Скачать 0.99 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет _________МЭ и МП__________Кафедра _____Мировой экономики______ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАНа тему Межпровинциальные дисбалансы и региональная экономическая политика в КНР Студентка группы № 462 Пугаченко Екатерина Сергеевна Руководитель ВКР доцент кафедры мировой экономики, кандидат экономических наук, Мозиас Петр Михайлович Консультант заведующий кафедрой мировой экономики, профессор, Григорьев Леонид Маркович Москва, 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Межрегиональные дисбалансы существуют во всех крупных государствах, в том числе в таких развитых, как США, Канада, Япония. В значительно большей степени они проявляются в развивающихся странах – Бразилии, России, Индии, Южной Африке. Но наибольшей остроты на настоящий момент они достигли в Китае. То, что проблема межрегиональных дисбалансов в Китае существует, подтверждается тем вниманием, которое ей уделяется китайским руководством. Для их преодоления китайским руководством последовательно принимаются программы общегосударственного масштаба (стратегия развития Западного региона, стратегия обновления промышленности Северо-Восточного региона, стратегия экономического развития Центрального региона). Несмотря на все усилия, проблема на настоящий момент принципиально не решена. По оценке Национального бюро статистики КНР, коэффициент Джини, который используется для определения степени разрыва в доходах бедных и богатых, достиг в Китае в 2012 г. значения 0,474. [105] Чем ближе значение показателя к единице, тем выше уровень социального неравенства. Наряду с официальными цифрами существуют и результаты альтернативных исследований. Например, Юго-западный университет финансов и экономики в Чэнду определил, что в 2010 г. коэффициент Джини составлял 0,61. Эти величины существенно превышают «границу опасности» 0,4. [38. P.48] Как следствие, многие ученые, несмотря на явные признаками превращения КНР в сверхдержаву, отмечают симптомы экономической и политической дезинтеграции. В настоящее время эти вопросы внимательно изучаются в Академии общественных наук, в центральных университетах и в Исследовательском центре при Госсовете Китая. Внутренние районы КНР собираются превратить в продовольственную и энергетическую базу страны, отмечая необходимость создания в этих регионах современного высокотехнологичного производства. Многие китайские специалисты изучают этот вопрос, он также широко освещается в китайской прессе. Авторы неоднозначно относятся к действиям китайского правительства. Мало кто сомневается в целесообразности принятия мер по устранению межрегиональных дисбалансов, однако некоторые меры руководства КНР подвергаются критике. Эта проблема затронута и в западной синологии (А. Экстайн, А. Донниторн, М. Райт, В. Франке, В. Парселл). В российской науке эти вопросы пока ещё остаются малоисследованными. Следует отметить, что российские научные коллективы уделяют внимание проблематике межрегиональных дисбалансов, например, ученые Центра социально-экономических исследований Института Дальнего Востока РАН (Л.И. Кондрашова, А.В. Островский, Н.В. Корнейчук, З. А. Муромцева). Однако, в целом эта тема не слишком глубоко раскрыта в российской научной литературе. Известно достаточно много публицистических, либо узконаправленных работ. В мировой экономической науке методы анализа неравномерности экономического развития регионов разрабатываются достаточно давно в рамках таких направлений, как неоклассические теории (Г. Бортс, Д. Штейн, Д. Ромер, Р. Барро, Р. Солоу), кумулятивные теории (Г. Мюрдаль, Ф. Перру, Г. Ричардсон), новые формы территориальной организации производства (М. Портер, М. Энрайт, М. Лоренцен, М. Сторпер, Р. Уокер), теории новой экономической географии (Г. Харрис, П. Кругман, А. Пред, Т. Мори). Другие ученые попытались установить факторы, влияющие на развитие межрегиональных дисбалансов, посредством эмпирического исследования регионального неравенства (Дж. Пей, Дж. Остерхавен, К. Джанг, С. Фан, Х. Цзоу, Р. Канбур). Основные факторы, которые выявлены в результате такого анализа, включают в себя разнообразие географических зон, слабое развитие экономики, недостаток капитала, неравномерное распределении людских и естественных ресурсов, изолированность и множество политических технологий, используемых на местах (Ф. Зилиботти, Л. Брандт, Т. Томбе, К. Джу). Отдельные работы посвящены исследованию такого аспекта проблемы, как пространственная неоднородность экономического роста в Китае, вследствие которой возникли значительные различия между регионами, городом и селом, и между группами людей (Д. Ма, Т. Равски, Дж. Ван Биеспроек, Ю. Джанг). Цель настоящей работы - изучить причины, которые вызывают образование межрегиональных дисбалансов и проанализировать методы, предлагаемые для их устранения. Основными задачами, которые должны быть решены для выполнения этой цели, являются:
Исходя из поставленных задач, определена следующая структура работы. В Главе 1 проводится краткий анализ теоретических концепций регионального развития. Рассматриваются неоклассические теории, кумулятивные теории, новые формы территориальной организации производства, теории новой экономической географии. Далее кратко излагаются применяемые схемы региональной демаркации Китая на различных этапах проведения реформ: административное деление Китая, экономические регионы, экономические районы и особые региональные единицы. Рассматривается периодизация проблемы межрегионального неравенства на всем протяжении реформ в Китае: начальный период реформирования в 80-х гг. XX века, периода борьбы с региональными дисбалансами в 90-е гг. XX века и смещение фокуса развития в 2000-е гг. В Главе 2 анализируются факторы и динамика межрегиональных дисбалансов. Исследуются источники межрегионального неравенства: проблемы регионального протекционизма, миграции и человеческого капитала, а также проблема развития сельских районов и системы землепользования. Проводится анализ дисбалансов на местном уровне. Рассматриваются программы развития регионов КНР: Западного, Северо-Восточного и Центрального. Рассматриваются меры государства по борьбе с межрегиональным дисбалансом: инвестиции в инфраструктуру, создание кластеров, преобразование системы государственного управления, развитие сельских районов, система региональных преференций. |
![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |