Скачать 241.11 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО» (БГУ) Кафедра географии и землеустройства
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ Направление подготовки: 05.04.02 География Профиль подготовки Географические основы рекреации и туризма Квалификация (степень) выпускника: Магистр географии Форма обучения: очно-заочная Брянск 2016 Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру направления 05.04.02 География, профиль подготовки Географические основы рекреации и туризма /сост. Л.М. Ахромеев, О.П. Москаленко – Брянск: ФГБОУ ВПО БГУ, 2015. 15 с. Программа предназначена для подготовки поступающих в магистратуру по направлению 05.04.02 География, профиль подготовки Географические основы рекреации и туризма. Программа вступительного междисциплинарного экзамена составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 – География. - Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». - Приказа МИНОБРНАУКИ РОССИИ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19.12.2013. - Устава ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского». Программа одобрена на заседании кафедры географии и землеустройства Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского (19.09.2016 г., протокол № 10). Магистерская программа по направлению 05.04.02 География имеет цель формирование профессиональных компетенций и навыков в сфере комплексного рекреационно-географического анализа для целей создания и выбора туристического продукта, а также эффективного ведения туристической деятельности и устойчивого развития рекреационных территорий. Содержание образовательной программы является логическим продолжением профессиональной подготовки бакалавров географии по профилю «Рекреационная география и туризм». Область профессиональной деятельности выпускников программы магистратуры включает: академические и ведомственные научно-исследовательские организации; Федеральные и региональные учреждения Министерств и ведомств РФ, включая подведомственные им Федеральные службы и агентства (Министерства РФ: регионального развития; экономического развития; образования и науки; Федеральное агентство по туризму) органы власти и управления Федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований; образовательные организации основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также просвещения населения. Объектами профессиональной деятельности выпускников программы магистратуры являются рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, объекты природного и культурного наследия, туризм; образование, просвещение и здоровье населения. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программы магистратуры: научно-исследовательская, педагогическая. Программа составлена на основе ФГОС 3+ РФ. 1 Цели и задачи вступительных испытаний Вступительные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности кандидата (бакалавра или специалиста) и проводятся с целью определения соответствия знаний, умений и навыков студентов требованиям обучения в магистратуре по программе направления подготовки 05.04.02 «География». 2 Содержание вступительных испытаний Вступительные испытания в магистратуру по программе направления подготовки 05.04.02 «География» проводятся по следующим разделам: 1. Оценка соответствия профиля и уровня полученного образования. 2. Подготовленность к научно-исследовательской работе. 3. Оценка уровня знаний в области рекреационной географии. Общие требования На экзамене поступающий должен показать: знание основных понятий, закономерностей и законов в области физической географии и ландшафтоведения, социально-экономической и рекреационной географии; понимание основных проблем и современных тенденций географической науки; владение основами научной методологии, получения, обработки и хранения научной информации; умение обосновывать выводы, используя научную терминологию; умение применять знания для решения задач в области туристско-рекреационной деятельности. Студенты профильных направлений предоставляют реферат по избранной тематике при поступлении в магистратуру. 3 Оценка соответствия профиля и уровня полученного образования По предоставленным материалам и собеседованию учитываются: 1. Биографические данные абитуриента; успеваемость в вузе; соответствие полученного образования выбранному направлению подготовки магистратуры (профильность). 2. Мотивы выбора профессии; представления о сфере и направлениях будущей профессиональной деятельности; общая ориентация в профессиональной проблематике. 3. Способность к обучению, дисциплинированность, организованность, ответственность, способность к творческой деятельности; уровень самостоятельности в принятии решений (самооценка личностных качеств). Представление о будущей профессиональной карьере. Отдельно принимаются во внимание: 1. Наличие диплома с отличием. 2. Участие в профильных конкурсах, олимпиадах, конференциях. 3. Благодарственные грамоты и сертификаты. 4 Подготовленность к научно-исследовательской работе По предоставленным материалам и собеседованию учитываются:
5 Оценка уровня знаний Оценка уровня знаний проводится в виде вступительного экзамена (собеседования). В основу программы вступительного экзамена положены квалификационные требования в области Ландшафтоведения, Картографии, Физической географии и ландшафтов России, Физической географии материков и океанов, Географии населения с основами демографии, Геоурбанистике, Социально-экономической географии, Страноведения и международного туризма, Всемирного природного и культурного наследия, Основ рекреационной географии и туризма, Технологии и организации туристско-рекреационной деятельности, Методов туристско-рекреационных исследований, Менеджмента и маркетинга в туризме, Экономике туризма, Технологии тур операторской деятельности, предъявляемых бакалаврам направления подготовки 05.03.02 «География». Поступающий в магистратуру должен: Знать теоретические основы физической, социально-экономической и рекреационной географии, ландшафтоведения, географии населения, страноведения и международного туризма, менеджмента и маркетинга в туризме; географические закономерности, факторы размещения и развития рекреации и туризма, процессы глобализации в мировом туризме. Уметь применять на практике базовые и теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия; использовать картографический метод исследования в рекреационной географии; анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира; применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности. Владеть навыками использования в географических исследованиях знания об общих основах физической географии, ландшафтоведения, социально-экономической и рекреационной географии, географии населения с основами демографии, геоурбанистики; методами туристско-рекреационных исследований, технологиями тур операторской деятельности; основами ГИС-технологий в географии и туризме. 6 Основные разделы для подготовки к междисциплинарному экзамену (собеседованию) ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ. Объект и предмет географии, её месте в системе наук. Роль географии в решении проблем современного общества. Основные этапы становления и развития географической науки. Общегеографические теории, учения и концепции, их сущность. Методология географии. ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ. Природные компоненты как части ПТК (ландшафтов). Компонентные связи в ландшафтных геосистемах. Иерархия ландшафтных геосистем. Классификационные категории ландшафтов и признаки их выделения. Ландшафтная сфера Земли и её основные варианты. Ландшафты и их морфологическая структура. Парадинамические геосистемы и ландшафтные экотоны. Факторы и главные закономерности ландшафтной дифференциации земной поверхности. Функционирование, динамика и эволюция ландшафтных геосистем. КАРТОГРАФИЯ. Картографические способы изображения географических явлений на карте. Источники для создания карт: астрономо-геодезические данные, общегеографические карты, тематические карты, кадастровые данные, планы и карты, данные дистанционного зондирования, данные непосредственных натурных наблюдений и измерений, экономико-статистические данные, цифровые модели, литературные источники. Принципы картографического моделирования. Современные представления о картографической информации. Изучение по картам структуры, взаимосвязей и динамики явлений. Выявление пространственных закономерностей и аномалий. Изучение взаимосвязей и районирование. Изучение динамики явлений. Карты и мониторинг географической среды. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ЛАНДШАФТЫ РОССИИ. Площадь и границы России. Основные этапы истории географического изучения территории России. Роль выдающихся отечественных первопроходцев и ученых-географов. Общий обзор природы России: рельеф и геологическое строение, климат, внутренние воды, почвенный покров, растительность и животный мир. Комплексная характеристика природных зон России – тундры, лесотундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Основные этапы геологического развития Восточно-Европейской (Русской) равнины. Минеральные ресурсы. Морфоструктурный и морфоскульптурный рельеф. Климатические и водные ресурсы Русской равнины. Почвенные и биологические ресурсы. Заповедники. Физико-географическое районирование. ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. Пространственная неоднородность географической оболочки и ее дифференциация. Физико-географическое районирование. Факторы дифференциации и различные системы физико-географического районирования. Задачи физико-географического и регионального обзора в курсе физической географии материков и океанов. Система единиц районирования, принятая в данном курсе: материк - часть материка (субконтинент) физико-географическая страна - физико-географическая область. Материки и океаны, - крупнейшие природные объекты. Части света, условность этого понятия. Общие сведения о материках. Мировой океан как объект изучения океанологии. Океанология как наука. Общая характеристика физико-географических условий Мирового океана. Геологическое строение и рельеф дна мирового океана. Строение земной коры. Подводные окраины материков. Материковый склон. Материковое подножие. Переходные зоны: общие черты рельефа и геологическое строение. Типы переходных зон. Срединно-океанические хребты. Ложе океана. Воды Мирового океана. Физико-химические свойства вод (температура, соленость, плотность и т. д.). ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ. Понятие о демографической структуре. Типы и виды демографической структуры. Факторы динамики численности населения. Закономерности динамики численности населения мира. Демографический взрыв. Воспроизводство и структура населения. Миграции населения. Расовый и этнический состав населения мира. Этно-культурное районирование мира. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии. Трудовые ресурсы. Социальный состав населения мира. Расселение населения. Типы населенных пунктов. Формы и особенности расселения. ГЕОУРБАНИСТИКА. Геоурбанистика как раздел экономической и социальной географии. Ее объект, предмет и содержание. Теоретические основы науки, главные концепции. Место в системе географических наук. Основные подходы, методы исследования. Практические задачи геоурбанистики. Исторические этапы развития городов: города Древнего мира, средневековые города, города мира в Новое и Новейшее время. Сущность, особенности и проблемы современной урбанизации. Пространственные закономерности урбанизации в развитых странах: мировые города, мегалополисы. Крупнейшие зоны концентрации городов. Особенности и региональная структура урбанизации в развивающихся странах. Территориальная структура урбанизации в России. Город в системе территориальной организации общества. Городская система. Экономико-географическое положение города. Функции, классификация и типология городов. Территориальная организация города. Градостроительная политика. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. Процессы интеграции и дифференциации экономической, социальной и политической географии. Задачи науки в современный период глобализации и регионализации мира. Ведущие тенденции в развитии науки: экономизация, социологизация, гуманизация, экологизация. Концептуальные основы социально-экономической географии: основные категории науки, учения социально-экономической географии, основные теории и концепции науки. Глобальные проблемы современности: сущность и региональный аспект: глобальные модели развития общества, глобальные стратегии социоприродного развития общества. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. Территориальный потенциал и геополитическое положение страны. Россия как федеративное государство: политико-административная структура страны. Природно-ресурсный потенциал страны. Социально-демографический потенциал и система расселения страны. Отраслевая и территориальная структура экономики России: топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, машиностроительный комплекс, химический комплекс, лесопромышленный комплекс, строительный комплекс, агропромышленный комплекс, транспортная система, отрасли непроизводственной сферы. Внешнеэкономические связи России. Россия в многополярном мире. Россия в международном разделении труда. Экономические районы России. Региональное развитие и экономическое районирование России. Центральная Россия. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА. Современная политическая карта мира. Социально-экономическая типология стран мира. Международные организации и союзы. География мировых природных ресурсов. Научно-техническая революция и ее влияние на развитие и размещение производительных сил. Мировое хозяйство: отраслевая и территориальная структура. Формы внешнеэкономических связей стран мира. Мировая торговля. Международные кредитно-финансовые отношения. Международное производственное сотрудничество. Научно-технические связи. Основы регионализации и типологизации мира. СТРАНОВЕДЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ. Страноведение как географическая дисциплина. Программы страноведческих исследований. Территория, географическое положение и природа страны в страноведении. История и культура страны в страноведении. Народонаселение страны. Экономика и инфраструктура страны. Территориальная структура хозяйства в страноведении. Международный туризм: теоретические и практические основы. География видов международного туризма. Туристско-рекреационное районирование мира. Типология туристских мезорегионов. Международное сотрудничество в области туризма. ВСЕМИРНОЕ ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. Система Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирное природное наследие. Виды охраняемых природных территорий планеты. География Всемирного природного наследия. Всемирное природное наследие России. Разнообразие и мировое значение природы России. Характеристики объектов Всемирного природного наследия России. Всемирное культурное наследие. Классификация объектов Всемирного культурного наследия. Особое место городов в системе Всемирного культурного наследия. Архитектурные объекты церковного и гражданского назначения. Уникальные памятники инженерного искусства. Памятники дворцово-садово-парковой архитектуры. Объекты культурного наследия в России и других странах СНГ. Усадебные комплексы и музеи-заповедники. Памятники церковного зодчества. Всемирное культурное наследие и туризм. Роль объектов в формировании мировых и российских туристических районов. ОСНОВЫ РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ И ТУРИЗМА. Основные понятия, характеризующие рекреацию. Рекреационная деятельность. Рекреационное районирование. Принципы и методы рекреационного районирования. Рекреационные и территориальные рекреационные системы. Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства. Рекреационные ресурсы. Основные типы рекреационные ресурсов России. Понятие туризма. Факторы, влияющие на развитие туризма. Классификация туризма и его функции. Турист как субъект туризма. Туристический продукт. Туристическая индустрия. Туристическая деятельность. Туристские ресурсы. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Туроператор как субъект туристического рынка. Этапы организации работы туроператора по разработке тура. Классификация туроператоров. Инициативные и рецептивние туроператоры и их особенности. Аутгоинговые, инкаминговые и инсайд-туроператоры. Профиль работы туристического оператора. Функции туроператора. Основные задачи турагентства. Виды турагентств. Отличительные черты туроператора и турагента. Тур-планирование. Ценообразование тур-продукта. Формирование ассортимента туроператора. Инструменты продвижения тур-продукта. Визовая поддержка туристов. Возникновение и современные требования «шенгенского» пространства. Нравственные и психологические аспекты общения с клиентами. Защита прав туриста и интересов фирмы. МЕТОДЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Рекреационные исследования: сущность, объект и предмет рекреационной географии. Рекреационная география в системе наук. Классификация методов рекреационных исследований, используемых в рекреационно-географических исследованиях и их содержание. Основные этапы организации полевых рекреационно-географических исследований. Методика и принципы оценки рекреационно-географических условий курортных районов и местностей. Методы изучения рекреационно-туристской инфраструктуры и освоенности курортных районов. Применение общенаучных и специальных методов в исследованиях туристско-рекреационной деятельности. Методы изучения туристских потоков и уровня развития международного туризма в стране. Методика экономико-географического изучения туристского предприятия. МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ. Туризм как объект управления. Функции и принципы менеджмента в туризме. Методы менеджмента в туризме. Организационные структуры управления туризмом. Аспекты менеджмента в туризме. Менеджмент регионального туризма. Сущность и особенности маркетинга в туризме. Концепция маркетинга в туризме. Сущность и направления маркетинговых исследований. Сущность маркетинговой стратегии. Направления маркетинговой стратегии. Маркетинговая коммуникационная стратегия. ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА. Туризм как объект экономического исследования. Туризм как отрасль экономики. Туристский рынок. Факторы развития индустрии туризма. Структура индустрии туризма. Конкурентоспособность индустрии туризма. Формы туристских предприятий. Эффективность деятельности туристского предприятия. Стратегии туристского предприятия. Функционирование индустрии туризма. Туристская дестинация. Туризм как фактор национального и регионального развития. Принципы, закономерности и механизмы функционирования индустрии туризма. ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО. Понятие «экскурсия». Элементы экскурсии. Общие признаки экскурсии. Экскурсионное обслуживание. Классификация экскурсий: по содержанию, по тематике, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения, по количеству участников. Тематические экскурсии и методика их проведения. Обзорные экскурсии по городу. Трассовые экскурсии. Экскурсии в природе. Маршруты выходного дня. Выставки и их классификации. Экскурсионно-информационная деятельность турфирмы. Работа организаторов экскурсий с учреждениями культуры. Привлекательность экскурсий и работа турагентов и туроператоров. ТЕХНОЛОГИЯ ТУР ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Понятие туристской деятельности, «туроперейтинга». Международные и российские туристские организации. Международное регулирование туристской деятельности. Перспективы развития мирового туризма. Туроператор как субъект туристического рынка. Этапы организации работы туроператора по разработке тура. Классификация туроператоров. Профиль работы туристического оператора. Функции туроператора. Турагенты. Основные задачи турагентства. Виды турагентств. Отличительные черты туроператора и турагента. Основы туроператорской деятельности в России. Этапы деятельности туроператора. Турпроектирование (концепция маркетинга в турпланировании; сегментирование туристического рынка; маркетинговое исследование и анализ конкурентной среды; определение фокус-группы; дифференциация предложений туроператоров на конкурентном туристическом рынке; позиционирование туров и туроператоров). Тур-планирование (схемы взаимоотношений туроператора и перевозчиков) Позиционирование туров и туроператоров. Ценообразование тур-продукта. Формирование ассортимента туроператора. Методы ценообразования. Виды цен в туризме. Инструменты продвижения тур-продукта (работа с агентствами; реклама; PR-акции; стимулирование потребителей). 7. Критерии выставления оценки по результатам испытания Общая оценка подсчитывается по 100 балльной шкале как сумма баллов по всем разделам вступительных испытаний. Испытание считается успешно пройденным при 55 и более баллах. Таблица начисления баллов по критериям
Критерии оценивания. При этом от 1 до 5 баллов ставится за ответ, демонстрирующий поверхностные и фрагментированные теоретические знания программного материала, неумение пользоваться современной научной терминологией, нелогичное и непоследовательное изложение материала. От 5 до 15 баллов ставится за ответ, демонстрирующий неполные теоретические знания программного материала, затруднения с использованием современной научной терминологией, недостаточно логичное и последовательное изложение материала. От 15 до 20 баллов ставится за ответ, демонстрирующий основные теоретические знания программного материала, умение пользоваться современной научной терминологией, логически корректное, но не полное и недостаточно аргументированное изложение материала. От 20 до 30 баллов ставится за ответ, демонстрирующий глубокие теоретические и систематические знания программного материала, умение сравнивать, оценивать и анализировать различные научные подходы, пользоваться современной научной терминологией, логически корректное, систематизированное и аргументированное изложение материала. Список рекомендованной литературы для подготовки к экзамену Список основной литературы
Список дополнительной литературы
|
![]() | Ратуру по направлению 080100 «Экономика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного... | ![]() | «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология... | ![]() | Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта, с учетом требований учебного плана, рекомендаций Учебно-методического... |
![]() | Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также с учетом рекомендаций Примерных... | ![]() | Ученым советом мгэи с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему... |
![]() | Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру составлена на основе фгос впо по направлению подготовки 080100... | ![]() | Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (фгос во),... |
![]() | Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (фгос во),... | ![]() | Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру составлена на основе фгос впо по направлению подготовки 080100.... |