1. Цели и задачи дисциплины






Название1. Цели и задачи дисциплины
страница1/6
Дата публикации12.07.2016
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6




1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)

Целью науки является овладение основными закономерностями, принципами (парадигмами) взаимодействия между развивающимися производительными силами общества и состоянием окружающей природной среды, выработка правильного подхода к исследованию сложных проблем рационального природопользования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения в интересах обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития, получение представления об экологической ситуации в мире, отдельных регионах России и в странах СНГ.

Задачи дисциплины заключаются в формировании экологического мышления, а также развитии у них способностей и практических навыков учета экологических факторов при решении разнообразных конкретных экономических проблем.




    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Обючающийся должен знать о проблемах взаимодействия системы "природа-общество-производство", региональных аспектах природопользования.


Обючающийся должен уметь анализировать факторы влияния природных условий и ресурсов на развитие производительных сил России.

Обючающийся должен иметь представление об экономическом механизме рационального природопользования и охраны окружающей среды, о платности природных ресурсов и формах платы за загрязнение окружающей среды (принцип "загрязнитель платит").

У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);




    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Экология, Экономическая теория

Прогнозирование национальной экономики




  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.


Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».



    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Очная форма обучения
















Лекции







24, 26

4

4

Модуль 1 «Введение в дисциплину «Экономика природопользования»







24

2

2

Лекция. Тема: Предмет, методология и задачи курса «Экономика природопользования».

Место курса в системе научных дисциплин и связь его с другими отраслями знаний. Основные научные методы: математико-статистический, системный подход, мониторинга и др.

Крупные российские и зарубежные ученые в области экономики природопользования.

М, П


ПК-4

ПК-5


26

2

2

Лекция: Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

Понятие природных ресурсов, их экономическая сущность. Классификация природных ресурсов по видам и направлениям использования.

Природные ресурсы как материальная база и составная часть национального богатства страны. Обеспеченность народного хозяйства России природными ресурсами, региональные различия.

Воспроизводство природных ресурсов, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Экономическая оценка ресурсов. Рентный и затратный подход. Дифференциальная рента I и II.

П, Д, М

ПК-4

ПК-5


28, 30, 32, 34, 36, 38, 40


14

14

Модуль 2 «Отраслевая часть курса»







28

2

4

Лекция. Водные ресурсы России, проблемы их рационального использования, восстановление и охрана.

Водные ресурсы России, их территориальное распределение. Своеобразие водных ресурсов: возобновимость, изменчивость их режима во времени (годовой сток, расход воды). Водный кадастр, его структура. Использование водных ресурсов по сферам народного хозяйства (динамика за 1991-2007гг.) и субъектам. Проблема рационального использования. Оборотное и повторно последовательное водоснабжение.

Загрязнение поверхностных водных объектов и подземных вод. Методы очистки сточных вод. Экономическое регулирование рационального использования и охраны водных ресурсов России.

П,Д, ПБ,Э

ПК-4

ПК-5


30

2

4

Лекция: Земельные ресурсы России и эколого-экономические проблемы их использования и охраны.

Состав и структура земельных ресурсов России (динамика площади за 1991-2007гг.). Богатство РФ черноземами, каштановыми, подзолистыми и другими видами почв. Состояние земельных ресурсов России, проблемы их рационального использования и охраны.

Регулирование земельных отношений в стране. Основы земельного кадастра, земельная рента. Воспроизводство плодородия почвы и экологизация сельского хозяйства.

М, П,Д,ПБ

ПК-4

ПК-5


32

2

6

Лекция Лесные ресурсы России, проблемы их рационального использования, восстановления и охраны.

Значение лесных ресурсов в народном хозяйстве. Роль их как экологического базиса. Лесные ресурсы РФ, особенности их оценки (бонитет). Распределение лесных ресурсов по регионам. Понятие лесистости.

Основы Лесного кодекса. Воспроизводство лесных ресурсов (лесовосстановление). Технический уровень лесного комплекса России. Экономико-экологические проблемы лесного хозяйства. Охрана лесных ресурсов в стране.

Д,М,ПБ

ПК-4

ПК-5


34

2




Лекция: Проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов и охраны окружающей среды.

Воздействие антропогенной деятельности на окружающую среду. Изменение структуры топливно-энергетического баланса РФ во II-ой половине ХХ в. Динамика добычи топлива и производства электроэнергии за 1991-2007гг. Влияние ТЭК на окружающую среду. Техногенные аварии, катастрофы и их экологические последствия.

Проблемы рационального использования топливных ресурсов при добыче, транспортировке и использовании в народном хозяйстве. Виды и структура платы за топливные ресурсы.

П,Д,ПБ,М

ПК-4

ПК-5


36

2




Лекция: Проблемы рационального использования металлорудных ресурсов и охраны окружающей среды.

Экологическая оценка черных и цветных металлов в РФ. Обеспеченность различных регионов страны. Исчерпаемость и невозобновимость ресурсов.

Проблемы рационального использования ресурсов и охраны окружающей среды.

Карьерная добыча руд и влияние на окружающую среду. Потери сырья при подземной добыче и переработке металлов. Рециклирование в отрасли. Технический уровень металлургического комплекса. Виды и структура платы за ресурсы.

Д,ПБ,М

ПК-4

ПК-5


38

2




Лекция: Ресурсосберегающая и малоотходная технология. Отходы, их классификация и утилизация.

Концепция безотходного производства. Критерии экологичности технологических процессов. Основные направления ресурсосберегающей и малоотходной технологии (снижение удельных расходов сырья, топлива и электроэнергии на единицу продукции, комплексное использование сырья и др.). Классификация отходов, переработка и использование отходов. Утилизация ценных веществ при очистке. Государственная программа «Отходы».

М,ПБ,П

ПК-4

ПК-5


40

2




Лекция: Экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей природной среды

Финансирование природоохранной деятельности в России. Экономическое регулирование природоохранной деятельности, пути его совершенствования. Система платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды. Методика определения платы за загрязнение (нормативное и сверхнормативное) окружающей среды. Показатели экономической, экологической и социальной эффективности природоохранных мероприятий.

М,П,ПБ

ПК-4

ПК-5











Практические занятия /семинары







24, 25, 26, 27

8




Модуль 1 «Введение в дисциплину «Экономика природопользования»







24, 25

4




Семинарское занятие. Тема: Предмет, методология и задачи курса «Экономика природопользования».

Место курса в системе научных дисциплин и связь его с другими отраслями знаний. Основные научные методы: математико-статистический, системный подход, мониторинга и др.

Крупные российские и зарубежные ученые в области экономики природопользования.

М, П

ПК-4

ПК-5


26, 27

4




Семинарское занятие Тема: Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

Понятие природных ресурсов, их экономическая сущность. Классификация природных ресурсов по видам и направлениям использования.

Природные ресурсы как материальная база и составная часть национального богатства страны. Обеспеченность народного хозяйства России природными ресурсами, региональные различия.

Воспроизводство природных ресурсов, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Экономическая оценка ресурсов. Рентный и затратный подход. Дифференциальная рента I и II.

П, Д, М

ПК-4

ПК-5


28-41

28




Модуль 2 «Отраслевая часть курса»







28, 29

4




Семинарское занятие Тема: Водные ресурсы России, проблемы их рационального использования, восстановление и охрана.

Водные ресурсы России, их территориальное распределение. Своеобразие водных ресурсов: возобновимость, изменчивость их режима во времени (годовой сток, расход воды). Водный кадастр, его структура. Использование водных ресурсов по сферам народного хозяйства (динамика за 1991-2007гг.) и субъектам. Проблема рационального использования. Оборотное и повторно последовательное водоснабжение.

Загрязнение поверхностных водных объектов и подземных вод. Методы очистки сточных вод. Экономическое регулирование рационального использования и охраны водных ресурсов России.

П,Д, ПБ,Э

ПК-4

ПК-5


30, 31

4




Семинарское занятие: Земельные ресурсы России и эколого-экономические проблемы их использования и охраны.

Состав и структура земельных ресурсов России (динамика площади за 1991-2007гг.). Богатство РФ черноземами, каштановыми, подзолистыми и другими видами почв. Состояние земельных ресурсов России, проблемы их рационального использования и охраны.

Регулирование земельных отношений в стране. Основы земельного кадастра, земельная рента. Воспроизводство плодородия почвы и экологизация сельского хозяйства.

М, П,Д,ПБ

ПК-4

ПК-5


32, 33

4




Семинарское занятие Лесные ресурсы России, проблемы их рационального использования, восстановления и охраны.

Значение лесных ресурсов в народном хозяйстве. Роль их как экологического базиса. Лесные ресурсы РФ, особенности их оценки (бонитет). Распределение лесных ресурсов по регионам. Понятие лесистости.

Основы Лесного кодекса. Воспроизводство лесных ресурсов (лесовосстановление). Технический уровень лесного комплекса России. Экономико-экологические проблемы лесного хозяйства. Охрана лесных ресурсов в стране.

Д,М,ПБ

ПК-4

ПК-5


34, 35

4




Семинарское занятие: Проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов и охраны окружающей среды.

Воздействие антропогенной деятельности на окружающую среду. Изменение структуры топливно-энергетического баланса РФ во II-ой половине ХХ в. Динамика добычи топлива и производства электроэнергии за 1991-2007гг. Влияние ТЭК на окружающую среду. Техногенные аварии, катастрофы и их экологические последствия.

Проблемы рационального использования топливных ресурсов при добыче, транспортировке и использовании в народном хозяйстве. Виды и структура платы за топливные ресурсы.

П,Д,ПБ,М

ПК-4

ПК-5


36, 37

4




Семинарское занятие: Проблемы рационального использования металлорудных ресурсов и охраны окружающей среды.

Экологическая оценка черных и цветных металлов в РФ. Обеспеченность различных регионов страны. Исчерпаемость и невозобновимость ресурсов.

Проблемы рационального использования ресурсов и охраны окружающей среды.

Карьерная добыча руд и влияние на окружающую среду. Потери сырья при подземной добыче и переработке металлов. Рециклирование в отрасли. Технический уровень металлургического комплекса. Виды и структура платы за ресурсы.

Д,ПБ,М

ПК-4

ПК-5


38, 39

4




Семинарское занятие: Ресурсосберегающая и малоотходная технология. Отходы, их классификация и утилизация.

Концепция безотходного производства. Критерии экологичности технологических процессов. Основные направления ресурсосберегающей и малоотходной технологии (снижение удельных расходов сырья, топлива и электроэнергии на единицу продукции, комплексное использование сырья и др.). Классификация отходов, переработка и использование отходов. Утилизация ценных веществ при очистке. Государственная программа «Отходы».

М,ПБ,П

ПК-4

ПК-5


40, 41

4




Семинарское занятие Экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей природной среды

Финансирование природоохранной деятельности в России. Экономическое регулирование природоохранной деятельности, пути его совершенствования. Система платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды. Методика определения платы за загрязнение (нормативное и сверхнормативное) окружающей среды. Показатели экономической, экологической и социальной эффективности природоохранных мероприятий.

М,П,ПБ

ПК-4

ПК-5


Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Заочная форма обучения










2




Лекция. Тема: Предмет, методология и задачи курса «Экономика природопользования».

Место курса в системе научных дисциплин и связь его с другими отраслями знаний. Основные научные методы: математико-статистический, системный подход, мониторинга и др.

Крупные российские и зарубежные ученые в области экономики природопользования.

М, П

ПК-4

ПК-5





2




Лекция Тема: Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

Понятие природных ресурсов, их экономическая сущность. Классификация природных ресурсов по видам и направлениям использования.

Природные ресурсы как материальная база и составная часть национального богатства страны. Обеспеченность народного хозяйства России природными ресурсами, региональные различия.

Воспроизводство природных ресурсов, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Экономическая оценка ресурсов. Рентный и затратный подход. Дифференциальная рента I и II.

П, Д, М

ПК-4

ПК-5











Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары










4




Семинарское занятие. Тема: Предмет, методология и задачи курса «Экономика природопользования».

Место курса в системе научных дисциплин и связь его с другими отраслями знаний. Основные научные методы: математико-статистический, системный подход, мониторинга и др.

Крупные российские и зарубежные ученые в области экономики природопользования.

М, П

ПК-4

ПК-5





4




Семинарское занятие Тема: Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

Понятие природных ресурсов, их экономическая сущность. Классификация природных ресурсов по видам и направлениям использования.

Природные ресурсы как материальная база и составная часть национального богатства страны. Обеспеченность народного хозяйства России природными ресурсами, региональные различия.

Воспроизводство природных ресурсов, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Экономическая оценка ресурсов. Рентный и затратный подход. Дифференциальная рента I и II.

П, Д, М

ПК-4

ПК-5


Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 мес.

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Заочная форма обучения










2




Лекция. Тема: Предмет, методология и задачи курса «Экономика природопользования».

Место курса в системе научных дисциплин и связь его с другими отраслями знаний. Основные научные методы: математико-статистический, системный подход, мониторинга и др.

Крупные российские и зарубежные ученые в области экономики природопользования.

М, П

ПК-4

ПК-5





2




Лекция Тема: Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

Понятие природных ресурсов, их экономическая сущность. Классификация природных ресурсов по видам и направлениям использования.

Природные ресурсы как материальная база и составная часть национального богатства страны. Обеспеченность народного хозяйства России природными ресурсами, региональные различия.

Воспроизводство природных ресурсов, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Экономическая оценка ресурсов. Рентный и затратный подход. Дифференциальная рента I и II.

П, Д, М

ПК-4

ПК-5











Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары










4




Семинарское занятие. Тема: Предмет, методология и задачи курса «Экономика природопользования».

Место курса в системе научных дисциплин и связь его с другими отраслями знаний. Основные научные методы: математико-статистический, системный подход, мониторинга и др.

Крупные российские и зарубежные ученые в области экономики природопользования.

М, П

ПК-4

ПК-5





2




Семинарское занятие Тема: Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

Понятие природных ресурсов, их экономическая сущность. Классификация природных ресурсов по видам и направлениям использования.

Природные ресурсы как материальная база и составная часть национального богатства страны. Обеспеченность народного хозяйства России природными ресурсами, региональные различия.

Воспроизводство природных ресурсов, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Экономическая оценка ресурсов. Рентный и затратный подход. Дифференциальная рента I и II.

П, Д, М

ПК-4

ПК-5

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи дисциплины iconУчебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению 38....
Цели и задачи дисциплины соответствуют общим целям гос впо по направлению подготовки 38. 03. 02 «Менеджмент» с учетом специфики образовательной...

1. Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)

1. Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля)
Для достижения поставленной цели при изучении дисциплины решаются следующие задачи

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную