Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/9
Дата публикации06.09.2017
Размер0.99 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет _________МЭ и МП__________
Кафедра _____Мировой экономики______


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему Межпровинциальные дисбалансы и региональная экономическая политика в КНР
Студентка группы № 462

Пугаченко Екатерина Сергеевна

Руководитель ВКР

доцент кафедры мировой экономики, кандидат экономических наук,

Мозиас Петр Михайлович

Консультант

заведующий кафедрой мировой экономики, профессор,

Григорьев Леонид Маркович

Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

7

1.

Теоретический аспект проблемы межрегиональных дисбалансов

10




1.1.

Концепции регионального развития

10







1.1.1.

Неоклассические теории

10







1.1.2.

Кумулятивные теории

11







1.1.3.

Новые формы территориальной организации производства

13







1.1.4.

Теории новой экономической географии

16




1.2.

Административное и территориальное деление Китая

19







1.2.1.

Административная демаркация

19







1.2.2.

Демаркация по регионам

20







1.2.3.

Демаркация по районам

21







1.2.4.

Особые региональные единицы

22




1.3.

Периодизация проблемы межрегионального неравенства в КНР

23







1.3.1.

Начальный период реформирования – 80-е гг. XX века

23







1.3.2.

Региональные дисбалансы в 90-е гг. XX века

24







1.3.3.

Смещение фокуса развития – 2000-е гг.

26

2.

Факторы и динамика межрегиональных дисбалансов

28




2.1.

Источники межрегионального неравенства

28







2.1.1.

Государственное финансирование и прямые иностранные инвестиции

28







2.1.2.

Проблема регионального протекционизма

29







2.1.3.

Проблема миграции и человеческого капитала

30







2.1.4.

Проблемы развития сельских районов и системы землепользования

32




2.2.

Анализ дисбалансов на местном уровне

34




2.3.

Региональное развитие КНР: программы и реализация

36







2.3.1.

Стратегия развития Западного региона

36







2.3.2.

Стратегия обновления промышленности Северо-Восточного региона

37







2.3.3.

Стратегия экономического развития Центрального региона

38




2.4.

Институциональные меры преодоления межрегиональных дисбалансов

39







2.4.1.

Инвестиции в инфраструктуру и образование кластеров

39







2.4.2.

Реформирование системы государственного управления

40







2.4.3.

Направления развития сельских районов

41




2.5.

Система региональных преференций

42

3.

Сотрудничество России и Китая: возможности обмена опытом в сфере региональной политики

46




3.1.

Анализ показателей межрегионального дисбаланса в России и применение опыта Китая

46




3.2.

Проведение региональной политики в России на примере формирования промышленных кластеров

50




3.3.

Инвестиционный аспект регионального сотрудничества России и Китая

53

Заключение

58

Список литературы

61

Приложение 1



Рисунок 1-1.

Наиболее развитые агломерационные экономические зоны КНР




Рисунок 1-2.

Зона «Дельта Жемчужной реки»




Рисунок 1-3.

Зона «Дельта реки Янцзы»




Рисунок 1-4.

Зона «Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй»




Рисунок 1-5.

Экономические регионы КНР




Рисунок 1-6.

7 экономических районов КНР




Рисунок 1-7.

Распределение на территории Китая особых экономических зон, прибрежных открытых городов и прибрежных открытых зон




Рисунок 1-8.

Показатель реального душевого ВВП по регионам (1979, 1992, 2003 гг.)




Рисунок 2-1.

Доли прямых иностранных инвестиций, ВВП и экспорта регионов в 2003 г.




Рисунок 2-2.

Изменение площади сельскохозяйственных земель страны (1998-2006 гг.)




Рисунок 2-3.

Доля социального обеспечения рабочих-мигрантов из сельской местности по регионам в %




Рисунок 2-4.

Доля расходов на сельское хозяйство в % от государственных расходов по стране в 1998-2008 гг.




Рисунок 2-5.

Структура управления сельскими районами в Китае




Рисунок 2-6.

Гибкий коэффициент роста земель под городской застройкой в различные периоды




Рисунок 2-7.

Расположение пяти аэропортов в дельте Жемчужной реки




Рисунок 2-8.

Показатель доли Центрального региона в выпуске сельскохозяйственной и промышленной продукции по стране




Рисунок 2-9.

Промышленные кластеры медицинской высокотехнологичной техники.




Рисунок 2-10.

Промышленные кластеры традиционной медицины




Рисунок 2-11.

Промышленные кластеры индустрии информационных технологий




Рисунок 2-12.

Промышленный кластер аутсорсинговых услуг




Рисунок 2-13.

Промышленный кластер «зеленых» технологий




Рисунок 2-14.

Кластеры современного сельскохозяйственного производства




Рисунок 2-15.

Кластеры творческой индустрии




Приложение 2




Таблица 1-1.

Состав экономических регионов Китая




Таблица 1-2.

Территория, население и ВВП экономических регионов Китая




Таблица 1-3.

Население и ВВП семи экономических районов Китая




Таблица 1-4.

Экономические показатели регионов




Таблица 1-5.

Основные показатели развития экономических районов Китая




Таблица 2-1.

Экономические показатели КНР (1952-2008 гг.)




Таблица 2-2.

Доля социального обеспечения рабочих-мигрантов из сельской местности по отраслям в %




Таблица 2-3.

Почасовая оплата рабочих-мигрантов и коренных городских жителей в юанях




Таблица 2-4.

Показатели уровней безграмотности и младенческой смертности




Таблица 2-5.

Валовый выпуск промышленной продукции регионов




Таблица 2-6.

Развитие социального обеспечения в сельских районах




Таблица 2-7.

Состав регионов Китая




Таблица 3-1.

Валовой региональный продукт на душу населения в тыс.руб.




Таблица 3-2.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в тыс. руб.




Таблица 3-3.

Среднедушевые денежные доходы в тыс. руб.




Таблица 3-4.

Валовой региональный продукт на душу населения в Китае в тыс. юаней




Таблица 3-5.

Пространственная структура накопленных прямых инвестиций из Китая в Россию в %




Таблица 3-6.

Структура прямых инвестиций из КНР на конец года по основным видам экономической деятельности, %




Таблица 3-7.

Пространственная структура накопленных прямых инвестиций из Китая в Россию (без учета инвестиций в финансовую деятельность и операции с недвижимым имуществом) в %




Таблица 3-8.

Структура прямых инвестиций из Китая в сельское и лесное хозяйство России в %




Таблица 3-9.

Структура прямых инвестиций из Китая в добычу полезных ископаемых в России в %





Введение

Межрегиональные дисбалансы существуют во всех крупных государствах, в том числе в таких развитых, как США, Канада, Япония. В значительно большей степени они проявляются в развивающихся странах – Бразилии, России, Индии, Южной Африке. Но наибольшей остроты на настоящий момент они достигли в Китае. То, что проблема межрегиональных дисбалансов в Китае существует, подтверждается тем вниманием, которое ей уделяется китайским руководством. Для их преодоления китайским руководством последовательно принимаются программы общегосударственного масштаба (стратегия развития Западного региона, стратегия обновления промышленности Северо-Восточного региона, стратегия экономического развития Центрального региона). Несмотря на все усилия, проблема на настоящий момент принципиально не решена. По оценке Национального бюро статистики КНР, коэффициент Джини, который используется для определения степени разрыва в доходах бедных и богатых, достиг в Китае в 2012 г. значения 0,474. [105] Чем ближе значение показателя к единице, тем выше уровень социального неравенства. Наряду с официальными цифрами существуют и результаты альтернативных исследований. Например, Юго-западный университет финансов и экономики в Чэнду определил, что в 2010 г. коэффициент Джини составлял 0,61. Эти величины существенно превышают «границу опасности» 0,4. [38. P.48] Как следствие, многие ученые, несмотря на явные признаками превращения КНР в сверхдержаву, отмечают симптомы экономической и политической дезинтеграции.

В настоящее время эти вопросы внимательно изучаются в Академии общественных наук, в центральных университетах и в Исследовательском центре при Госсовете Китая. Внутренние районы КНР собираются превратить в продовольственную и энергетическую базу страны, отмечая необходимость создания в этих регионах современного высокотехнологичного производства. Многие китайские специалисты изучают этот вопрос, он также широко освещается в китайской прессе. Авторы неоднозначно относятся к действиям китайского правительства. Мало кто сомневается в целесообразности принятия мер по устранению межрегиональных дисбалансов, однако некоторые меры руководства КНР подвергаются критике. Эта проблема затронута и в западной синологии (А. Экстайн, А. Донниторн, М. Райт, В. Франке, В. Парселл).

В российской науке эти вопросы пока ещё остаются малоисследованными. Следует отметить, что российские научные коллективы уделяют внимание проблематике межрегиональных дисбалансов, например, ученые Центра социально-экономических исследований Института Дальнего Востока РАН (Л.И. Кондрашова, А.В. Островский, Н.В. Корнейчук, З. А. Муромцева). Однако, в целом эта тема не слишком глубоко раскрыта в российской научной литературе. Известно достаточно много публицистических, либо узконаправленных работ.

В мировой экономической науке методы анализа неравномерности экономического развития регионов разрабатываются достаточно давно в рамках таких направлений, как неоклассические теории (Г. Бортс, Д. Штейн, Д. Ромер, Р. Барро, Р. Солоу), кумулятивные теории (Г. Мюрдаль, Ф. Перру, Г. Ричардсон), новые формы территориальной организации производства (М. Портер, М. Энрайт, М. Лоренцен, М. Сторпер, Р. Уокер), теории новой экономической географии (Г. Харрис, П. Кругман, А. Пред, Т. Мори).

Другие ученые попытались установить факторы, влияющие на развитие межрегиональных дисбалансов, посредством эмпирического исследования регионального неравенства (Дж. Пей, Дж. Остерхавен, К. Джанг, С. Фан, Х. Цзоу, Р. Канбур). Основные факторы, которые выявлены в результате такого анализа, включают в себя разнообразие географических зон, слабое развитие экономики, недостаток капитала, неравномерное распределении людских и естественных ресурсов, изолированность и множество политических технологий, используемых на местах (Ф. Зилиботти, Л. Брандт, Т. Томбе, К. Джу).

Отдельные работы посвящены исследованию такого аспекта проблемы, как пространственная неоднородность экономического роста в Китае, вследствие которой возникли значительные различия между регионами, городом и селом, и между группами людей (Д. Ма, Т. Равски, Дж. Ван Биеспроек, Ю. Джанг).

Цель настоящей работы - изучить причины, которые вызывают образование межрегиональных дисбалансов и проанализировать методы, предлагаемые для их устранения. Основными задачами, которые должны быть решены для выполнения этой цели, являются:

  • проанализировать теоретические методы решения проблемы возникновения межрегиональных дисбалансов;

  • проанализировать исторические, политические и экономические источники возникновения межрегиональных дисбалансов;

  • проанализировать эффективность осуществляемых в Китае общегосударственных программ регионального развития;

  • оценить возможность использования опыта Китая для решения аналогичных проблем в Российской Федерации.

Исходя из поставленных задач, определена следующая структура работы. В Главе 1 проводится краткий анализ теоретических концепций регионального развития. Рассматриваются неоклассические теории, кумулятивные теории, новые формы территориальной организации производства, теории новой экономической географии. Далее кратко излагаются применяемые схемы региональной демаркации Китая на различных этапах проведения реформ: административное деление Китая, экономические регионы, экономические районы и особые региональные единицы. Рассматривается периодизация проблемы межрегионального неравенства на всем протяжении реформ в Китае: начальный период реформирования в 80-х гг. XX века, периода борьбы с региональными дисбалансами в 90-е гг. XX века и смещение фокуса развития в 2000-е гг.

В Главе 2 анализируются факторы и динамика межрегиональных дисбалансов. Исследуются источники межрегионального неравенства: проблемы регионального протекционизма, миграции и человеческого капитала, а также проблема развития сельских районов и системы землепользования. Проводится анализ дисбалансов на местном уровне. Рассматриваются программы развития регионов КНР: Западного, Северо-Восточного и Центрального. Рассматриваются меры государства по борьбе с межрегиональным дисбалансом: инвестиции в инфраструктуру, создание кластеров, преобразование системы государственного управления, развитие сельских районов, система региональных преференций.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную