Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории






Скачать 479.21 Kb.
НазваниеЮй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории
страница1/5
Дата публикации05.09.2017
Размер479.21 Kb.
ТипИсследование
e.120-bal.ru > География > Исследование
  1   2   3   4   5
Юй Тайшан

Китайский институт общественных наук.

Научно-исследовательский институт истории.
Исследование проблем истории и этнической идентичности гуннов в китайской историографии.
Восточный и западный научный мир уже более 200 лет обсуждает вопрос о том, являются ли родственными кочевая народность сюнну, жившая на юге и севере от пустыни с 3 века до н.э. по 1 век н.э., о которой говориться в китайских летописях, и кочевое племя гунны, бесчинствовавшее около столетия в Европе после 70-х годов 4 века н.э., про которых говорят западные летописи. На сегодняшний день, по крайней мере в Китае, явно преобладают сторонники теории родственности. Но если тщательно разобраться, нетрудно обнаружить, что все соответствующие аргументы в равной степени не совсем продуманы, поэтому на их основании трудно сделать заключение о родственности сюнну и гуннов.

1

Одним из главных аргументов сторонников теории родственности является то, что слова "сюнну" и "гунны" звучат одинаково. К тому же еще до того, как переселяясь на запад гунны достигли Европы, на западе уже использовали слова "гунны" или близкое к нему по произношению существительное для обозначения сюнну, упоминаемых в китайских летописях.

1.Strabo в "Географии" (XI, II-1) на записки Аполлодора (приблизительно на 200 лет раньше): "Правители греческой Бактрии расширили свои территории до Seres и Phryni". Seres указывает на Китай, а Phryni, должно быть, на сюнну. Сегодняшняя позиция: такое объяснение не совсем обосновано. В конце 3 в. до н. э. влияние сюнну было очень слабым. К западу от них находилось сильное кочевое племя Юэ. Областью влияния племени Юэ была территория: на востоке - Хэтао (излучина Хуанхэ), на западе - Тяньшань и Алтай. Исходя из этого видно, что области влияния греческого бактрийского царства никак не могли соприкасаться с территориями сюнну. Другими словами, Phryni это вовсе не сюнну.

2.Плиний в "Истории природы" (VI, 20) говорит: "Недалеко от Tochari живут люди Phuni." В "Periegisis" Дионисия тоже говориться: "Соседями Tochari и Seres являются Phryni." Названия Phuni и Phryni одинаково указывают на сюнну. Сегодняшняя позиция: если говорить объективно, то Плиний (23-79 гг. н.э.) и Дионисий (приблизительно 3 – 4 вв. н.э.) могли кое-что слышать о сюнну. Но являются ли Phuni и Phryni, про которых они говорят, указанием на сюнну остается под большим вопросом.

Во-первых, Phuni у Плиния и Phryni у Дионисия должны быть теми же племенами, что и Phryni у Аполлодора, а т.к. у последнего они не есть сюнну, то и у первых двух это не могут быть сюнну.

Во-вторых, страна Seres, о которой говорится в летописях запада, по общепринятому мнению указывает на Китай; главный довод этому, что в этой стране производили шелк. Но в "Истории природы" Плиния при этом говорится, что люди Seres "золотоволосые и голубоглазые", следовательно, описываемые люди вовсе не изготавливавшие шелк ханьцы, которых мы знаем. В той же книге (VI, 20) читаем, что места обитания людей Seres находятся в основном на востоке от Scythae, к югу же от них находится Индия. Между Seres и Индией располагаются Attacorae, Phuni, Tochari и т.д.;Объединив это с приведенными выше записками Аполлодора о расширении областей влияния бактрийских царей, можно понять, что люди Seres стали вторыми, к кому попадал шелк в процессе торговли. Они проживали в основном в районе современного Синьцана. Если это действительно так, то Phuni можно нужно искать где-то в Таримской впадине. И хотя более точное место указать трудно, очевидно, что это не сюнну. Что касается Tochari, то в эпоху, описываемую Плинием, их следы присутствуют везде от районов к западу от Хуанхэ, в Таримской впадине и до земель к западу от хребта Цунлин, Phuni были их соседями, поэтому также не могут быть сюнну.

3. В «Географии» Птолемея (VI, 13) Gyrnaei тоже указывали на сюнну, т.к. проживали на северном берегу реки Сир (?) до побережья озера Балхаш. Сегодняшняя позиция: хотя сточки зрения эпохи записи Птолемея о сюнну вполне вероятны, но если считать Gyrnaei указанием на сюнну, то это тоже не совсем соответствует фактам. Gyrnaei  обитали в районе, называемом Птолемеем Sacara. Это территория восточнее Согдианы, западнее Памира, южнее реки Сир (?) и севернее Гиндукуша. Очевидно, что это не район обитания сюнну.

4. На хранящейся в Британском музее карте, составленной Св. Иеронимом (приблизительно 340 – 420 г.г) на латинском языке, рядом с Seresoppidum (Китаем) есть отметка о Huniscite (Huniscythae); эта карта была составлена в конце 4 начале 5 веков н.э., по преданию, на основании начерченной в августе 7 г. до н.э. карты Рима и Orbis pictus (карты мира) Агриппы (примерно 62 – 12 гг. до н.э.). Из этого можно видеть, что европейцы еще до нашей эры знали о соседних с Китаем сюнну и называли их Huni. Сегодняшняя позиция: такое соответствие тоже не удовлетворительно. Карты, с которых Св. Иероним списывал свою, не сохранились до наших дней, поэтому детали не известны. Иными словами, в них не обязательно был Huniscite.Об этом можно догадаться исходя из того, что ни Strabo, ни Плиний, ни Птолемей не упоминают о сюнну. Вполне возможно, что Huniscite был добавлен в дошедшие до нас карты Св. Иеронимом на основании знаний той эпохи в которую он жил. К тому же в конце 4 начале 5 веков сюнну уже не были единственными кто “правил балом” на монгольском плато, хоть указанное место и совпадает с тем районом, где господствовали сюнну в прежние времена. Также велика вероятность, что речь идет о других кочевниках, сменивших сюнну на монгольском плато. Вероятно Huni (гунны) того времени в некотором смысле уже стали общим названием, используемым европейцами для обозначения восточных кочевых племен.

5. А. Стейн объявил, что в обнаруженном их в руинах сигнальной башни эпохи Хань в Дуньхуане письме на согдийском языке (второе письмо) сюнну того времени называли xwn (chwn). Сегодняшняя позиция: то, что содгийцы называли сюнну xwn (chwn) не доказывает того, что некогда европейцы называли сюнну Huni (Chuni), т.к. между согдийцами и европейцами не было даже неизбежных связей.

6. “Сюн” в средневековом произношении звучало как xiowon, звук -i- в середине в древнем языке чаще всего менялся на -l- или -r-; это же доказывает и сравнительное исследование китайского и тибетского языков; поэтому “сюнну” в древнем языке звучало как xbrong-no; это действительно соответствует Фgouvol (см.изначальный текст). Сегодняшняя позиция: даже если верно,что “сюнну” в древнем произношении звучало как xbrong-no, исходя только из этого трудно сделать вывод, что Фgouvol (см. изначальный текст) и есть сюнну. Важно, что до сих пор еще не обнаружены неопровержимые доказательства того, что западные историки уже сообщали о сюнну из истории Китая, еще до того как гунны появились в Европе. Даже если вышеупомянутые Фgouvol (см.изначальный текст) все же указывают на сюнну с севера Китая, то не обязательно на этом основании можно заключить, что переселившиеся на запад в Европу гунны и есть сюнну, одинаковые названия не всегда отражают единую суть. Хотя слово “гунны” и можно рассматривать как точный омоним слова “сюнну”, но нельзя исходя из этого считать, что гунны и есть те сюнну из китайских летописей. После 4 века переселившиеся с монгольского плато на запад кочевые племена Ephthalite, Bulgar, Avar и т.д. все сами себя называли или были названы гуннами. Очевидно, что нельзя всех их рассматривать как сюнну, переселившихся на запад.

2

Сторонники теории родственности, конечно, так же понимают, что одного лишь названия недостаточно, что бы делать вывод о родственности сюнну и гуннов. В то же время они прилагают усилия к поиску путей, по которым шло переселение сюнну на запад. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей, они заявили, что этот путь можно местами проследить по китайским летописям.

1) Сторонники теории родственности отмечают, что первая остановка сюнну при переселении на запад была в Wusun, т.е. в бассейне реки Или. Главное основание тому – «История Поздней Хань: Биография Ai An»: “В следующем году (3-й год под девизом правления Юнюань императора Хеди, 91 год) северный шаньюй был разбит Ляо Куем и бежал в Wusun. Крепости и северные земли опустели. Оставшиеся не знали за кем пойти”. Сегодняшняя точка зрения: о битве в 3-й год под девизом Юнюань еще говорится в той же книге в главе “Деяния императора Хэди”: “[В 3-й год под девизом Юнюань] во втором месяце главнокомандующий Доу Сянь отправил вэя левого фланга Ляо Куя выйти за границы, занять новые территории и расширить пределы северными крепостями. Окружил северного шаньюя в Jinweishan, сильно разгромили его, захватили его мать и жену.” В той же книге в «Биографии Ляо Куя» : “В 3-й год Сянь снова отправился на запад от Хуанхэ. Куй был назначен вэем левого фланга при главнокомандующем. Он возглавил 800 отборных всадников, повел их за границы занять новые территории и расширить пределы северными крепостями. Они примчались прямо во дворец северного шаньюя, в Jinweishan убили царицу знатных вельмож и более 5 тысяч людей ниже рангами. Шаньюй с несколькими всадниками избежал смерти. Они получили все сокровища, богатства и скот сюнну. Прошли по крепостям более 5 тысяч ли и вернулись”. В той же книге в «Биографии Доу Сяня» читаем: “На следующий год снова послал вэя левого фланга Ляо Куя, сыма Жень Шана, Чжао Бо и других вести войско и напасть на северных варваров в Jinweishan. Силно разбили его. Победитель получили много людей. Северный шаньюй бежал и местонахождение его не известно.” А также «Летопись южных сюнну» в той же книге сообщает: “На 3-й год северный шаньюй снова был разбит вэем левого фланга Ляо Куем, бежал от смерти и местонахождение его не известно”.

Эти последние четыре записи взяты из летописей и хроник, а также из биографий участвовавших в описываемых событиях людей – Ляо Куя и Доу Сяня. Однако ни где в них не сказано, что северный шаньюй “бежал в Wusun ”, только сказано, что “с несколькими всадниками бежал от смерти”, к тому же “сбежал и местонахождение его неизвестно. ”Сбежал в Wusun“ и пр. находим только в«Биографии Ai An», где описание этого похода проходит фоном, а также в «Летописи южных сюнну» в незаконченном хвалебном рассуждении: “Северный шаньюй устрашился и в испуге бежал, накрывшись войлоком, и укрылся в Wusun. А земли к северу от пустыни опустели”. Это не может не вызывать сомнений. Проще говоря, нельзя исключать возможность того, что фраза “бежал в Wusun” была домыслена последующими поколениями авторов на основании фразы “напасть на северных варваров в Jinweishan”. A фраза “бежал и местонахождение его не известно” была первоначальной записью в то время. Составитель книги «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» в разделе «Деяния династии Хань» описывая этот поход не обращался к «Биографии Ai An», и без обиняков писал: “Доу Сянь, воспользовавшись ослаблением сюнну, хотел полностью уничтожить их. Во втором месяце он послал вэя левого фланга Ляо Куя, сыма Жень Шана выйти за границы, захватить новые территории и расширить пределы северными крепостями. Окружили северного в Jinweishan, сильно разбили его, захватили его мать, жену, знатных вельмож и более 5 тысяч людей других рангов. Северный шаньюй бежал и местонахождение его неизвестно. Прошли по крепостям более 5 тысяч ли и вернулись. Со времен Хань армия больше туда не приходила”. Конечно сохраняется и другая вероятность – то, что написано в «Биографии Ai An», это информация, полученная позднее, а в остальных четырех цитатах – только рапорты с о боевой обстановке. К сожалению, даже если это так, то все равно нельзя считать, что сюнну в 91-м году переселились в бассейн реки Или. Во-первых, в «Биографии Ляо Куя» ясно сказано, что северный шаньюй бежал лишь с несколькими всадниками, но нет материалов, говоривших бы о том, что шаньюй устроил бы двор в Wusun или что у него там был народ. Следовательно бассейн Или был всего лишь временным местопребыванием спасавшегося бегством северного шаньюя и нескольких сопровождавших его людей, поэтому нельзя его нельзя считать местом переселения северных сюнну. Во-вторых, после годов правления под девизом Юнюань вплоть до середины второго века северные сюнну продолжали неоднократно вступать в борьбу с Восточной Хань за право владения западными землями. К тому же одно время они контролировали северные пути западных земель. Их база была явно не на реке Или, а к северо-западу от нынешнего Хами и достигала Чжунгарской котловины. В «Истории поздней Хань: летописи западных земель» сказано: “На 4-й год [под девизом Янцзя] (134 год) весной ван северных сюнну Huyan возглавил войско и вторгся к Hou. Император с шестью странами, в том числе Cheshi, приблизился к северным варварам и выставил заслон для западных земель. Тогда приказал военному губернатору Дуньхуана отправить войска всей страны, а также дозорных с заставы Yumenguan и сыма из Yiwu, соединить 6300 всадников и идти им на помощь. Они напали и отбили северных варваров в Leishan, ханьской армии не было удачи. Осенью ван Huyan снова повел 2000 человек напасть на Hou и разбил их”. Так называемые “шесть стран, включая Cheshi”, судя по тому же источнику, указывает на Hou, Qian, а также на восточных Qiemi, Beiling, Pulei Yizhi. Исходя из того, что император назвал их заслоном западных земель, можно определить положение северных сюнну. В той же летописи говориться: "Летом 3-го года под девизом Янцзя сыма из Hou из Cheshi возглавил 1500 человек Jiatenu и других и напал на северных сюнну в Changwulugu, разрушили их жилища, убили несколько сот людей разных рангов, захватили мать и вторую мать шаньюя, а также сотни женщин, более 100 тысяч голов коров и овец, более 2000 телег, оружия и другой утвари огромное число”, что тоже подтверждает это.

Еще нужно отметить, что несмотря на то, что северных сюнну, боровшихся с Восточной Хань за западные земли после годов Юнюань, главным образом возглавлял ван Huyan, у них по-прежнему был свой шаньюй. То есть нельзя рассматривать возглавляемых ваном Huyan северных сюнну как племя, ушедшего на запад и осевшего на северо-западе от Yiwu северного шаньюя. В «Истории Поздней Хань: летописи южных сюнну» сказано: “В 16-м году под девизом Юнюань (104 год) северный шаньюй отправил послов прибыть во дворец с дарами, хотел породниться, исправить прежние соглашения Huhanxie. Император Хэди не позволил этого, потому что не были подготовлены старые обряды, а только добавил богатые подарки, не ответил послам. В первый год под девизом Юаньсин (105 год) опять послал в Дуньхуан послов с дарами. Сказал, что из-за бедности страны они не смогли подготовить обряды, и просил стать их великим послом, и посчитал нужным отправить своего сына служить во дворце. Вскоре вдовствующая императрица Дэн прибыла ко двору. Но тоже не получили ответа, а только добавили подарков”. В той же книге в «Биографии Ban Yong»также говориться: “На 6-й год под девизом Юаньчу (119 год) военный губернатор Дуньхуана Cao Zong послал найти чанши Ban, что бы он возглавил 1000 с лишним человек и разместился и ними в Yiwu. Ван Qian из Cheshi и Ван Shanshan оба прибыли и сдались Ban. Спустя несколько месяцев северный шаньюй с Cheshi Hou вместе напали и убили Ban, Дальше напали и обратили в бегство вана Qian и постепенно захватили северный путь. … Зимой в 6-й год под девизом Юнцзянь Yong послал армию всей страны напасть на вана сюнну Huyan. Ван Huyan бежал, его люди, более 20 тысяч человек, покорились. … Северный шаньюй сам возглавил 10 тысяч всадников и вторгся к Hou, дошли до долины Jinqieguю Yong послал исполняющего обязанности сыма Цао Цзюня мчаться на помощь. Северный шаньюй отступил. Hou погнались, убили вельможу Гудухоу. После этого ван Huyan наконец переселился в верховья реки Kuwu. ”Все это можно считать доказательством. Полномочия этого северного шаньюя совпадают с полномочиями вана Huyan, о котором говорилось выше, этого достаточно, чтобы убедиться, что они имели одинаковую власть. Или же считать северного шаньюя, присылавшего дары ко двору в 16-й год под девизом Юнюань и в 1-й год под девизом Юаньсин, тем же самым шаньюем, который в 6-й год под девизом Юнюань (94 год) предал покинувшего крепость южносюннского Aojianri и прогнал вана и fenghou (?). Это как будто тоже не совсем верно. Вероятно в «Истории Поздней Хань: летописи южных сюнну» fenghou везде называют по именам. К тому же там говорится: “В 4-й год под девизом Юаньчу (117 год) fenghou были разбиты Xianbei; люди племени разошлись кто куда, все вернулись к северным варварам”.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconПринципы формирования адаптивной архитектуры научно- исследовательских информационных центров
Работа выполнена в аспирантуре ОАО "Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий", отдел...

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconФгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных...
Фгну «Государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий»

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconРоссийской Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт...
Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconРоссийско-китайский Торговый Дом «чин-ру» Московская международная...
Китайский центр мирбис совместно с партнером Российско-китайским Торговым Домом «chin-ru» предлагает

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconЭ. В. Угдыжеков Старший научный сотрудник, Хакасский научно-исследовательский...
История исторического изучения минусинской котловины: Маркс-Энгельс, Бродель, Вебер

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconЭпидемиологические аспекты рака легкого в томской области
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-исследовательский институт онкологии» Российской академии...

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconАнкета федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного...

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconОао «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов»

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconГосударственное научное учреждение
Государственный научно-исследовательский институт системного анализа счетной палаты

Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории iconИ продовольствия ростовской области
Государственное научное учреждение донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную