Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия






Скачать 258.65 Kb.
НазваниеЛекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия
страница1/3
Дата публикации03.02.2015
Размер258.65 Kb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > География > Лекция
  1   2   3



Лекция № 1. Природопользование: предмет, задачи,

методы, основные понятия
На современном этапе развития экономики все более интенсивно используются природные ресурсы, и загрязняется окружающая среда. Промышленное производство представляет собой процесс преобразования «даров» природы в потребительские блага. НТП постоянно вовлекает в производственную деятельность новые природные ресурсы, приводя их к количественному и качественному истощению. Под количественным истощением природных ресурсов понимается сокращение их запасов, а под качественным снижение их потребительских свойств из-за загрязнения и разрушения окружающей среды.

Об экологических проблемах по-настоящему заговорили в 70-е годы XX века, когда не только специалисты, но и рядовые граждане почувствовали угрозу, которую несет техногенная цивилизация настоящему и будущим поколениям.

Интенсивный рост промышленности в индустриально развитых странах сопровождается все возрастающим потреблением энергии и одновременно увеличением объемов отходов производства. Хищническая эксплуатация быстро сокращающихся запасов полезных ископаемых, погоня за прибылью любой ценой за счет нарушения экологического баланса в окружающей среде – все это с особой остротой выдвигает перед человечеством глобальную экологическую проблему загрязнения окружающей среды. Ежегодно в мире добывается около одного триллиона горных пород и лишь несколько процентов идет на потребление, остальное превращается в отходы.

Особенно большой урон природным ресурсам РФ нанесен в последние годы в связи с усилением сырьевой специализации экспорта и разбазариванием невосполнимых природных ресурсов. Уже сегодня их доля в российском экспорте достигла 80 % почти догнав по этому показателю развивающиеся страны Африки. Современное состояние окружающей среды в России можно определить как критическое. Около 70 млн. чел. проживает в городах, где уровень загрязнения окружающей среды превышает предельно допустимые нормы в 5 и более раз. Уровень заболеваемости и смертности в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран, а средняя продолжительность жизни на 10 лет меньше. Каждый десятый ребенок рождается генетически неполноценным. Все это свидетельствует о приближающемся экологическом кризисе. Под экологическим кризисом понимается нарушение взаимоотношений между человеком и природой, которое характеризуется несоответствием развития производительных сил и ресурсо-экологическими возможностями биосферы. При экологическом кризисе усиливается негативное воздействие деградированной окружающей среды на экономическое и общественное развитие.

В этой связи заслуживает особого внимания инициатива ученых, предпринимателей и общественных деятелей, объединившихся в рамках Римского клуба, участники которого собрались в 1968 г. для обсуждения глобальных проблем человечества. Первый же доклад «Пределы роста», представленный американскими учеными Деннисом и Донеллой Медоуз (1972 г.), вызвал неоднозначную реакцию политических и деловых кругов. Основываясь на фактических данных и тенденциях экономического, технического и социального развития, авторы показали, что если потребление природных ресурсов и промышленный рост вместе с увеличением численности будут продолжаться прежними темпами, то будут достигнуты «пределы роста», за которыми неизбежно последует экологическая катастрофа. Деятельность Римского клуба привлекла внимание общественности к актуальным проблемам современности, в частности, к сохранению окружающей природной среды и рациональному природопользованию.

Любое производство и потребление связано с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Любое экономическое решение также оказывает влияние на среду обитания в самом широком смысле этого понятия. По мере усложнения функционирования экономических систем, увеличения производства и потребления, роль природного фактора постоянно усиливается. Изучение его значения, роли и места в экономике является предметом природопользования.

Природопользование сравнительно молодая наука. Ее зарождение на рубеже 60-70 гг. XX века было исторически детерминировано: именно в эти годы внешние негативные проявления природного фактора в экономике стали достаточно очевидны. Природопользование в широком смысле – это взаимодействие общества и природы, то есть практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием природных ресурсов и изменением состояния окружающей природной среды. В узком смысле природопользование – это система специализированных видов деятельности людей, осуществляющих первичное присвоение, использование ресурсов природы, а также охрану окружающей среды. В целом же природопользование – это воздействие людей на природную среду в процессе их хозяйственного использования; это также научная дисциплина, изучающая присущими ей методами использование человеком природной среды для удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время природопользование рассматривается:

  1. как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого качества окружающей среды;

  2. как система отношений между обществом и природой, возникающих в процессе их взаимодействия.

Природопользованием можно считать особый вид человеческой деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях. При этом выделяют следующие виды природопользования:

  • основной (сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика и др.);

  • вспомогательный (водопользование в производственных процессах);

  • побочный (загрязнение окружающей среды).

С правовой точки зрения природопользование осуществляется в двух видах: общем и специальном. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих в результате их рождения и существования. Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйственными субъектами (предприятиями, фирмами, организациями) на основе законов, постановлений и разрешений компетентных государственных органов. Оно носит целевой характер и подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, а также пользование ресурсами животного мира и атмосферным воздухом.

Экономика природопользования – это наука о выборе и решениях, принимаемых людьми в отношении ограниченных ресурсов природы и экологических благ, о разнообразных аспектах взаимосвязи между качеством окружающей природной среды и экономическим поведением отдельных индивидов и различных социальных групп, о том, каким образом экономическая система вырабатывает стимулы, способствующие либо рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, либо разрушению последних.

Природопользование – это наука, изучающая экономическими методами процессы и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая комплекс взаимосвязанных проблем рационального природопользования. Это относительно самостоятельная отрасль экономических знаний, имеющая своим предметом исследование отношений людей в процессе использования, охраны, воспроизводства ресурсов природы с целью удовлетворения потребностей, а также механизма действия и использования эколого-экономических закономерностей.

Природопользование – это процесс последовательного внедрения технологических, управленческих решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и сохранения качества среды.

Природопользование – это экономическая наука, занимающаяся изучением социально-экономических вопросов взаимодействия общества и природы на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях.

Природопользование – это наука, которая отражает формы производственных отношений в процессе рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Предметом ЭПП являются процессы воспроизводства качества окружающей среды как специфического общественного блага в условиях усиливающейся ограниченности природно-ресурсного потенциала, так и охраны окружающей среды.

Предметом курса «Природопользование» является изучение естественных условий среды обитания, проблем рационального использования природных ресурсов и природоохранных мер; исследование хозяйственного механизма охраны окружающей среды и разработка концепций экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Как уже было отмечено, природопользование – это относительно молодая, но быстро развивающаяся наук, хотя экономический аспект взаимодействия общества и природы имеет определенную историю. Она начинается с физиократов, считавших, что богатство общества создается в земледелии. Большое внимание этой проблеме уделяли Д. Рикардо и Т. Мальтус. На перспективу экономического роста они смотрели пессимистически. К. Маркс считал, что капитализм разрушает природу и лишь коммунизм разрешит противоречия между человеком и природой.

Т. Мальтус относится к числу первых экономистов, обративших специальное внимание на естественно-природные ограничители экономического роста. Эти пределы связывались им с ограниченностью доступных для обработки сельскохозяйственных угодий, с одной стороны, и ростом народонаселения и повышением его прожиточного минимума, – с другой. Основные работы – «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.) и «О природе и динамике ренты» (1815 г.). Автор пришел к выводам, что в случае, когда рост населения не сталкивается с жесткими ограничениями в виде нехватки продовольствия, населения имеет тенденцию удваиваться через каждые 25 лет. Иными словами, народонаселение возрастает в геометрической прогрессии, а ресурсы продовольствия – в арифметической.

Основные причины отставания роста продовольственных ресурсов Мальтус связывал с ограниченностью сельскохозяйственных угодий и действием закона убывающей отдачи дополнительных вложений капитала в землю. Таким образом, по Мальтусу, процесс экономического развития сопровождается борьбой двух противоречивых тенденций. Одна из них – рост народонаселения, а другая – увеличение производства продовольствия, наталкивающаяся на ограниченные возможности приращения земельного фонда и действие закона убывающего плодородия почвы. Итог этой борьбы предопределен ограниченной способностью земли производить необходимое для возрастающего населения продовольствие. Нехватка продовольственных ресурсов и есть основной ограничитель роста народонаселения, а тем самым, и экономического развития.

Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817 г.) поддерживал основные идей Мальтуса по вопросам народонаселения, но предложил несколько иную интерпретацию закона убывающего плодородия почвы. Сняв предпосылку об абсолютной ограниченности земельных ресурсов, он полагал, что таковыми являются только лучшие земли. Люди же для удовлетворения своих потребностей вынуждены вовлекать в обработку и менее продуктивные сельскохозяйственные угодья. Экономику Рикардо представлял как огромную ферму, располагающую фиксированным количеством сельскохозяйственных угодий разного качества. Для производства продовольствия к земле прилагаются однородные затраты капитала и труда, что означает абстрагирование от НТП. Цена на продовольствие определяется прибылью, заработной платой и рентой. Поскольку модель исходит из отсутствия НТП, действия закона убывающей отдачи и ограниченности лучших земель, постольку выпуск валовой продукции с некоторого момента не увеличивается при добавочных вложениях.

К. Маркс воспринял трудовую теорию стоимости экономистов-классиков. Тенденция к сверхэксплуатации естественных ресурсов усиливается, по Марксу, вследствие действия закона прибавочной стоимости и безоглядной погони за прибылью. Тем самым Маркса интересовало то, что мы сегодня называем устойчивостью социально-экономической системы и ее способностью к самовоспроизводству.

В настоящее время все экономические школы так или иначе связывают экономическое развитие с экологическими проблемами. Но глубокие теоретические исследования в области природопользования связаны с экономикой благосостояния и теорией внешних эффектов. Задача экономики благосостояния состоит в описании условий экономического оптимума. В рамках этой теории устанавливается взаимосвязь между конкуренцией (рынком) и экономическим оптимумом, необходимым условием которого является оптимальность по Парето. Наличие внешних эффектов ведет к расхождению между общественными и частными оценками экономического эффекта. А. Пигу в работе «Экономика благосостояния» (1920 г.) показал неравенство общественных и частных затрат и потому необходимость государственного регулирования этих процессов.

Природопользование входит в группу экономических дисциплин, возникших на стыке наук, следовательно, она является междисциплинарной. Экономика природопользования (ЭПП) тесно связана с другими экономическими дисциплинами, прежде всего с экономической теорией, микро- и макроэкономикой, региональной экономикой, функциональными и отраслевыми экономическими дисциплинами (финансы, статитстика, экономика леса, экономика водного хозяйства и др.), а также рядом естественных (прежде всего с экологией) и технических наук. Вместе с тем, ЭПП выходит за рамки «чистого» экономического анализа, являясь междисциплинарной наукой и исследуя весьма специфические объекты, так как основная часть экологических благ и природных ресурсов относится к общественным благам и ресурсам совместного применения.

Т. Титенберг (автор американского учебника «Экономика окружающей среды и природных ресурсов») считает, что экономика природопользования является в равной мере теоретической и прикладной дисциплиной. Она вырабатывает не только фундаментальные принципы эколого-экономического анализа, но и обосновывает экологическую политику и меры экологического регулирования.

Природопользование представляет крупную сферу экономики, имеет сложное организационное строение.

На макроуровне оно представлено системой отраслей (хозяйств), специализирующихся на операциях по выявлению, учету природных ресурсов, охране их воспроизводству, а также по охране окружающей среды.

На региональном уровне сфера природопользования образована предприятиями и организациями региональной экологической инфраструктуры, системами мусороудаления и мусоропереработки, объединенными очистными комплексами, системами канализации, службами регионального экологического мониторинга, сетью особо охраняемых и защитных территорий.

На микроуровне к сфере природопользования относятся экологические подразделения (службы, отделы, цеха) предприятий. Их задачей является выполнение мер по защите природной среды от техногенного воздействия с учетом особенностей применяемых на конкретных подразделениях технико-технологических приемов, сырья, номенклатуры образования отходов и производимой продукции.

Природопользование как объект управления можно представить в виде системы, занимающей контактный слой во взаимодействии трех разнородных систем: природной, социальной и экономической. Элементами системы природопользования являются часть природной системы, подвергающаяся воздействию социальной и экономической систем. Когда мы говорим об элементах природопользования, то окружающая среда определяет уровень антропогенного воздействия на социально-экономическое развитие общества, влияние окружающей среды на здоровье и условия жизни, развитие производства и сферы обслуживания. Социальная или общественная подсистема характеризуется такими показателями, как численность, размещение населения, естественный прирост, миграция, уровень жизни населения, продолжительность жизни, условия жизни, работы, отдыха и др. Экономическая подсистема включает все аспекты деятельности общества как производственного характера (добывающая, обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, сельское и водное хозяйство, и непроизводственного характера (сфера обслуживания, образование, наука, культура и т.д.). Все три подсистемы эколого-экономической системы связаны между собой через круговорот веществ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconС. В. Дубовский Лекция №1. Предмет, язык и задачи общей теории систем
Причем, эти термины и понятия заимствованы как у «концептуалистов», использующих преимущественно вербальные методы, так и у «формалистов»,...

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconЛекция Региональная экономика и управление: основные понятия и проблемы...
Однако этот курс оказался слабо связан с дисциплинами современного экономического образования (макроэкономикой и микроэкономикой),...

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconВопросы к экзамену по курсу «Математическая экономика»
Математическое моделирование в экономике. Цели и задачи. Основные понятия и определения. Методы решения экономических задач

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconЛекция Основные понятия экономической теории Предмет экономической...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconСамостоятельная работа 76час
Лекция Предмет и задачи курса. Понятие, сущность и становление мировой экономики. Основные этапы формирования мировой экономики....

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconЛекция: Информационное обеспечение ис: Информационное обеспечение...
Понятия и основные требования к системе кодирования информации. Состав и содержание операций проектирования классификаторов. Система...

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconЛекция Экономическая теория. Предмет и методы
Что происходит с двумя противоположными направлениями экономической теории в ближайшее время

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconЛекция 1 Тема: Цели, задачи. Основы регионоведения
Общенаучное толкование понятия «пространство» (как и понятия «время») формируется в рамках философии, а не в рамках географии, физики...

Лекция № Природопользование: предмет, задачи, методы, основные понятия iconЛекция 1 Глава I. Предмет экологии. Методы и задачи экологии План...
Несколько десятилетий назад термин «экология» стал широко использоваться при обсуждении проблем химии, медицины, философии, экономики,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную