Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности






НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/3
Дата публикации12.07.2016
Размер0.57 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
e.120-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.11 Экономическая, социальная и политическая география
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
020401.65 География (Страноведение и международный туризм) ОЗФ

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол №10 от 14.05.2008 г.)
Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев /

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1. Авторы: Шабакина И.Г., ст. преподаватель каф. географии и экологии.

1.2. Рецензенты:

- ст. преподаватель Захаренко В.С.;

- учитель высшей категории Бубнова С. Н.

1.3. Пояснительная записка.

Цель курса – дать студентам вводные представления об объекте, предмете изучения и структуре экономической, социальной и политической географии, истории развития экономической географии, экономико-географических школах, основных понятиях и концепция районной школы экономической географии, методах экономико-географического анализа. Познакомить с основными глобальными проблемами современности, выделив экономико-географический аспект их исследования, понять место и роль экономической и социальной географии как важнейшей составной части географии в целом в решении глобальных мировых и региональных проблем.

Задачи курса - познакомить студентов с местом, ролью и значением экономической, социальной и политической географии в современном мире, показать важность регионального подхода в решении важнейших проблем современности, в том числе и на территории России, предложить для анализа существующий методологический и методический аппарат исследования.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина «Экономическая, социальная и политическая география» вводится для специальности «География».

Она должна изучаться на первом году обучения в течение одного семестра вместе с освоением студентами блока естественнонаучных фундаментальных и базовых профессиональных дисциплин.

Общая трудоемкость дисциплины – 100 часов. На аудиторные занятия (лекции, семинары, практические задания, промежуточный и итоговый контроль) отводится 72 час. Объем самостоятельной работы студентов – 28 часов.

Основные требования к уровню освоения содержания курса определяются квалификационными характеристиками специалистов с высшим университетским географическим образованием и должны включать:

-общие представления о предмете, структуре, основных понятиях и методах экономической, социальной и политической географии;

-общие представления об основных методах экономико-географического анализа;

-знания о территориальной дифференциации природно-ресурсных, хозяйственных, социальных, экономических и политических явлений и процессов;

-региональный аспект глобальных проблем современности (экономико-географический аспект).

Программа составлена на основе программы авторов: доцент, к.г.н. Г.И. Гладкевич, доцент, к.г.н. В.Е. Шувалов

(МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет)

1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности «География».

Экономическая, социальная и политическая география в системе географических наук; пространственная, экономическая и социальная парадигмы – концептуальные основы экономической и социальной географии; экономико – географические аспекты глобальных проблем современности.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа




1.

020401.65 География (Страноведение и международный туризм)

1

1,2

100

36

20

16

-

37

экзамен


1.6.Содержание дисциплины
1. 6. 1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.




п/п



Наименование

тем и разделов


Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)


СР
В том числе

ЛК

ПР

1

Общие основы экономической, социальной и политической географии

9

8

6

8

1.1.

Методологические и методические основы экономической, социальной и политической географии.

6

4

2

2

1.2.

Методы экономико-географических исследований.

8

2

2

2

1.3.

Прикладные задачи экономической и социальной географии

12

2

2

4

2

Этапы формирования и развития. Основные школы экономической и социальной географии.

9

8

8

4

2.1.

Этапы формирования и развития экономической и социальной географии.

8

4

4

-

2.2.

Основные школы экономической и социальной географии.

14

4

4

4

3.

Основные понятия и концепции экономической и социальной географии.

9

6

6

4

4.

Глобальные проблемы и задачи социально-экономической географии.

9

14

16

12

4.1.

Демографическая проблема.

8

2

2

2

4.2.

Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией.

10

2

4

2

4.3.

Глобальная продовольственная проблема

6

2

2

2

4.4.

Глобализация экономики

10

4

4

2

4.5.

Мировая урбанизация

6

2

2

2

4.6.

Проблема мира и безопасности народов

4

2

2

2




ИТОГО:

36

20

16

37


1. 6. 2. Содержание разделов дисциплины.

1. Общие основы экономической, социальной и политической географии.

2. Этапы формирования и развития. Основные школы экономической и социальной географии.

3. Основные понятия и концепции экономической и социальной географии.

4. Глобальные проблемы и задачи социально-экономической географии.
2. Темы и краткое содержание

Введение.

Цели, задачи курса. Его место в системе географического образования.

1. Общие основы экономической, социальной и политической географии.

Методологические основы экономической и социальной географии.

Современная система географических наук и место в ней экономической и социальной географии как консолидирующей общественно-географической науки: сущность, функции, взаимосвязь с другими науками. Конструктивное и мировоззренческое значение экономической, социальной и политической географии.

Экономическая география в широком и узком смысле слова: определение, объект и предмет исследования, структура. Соотношение ее экономической, социальной и политической составляющих.

Экономическая география и экономика, социальная география и социальная наука, политическая география и геополитика: их соотношение и взаимосвязь. Важнейшие тенденции в развитии экономической и социальной географии: экономизация, социологизация, гуманизация, экологизация; интеграционные процессы. Социальная география и ее основные ветви (география поведения, география образа жизни и т.д.).

Общественно-исторический процесс и основные типы социально-экономико-географических процессов. Диалектическое единство системы «природа-хозяйство-население», взаимосвязь ее компонентов. Особенности взаимодействия населения и хозяйства, природы и хозяйства. Процесс природопользования. Понятие о ноосфере (экономико-географический аспект).

Методы экономико-географических исследований, их специфика и значение для экономико-географических исследований: общенаучные и общегеографические методы; системный подход. Историко-эволюционный метод и его значение; сравнительно-описательный, статистический, балансовый, картографический и метод экспедиционных исследований, математического моделирования, конструктивный (сравнение вариантов), дистанционный (аэрокосмический).

Вопросы сбора, обработки и хранения экономико-географической информации. Геоинформационные системы и их использование в экономико-географических исследованиях.

Прикладные задачи экономической и социальной географии. Место экономической и социальной географии в решении комплексных и отраслевых региональных проблем, территориальном проектировании и решений задач региональной политики. Экономическая, социальная и политическая география и региональное прогнозирование. Территориальное управление и управление территориальными социально-экономическими системами. Экономико-географическая экспертиза.

2. Этапы формирования и развития. Основные школы экономической и социальной географии.

Смена географических парадигм и их отражение в экономической и социальной географии. Географический детерминизм, районная парадигма, неопозитивистская (научная), бихевиористская, радикальная и гуманистическая парадигмы в географии.

Зарождение экономико-географических идей. Немецкая школа камеральной статистики и французская школа коммерческой географии.

Формирование новой экономической географии в XIX в. Основные направления развития экономико-географических идей во второй половине XIX – начале XX вв. Французская школа географии человека. Антропогеография и ее основные представители. Хорологическое направление.

Развитие экономико-географических представлений в России: М.В. Ломоносов и В.Н.Татищев как экономико-географы. Идеографическое и номографическое направления в отечественной экономической географии. П.П. Семенов-Тян-Шанский и В.П. Семенов-Тян-Шанский и их вклад в экономическую и социальную географию. Отраслево-статистическая школа В.Э. Дена.

Становление советской районной школы экономической географии. Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский и И.А. Витвер. Развитие советской районной школы экономической и социальной географии во второй половине ХХ века. Ю.Г. Саушкин и его вклад в экономическую и социальную географию.

Основные западные школы экономической и социальной географии второй половины ХХ века. Пространственный анализ (П. Хаггет, Д. Харвей, В. Бунге и др.). Количественная революция в географии: ее причины и последствия. Поведенческая и гуманистическая географии. География восприятия. Факторы, влияющие на формирование образов и представлений о территории. Роль поведенческой географии и географии восприятия в оптимизации пространства и формировании жизненной среды человека.

3.Основные понятия и концепции экономической и социальной географии.

Категории «территория» и «территориальная общность». Естественные и общественные свойства и отношения территории. Топологические свойства и отношения территории. Функция места. Емкость территории. «Города плюс дорожная сеть» как каркас, формирующий территорию.

Понятие территориальной общности. Виды территориальных общностей, их элементы и взаимосвязи.

Понятие территориальной организации общества (ТОО). ТОО как процесс развития и функционирования общества во времени и в пространстве. Геопространственные системы производства и расселения, их взаимосвязь.

Основные понятия и концепции районной школы экономической географии.

Основы теории экономико-географического положения (ЭГП). Важнейшие компоненты ЭГП, основные подходы к оценке роли ЭГП в развитии городов.

Территориальное (географическое) разделение труда и интеграция труда – важнейшая категория экономической и социальной географии. Виды ТРТ. Развитие ТРТ в условиях научно-технической революции. Формы территориальной организации общества и роль ТРТ в их образовании и развитии.

Понятия территориальной структуры и территориальной организации хозяйства. Территориальные хозяйственные системы и их типы. ТПК как форма территориальной организации хозяйства. Основные положения концепции ТПК и их применимость в современных условиях. Основные положения теории энергопроизводственных циклов (ЭПЦ). ЭПЦ как метод анализа территориальной организации хозяйства. Трансформация ЭПЦ в эпоху НТР и в условиях рыночной экономики.

Понятие и концепция экономико-географического районирования. Район и регион, соотношение понятий. Основные районообразующие факторы. Отраслевое и интегральное экономико-географическое районирование. Отраслевое и интегральное экономико-географическое районирование. Природно-хозяйственное и эколого-экономическое районирование.

Пространственный анализ: от моделей оптимального размещения предприятий к моделям пространственного развития. Теории размещения хозяйства. И. Тюнен и А. Вебер. Попытки создания общей теории размещения (В. Кристаллер, А. Леш). Динамические теории пространственного развития. Теория несбалансированного роста (Г. Мюрдаль), теория «полюсов роста» (Ф. Перру). Теория «центр – периферия» Дж. Фридмана и Э.Валлерстайна. Противоречие «равенство-эффективность» как основа пространственной поляризации на разных территориальных уровнях. Пространственная диффузия инноваций и модернизация периферии.
4. Глобальные проблемы и задачи социально-экономической географии.

Понятие глобальной проблемы. Типы и виды глобальных проблем. «Римский клуб». Пределы роста.

Демографическая проблема. Демографическая ситуация в мире и критерии ее анализа. Основные черты и факторы размещения населения мира. Понятие о демографическом переходе и его стадиях. Демографический взрыв. Пороговые ситуации. Мальтузианство и неомальтузианство. Сценарии роста численности населения мира.

Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией. Понятие о природных условиях и ресурсах территории. Источники загрязнения среды. Структура современного мирового топливно-энергетического баланса. Глобальная энергетическая стратегия. Современные перспективы использования пресных вод. Опреснение морской воды. Понятие о пределах сбалансированного потребления. Вопросы экономической географии Мирового океана. Понятие об аква- и марикультуре.

Глобальная продовольственная проблема. Землепользование и региональные различия по континентам. Дефицит продовольствия в отдельных регионах мира. Особенности интенсификации сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Понятие о биотехнологии.

Глобализация экономики: тенденции, проблемы и социально-политические последствия. Понятие о структуре мирового хозяйства. Роль научно-технического прогресса в изменении отраслевой и пространственной структуры экономики. Географические особенности трансферта технологий. Процессы постиндустриального развития. Рост третичного сектора. Развитие информационных услуг. Рост трансграничной мобильности населения. Мировые города, их место в глобализирующемся мире. Взаимосвязь процессов глобализации и регионализации. Концепции устойчивого развития и развития человеческого потенциала.

Мировая урбанизация: процессы и тенденции. Региональные особенности урбанизационных процессов. Городской образ жизни. Экология города.

Проблемы мира и безопасности народов. Объективная необходимость гуманизации международных отношений. Геополитика и новое политическое мышление.

Единство глобальных и региональных проблем

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения



п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

2

3

4

5

1.

Общие основы экономической, социальной и политической географии




8







Методологические и методические основы экономической, социальной и политической географии.

Системный подход – как методологическая основа географии.

вопросы для самостоятельного изучения.


2

выступление на семинаре.




Методы экономико-географических исследований.

Методы анализа, систематизации и обобщения.

вопросы для самостоятельного изучения.


2

выступление на семинаре, тестирование




Прикладные задачи экономической и социальной географии

вопросы для самостоятельного изучения

4




2.

Этапы формирования и развития. Основные школы экономической и социальной географии.

реферат

4

защита реферата




Основные школы экономической и социальной географии.

Мировая социально – экономическая география в 20 веке: этапы и направления исследований.

реферат, вопросы для самостоятельного изучения


4

защита реферата, тестирова-ние

3.

Основные понятия и концепции экономической и социальной географии.




4




4.

Глобальные проблемы и задачи социально-экономической географии.

Рефераты, вопросы для самостоятельного изучения

12

Защита рефератов, выступление на семинаре.




Демографическая проблема.

Рефераты, вопросы для самостоятельного изучения

2

Защита рефератов, выступление на семинаре.




Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией.




2







Глобальная продовольственная проблема

Рефераты, вопросы для самостоятельного изучения

2

Выступление на семинарах.




Глобализация экономики

вопросы для самостоятельного изучения

2

Выступление на семинарах.




Мировая урбанизация

вопросы для самостоятельного изучения

2

Выступление на семинарах.




Проблема мира и безопасности народов

Рефераты

2

Выступление на семинарах.

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

(планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ).
1.7.1. Семинарское занятие № 1.

Тема: Методологические и методические основы экономической, социальной и политической географии.

Цель: Рассмотреть методологические и методические основы экономической, социальной и политической географии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные особенности экономической, социальной и политической географии как науки.

  2. Критерии географичности.

  3. Каков состав подсистемы экономико-географических наук и почему он изменяется.

  4. Содержание основных этапов экономико-географических исследований.


Литература.

1. Алаев Э.Б. Социально – экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль 1983.

2. Лавров С.Б., Сдасюк Г. В. Современная социальная и экономическая география. – М.: Мысль, 1990.

Семинарское занятие № 2.

Тема: Методы экономико-географических исследований.

Цель: Изучить методы экономико-географических исследований.

Вопросы для обсуждения:

  1. Системный подход – как методологическая основа экономической и социальной географии.

  2. Понятия «система», «территориальная система», «геосистема» - их основные компоненты и свойства.

  3. Основные признаки современных классификаций географических исследований.

  4. Методы анализа, синтеза и обобщения.

Литература.

  1. Саушкин Ю. Г. Введение в экономическую географию. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.

  2. Жекулин В.С. Введение в географию. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.


Семинарское занятие № 3.

Тема: Прикладные задачи экономической и социальной географии.

Цель: Изучить прикладные задачи экономической и социальной географии.

Вопросы для обсуждения:

1. Место экономической и социальной географии в решении комплексных и отраслевых региональных проблем, территориальном проектировании и решений задач региональной политики.

2. Экономическая, социальная и политическая география и региональное прогнозирование.

3. Территориальное управление и управление территориальными социально-экономическими системами.

4. Экономико-географическая экспертиза.

Литература.

  1. Саушкин Ю.Г. Избранные труды. – Смоленск, 2001. –415 с.

  2. Семевский В.Н. Введение в экономическую географию. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

  3. Хаггет П. География: современный синтез. – М., 1979


Семинарское занятие № 4,5.

Тема: Этапы формирования и развития экономической и социальной географии.

Цель: Рассмотреть и обсудить основные этапы формирования и развития экономической и социальной географии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Причины зарождения экономико-географических идей в античную эпоху и среднее средневековье.

  2. Значение книги Варениуса Б. «Всеобщая география».

  3. Особенности и результаты развития экономико-географических представлений в России в 18 в.

  4. Роль немецких и французских ученых в процессе становления СЭГ.

  5. Каков вклад П.П. Семенного – Тян-Шанского, Менделеева Д. И. в развитие СЭГ.

  6. Значение ведущих советских научных школ в развитии отечественной СЭГ в 20 в.

  7. Процесс гуманитаризации географической науки.

Литература.

  1. Баранский Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии. – М.: Мысль, 1980. –284 с.

  2. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. и др. Введение в экономическую и социальную географию. Уч. пособ. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1993. –221 с.


Семинарское занятие № 6,7.

Тема: Основные школы экономической и социальной географии.

Цель: Изучить основные школы экономической и социальной географии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение 2-х ведущих научных школ (Н. Н. Баранского – Н.Н. Колосовского и В.Э. Дена).

  2. Региональная концепция в национальных географических школах Западной Европы и США.

  3. «Количественная революция» в географии.

  4. Экологизация географии.

  5. Социологическое направление в зарубежной географии.

Литература.

  1. Саушкин Ю.Г. Избранные труды. – Смоленск, 2001. –415 с.

  2. Семевский В.Н. Введение в экономическую географию. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

  3. Хаггет П. География: современный синтез. – М., 1979.


Семинарское занятие № 8,9.

Тема: Основные понятия и концепции экономической и социальной географии.

Цель: Изучить основные понятия и концепции экономической и социальной географии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о географическом разделении труда.

  2. НТР развитие всемирного разделения труда и всемирного хозяйства.

  3. Географическое положение и экономико – географическое положение.

  4. Категории «территория» и «территориальная общность».

  5. Понятие территориальной общности. Виды территориальных общностей, их элементы и взаимосвязи.

  6. Понятие территориальной организации общества (ТОО).

  7. Основы теории экономико-географического положения (ЭГП).

Литература.

  1. Баранский Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии. – М.: Мысль, 1980. –284 с.

2. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. и др. Введение в экономическую и социальную географию. Уч. пособ. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1993. –221 с.

  1. Гладкевич Г. И. Введение в экономическую и социальную географию. – Смоленск, 1994. –94 с.

  2. Практические и семинарские занятия по курсу «Введение в географию». Учеб. пособие. Под ред. К.Н. Дьяконова, Г.И. Гладкевич. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. –107 с.

Семинарское занятие № 10.

Тема: Основные понятия и концепции экономической и социальной географии.

Цель: Изучить основные понятия и концепции экономической и социальной географии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия территориальной структуры и территориальной организации хозяйства.

  2. ТПК как форма территориальной организации хозяйства.

  3. Основные положения теории энергопроизводственных циклов (ЭПЦ).

  4. Понятие и концепция экономико-географического районирования. Район и регион, соотношение понятий.

  5. Природно-хозяйственное и эколого-экономическое районирование.

Литература.

  1. Гладкевич Г. И. Введение в экономическую и социальную географию. – Смоленск, 1994. –94 с.

  2. Практические и семинарские занятия по курсу «Введение в географию». Учеб. пособие. Под ред. К.Н. Дьяконова, Г.И. Гладкевич. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. –107 с.

  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1. – Ярославль, 1995.

Саушкин Ю. Г. Введение в экономическую географию. – М.: Изд-во Моск. ун-та,

Семинарское занятие № 11.

Тема: Демографическая проблема.

Цель: Рассмотреть основные вопросы демографической проблемы человечества.

Вопросы для обсуждения:

  1. Демографическая ситуация в мире и критерии ее анализа.

  2. Основные черты и факторы размещения населения мира.

  3. Понятие о демографическом переходе и его стадиях.

  4. Демографический взрыв. Пороговые ситуации.

  5. Мальтузианство и неомальтузианство.

  6. Сценарии роста численности населения мира.

Литература.

  1. Жекулин В.С. Введение в географию. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. –272 с.

  2. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. – М., 2001.

  3. Медоуз Д. и др. За пределами роста. – М.: 1994. –300 с.

  4. Саушкин Ю.Г. Избранные труды. – Смоленск, 2001. –415 с.

Семинарское занятие № 12,13.

Тема: Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией.

Цель: Изучить основные вопросы проблемы обеспечения человечества сырьем и энергией.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о природных условиях и ресурсах территории.

  2. Источники загрязнения среды.

  3. Структура современного мирового топливно-энергетического баланса.

  4. Глобальная энергетическая стратегия.

  5. Современные перспективы использования пресных вод.

  6. Понятие о пределах сбалансированного потребления.

  7. Вопросы экономической географии Мирового океана.

  8. Понятие об аква- и марикультуре.

Литература.

  1. Семевский В.Н. Введение в экономическую географию. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

  2. Хаггет П. География: современный синтез. – М., 1979.

  3. Экономическая и социальная география в СССР. История и современное развитие. – М.: Просвещение, 1987. –539 с.

Семинарское занятие № 14.

Тема: Глобальная продовольственная проблема.

Цель: Рассмотреть основные вопросы глобальной продовольственной проблемы человечества.

Вопросы для обсуждения:

  1. Землепользование и региональные различия по континентам.

  2. Дефицит продовольствия в отдельных регионах мира.

  3. Особенности интенсификации сельскохозяйственного производства и экологические проблемы.

  4. Понятие о биотехнологии.

Литература.

1. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. и др. Введение в экономическую и социальную географию. Уч. пособ. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1993. –221 с.

  1. Гладкевич Г. И. Введение в экономическую и социальную географию. – Смоленск, 1994. –94 с.

Семинарское занятие № 15,16.

Тема: Глобализация экономики.

Цель: Рассмотреть основные вопросы глобализация экономики.

Вопросы для обсуждения:

  1. Тенденции, проблемы и социально-политические последствия.

  2. Понятие о структуре мирового хозяйства.

  3. Роль научно-технического прогресса в изменении отраслевой и пространственной структуры экономики.

  4. Географические особенности трансферта технологий.

  5. Процессы постиндустриального развития.

  6. Рост третичного сектора. Развитие информационных услуг.

  7. Рост трансграничной мобильности населения.

  8. Мировые города, их место в глобализирующемся мире.

  9. Взаимосвязь процессов глобализации и регионализации.

  10. Концепции устойчивого развития и развития человеческого потенциала.

Литература.

  1. Саушкин Ю. Г. Введение в экономическую географию. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. –339 с.

  2. Методы экономико-географических исследований.Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию. – М.: Владос, 2001. –272 с.

3. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины. – М.: БСЭ, 1988. –432 с.

  1. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. Хрестоматия по курсу «Введение в экономическую и социальную географию». – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1993. –244 с.


Семинарское занятие № 17.

Тема: Мировая урбанизация

Цель: Рассмотреть основные вопросы мировой урбанизации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Процессы и тенденции.

  2. Региональные особенности урбанизационных процессов.

  3. Городской образ жизни.

  4. Экология города.

Литература.

1. Жекулин В.С. Введение в географию. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. –272 с.

  1. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. – М., 2001.

  2. Медоуз Д. и др. За пределами роста. – М.: 1994. –300 с.

  3. Саушкин Ю.Г. Избранные труды. – Смоленск, 2001. –415 с.


Семинарское занятие № 18.

Тема: Проблемы мира и безопасности народов

Цель: Рассмотреть основные вопросы проблемы мира и безопасности народов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Объективная необходимость гуманизации международных отношений.

  2. Геополитика и новое политическое мышление.


Литература.

1. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. и др. Введение в экономическую и социальную географию. Уч. пособ. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1993. –221 с.

2. Гладкевич Г. И. Введение в экономическую и социальную географию. – Смоленск, 1994. –94 с.

1.8. Учебно-методическое обеспечение курса.

Рекомендуемая литература (основная):

  1. Баранский Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии. – М.: Мысль, 1980. –284 с.

2. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. и др. Введение в экономическую и социальную географию. Уч. пособ. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1993. –221 с.

  1. Гладкевич Г. И. Введение в экономическую и социальную географию. – Смоленск, 1994. –94 с.

  2. Практические и семинарские занятия по курсу «Введение в географию». Учеб. пособие. Под ред. К.Н. Дьяконова, Г.И. Гладкевич. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. –107 с.

  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1. – Ярославль, 1995.

  4. Саушкин Ю. Г. Введение в экономическую географию. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. –339 с.

  5. Методы экономико-географических исследований.Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию. – М.: Владос, 2001. –272 с.


Рекомендованная литература (дополнительная):

  1. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины. – М.: БСЭ, 1988. –432 с.

  2. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. Хрестоматия по курсу «Введение в экономическую и социальную географию». – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1993. –244 с.

  3. Джонстон Р.Дж. География и географы: Очерк развития англо-американской социальной географии после 1945 года. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.

  4. Жекулин В.С. Введение в географию. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. –272 с.

  5. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. – М., 2001.

  6. Медоуз Д. и др. За пределами роста. – М.: 1994. –300 с.

  7. Саушкин Ю.Г. Избранные труды. – Смоленск, 2001. –415 с.

  8. Семевский В.Н. Введение в экономическую географию. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

  9. Хаггет П. География: современный синтез. – М., 1979.

  10. Экономическая и социальная география в СССР. История и современное развитие. – М.: Просвещение, 1987. –539 с.



1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


  1. Географический атлас. Для учителей средней школы. – М.: ГУУК, 1985

  2. Географический атлас для 10 класса. – Дрофа, 2003.

  3. Настенные политические, экономические и физические карты отдельных регионов и стран мира.

  4. Видеофильмы и слайды.

  5. Телевизор.

  6. Видеомагнитофон.

  7. Кодоскоп.

  8. Наглядные пособия.


Средства обеспечения освоения дисциплины

Аудитории,

Настенные наглядные учебные пособия (карты, таблицы, схемы),

Экранные пособия (кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, слайды, транспаранты).

Учебная литература (учебники, энциклопедии, справочники).

1.10. Примерные зачетные тестовые задания.

1. При экономической оценке земель для жилищного строительства применяют (укажите правильный подход):

а) затратный подход, учитывающий суммарные издержки на создание транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры;

б) архитектурно-планировочный подход, учитывающий качество и этажность застройки;

в) социальный подход, учитывающий уровень жизни, гомогенность и трудозанятость населения;

г) экологический фактор, учитывающий характер загрязнения отдельных территорий;

д) рентный фактор, учитывающий качество и естественное плодородие земель.

2. Среди разновидностей форм собственности на земельные участки и объекты недвижимости в Российской Федерации выделяют следующие: (указать недостающее)

а) федеральная; б) частная: в) коллективно-долевая; г) собственность субъектов РФ; д) коллективно-совместная; е) _____________________________

3. Укажите основной очаг происхождения таких культурных растений как картофель, томат, табак, хлопчатник, маниок и арахис: 1.Китайский, 2.Индийский, 3.Среднеазиатский, 4.Абиссинский, Южно-Американский.

4. Укажите для какого из перечисленных субъектов России характерна максимальная распаханность территории: 1.Смоленская обл., 2.Кировская обл., 3.Московская обл., 4.Иркутская обл., 5.Саратовская обл.

5. Укажите какая из перечисленных категорий земель занимает наибольший удельный вес в структуре земельного фонда России: 1. сельскохозяйственные земли, 2. лесные земли, 3. земли населенных пунктов, 4. земли промышленности, связи, транспорта, 5. малопродуктивные земли.

6. Укажите какие две категории земель составляют основу формирующего в России рынка земельных участков: 1. природоохранные земли, 2. лесные земли, 3.сельскохозяйственные земли, 4. селитебные земли, 5. земли промышленности, 6. земли транспорта.

7. Выберите единственный экономический район, численность населения которого росла и 1980-е, и в 1990-е годы:

1. Центрально-Черноземный 2. Северный Кавказ 3. Северный

4. Дальний Восток 5. Северо-Западный

8. Выберите единственный экономический район, численность населения которого в 1990-е годы росла и только с 1997 г. стала сокращаться из-за уменьшения притока мигрантов:

1.Северо-Западный 2.Центрально-Черноземный 3.Северный

4.Дальний Восток 5. Восточная Сибирь

9. Выберите регион, в котором в 90-е годы наблюдалась естественная убыль и миграционный прирост населения:

1.Чукотский АО 2.Калмыкия 3.Тверская обл.

4.Дагестан 5.Приморский край 6.Тува

10. В каком субъекте РФ общий коэффициент рождаемости минимален:

1. Ставропольский край 2.Алтайский край 3.Башкирия

4.Ямало-Ненецкий АО 5. С.-Петербург 6. Якутия

11. Какой регион имеет низкую плотность населения и низкий общий коэффициент смертности:

1. Краснодарский край 2.Пермская обл. 3.Псковская обл.

4. Ивановская обл. 5.Дагестан

12. В каком районе самая низкая демографическая нагрузка:

1. Центрально-Черноземный 2. Волго-Вятский 3. Дальний Восток

4. Северо-Западный 5. Центральный 6. Урал

13. В каком субъекте РФ выше всего доля трудоспособного населения:

1.Тульская обл. 2.Тува 3.Новгородская обл.

4.Адыгея 5.Магаданская обл. 6.Краснодарский край

14. В России в 1999 г. родилось 1,1 млн. чел. Выберите правильный общий коэффициент рождаемости для России (в промилле):

6,5 7 8,5 10 12,5 15

15. Рассчитайте демографическую нагрузку для населения Ивановской области, выбрав из предложенного списка правильную долю каждой из возрастных групп:

Дети - 10%, 20%, 30%, 40%

Трудоспособные - 15%, 35%, 55%, 75%

Пенсионеры - 15%, 25%, 35%, 45%

Ответ (записать) _______ (0,82)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13 Экономическая и...
Автор программы: к п н Кожевникова Т. А., ассистент кафедры географии и экологии Чумакова С. В

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11. «Прикладная экономика»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 04 Мировая экономика...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 География городов...
Земли в результате исторической эволюции обществ (цивилизаций) и в современных условиях глобализации мировой системы

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новейшая история...
Федоров в. Е., к ф н., доцент, зав кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ноу впо мибо

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран...
Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории (мгпу)

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая, социальная и политическая география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф 16, дс, сд. Ф. 16...
«Основы психоконсультирования и психокоррекции» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную