Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.)






НазваниеДанная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.)
страница1/6
Дата публикации15.03.2017
Размер0.7 Mb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004 г.)

  • Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);

  • Авторской программы по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2009г)

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г., Распоряжение КО № 1862-Р от 24.04.2014 г.)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Учебный план ОУ

Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;

  • продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами (вопросами): географическое положение Ленинградской области; геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; климат и климатические ресурсы; поверхностные и подземные воды; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир; природные комплексы, физико-географическое районирование, экологическая обстановка население.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Требования к уровню подготовки учащихся (результаты обучения)

В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:

Называть и (или) показывать

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России;

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

Определять (измерять)

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

Описывать

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религий отдельных народов.

Объяснять

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

Оценивать и прогнозировать

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие

  • системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Особенности формирования знаний и умений

  • Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.

  • Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.

  • В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.

  • Регулярная опора на краеведческий материал,

  • Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.

  • Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.

  • Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объектов и явлений.



ПРОГРАММА КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ: ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО» 8 КЛАСС (68 часов)

Курсивом – содержание госстандарта

Подчеркнутым курсивом – опыт практической деятельности по госстандарту

Печатный текст – содержание примерной программы основного общего образования

Жирным курсивом – добавление из авторской программы В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Программа по географии для 8 класса»
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности

Тема 1. Географическое пространство России – 9ч

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны и его виды. Характеристика географического положения России. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны. Географического положение России как фактор развития ее хозяйства. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Соседи России

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям:

территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

1Определение поясного времени для разных городов России.

2Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. Влияние географического положения на природу и хозяйство страны.

3Анализ административно – территориального деления России.
Тема 2.Природа России - 41ч

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России. Классификации природных ресурсов.

Рельеф и недра

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Геологическое летосчисление. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Охрана ресурсов недр.

Практическая работа №4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Определение особенностей рельефа России

Климат

Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс, близость морей и океанов, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды. Комфортность климатических условий.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей: на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Агроклиматические ресурсы.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Охрана воздушного бассейна.

Определение особенностей климата своего региона.

Практические работы. №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление макета климатической карты.

6 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.

7 Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям.

8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и моря

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Природно-хозяйственные различия морей России. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Бассейны стока рек. Главные речные системы России. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, зажоры, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, её распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Рациональное использование, пути сохранения качества и охрана водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы №9 Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

10 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

11 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

12 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Растительный и животный мир

Российская часть биосферы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа.

13 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Почвы

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

Практическая работа.

14 Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Природно-хозяйственные зоны

Физико-географическое районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природно-хозяйственная зона своего района и своей местности.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории России. Памятники всемирного природного наследия.

Практическая работа.

15 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconУчебно-тематическое планирование по географии Класс
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования россии №1089 от 05. 03. 2004 г.)

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconРабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе...
Сборник нормативных документов География. – М.: Дрофа, 2004 г. На основании примерных программ морф, содержащих требования к минимальному...

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconРабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная...

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconРабочая программа учебного курса география для 10 класса
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), утвержденного приказом...

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании программы...
Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений, география 6-11 класс, под редакцией И. И....

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
...

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconДанная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования...

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа для 10 11 классов составлена...
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную