего соперничества iconТорговая политика Республики Корея
Кореи, основывалась на экспорте в развитые страны в т ч. Сша, Японию и ес, но в последнее время Корея прилагает усилия к установлению...

Перекрёсток многостороннего соперничества iconЗаявление глав государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики,...
Ублики Узбекистан государств-участников Центрально-азиатского экономического сообщества (цаэс) по итогам встречи, состоявшейся 24...

Перекрёсток многостороннего соперничества iconСотрудничества и соперничества на пространствах Европы неисчерпаема,...
Европа сталкиваемся в последнее время. При всей нашей сосредоточенности на делах Европы не надо забывать, что большинству других...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную